Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
§ 3.21 УРАВНЕНИ Я ДВ И Ж ЕНИЯ и Н Е РЕ Д А Т оН Н Ы Е ФУНКЦИИ ГУ |
89 |
|||||||
Введем постоянные времени ГВ |
Т\, |
Т2 и передаточный коэф |
||||||
фициент /с1: |
|
|
|
|
|
|
|
|
гр ___ |
1 |
> |
гр |
___ 1 |
|
1 ___ 1 |
(3.59) |
|
М -- ~ |
*2 -- Т~ > |
"X --- |
н • |
|||||
|
*1 |
|
|
*2 |
|
|
|
|
Тогда уравнения (58) примут вид |
|
|
|
|
||||
T2â - f а = |
Хі (0 + |
|
|
|
(3.60) |
|||
^iß + |
ß = |
Xi (0 + |
к1тім 1. |
|
||||
|
|
|||||||
Если в ГВ параметры характеристик коррекции по обеим осям |
||||||||
подвеса принять одинаковыми |
|
|
|
|
|
|||
Xj = |
X, = X, |
Г1 = Т2— Т, |
|
(3.61) |
||||
то вместо (60) получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тâ. |
|
а. = |
Х\ {t) |
кхТМѵ |
|
(3.62) |
||
^ |
+ |
ß = |
z2(0 + |
Ä i^ x . |
|
|||
|
|
|||||||
В соответствии с формулой |
(1.102) |
уравнениям (62) соответ |
ствуют следующие передаточные функции ГВ по отношению к воз мущающим воздействиям:
£»(*) = |
a(s) |
rs + |
1 ’ |
-^12 (S) |
<z (s) |
|
Aj?' |
|
Xi(s) |
M o (s) “ |
F s + |
1 ’ |
|||||
І'п (*) = |
ж _ |
1 |
|
^ l(s) |
Ж |
- |
h T |
(3.63) |
Х2 (s) |
f s + |
1 ’ |
Mx (s) ~ |
~ |
+ |
1 ’ |
Если имеется статическая неуравновешенность гироскопа, обу словленная смещением его центра тяжести вдоль оси Oz (рис. 2.14) на величину I от точки опоры О, то вместо (62) получим
Та -f- а — кТ$ = Xi (t) + кхТМ2,
T’ß + ß + кТа. — Zs (t) -f- кхТМъ |
(3.64) |
|
|
|
(3.65) |
Р — вес гироскопа; к — угловая скорость прецессии рассматри ваемой гиромаятниковой вертикали при отсутствии коррекции.
Разделив в системе (64) искомые функции а и р , получим
(р — djdt):
(T V + |
2Тр + |
1 |
+ |
А»Т*) а = |
(Тр + |
1) [Хі (() + |
k J M J + |
|
|
|
|
|
|
|
+ kT[X2(t) |
+ k1TM1l |
(3.66) |
(T V + |
2Tp + |
1 |
+ |
k*F) ß = |
(Тр + |
1) [*2 (t) + |
k J M J - |
- k T [ Xl{t) + kiTM2l
90 О С Н О В Н Ы Е У Р А В Н Е Н И Я П Р И К Л А Д Н О Й Г Н Р О С К О П И И [ГЛ. 3
откуда следует, что наличие статической неуравновешенности гироскопа в принципе изменяет динамические свойства ГВ, пре вращая ее (при наличии пропорциональной коррекции) из апе риодического звена в колебательное, т. е. ГВ приобретает маят никовые свойства.
