Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

70

 

СИЛЫ И МОМЕНТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ГУ

[ГЛ. 2

где as?, у\,

— единичные

векторы соответствующих координат­

ных осей.

Соответствующая

сила инерции равна

 

 

 

I = — m0w = т0 (wXlx\ + wViy \ + wzz°),

(2.ПО)

где

m0 — масса^ротора гироскопа.

отно­

 

Обозначим через г перемещение центра тяжести ротора

сительно точки подвеса гироскопа из-за упругих деформаций ро­ тора, вызванных вибрациями

где сХі, сУі, cz — коэффициенты жесткости ротора

вдоль соответ­

ствующих осей.

относительно точки подвеса гироскопа

Тогда момент М силы I

равен

М = г Х І .

(2.92)

 

Проекция момента М на ось Охх (рис. 2.19), вызывающая ази­

мутальный уход ГН, будет равна

 

МХі =

{сг — сУі) wyiwz.

(2.93)

 

СУі *

 

Из формулы видно, что, например, для устранения азимуталь­ ной погрешности ГН из-за вибраций объекта следует при кон­ струировании гироскопа выполнять условие «равной жесткости»,

т. е. в рассматриваемом случае для обращения в

нуль составляю­

щей МХі должно быть сУі=сг.

 

 

б)

М о м е н т ы с и л т р е н и я в о с я х к а р д а н о в а

п о д в е с а . Существенными

составляющими

возмущающего

момента, действующего на ГУ,

являются моменты сил трения в

осях карданова подвеса. Трение в опорах на шариковых подшипни­ ках можно считать жидкостным или сухим (кулоново трение) в зависимости от конструкции опор ГУ. В случае жидкостного тре­ ния моменты сил трения принимают пропорциональными угловой скорости вращения колец подвеса гироскопа, взятой с обратным знаком. Так, например, для ГВ, расположенной на неподвижном основании (рис. 2.14), моменты сил трения М ТХи М т относительно осей Охх и Оуг определяются соотношениями

Мтх= n,ß, Мту= —лрх,

(2.94)

где nx VLпг — положительные величины, которые для малых коле­ баний ГВ можно полагать постоянными *). Они определяются

*) При выбранном на рис. 2.14 правиле отсчета углов угловая скорость вращения внутреннего кольца равна—ß,


§ 2.31

УПРАВЛЯЮЩИЕ И ВОЗМУЩАЮЩИЕ МОМЕНТЫ

п

экспериментально и составляют для сравнительно небольших ги­ роскопов для внутренней оси подвеса (п2) единицы Г см сек, а для наружной оси (да) десятки Г см сек.

Для ГУ, установленного на подвижном объекте (при наличии жидкостного трения), моменты сил трения пропорциональны отно­ сительным угловым скоростям. Так, например, если ГВ располо­ жена на корабле и ось Оу\ (рис. 2.14) вращения наружного карданова кольца параллельна продольной оси Ох корабля (рис. 2.2), вместо (94) получим

М*, = МЙ + Ф). М*у = —»1 (® — %

(2-95)

где ф — угловая скорость килевой качки, а 0 — угловая скорость бортовой качки корабля.

В случае сухого трения в осях подвеса гироскопа величина момента трения постоянна в определенном диапазоне угловой скорости вращения оси гироскопа вокруг соответствующей оси карданова подвеса, а знак момента трения противоположен знаку этой угловой скорости. Согласно закону Кулона при отсутствии

вращения объекта имеем

 

MT.t = ^ sig n p , M,e = —Qe signâ,

(2.96)

где Qx и Q — пЪложительные постоянные, равные модулям мо­ ментов трения относительно соответствующих осей, а для любого X знак sign X, как обычно, обозначает

sign X =

-j- 1 при

X )> О,

—1 при

(2.97)

 

X <( 0.

Величина Qx может колебаться для различных ГУ от долей до единиц Г см; величина Q может достигать десятков и сотен

Г см.

