Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2.2]

ВИДЫ ВНЕШ НИХ ВОЗМУЩ ЕНИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

55

щения самолета, вызываемые этими случайными возмущениями, можно считать нормальными и, для не особенно больших отрезков времени, стационарными случайными функциями времени.

Вероятностные характеристики параметров, определяющих вращательное движение самолета, могут быть получены теорети­ чески на основании вероятностных характеристик сил и моментов, действующих на самолет, или на основании натурных записей этих параметров в процессе полета самолета и их статистической обработки.” Натурные данные показывают, что математические ожидания углов рыскания ф, тангажа 0 и крена у могут быть при­ няты равными нулю *). Для корреляционных функций углов А, у и ф получены выражения, аналогичные корреляционным функ­ циям качки корабля [(см. (13)]

K Xj (Д =

1(cos Хус +

sin Ху | т |j

(2.39)

(7 = 1, 2, 3; Х г = Ъ, Х 2 = у, Х3 = ф),

где величины a\j, X физический смысл которых был указан ра­ нее, определяются из опытных данных.

^Спектральные плотности случайных функций ft (t), у (t), ф (t) имеют вид (15), т. е.

 

2а|(!

62

(2.40)

 

Я » =

0)4 + 2а2о)-2 + 64

в)

В е р о я т н о с т н ы е х а р а к т е р и с т и к и п о с т у ­

п а т е л ь н ы х д в и ж е н и й м е с т а у с т а н о в к и ГУ. Поступательные движения места установки ГУ обусловливаются поступательными движениями центра тяжести самолета, которые характеризуются тремя линейными координатами хд, уд, z . Необ­ ходимые для расчетов ГУ вероятностные характеристики ускоре­ ний хд (t), уд (t), zg (t) могут быть определены из опытных данных. Расчет вероятностных характеристик ускорений центра тяжести самолета может быть выполнен и теоретически на основании дан­ ных о аэродинамических возмущениях, действующих на самолет, и уравнений движения самолета [10], [9].На самолете также возни­ кают вибрации, ускорения которых хъ (t), ув(£), zB(t) являются слу­ чайными функциями времени [69].

4. Овнешних возмущениях при использовании ГУ на спутнике.

На спутнике, так же как и на других летательных аппаратах, возмущающие воздействия на ГУ обусловлены вращательными движениями ’’’’спутника, перемещениями его центра тяжести и возможными вибрациями. Положение спутника относительно

*) См. подстрочное примечание на стр, 46,


56

СИЛЫ И МОМЕНТЫ, ДЕЙСТВУЮ Щ ИЕ НА ГУ

[ГЛ. 2

базовой системы координат определяется теми же тремя углами <|>, &, у, что для самолета (рис. 2.12). При полете в космосе на лета­ тельный аппарат кроме внутреннего момента будут действовать внешние моменты, создаваемые гравитационным, магнитным и электрическим полями, сопротивлением атмосферы, давлением солнечных и космических лучей и ударами метеоритов [х]. На осно­ вании некоторых опытных данных [57] можно считать, что изме­ нения углов ориентации спутника являются случайными функ­ циями времени.

§2.3. Управляющие и возмущающие моменты и их связь

свнешними воздействиями и параметрами ГУ

1.Общая характеристика управляющих и возмущающих мо­ ментов. Прикладываемые к ГУ моменты можно разделить на управляющие и возмущающие, относя к первым моменты внешних

сил, реакция на которые обеспечивает реализацию требуемого для данного ГУ эффекта. К возмущающим будем относить все те моменты внешних сил, которые играют роль помех для данного ГУ. Таким образом, с точки зрения классификации, принятой в теории автоматического регулирования, управляющие моменты играют роль полезного сигнала, а возмущающие — роль помехи.

Примерами управляющих моментов являются: моменты кор­ рекции М к; моменты, для измерения которых рассчитано данное ГУ — «полезные» моменты М"„; другие управляющие моменты, искусственно создаваемые для обеспечения требуемых свойств устройства (моменты демпфирования, моменты пружин и т. д.), обусловленные схемой прибора М в.