Перейдем к рассмотрению ГВ с нелинейной характеристикой коррекции. Согласно закону прецессии
|
± |
--- М |
к х |
I |
1 |
м |
|
|
|
а — |
Ң |
Г |
ң |
|
|
(3.67) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
І ^ У Г + Т Г ^ - |
|
|
|||||
Принимая для МКх и МКу соотношения (2.51) |
и заменяя в них |
|||||||
а и ß на [а — ^ (£)] |
и |
[ß — |
(£)] |
[см. |
(2.82)], |
учитывая (2.49), |
||
получим уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|
®= |
—1 |
[® — Хі (01 + -ff |
(3.08) |
|||||
Р = |
|
ГР — Ха (0] + |
~ ffM1> |
|||||
|
|
которые уже являются нелинейными. Здесь функции tpe и ір опре деляются характеристикой коррекции [см. § 2.3, п. 2].
Представляет интерес анализ уравнений типа (68), но с учетом переносного движения системы отсчета, обусловленного враще нием Земли и собственным движением объекта. Эта задача была рассмотрена А. Ю. Ишлинским [23] при периодическом характере функции 7.1 (t). Для этого случая вместо первого уравнения (68) получим (М2= 0)
®= —и, — [* — Хі (01. |
(3-69) |
где и — составляющая по оси От{(рис. 2.14) переносной угловой
скорости осей Входящие в приведенные ранее уравнения ГВ функции М хи М 2
представляют собой возмущающие моменты на осях подвеса гиро скопа. Общий вид выражений для них был дан в § 2.3, п. 3. При ведем несколько примеров.
Предположим, ГВ установлена на корабле и ось Ог\ (рис. 2.14) вращения наружного карданова кольца параллельна продоль ной оси Ох корабля (рис. 2.2). Будем считать, что в осях подвеса
имеет место жидкостное трение. |
|
|||
В данном случае М 2= М ТХ; |
М х= М Ту. Учитывая (2.95), пере |
|||
пишем уравнения |
(58) в |
виде |
(хх= х 2=х) |
|
* + |
х“ - ^ |
Р = |
хх 1(*) + -г'1'(0, |
(3.70) |
|
|
|
|
Р + xß+ ~ffÄ = хХг (0 + ~ffÖ(t).
§ 3.2] УРАВНЕНИЯ ДВ И Ж ЕН И Я И ПЕРЕДА ТО ЧНЫ Е ФУНКЦИИ ГУ |
9Г |
Если принять, что имеют место силы сухого трения, то,согласно (2.100), вместо (58) получим
®+ ха = xZl (t) + -±- (Ма„ + Qx sign ф),
(3.71}
ß + *ß = *Xt (0 + -]f (M% + Qy sign fi)-
Если учитывать при этом и рыскание корабля на курсе с угловой скоростью ф (t), то будем иметь следующие уравнения:
® + ха + Ф(0ß = *Хі (0 + - j f (М°„+ Qx signФ),
(3.72)
ß + xß — ф (0 ®= xZs (t) + -Ң- (M«v + (?v sign Ö)
Все приведенные выше уравнения ГВ справедливы в рамках прецессионной теории. Полные уравнения ГВ можно записать в виде
|
|
J T £ - H * = - M Kz - M 2, ] |
|
|
|
||||
|
|
•Лч® + н$ — мку-)- мѵ I |
|
|
|
||||
где моменты инерции |
/ г э |
и / |
определяются |
|
соотношениями, |
||||
аналогичными (4) и (5). |
|
в (73) |
моментов |
коррекции М Кх |
|||||
Если |
в качестве входящих |
||||||||
и М к принять моменты нелинейной коррекции, |
а в качестве М 2 |
||||||||
и М х — моменты |
сил |
жидкостного |
трения |
в |
осях подвеса |
||||
[см. (2.95)], то вместо (73) |
получим |
|
|
|
|
||||
|
h . aß — Яа + |
raj = |
|
[а — Zl (f)] — |
|
(t), ) |
|
||
|
Jrilä + |
Щ + |
nxâ = |
By<py[ß — &(«)] + |
n j {t). I |
i • > |
|||
5. |
Гиромаятник |
(ГМ). |
Гиромаятником |
называется |
гироскоп |
||||
с тремя степенями свободы, |
центр тяжести которого лежит на оси |
ротора на некотором расстоянии от точки опоры. Гировертикали, в которых используются ГМ, называют гиромаятниковыми вер тикалями. Подобные ГВ в принципе обладают существенными преимуществами перед ГВ, базирующимися на применении трех степенного астатического гироскопа с маятниковой коррекцией (п. 4). Однако осуществить на практике гиромаятниковые верти кали, имеющие приемлемую точность показаний при маневриро вании объекта (корабль, самолет), технически весьма сложно, так как трудно реализовать условие Шулера невозмущаемости гиромаятника ускорениями объекта.
