Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3.2І У РАВНЕНИ Я ДВИ Ж ЕН И Я И НЕРЕДА ТО ЧН Ы Е ФУНКЦИИ ГУ

95

дачи пошло по пути искусственного моделирования невозмущаемого физического маятника с периодом собственных колебаний в 84,4 мин, основанного на использовании гироскопов, акселеро­ метров и интеграторов, включенных по схеме интегральной кор­ рекции. Этот принцип был предложен Е. В. Левенталем в 1932 г.

(см., например [70])- В зависимости от способа построения вертикали различают

ИНС: а) с гироскопической вертикалью; б) с механическим (гео­ метрическим) построителем вертикали; в) с аналитическим построи­ телем вертикали. В соответствии с этим применяются ИВ гиро­ скопического типа, ИВ с механическим (геометрическим) построи­ телем, ИВ с аналитическим построителем. Так как указанные ИВ

описываются однотипными уравнениями, то для примера рас­ смотрим ИВ гироскопического типа. При этом будем считать, что положение оси Oz приборной вертикали относительно системы отсчета 0%-rf, определяется теми же углами а и (3, что и для ГВ

(рис. 2.14).

Для пояснения принципа действия рассматриваемой ИВ вос­ пользуемся рис. 3.3. На гирокамере Гк трехстепенного АГ рас­ положены акселерометры A N и А Е. Так как оси ориенти­ рованы географически (ось Orj — на север, ось О £ — на восток, ось 0 1 — по геоцентрической вертикали), то оси чувствительности акселерометров Ау и будут направлены в исходном положении гироскопа (а = (3=0) соответственно на север и на восток. Измеряе­

мые

акселерометрами

ускорения аХі и аУі (вдоль осей Резаля

Охг и Оух при а=^=0,

(Ц^О, рис. 2.14) поступают на интеграторы

Иіе

и И\ц. Выходные сигналы с интеграторов вводятся на датчики

96 ОСНОВНЫЕ У РА В Н ЕН И Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ ІГД. 3

моментов Д М 2 и Д М последние прикладывают к гироскопу мо­ менты коррекции, благодаря чему осуществляется интегральная коррекция ИВ.

Если не учитывать вращения Земли, не'принимать во внимание составляющих переносного и кориолисова ускорений объекта и не учитывать возмущающих моментов в осях подвеса, то уравне­ ния прецессионного движения ИВ без демпфирования можно за­ писать в виде

(3.90)

где р — коэффициент пропорциональности между сигналом с ин­ тегратора и величиной момента коррекции, vN, ѵЕ — северная и восточная составляющие относительного ускорения объекта.

При выполнении условия

вместо (90) имеем

(3.92)

т. е. при выполнении условия (91) ИВ невозмущаема горизон­ тальными ускорениями объекта относительно Земли. Частота собственных незатухающих колебаний ИВ

Если учесть возмущающие моменты Мх, М2 в осях подвеса гиро­ скопа и принять во внимание обозначения (79) и (93), то уравне­ ния ИВ вместо (92) примут вид

(3.95)

Если вместо частоты ѵ в (95) ввести постоянную времени



§ 3.2] У РАВНЕНИ Я ДВ И Ж ЕН И Я И ПЕРЕДА ТО ЧН Ы Е ФУНКЦИИ ГУ

97

то уравнение ИВ можно записать следующим образом:

 

 

ТЧ + а =

Г

:)

(3.97)

 

 

 

 

 

 

 

Г2P + ß = Т2дЙѵ

 

Обозначим

 

 

 

Nlt

М.,=

 

 

 

тогда

Мj =

/ѵ2,

(3.98)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z,8ß + ß =

2 W

■)

 

(3.99)

 

 

1>

 

 

откуда в соответствии с общей формулой (1

. 1 0 2 ) находим следую­

щие выражения для передаточных функций ИВ:

 

^i2

 

а (Д

 

ТЧ

 

 

 

(s) —1

T 2 S 2 4 -

1

>

 

 

(S) =

И 8)

 

ТЧ

 

(3.100)

 

 

 

 

 

 

^ 2 1

Nx(s)

T 2 S % +

1

ИВ

без демпфирования

можно рассматривать как консерва­

тивное

звено.

 

 

 

 

 

 

Для ИВ, у которой выполняется условие невозмущаемости,

постоянная времени Т составляет

 

 

 

 

 

Т

1

1

 

= 806 сек.

 

V

1,24065 • Ю-з

 

 

 

 

 

Входящие в (95) возмущающие моменты могут иметь различ­ ную физическую природу (§ 2.3, п. 3). Так, например, если в ИВ принять во внимание статическую неуравновешенность I гиро­ скопа вдоль оси Oz, то будут иметь место моменты, определяемые соотношениями (2. 74). Полагая в них W, g0, m=Plg0, k=lP/H, вместо (95) получим

 

 

 

а + ѵ* а - # = - j W v '

 

(3.101)

 

 

 

P + v2ß +

/cä =

lp F ^

 

 

 

 

 

 

 

 

где роль ускорений

и W

могут играть, например, ускорения

места установки прибора на качке.