Моменты коррекции М к искусственно создаются в ГУ для удержания оси гироскопа в заданном (требуемом) направлении.

Моменты одной и той же физической природы могут играть в различных ГУ и роль полезных воздействий и роль возмущаю­ щих моментов. Например, момент силы тяжести М ' в ГМ играет роль «полезного», а в ГН — роль возмущающего момента. Анало­ гичным образом, силы инерции, возникающие вследствие ускоре­ ния объекта, в ГИ создают управляющие моменты, но те же силы инерции, возникающие в астатическом гироскопе вследствие его неуравновешенности, играют роль возмущений.

К полезным моментам М п можно отнести: гироскопический мо­ мент М т, пропорциональный угловой скорости объекта, в гиротахо­ метре, в поплавковом интегрирующем гироскопе; момент сил инер­

ции Ж и, возникающий

из-за ускорений объекта в гироскопиче­

ском интеграторе, и т.

д. К моментам М 0 относятся, например,

момент пружины в ГТ, момент демпфирования в ГМ, ГК, ГТ и т. д. К возмущающим моментам следует относить: моменты силы тя­ жести M g] моменты сил инерции Жи, возникающие вследствие



§ 2.3 ] УПРАВЛЯЮ Щ ИЕ И ВОЗМУЩАЮЩИЕ МОМЕНТЫ 5?

ускорений объекта; моменты сил трения в осях карданова подвеса АГТ; моменты М в п, обусловленные изменениями параметров ГУ относительно их расчетных значений, и т. п.

Одними из существенных составляющих возмущающего момента являются моменты сил трения в осях карданова подвеса гироскопа Мт, которые определяются характером вращения кардановых ко­ лец и зависят от системы сил и моментов, действующих на эле­ менты ГУ.

Кроме указанных возмущающих моментов в реальных кон­ струкциях ГУ возникают и другие моменты, например, моменты, создаваемые датчиками углов (сигналов), токоподводами, конвек­ ционными токами в жидкости (в поплавковых гироскопах), «тяжением» датчиков моментов и т. п. Величины этих моментов устанав­ ливаются обычно экспериментальным путем.

2. Характеристики управляющих моментов.

а)

М о м е н т ы к о р р е к ц и и .

Рассмотрим для примера

моменты коррекции применительно к ГВ.

Схема карданова подвеса

Рис. 2.13. Схема карданова подвеса

Рис. 2.14. ЭйлеровнГуглы а и

ß для

гировертикали.

случая гировертикали.

 

ГВ приведена на рис. 2.13. Оси системы отсчета обозначим через Oirfc; оси ОЬ, и О у] расположены в плоскости горизонта, а ось ОС — по ^вертикали. Оси Oxyz связаны с ротором гироскопа. Поворотом наружного карданова кольца на угол а (рис. 2.14) и внутреннего на угол ß получаем так называемые оси Резаля Оххугг, положение которых (или, что то же самое, положение оси Oz гироскопа) относительно системы отсчета О £ ^определяется углами а и ß. В качестве ГВ используется трехстепенной астатический гироскоп с маятниковой коррекцией, накладывающей на гиро­ скоп (при отклонении оси гироскопа от вертикали) моменты

5В СИЛЫ И МОМ ЕНТЫ , ДЕЙСТВУЮ Щ ИЕ НА ГУ |ТЛ . 2

коррекции. Условимся отмечать моменты относительно осей Резаля Оххи Оух индексами х и у соответственно и вследствие малости угла ß не будем делать различия между моментами относительно осей Ог\ и Оух (рис. 2.14). Таким образом, применительно к моментам коррекции мы будем пользоваться обозначениями и МКу.

