Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66

СИЛЫ И МОМЕНТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ГУ

[ГЛ. 2

Рассмотрим влияние на работу системы коррекции ГУ сил инер­ ции, возникающих из-за ускорений объекта. Предположим, в ГВ, основанной на использовании астатического гироскопа, применена система коррекции, чувствительными элементами которой явля­ ются два плоских физических маятника. При ускорениях маятник отклоняется от вертикали места, что через систему коррекции вы­ зывает соответствующие отклонения оси гироскопа. Допустим для

Рис. 2.17. Отклонения маятников-корректоров.

простоты, что маятники-корректоры установлены на осях карданова подвеса гироскопа. При отсутствии ускорений объекта маятники

М г и М и (рис. 2.17)

направлены по вертикали

ОС и составляют

с нулевыми точками

а потенциометров П углы,

равные углам а

и ß отклонений оси гироскопа Oz от вертикали ОС.

При ускорениях

маятники-корректоры М г и М и отклоняются от вертикали ОС

на углы Хі и Хг (рис. 2.17)

и составляют с нулевыми точками а

потенциометров 11 углы у и 8,

равные

 

У = а —

Х т

8 = ß — Xi-

( 2 ’7 5 )

При использовании в системе коррекции короткопериодных физических маятников считают, что такой маятник практически мгновенно устанавливается по направлению кажущейся верти­ кали, т. е. по равнодействующей силы тяжести и сил инерции пе­ реносного движения объекта. Тогда для углов Хі и Хг отклонения маятников от вертикали можно приближенно записать

W,

w.

w r

 

 

 

_5

 

W

gо

g ’

(2.76)

 

 

 

b ~ g o + W < go

g '



§ 2.3]

УПРАВЛЯЮЩИЕ И ВОЗМУЩАЮЩИЕ МОМЕНТЫ

67

Учитывая (76), перепишем (75)

в виде

 

 

 

w

о = ß

W

(2.77)

 

т = а _ _ і ,

Y

Если объект изменяет скорость хода и совершает циркуляцию, то, используя для составляющих и такие же приближения, как при выводе формул (72), получим

Y= а 4" > 8 = ß ~ j -

(2-78>

Поэтому корректирующие моменты вместо (42) будут иметь вид

Л ^ = -Я<р,(т).

= - $ ? , $ )

(2.79)

или, учитывая (77),

м к:с =

(ос - ) , Мку = -s<pf (ß - - f ) .

(2.80)

Для пропорциональной характеристики (рис. 2.15, а) имеем

Л/„ = — s ( « ~ 4 ) , M4 = - s ( p - ^ ) .

(2.81)

Наконец, при колебательных движениях объекта, например при качке корабля, маятники-корректоры совершают колебания около вертикали, которые обычно являются случайными функциями времени (t) и (t). Тогда для пропорциональной характери­ стики коррекции моменты коррекции, согласно (75) и (79), будут

= - S \ a — 1х (01, Мку = Iß - *2 (0]. (2.82)

Выше были приведены выражения для моментов силы тяжести и сил инерции при ускорениях объекта применительно к гироскопу с вертикальной осью собственного вращения на примерах ГМ и ГВ, обладающих позиционными свойствами или системой маятни­ ковой коррекции. Аналогичные возмущающие моменты возни­

кают в гироскопах с горизонтальной осью собственого

вращения,

например в ГН, не имеющих обычно коррекции оси

гироскопа

в азимуте.

 

Приведем несколько типовых выражений подобных возмущаю­ щих моментов применительно в ГН, схема карданова подвеса для которого приведена на рис. 2.18.

Пусть ротор гироскопа в ГН обладает статической неуравнове­ шенностью. Момент неуравновешенности М л состоит из момента силы тяжести М ди момента сил инерции М ииз-за ускорений объекта

М в = М д + М,.