ГМ является указателем направления вертикали места и может применяться в тех же случаях, что и рассмотренная в п. 4 ГВ. Принципиальная схема ГМ приведена на рис. 3.2, где показаны гирокамера Гк, наружное карданово кольцо К, оси Oxyz, связан ные с ротором гироскопа, и система отсчета 0%rf. При отклонении
92 |
ОСНОВНЫЕ УРА В Н ЕН И Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ [ГЛ. 3 |
оси Oz гироскопа от вертикали OQ ось Oz будет прецессировать вокруг ОС, описывая конус с вершиной в точке О. Угловая ско рость к прецессии ГМ определяется соотношением
Ä = - ^ , |
(3.75) |
где Р — вес ротора с гирокамерой; I — смещение центра тяжести G ротора с гирокамерой относительно точки подвеса О.
$.2
Рис. 3.2. Принципиальная схема гиромаятника.
Следовательно, период прецессии оси гироскопа будет
У,. . = 2 |
(3.76) |
Положение оси Oz гироскопа относительно системы отсчета O^TjC определяется теми же углами а и р , что и для ГВ (рис. 2.14).
Уравнения движения ГМ для случая неподвижного основания можно записать в виде
7г. »I + 1Р$ — Н * ~ — М2, )
|
J ^ + lPa + H ^ M » |
I |
} |
где / г э |
и / Г1)— моменты инерции гироскопа относительно |
вну |
|
тренней |
и наружной осей подвеса соответственно. |
|
Решения уравнений (77) содержат члены, характеризующие нутационные и прецессионные колебания оси гироскопа. Если условие устойчивости системы соблюдено и гироскопические члены доминируют над остальными (при большом Н), то частоты колебаний ГМ разделяются и могут быть вычислены независимо друг от друга [43]. Поэтому для анализа наиболее интересного для практики основного прецессионного движения ГМ можно отбро сить в (77) инерционные члены; тогда
1Р$ — Но. = —-М2, I
ІРа. + Щ = Мѵ |
(3.78) |
I |
§ 3.2] УРАВНЕНИ Я ДВИ Ж ЕН И Я И ПЕРЕДА ТО ЧН Ы Е ФУНКЦИИ ГУ |
93 |
Вводя обозначение (75) и положив
1
q = Tl,
можем (78) переписать в виде
/с(3 — d — ~ q M 2, )
к а ft = qMx. J
Разделяя в последней системе переменные, получим
ä + /с2а = qkM1+ qM2, )
ß + k?ft = qMx — qkM2. }
Этой системе соответствуют передаточные функции ГМ
L\\ (s) — |
a (s) _ |
qk |
т /<Л__ a(s) |
__ qs |
|
Mi(s) |
s2 + к2 ’ |
(S ) 'M , |
's2 + &2 » |
||
^ 2 1 (S) |
|
P(*) |
qs |
M2 (s) |
gA: |
'M x (s) |
s2 + * 2 ’ |
s2 + Ä:2 - |
(3.79)
(3.80)
(3.81)
(3.82)
В приведенных выше уравнениях мы не учитывали моментов сил демпфирования, необходимых в реальной конструкции ГМ для погашения его прецессионных колебаний. Для этой цели ГМ снабжают гидравлическим успокоителем или системой радиальной коррекции (как в ГВ, базирующейся на АГ с маятниковой коррек цией), а также другими демпфирующими устройствами. Так, например, при использовании для этой цели в ГМ системы ра диальной коррекции [12] мы получаем уравнения, аналогичные (64):
ä + xa — kft = xZl (t) + |
qM2, |
1 |
ß + *ß + a« = % (0 + |
qMi, |
I |
которые при выключенной системе радиальной коррекции (х = 0 ) переходят в уравнения (80).