^^Зависимость момента коррекции от угла рассогласования я или ß оси гироскопа с заданным направлением называется харак­ теристикой коррекции. На рис. 2.15 приведены типовые характе­ ристики коррекции, применяющиеся в ГУ:

а) пропорциональная (линейная), при которой моменты коррек­ ции Мы (или Мх ) линейно зависят от угла рассогласования оси

гироскопа я (или ß) (рис. 2.15, а); б) смешанная (линейная с ограничением); в диапазоне углов

отклонения гироскопа от —яв до + а я характеристика порпорциональная, в остальном диапазоне углов — постоянная (рис. 2.15, б , величина момента равна Вх или В у)\

в) смешанная с зоной нечувствительности

— ан <С я <С ан (или

— ßH<С ß

ßH)i обусловленная в основном

нечувствительностью

корректирующего устройства и трением в исполнительном эле­ менте системы коррекции (рис. 2.15, б);

г) смешанная с зоной гистерезисности; внутри зоны гистерезисности момент коррекции остается постоянным, а знак момента зависит от знака угловой скорости а (или ß) (рис. 2.15, г);

д) постоянная (релейная или контактная) без зоны нечувстви­ тельности; момент коррекции по величине постоянный, а знак его

определяется знаком угла отклонения гироскопа

(рис.

2.15, д);

е) постоянная с зоной нечувствительности — кя

< к <

ав (или

— ßH< ß <С ßn); вне зоны нечувствительности момент коррекции остается постоянным и изменяет знак с изменением знака угла отклонения гироскопа (рис. 2.15, е);

ж) постоянная с зоной гистерезисности; внутри зоны гистере­ зисности модуль момента коррекции является постоянным и знак его зависит от знака угловой скорости я (или ß) (рис. 2.15, ж).

Если предположить, что угол рассогласования я (или ß) определен точно, то моменты коррекции МКхи МКумогут быть пред­ ставлены в виде

А/ад = -/Ѵсрж(я), МКу — N <ру (ß),

(2.41)

где (р — функция я или ß( я, я. или ß, ß для гистерезисной характе­ ристики); N — коэффициент, имеющий различный физический смысл.

Для характеристик, содержащих пропорциональный участок (а—г на рис. 2.15), N имеет смысл крутизны пропорциональной части характеристики коррекции, обозначаемой в дальнейшем


УПРАВЛЯЮ Щ ИЕ И ВОЗМУЩАЮЩИЕ МОМЕНТЫ

Рис. 2.15. Характеристики коррекции.

60

СИЛЫ И МОМЕНТЫ , ДЕЙСТВУЮ Щ ИЕ НА ГУ

[ГЛ. 2

через S, и формула (41) принимает вид (интенсивность коррек­ ции по обеим осям подвеса считаем одинаковой)

Msx = - S 9x(a), M,, = -S<p,(ß).

(2.42)

Для пропорциональной характеристики коррекции(рис. 2.15, а)

(а) = а.

(2.43)

Угловая скорость прецессии а гироскопа под действием момента коррекции МКх, приложенного к внутренней оси карданова под­ веса, в этом случае определяется равенством

= 4 а -

(2.44)

где Н —кинетический момент гироскопа. Поэтомувеличина

» = 4 -

(2.«)

называется удельной скоростью коррекции. Обычно х составляет десятые и сотые доли 1 /сек.

Величина, обратная •/.,

Т = \ ,

(2.46)

называется постоянной времени системы коррекции ГВ; она сос­ тавляет десятки и сотни секунд.

Для смешанной характеристики коррекции (рис. 2.15, б)

 

-Вf

при

а ^

+

ап,

 

(а) =

а

при •—аи <

а <

+ а„,

(247)

 

-ß - при

а <=—ап>

 

где Вх — положительная постоянная, равная модулю момента коррекции на постоянном участке характеристики.

Величину момента Вх можно выразить через крутизну пропор­ циональной части характеристики в виде

Bx = San.

(2.48)

Отношение Вх к Н ,

(2.49)

дает наибольшую (при заданных параметрах) скорость коррекции Сх. Учитывая (48) и (45), имеем

Сх = ша-

(2.50)