(2.83)

 

5*


68

СИЛЫ И МОМЕНТЫ,

ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ГУ

[ГЛ. 2

 

В проекциях на оси Охг и ОС (рис. 2.19 и 2.20) имеем

 

 

М ^ М ^ + М,,,

МЧ = МК + МЧ.

(2.84)

Предположим, что центр тяжести G ротора (рис. 2.20) смещен от­ носительно точки подвеса О на 10, а вес ротора равен _Р0. Для малых а и В

 

— 7 i k y ( ~ “V* + ^ + Wcß) — h г ( — Wß

+

W: ) l

^ н ; —

~ [lo. i— Wi — Wf ) —

 

 

(2.85)

 

 

 

 

hx (—«у* + ИД + wcß)] —

 

 

 

—у

[ ^ с +

V ^ ]ß -

где

u>t. — проекции линейного

ускорения

точки О под­

веса, определяемые соотношениями (68), или

(34)

и (35), если

Р и с /2.18. Схема карданова подвеса

Рис. 2.19. Углы о и ß отклонения

гироскопа направления.

оси гироскопа направления.

учитываются качка и вибрация объекта (при этом должна быть произведена замена осей Olif, ->От]£(—С); ср. рис. 2.19 и 2.2).

ТГ

 

Щ

 

/ q c \

При малых — , —

 

і вместо (oö) получим

§

&

§

 

м .

: Pohz (! +

у ) — Pohy (ß +

( 2. 86)

^= P0h s - i j r P o h x ^ .

Если имеется смещение I центра тяжести гиромотора (ротора и внутреннего карданова кольца-кожуха) относительно точки


§ 2.3]

УПРАВЛЯЮЩИЕ И ВОЗМУЩАЮЩИЕ МОМЕНТЫ

69

подвеса гироскопа, то для наиболее практически интересного слу­ чая смещения центра тяжести гиромотора вдоль оси Oz ротора момент М„х, вызывающий азимутальный уход оси гироскопа, бу­ дет равен

=

+

(2.87)

где Р — вес гиромотора; 10 — проекция вектора I на ось Oz ги­ роскопа.

 

Величины смещений Іг у современных гироскопов имеют по­

рядок микронов.*.

 

 

 

Динамическая

неуравновешен­

 

ность гироскопа

также приводит

 

к появлению возмущающих момен­

 

тов. Например, когда ось собст­

 

венного вращения ротора 'состав­

 

ляет с осью симметрии последнего

 

угол & (ротор неаксиально

наса­

 

жен на вал), возникающие вслед­

 

ствие этого возмущающие моменты

 

имеют вид

 

 

 

Мх — ~

— JB) 2 2sin Qt,

I

 

M

= — & (/ — / а) 2 2 cos ß0cos 2 t, J

 

 

 

 

 

(2. 88)

 

где

J

— осевой

момент

инер-

Рис. 2.20. К определению момента

ции ротора; /„ —

экваториальный

неуравновешенности,

момент

инерции

ротора;

£2 —

 

— угловая скорость собственного вращения ротора; ß0— начальное значение угла поворота внутреннего карданова кольца.

При линейных ускорениях места установки ГУ возникают силы инерции, вызывающие упругие деформации элементов гироскопа и соответствующее смещение его центра тяжести относительно точки подвеса, что приводит к возникновению возмущающего мо­ мента. При этом из всех причин, приводящих к возникновению линейных ускорений, основное значение имеют вибрации, обла­ дающие наибольшей частотой. Для простоты будем учитывать лишь упругую податливость ротора. Будем считать справедливым для рассматриваемых условий закон Гука и примем, что деформа­ ции элементов гироскопа пропорциональны вызывающей их на­ грузке, т. е. соответствующим силам инерции.

Введем оси Oxxyxz (рис. 2.20), связанные с гирокамерой (внутрен­ ним кардановым кольцом). Обозначим через w ускорение места уста­ новки гироскопа, вызванное вибрациями объекта

w — w Xlх\ + w Siy \ + W ,Z°,

(2.89)