Решая

систему (101) относи­

тельно углов а и ß,

получим =

djdt)

 

 

 

[{р2+

Ѵ2)2 +

к2р2} а = _

±

{р2+ Ѵ2) pW ^ +

£

'

[(р 2 +

Ѵ2}2 +

В Д

ß = ±

( р 2 + V2) pW% +

£

p 2W ^

(3.102)

 

Другим видом возмущающих воздействий М г и М 2 могут явиться моменты сил трения в осях подвеса гироскопа. Если

7 А. А. Свешников, С. С. Ривкин


98

о с н о в н ы е ѴГа в н е н и я П р и к л а д н о й г и р о с к о п и й

tim . з

учесть моменты сил жидкостного трения, определяемые соотно­ шениями (2. 95), то вместо (95) получим (корабль идет курсом N)

* +

vs * _ . J ß ==

I

 

 

(3.103)

P +

v2ß + ^ =

^ë(*).

Если принять, что в осях подвеса имеют место моменты сил сухого трения [см. (2. 100)], то вместо (95) получим

ä + ѵ2а = ^ {Qx sign ф),

(3.104)

P + v2ß = ^-(<?y signб).

Погрешности ИВ могут возникать вследствие изменения пара­ метров ИВ. Так, например, при наличии изменения коэффи­ циента р и ЬН кинетического момента Н относительно их расчет­ ных значений р0 и Н 0 ошибка ИВ по координате ß может быть определена из уравнения

P+^-goß — у*(д

д

(3.105)

где

 

 

 

 

і*=

ft +

¥>

I

(3.106)

Я =

Я 0 +

8 Я. I

 

Смещение нуля акселерометра 8аУі и дрейф интегратора е вызывают погрешность ИВ по координате ß, определяемую из уравнения

P + v2ß = ^ ( 8ayi + s).

(3.107)

Если угловая скорость ухода (дрейфа) гироскопа составляет вели­ чину іі)д, то это также вызовет ошибку ИВ, которая может быть найдена из уравнения

p + v»ß = (bÄ.

(3.108)

В ряде ИВ применяется демпфирование ее собственных колеба­ ний. Способы демпфирования ИВ делятся на два типа: способ с внутренними связями и способ с использованием внешней ин­ формации. Наиболее простой способ первого типа состоит в том, что на гироскоп, помимо момента коррекции, пропорционального интегралу от измеренного акселерометром ускорения объекта, накладывается момент, пропорциональный самому измеренному


§ 3.2] УРАВНЕНИ Я ДВИ Ж ЕНИЯ И ПЕРЕДА ТО ЧН Ы Е ФУНКЦИИ ГУ

09

ускорению. Тогда уравнение ИВ,

например по координате ß,

принимает вид

 

 

ß + ^ o P + v2ß =

^ y + ^ M ,

(3.109)

где b — коэффициент демпфирования.

Осуществление демпфирования ИВ с помощью внутренних связей приводит к потере ИВ свойства невозмущаемости. Из (109) следует, что ИВ при наличии демпфирования можно рассматри­ вать как колебательное звено.

Один из эффективных способов демпфирования ИВ основан на использовании внешней информации, к которой относят дан­ ные о скорости и координатах объекта, получаемые с помощью устройств, не входящих в ИНС (допплеровские системы, системы астрокоррекции и др.). Эти системы используются для коррекции ИНС, демпфирования колебаний ИВ и изменения периода ее соб­ ственных колебаний при сохранении свойств невозмущаемости ускорениями объекта.

Уравнение движения ИВ по координате ß при наличии внешней информации о скорости и перемещении объекта при выполнении

условия (91) можно записать

в виде

 

P + |-ß +

€L^ ß = ^ M ,

(3.110)

где b и d — некоторые коэффициенты при скорости и перемещении объекта, вводимых в ИВ в качестве внешней информации.

Из (НО) следует, что внешняя информация обеспечивает демпфирование ИВ, не нарушая ее невозмущаемости [ср. с (109)]. При этом частота собственных незатухающих колебаний ИВ будет

ѵі = / ^ = ] / ѵ2 + 4 - (3.111)

т. е. отличается от шулеровской частоты.

При данном способе демпфирования погрешность ИВ будет

зависеть от погрешностей внешней информации

8 S в определении

пути и

8 г; скорости объекта. С учетом последних,

уравнение (НО)

примет

вид

 

 

 

- т м ( » )

-

# > ( З. И2 )

где 8 S (t) и Ьѵ (t) обычно являются случайными функциями времени,

V