Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
80 |
ОСНОВНЫЕ У РАВНЕНИ Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ |
[ГЛ. 3 |
a n ß соответственно, можно рассматривать как последовательное соединение консервативного и интегрирующего звеньев.
Отбрасывая в (6) инерционные члены, получим укороченные уравнения АГ — уравнения прецессионного движения
//â cos ß0 = MXl Яр cos ß0 = M |
(3.10) |
Учитывая обозначения (7), представим (10) в операторной форме
ра = кМ2, р $ = к М г. |
(3.11) |
Уравнениям (11) соответствуют передаточные функции гироскопа
ЬіЛ*) = 7 ’ Ln (s) = T ’ |
(3-12) |
т. е. в прецессионной теории трехстепенной АГ является интегри рующим звеном с передаточным коэффициентом к. Сравнивая (12) с (9), видим, что при малой постоянной времени Т гироскопа передаточные функции L n (s) и L21 (s) в (9) получают вид (12). Отсюда следует, что переход от полных дифференциальных уравне ний гироскопа к соответствующим укороченным уравнениям рав носилен пренебрежению малой постоянной времени Т гироскопа.
Входящие в правые части уравнений (6) моменты МХі и М
для АГ являются возмущающими моментами. Общие выражения для них были даны в § 2.3, п. 3. В качестве примера запишем уравнения АГ, учитывая только моменты сил жидкостного трения в осях карданова подвеса гироскопа. Предположим, что АГ ис пользуется на корабле как гироскоп направления, т. е. для кратко временного определения его углов рыскания. Пусть ось ОС (рис. 2.18 и 2.19) вращения наружного карданова кольца перпен дикулярна плоскости палубы, а ось Охх вращения внутреннего кольца параллельна продольной оси Ох (рис. 2.2) корабля. В этом
случае моменты М Х= М ТХ и М |
|
определяются |
фор |
||
мулами (2.101); вводя их в уравнения (6), получим |
|
||||
Jv. эР — На cos ß0 = |
—щ (ß + |
9), |
1 |
|
|
V |
+ Н$ C0S Po = |
~ Пі (“ + |
?) |
J |
|
или |
|
|
|
|
|
/г. J — На cos ß0 + лJ = — п2Ѳ(t), |
) |
|
|||
/ r?ä + |
//ß cos ß0 -f- ща — — щу it). J |
\ > |
Система уравнений (13) отличается от системы (6) наличием демп
фирующих моментов H2ß и пjâ. Поэтому и соответствующие пере даточные функции АГ будут отличаться от передаточных функ ций (9) тем, что вместо консервативных звеньев теперь войдут колебательные звенья с затуханием. Из прикладной теории гиро скопов известно, что указанные моменты вызывают затухание
§ 3.2] У РАВНЕНИ Я Д В И Ж ЕН И Я И ПЕРЕДА ТО ЧНЫ Е ФУНКЦИИ ГУ |
81 |
нутационных колебаний гироскопа. Поэтому для приближенного анализа АГ в этом случае можно отбросить инерционные члены
/ г эр и а также вызывающие затухание нутационных коле баний моменты ч23 и п1а; тогда вместо (13) получим уравнения прецессионного движения АГ
& |
Н cos ßo |
Ö(t), |
|
|
(3.14) |
РН cos ßo
или, учитывая обозначения (7), |
|
|
ä-==nJS{t), |
р = — |
(3.15) |
Эти уравнения позволяют найти уходы гироскопа |
a (t) и (3(t), |
|
обусловленные возмущающими |
воздействиями Ѳ(t) |
и f(t). |
2. Гироскоп направления (ГН). Гироскопом направления назы вается трехстепенной астатический гироскоп, снабженный гори зонтальной и азимутальной системами коррекции; горизонтальная коррекция удерживает внутреннее карданово кольцо (ось гиро скопа) в плоскости горизонта; азимутальная коррекция удерживает ось гироскопа в заданном азимутальном направлении.
ГН служит для определения углов поворота объекта вокруг вертикальной оси. При согласовании ГН с плоскостью меридиана, что осуществляется с помощью гирокомпаса (ГК), гироскоп на правления выдает текущее значение курса объекта. Таким обра зом, ГН может использоваться в качестве индикаторного прибора для определения углов рыскания и поворота объекта или для кратковременного указания его курса. Кроме того, ГН может применяться в качестве чувствительного элемента, например, системы автоматической стабилизации курса самолета или ко рабля.