Экспериментальные данные показывают, что вследствие неод­ нородности опор подвеса при изменении направления их вращения модуль момента трения может изменяться. Это приводит к появ­ лению в течение времени работы ГУ знакопостоянных составляю­

щих моментов трения, т. е. вместо (96) будем иметь

 

K x = M l + Qxsign ß,

I

(

=

s i g n * ,

i

где M°TXи — знакопостоянные составляющие моментов трения*). При наличии вращения объекта знаки моментов трения опре­ деляются знаками относительных угловых скоростей. Например,

*) Величина М\я (или М%у) определяется как полуразность значений моментов трения в обоих опорах оси подвеса гироскопа.


72

СИЛЫ И МОМЕНТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ГУ

[ГЛ. 2

в случае ГВ, установленной на корабле, вместо (98), по аналогии с (95), получим

Мтх = М°тх+ Qx sign ф + ф), 1

м ?у = Щу — <?ySign(â — Ѳ). I

Так как угловые скорости â и (3 прецессии оси гироскопа во

много раз меньше угловых скоростей Ѳи ф качки корабля, то (99) иногда можно приближенно представить в виде

МІХ & M%x + Qx sign

(2.100)

MTy^ M % + Qy signÖ.

Аналогичные выражения для моментов сил трения в осях подвеса имеют место и при горизонтальном расположении оси ротора гироскопа, например в ГН. Предположим, что ГН (рис. 2.18 и 2.19) установлен на корабле так, что ось ОС вращения наружного

карданова кольца перпендикулярна плоскости

палубы, а

ось

Охг вращения внутреннего кольца параллельна

продольной

оси

Ох (рис. 2.2) корабля. В случае жидкостного трения по аналогии с (95) имеем

Мтх = п2(Р +

0),

Мч я* М,

(2.101)

-«г (* + ?),

где ф — угловая скорость рыскания корабля (рис. 2.2).

При наличии сухого трения, по аналогии с (99), можем записать

Мтх = Щх + Qx sign Ф + Ö),

( 2. 102)

= Щ , — Qy sign (й + cp),

 

или так как |ß|<^:|9| и | &|< ^ |ф |, то

 

МтX= MTX + QXSign Ѳ,

(2.103)

МЧ = Mly Qy Sign <p.

 

Эффект уменьшения моментов сил трения в опорах подвесов ГУ обнаруживается в случае колебательного движения основания прибора. При этом в шарикоподшипниковой опоре происходит движение наружного кольца относительно внутреннего, что обес­ печивает уменьшение момента трения. Это явление, впервые от­ меченное Н. Е. Жуковским на примере движения физического маятника, может быть существенно усилено при использовании специальных трехколенных шарикоподшипниковых опор (опоры типа «роторейс» [86]) с принудительным движением промежуточ­ ных колец по выбранному закону.

Применительно к ГН основное значение имеет уменьшение моментов сил трения в оси Охх (рис. 2.19) вращения внутреннего карданова кольца, что приводит к уменьшению азимутального


§ 2.3] УПРАВЛЯЮЩИЕ И ВОЗМУЩАЮЩИЕ МОМЕНТЫ 73

ухода оси гироскопа, представляющего собой основную погреш­

ность ГН. Для уменьшения момента трения

М тх применяются

различные способы принудительного движения

шарикоподшипни­

ковых опор внутренней оси.

 

При наличии принудительного вращения опор с угловой ско­

ростью Vмомент трения М тх в соответствии с

(103) определяется

выражением

(2.104)

МТх = М1ХЪ+ Qm sign (Ö+ V).

Знакопостоянная и знакопеременная составляющие момента трения в этом случае имеют меньшие абсолютные значения, чем при

отсутствии вращения

опор: \М°ТХЪ\ <

\М°ТХ\ и QXB < Qx.

приводит

Таким образом,

принудительное

вращение опор

к уменьшению моментов сил трения.