Приведем уравнения ГМ при наличии колебаний объекта, например качки корабля. При отсутствии у ГМ демпфирования имеем
‘ - К ' + ч 1) - * « ) J ß = - ~ s |
w v |
|
(3.84) |
|
К*(‘+тО-f (t) |
а = -И Д . |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Если для ускорений W^, W , Wr |
принять во |
внимание |
выра |
|||
жения |
(2.34) и |
учесть |
различную |
ориентацию |
осей |
на |
рис. 2.2 |
и 2.14, |
то при |
у = 0 (ГМ расположен в диаметральной |
94 |
ОСНОВНЫЕ |
У РА В Н Е Н И Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ |
[ГЛ. 3 |
|||||||||||
плоскости |
корабля) |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
к 1 |
Іс - 4 |
— Ф( 0 |
Р = — 7 & |
+ И>)> |
|
|
||||||
|
|
|
g |
|
(3.85) |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
о — 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
+ |
|
— Ф( 0 |
« = у |
Ok + 4 |
— z6)- |
|
|||||||
|
|
|
|
|
||||||||||
Если для демпфирования ГМ применена система радиальной |
||||||||||||||
коррекции, то вместо (84) будем иметь |
|
|
|
|
||||||||||
|
* + |
*® — [* (і + |
у |
) — Ф(()] ß = |
—у |
|
+ xZl (t), |
(3.86) |
||||||
|
Н |
’‘Р + [ * ( і + у ') - Ф ( 0 ]® = |
у ^ |
+ |
хХа(0 |
, |
||||||||
|
|
|||||||||||||
а вместо (85) |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ос —|—хос-- |
к 1 |
— £<? — 4 |
— ф W |
= |
- у & |
+ 4 ) + |
>%(*). |
(3.87) |
||||||
|
|
Ä ii _ ü £ _ f ü : i _ (p(*) |
* = |
у {Ь + «ф— щ + %(*)■ |
||||||||||
Р + 4 + |
|
|||||||||||||
В частном случае, когда имеет место лишь поперечное движе |
||||||||||||||
ние корабля, т. е. |
поперечно-горизонтальные |
перемещения |
т\с (t) |
|||||||||||
его центра тяжести и бортовая |
качка 0 (£), ф = |
<р= ср = \с = |
= О, |
|||||||||||
= |
0, а Xi — X ^ у |
(’’Іс — z6 ), |
ТС) уравнения |
(87) примут вид |
|
|||||||||
|
|
|
â + |
xa — Ä:ß = |
y(7ic — zë), |
|
|
|
(3.88) |
|||||
|
|
|
ß + |
xß + |
/ca = |
y |
(тіе — zÖ), |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а + 2ха + (х2+/с2) |
|
|
|
( ^ — zÖ) + у |
(% — z9), |
(3.89) |
|||||||
|
Р + 2 x ß + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
(х 2 + |
/с2) ß = |
А (7jc |
— |
Z 0 ). |
|
|
|
|
|
6. Инерциальная вертикаль (ИВ). Инерциальной вертикалью называется гироскопическая система, основанная на использо
вании гироскопов, |
акселерометров, счетно-решающих устройств |
и предназначенная |
для воспроизведения плоскости горизонта |
(вертикали места) и определения составляющих линейной ско рости объекта. ИВ является одним из основных элементов инер циальной навигационной системы (ИНС), которая предназначена для определения местоположения объекта, параметров его движе ния, или для автоматического управления его движением.
Для решения проблемы инерциальной навигации необходима прежде всего точная вертикаль. Практическое решение этой за-