Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
§ 3.21 У РАВНЕНИ Я Д ВИ Ж ЕНИЯ И ПЕРЕДА ТО ЧНЫ Е ФУНКЦИИ ГУ |
85 |
ляет с продольной осью корабля в плоскости палубы угол а0; текущее положение оси гироскопа по отношению к корабельным осям определяется углами (а0+ а) и ß. В рассматриваемом случае имеем следующие уравнения:
d — Öß cos (а0 + |
а) = |
, |
|
|
(3.34) |
(В+ Ѳsin («о + |
а) = |
• |
Примем MXl==0, а М Яі равным моменту горизонтальной кор рекции М Кх, который для пропорциональной характеристики по аналогии с (2.82) можно записать в виде
М Ку = —S;{[ß + 0 Siп (а0 + а)] — 1 (*)}, |
(3.35) |
где X (t) — некоторая случайная функция, характеризующая ко лебания маятника-корректора около вертикали при качке ко рабля; ß-f-Ѳ sin ( а0 а) — угол отклонения оси гироскопа от плоскости горизонта (при малом Ѳ).
Для маятника с малым периодом
х(0~ — i s. sinfr>+ .a>., |
(3.36) |
где z — расстояние точки подвеса маятника от продольной оси корабля.
Учитывая (35), (36), при МХі = 0, МУі = М^у уравнения (34) можно переписать в виде
d — ßÖcos (а0 -f- а) = |
0, |
|
(3.37) |
||
ß + xß = — (Ѳ-)- хѲ -)- х'Ѳ) sin (а0 -|- а), |
|||||
|
|||||
где |
S_ |
|
|
|
|
X |
z __ |
z |
(3.38) |
||
Н ' |
g |
g |
|||
|
|
3. Физический маятник (ФМ). Физическим маятником назы вается тяжелое твердое тело произвольной формы, имеющее не подвижную горизонтальную ось вращения — ось подвеса маят ника. ФМ является указателем направления вертикали места. В гироскопической технике ФМ нашел широкое применение в ка честве чувствительных элементов корректирующих устройств, используемых, например, в ГВ и ГН. Помимо этого, свойства ФМ используются в различных акселерометрах, являющихся важней шими элементами ИНС.
Обозначим через %угол отклонения ФМ от вертикали. Период колебаний ФМ без демпфирования будет
(3.39)
86 |
ОСНОВНЫЕ |
У РАВНЕНИ Я |
ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ |
[ГЛ. 3 |
|
где |
J — момент инерции маятника относительно оси |
подвеса; |
|||
т — масса |
маятника; I — расстояние между центром |
тяжести |
|||
маятника |
и осью |
подвеса. |
|
|
|
|
Так как период колебаний математического маятника выра |
||||
жается формулой |
|
|
|
||
|
|
|
7ѴМ= |
2 * ] / 1 , |
(3.4U) |
где I — длина маятника, то для длины Ід эквивалентного матема тического маятника, имеющего тот же период, что и рассматривае мый физический маятник, получим
(3.41)
Дифференциальное уравнение малых колебаний плоского ФМ с демпфированием можно записать в виде
J%-f- b%+ mgly^ = |
mlw, |
(3.42) |
тде b — коэффициент демпфирования; |
w — проекция |
ускорения |
точки подвеса ФМ на направление вектора линейной скорости
центра тяжести маятника. |
|
в виде |
|
|
|||
Представим уравнение |
(42) |
|
|
||||
, |
Ъ |
, |
mgl |
ml |
(3.43) |
||
X + у X + j |
|
X = J w- |
|||||
|
|
|
|||||
Обозначим |
|
|
|
|
|
|
|
|
„ 2 _ |
mSl |
(3.44) |
||||
|
n |
~ |
|
I |
’ |
|
|
тогда, согласно (39), |
|
|
2Tz |
|
|
||
|
» = |
(3.45) |
|||||
|
■j ----- |
||||||
|
|
|
*ф. |
м |
|
|
|
т. е. п является частотой собственных незатухающих |
колеба |
||||||
ний ФМ. |
|
|
|
|
|
|
|
Величину mljj = кг представим в виде |
|
|
|||||
к |
|
|
|
|
|
(3.46) |
|
1 |
|
/ |
g |
|
g |
v |
' |
Преобразуем отношение b/J |
следующим образом: |
|
|
||||
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
m |
g |
l |
|
|
Ъ___Ъ_ |
Ѵ_ |
} |
= 2к,п, |
(3.47) |
|||
J ~~ ] |
V |
г |
|
||||
m |
g |
l |
|
|
|||
|
|
|
] |
|
|
|
§ 3.2] |
УРАВНЕНИЯ ДВ И Ж ЕН И Я И ПЕРЕДА ТО ЧНЫ Е ФУНКЦИИ ГУ |
87 |
|||||||
где |
величина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с - |
|
, |
|
|
(3.48) |
|
|
|
|
|
|
2 V Jmgl |
|
|
|
|
называется относительным коэффициентом затухания. |
|
|
|||||||
Учитывая обозначения |
(44), |
(46), |
(47), перепишем |
уравне- |
|||||
ние |
(43) в виде |