 

 

При колебательном движении опор в противофазе

 

Мтх= М%Хі + QXl sign (Ѳ-f ячcos (o0t) +

 

 

 

+ Qx, sign Ф— avcos C00£),

(2.105)

где av — амплитуда;

u>0 — круговая частота угловой скорости ко­

лебаний опор; QX1— величина момента трения в опоре, принимаемая

одинаковой для обеих опор. Если знакопеременные составляющие

моментов трения

в обоих подшипниках

вследствие их

неиден­

тичности различны (Q'xcÈQ'x), то вместо (105) получим

 

Мтх = М°ТХі +

Q’Xl sign (0 + avcos <o0t) +

 

 

 

 

 

-f (ГД sign (0 — avcos<y).

(2.106)

 

При вращении опор в противоположные стороны без реверса

(способ разновращения) имеем

 

 

 

 

Мтх=

+ Qx, sign (Ѳ+

v) + Qx%sign (Ѳ— v),

(2.107)

где

V= const.

 

 

 

 

 

не

При |vj

|Ѳ|

знакопеременная

составляющая момента трения

оказывает

существенного влияния на

систематический уход,

и вместо (107) можно положить

 

 

 

 

 

 

M,X = MU.

 

(2.108)

В последние годы широкое применение получили упомянутые ранее подшипники типа «роторейс» [86], в которых осуществляется вращение опор в противоположные стороны с периодическим ре­ версом направления вращения. В этом случае момент Мтх опреде­ ляется соотношением

МТх = М°Х) + QXssign (б + cos ш^),

(2.109)

где о)х — круговая частота реверсирования, а Qx>—суммарное значе­ ние знакопеременной составляющей момента трения от обеих опор.


74 СИЛЫ И МОМЕНТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ГУ [ГЛ. 2

Так как обычно | аѵcos иц 11

| Ö|, то (109) приближенно можно

записать в виде

 

 

м тх~ М %хз +

Q x zsign (соя (O^).

(2.110)

Применение таких подшипников позволило уменьшить уходы гироскопа блее чем на порядок [86] по сравнению с уходами по­ добных гироскопов при обычных подшипниках.

В общем случае величины моментов трения М®х, Qx имеют слу­ чайный характер. В первом приближении их можно рассматри­ вать как случайные величины, которые являются суммой момен­ тов, вызываемых большим количеством различных факторов, среди которых нет превалирующих. Поэтому величины моментов трения можно считать распределенными по нормальному закону с математическими ожиданиями m^r, qx и средними квадратиче­ скими значениями ато, ад, которые могут быть определены путем

статистической обработки результатов опытных замеров моментов сил трения в опорах подвесов гироскопических устройств.

В работе [80] на основании обработки экспериментальных данных по замерам моментов сил трения в шарикоподшипнике при повороте вращающегося кольца по отношению к неподвижному было определено математическое ожидание момента трения и кор­ реляционная функция случайной составляющей момента трения. Математическое ожидание обусловлено несимметричностью тре­ ния (знакопостоянной составляющей момента трения). Для кор­ реляционной функции момента сил трения было получено выра­ жение

Кмт(ѵ) = ажте-8'1, 1cos Ъ,

(2.111)

где V— угол поворота наружного кольца подшипника относи­ тельно внутреннего, а параметры корреляционной функции, в среднем, имеют следующие значения (при ѵ в град):

 

одст = 0,04 (Г см)2, [а= 0,6 1/град, X= 1,3 1 /град.

в)

М о м е н т ы ,

о б у с л о в л е н н ы е и з м е н е н и я м и

п а р а м е т р о в ГУ.

К изменениям параметров ГУ в процессе

его использования в реальных условиях на объекте можно отне­ сти: а) изменение кинетического момента гироскопа; б) измене­ ние момента коррекции; в) нарушение балансировки гироскопа; г) изменение жесткости пружины в ГТ; д) изменение демпфирую­ щих свойств жидкости в ПИГ; е) изменение отдельных параметров гироскопа вследствие изменения давления, плотности, влажности воздуха и температуры; ж) изменение параметров электрических

элементов ГУ и т. д.

ГУ могут быть

сведены

Изменения указанных параметров

к действдао на ГУ соответствующих

возмущающих

моментов.