Горизонтальная коррекция оси гироскопа осуществляется с помощью маятниковой коррекции или путем обеспечения взаим ной перпендикулярности кардановых колец.
Азимутальная коррекция ГН может быть основана на различ ных принципах. Если система коррекции предназначена для ком пенсации систематических азимутальных отклонений оси ГН, вызванных вращением Земли и собственным движением объекта,
то момент коррекции должен определяться соотношением |
|
М ^ — Н ^ и sin cp-f-^-tgcp), |
(3.16) |
где |
восточная составляющая Ѵе скорости объекта относительно |
|
Земли будет |
(3.17) |
|
|
Ѵе — Vcos К, |
|
где |
V — скорость объекта; К — курс объекта. |
|
6 А. А. Свешников, С. С. Ривкин
82 |
ОСНОВНЫЕ УРА В Н ЕН И Я |
ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ |
[ГЛ. 3 |
При |
такой коррекции ось |
ГН будет сохранять заданное на |
правление относительно плоскости меридиана, и если объект
будет двигаться с |
постоянным |
углом к направлению оси ГН, |
то движение будет |
совершаться |
по локсодромии. |
Если азимутальная коррекция должна учитывать только вра щение Земли, то корректирующий момент определяется соотно
шением |
|
MKX= HU sin ср. |
(3.18) |
В этом случае, при сохранении постоянного угла между горизон
тальной проекцией вектора |
скорости |
объекта |
и направлением |
оси гироскопа, объект будет |
двигаться |
по дуге |
большого круга |
(по ортодромии). |
|
|
|
Для использования ГН в течение достаточно длительного вре мени для стабилизации заданного азимутального направления чувствительный элемент системы коррекции должен обладать «направляющей силой» или избирательностью по отношению к стабилизируемому ГН заданному азимутальному направлению. В качестве такого чувствительного элемента обычно используется магнитная стрелка, например, в виде магнитного компаса. В не которых случаях магнитная стрелка корректора устанавливается непосредственно на гироскопе; подобный прибор носит название гиромагнитного компаса (ГМК).
Исходное положение осей Oxyz, связанных с ротором ГН, и система отсчета 0£т£ показаны на рис. 2.18. Положение оси Oz гироскопа относительно заданного ей направления От\ или, что то же самое, положение осей Резаля Oxxyxz определяется теми же углами а и ß, что и для трехстепенного АГ (рис. 2.19); углы а и ß являются погрешностями ГН.
Уравнения прецессионного движения ГН можно записать в виде
® |
Н |
> |
|
|
(3.19) |
М„
ßита. = —иЕ+ -jp-,
где иЕ, иу — проекции переносной угловой скорости осей 0$т£; МУхш М , ЪІХі— моменты внешних сил по осям подвеса.
Рассмотрим случай, когда ГН является указателем ортодромии. Тогда оси 07] и 0£ (рис. 2.19) должны быть ориентированы по касательной и по нормали к ортодромии, а щ, и ис опреде ляются соотношениями
= — U cos cp sin К — , iiT= U cos cp cos К, |
u^ — U sin cp. |
(3.20) |
Моменты MXl и Мух запишем в виде |
|
|
Мх>— МКх-f М„ МУх — МКу |
МІУ |
(3.21) |
§ 3.2] |
У РАВНЕНИ Я ДВ И Ж ЕН И Я И ПЕРЕДА ТО ЧНЫ Е ФУНКЦИИ ГУ |
83 |
где |
М ш и М ж — моменты азимутальной и горизонтальной |
кор |
рекции; М г и М 2 — возмущающие моменты.