1 + |
|
|
п2х = |
k{j}. |
|
(3.49) |
|
|
|
|
+ |
|
|||||
Уравнению (49) |
соответствует |
передаточная функция ФМ |
|||||||
|
|
|
^ ^ |
s2 + |
2Cres + |
п2• |
|
(3.50) |
|
|
|
|
|
|
|||||
Вводя постоянную |
времени ФМ |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
т = |
~, |
|
|
(3.5.1) |
|
|
|
|
|
|
|
п ’ |
|
|
|
уравнение (49) можно переписать в виде |
|
|
|||||||
|
|
Т2Х + 2^Tx + x = kw, |
|
(3.52) |
|||||
где |
|
|
кі |
|
п2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
(3.53) |
||||
|
|
|
п2 |
~~ g |
п2 |
g ' |
|
||
|
|
|
|
|
|||||
Соответственно вместо |
(50) |
получим |
|
|
|
||||
|
|
L (s) — ТЧ2+ 2t,Ts + 1 • |
|
(3.54) |
|||||
|
|
|
|
Существенный интерес представляет анализ погрешностей ФМ в условиях качки корабля. Вводя в (49) вместо w ускорения wy и wz,
получим уравнения движения ФМ соответственно в плоскости шпангоута и в плоскости, параллельной диаметральной плоскости корабля (вибрацию и ускорение хода корабля не учитываем)
Ь + |
2^пѢ + |
п\ і = |
К ( Ь + |
— zb), |
(3.55) |
Ѣ + |
2^пѢ + |
п\ г ~ |
—К |
— г/Т + z§). |
(3.56) |
Здесь у обоих маятников приняты одинаковыми коэффициент затухания ң частота собственных колебаний.
Более сложным являются уравнения ФМ на качке с учетом слагаемых второго порядка малости. Так, для колебаний маятника
в диаметральной плоскости корабля (г/=0) вместо (56) |
имеем |
Ь. + 2^пѢ + «2 (і — ^° g ^ -) Хі = |
|
— —к [іо + ь ? — * (Ф2 + Ф2 + <и>) + 2 ($ + срѲ+ 2Щ). |
(3.57) |
88 |
ОСНОВНЫЕ У РАВНЕНИ Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ |
[ГЛ. 3 |
4. |
Гировертикаль с маятниковой коррекцией (ГВ). |
Гировер |
тикалью (ГВ) с маятниковой коррекцией называется трехстепен ной астатический гироскоп, снабженный системой маятниковой коррекции для удержания оси гироскопа в вертикальном поло жении. При установке на корабле ГВ определяет углы бортовой и килевой качки, а на самолете — углы крена и тангажа. ГВ по лучили широкое применение в системах автоматической стабили зации самолетов, ракет и других летательных аппаратов. Кроме
того, ГВ применяются в ус покоителях бортовой качки корабля.
|
|
|
|
Схема |
карданова |
подвеса |
|||||
|
|
|
|
ГВ с вертикальной осью соб |
|||||||
|
|
|
|
ственного |
вращения |
ротора |
|||||
|
|
|
|
приведена на рис. 3.1, на |
ко |
||||||
|
|
|
|
тором показано исходное по |
|||||||
|
|
|
|
ложение |
осей |
Oxyz, |
связан |
||||
|
|
|
|
ных с ротором гироскопа, и |
|||||||
|
|
|
|
осей 0£?]С, принимаемых в |
|||||||
|
|
|
|
качестве' |
системы |
отсчета. |
|||||
|
|
|
|
Ось |
От\ |
расположена |
гори- |
||||
|
|
|
f.# зонталыю |
по |
касательной к |
||||||
Рис. 3.1. |
Схема |
карданова |
подвеса |
траектории объекта; |
ось |
ОС |
|||||
направлена |
по |
вертикали. |
|||||||||
|
|
|
|
Положение оси (Jz |
гироскопа |
||||||
относительно вертикали ОС (рис. 2.14) или, |
что |
то |
же |
а |
самое, |
||||||
положение осей |
Резаля |
Oxxyxz |
определяется |
углами |
и |
ß, |
|||||
которые |
рассматриваются |
в дальнейшем |
как погрешности ГВ. |
Система коррекции |
гироскопа состоит из двух независимых |
|
систем, |
каждая из |
которых обеспечивает коррекцию гиро |
скопа |
относительно |
соответствующей оси карданова подвеса. |
В систему коррекции входят ФМ и датчики моментов (ДМ). Уравнения прецессионного движения ГВ, имеющей линейную
характеристику коррекции, для случая неподвижного основания
можно записать в виде |
|
|
|
â -)- х2а ■—. |
(t) -f- |
jj М2, |
(3.58) |
|
|
|
|
ß + *iß = *іХз (*) + |
J T M1 . . |
|
|
где хх и х2 — удельные скорости коррекции [см. |
(2.45)]; ул (І) |
||
и Хг (О — углы отклонения маятников-корректоров |
относительно |
вертикали соответственно в поперечной плоскости и в плоскости симметрии объекта; М х и М г — возмущающие моменты на осях подвеса гироскопа.