Для рассматриваемого ортодромического ГН момент азимуталь
ной коррекции М кх определяется |
соотношением (18). |
Для мо |
||||||
мента горизонтальной маятниковой |
коррекции М ку с пропорцио |
|||||||
нальной |
характеристикой |
имеем выражение |
(2.82). |
учитывая |
||||
Вводя в (19) соотношения (21), (18), (2.82) |
(x2 = х) и |
|||||||
(20), получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
â — urp = |
М2, |
|
|
|
(3.22) |
||
|
Р + !\ |
|
=— |
—J r [ß — X |
( 0 J + 1 мf х - |
|||
|
а |
|
||||||
Принимая во внимание обозначения (7) (при cos ß0^ l ) |
и (2.45), |
|||||||
перепишем (22) |
в виде |
|
|
|
|
|
||
|
|
d — |
= kM2, |
|
|
|
(3.23) |
|
|
ß -f xß + |
u7a. |
== —в + XX(0 + kMx. |
|||||
|
|
|||||||
Так как |
обычно |
х^>7/ (см. (20)), |
то, |
опуская в (23) |
малые сла |
|||
гаемые чга. и в р, имеем |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
а = кМ2, |
|
|
|
(3.24) |
|
|
|
Р + |
xß = |
+ XX (t) -f кМх. |
|
|||
|
|
|
|
|||||
Если, согласно соотношению (2.46), |
ввести в (24) постоянную вре |
|||||||
мени Т, |
то система (24) примет вид |
|
|
|
||||
|
|
|
d = |
кМ2, |
|
|
) |
(3'25) |
|
|
Ц + р = - Т и %+ X (0 + ктмѵ \ |
Первому из уравнений (25) соответствует передаточная функция по координате я:
|
|
L12(S) = A . |
(8.26) |
|||
Передаточные |
функции ГН |
|
по |
координате |
ß по отношению |
|
к воздействиям н^, х(^)> 4Д определяются соотношениями |
||||||
|
*4 00 = |
P(«) |
^ |
т |
|
|
|
— |
(s) |
Ts -f- 1 ’ |
|
||
|
L » 00 = |
ß (») . |
1 |
(3.27) |
||
|
x(*) — r . + l ’ |
|||||
|
l ;2(s) = |
ß(s) |
_ |
kT |
|
|
|
|
M1 (s) — |
Ts + l ■ |
|
||
Приведем выражения |
для |
возмущающего |
момента M 2= M Xl |
|||
для нескольких |
случаев. |
|
|
|
|
|
6*
84 |
ОСНОВНЫЕ У РА В Н Е Н И Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ [ГЛ. 3 |
Пусть ГН установлен на корабле и используется для опреде ления его углов рыскания; ось Охх (рис. 2.19) вращения внутрен него карданова кольца параллельна продольной оси Ох (рис. 2.2) корабля. Если в качестве М Хх принять момент статической не уравновешенности ротора по формуле (2.86), то, согласно (25), имеем
â = к |
(3.28) |
В данном случае это уравнение следует решать совместно со вторым уравнением (25), в которое в качестве М г следует ввести момент М из (2.86).
При учете статической неуравновешенности гироскопа вдоль оси ротора в качестве М 2в (25) следует принять выражение (2.87); тогда получим
* = M , ( l + . | L ) = _ I L ( l + f - ) . |
(3,29) |
Рассмотрим уравнение ГН по координате а при вибрациях места установки прибора и упругой податливости ротора; вводя в (25) выражение (2.93), имеем
сх = —— ——(с. — c«)wgW,. |
(3.30) |
||
Я cos р0суісгѵ* |
Уі z |
ѵ |
' |
Наконец, запишем уравнение ГН при учете моментов сил су хого трения в горизонтальной оси подвеса; подставляя (2.103) в (25), получим
а |
Я cos ß0 |
Я cos ßo Slgn0- |
(3.31) |
||
|
|||||
Обозначим |
|
|
|
|
|
0 |
M-TX |
71 |
Я cos ßo |
* |
(3.32) |
1 |
Я cos ри ’ |
‘ |
|
||
Тогда |
<x= Tfj° —|—Tj sign 0. |
|
(3.33) |
||
|
|
Приведем уравнения движения ГН, установленного на качающемся корабле и снабженного системой горизонтальной кор рекции. При этом вращение Земли и собственное поступательное движение корабля учитывать не будем, полагая, что вертикаль ная составляющая соответствующей переносной угловой скорости компенсирована в приборе, а горизонтальной составляющей можно пренебречь по сравнению с угловой скоростью качки и угловой скоростью внутреннего кольца подвеса относительно наружного. Для простоты будем иметь в виду случай чисто борто вой качки; в исходный момент (при а= ß=0) ось гироскопа состав-