Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВНЫ Е У РА В Н ЕН И Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ [ГЛ. 3

§ 3.3. Уравнения движения и передаточные функции дифференцирующих гироскопов

1. Гиротахометр (ГТ). Дифференцирующие гироскопы, опреде­ ляющие угловые скорости объекта, называют гиротахометрами, указателями угловой скорости, прецессионными или скоростными гироскопами или датчиками угловых скоростей.

Гиротахометр (ГТ) — гироскопическое устройство, пред­ назначенное для определения угловой скорости основания (объ­ екта), на котором оно установлено, например угловой скорости качки корабля, колебаний самолета и т. д.

С, (х)

$tz)

Рис. 3.4. Принципиальная схема гиротахометра.

Применяющиеся на практике ГТ бывают различных типов. Наибольшее распространение получили ГТ, основанные на ис­ пользовании двухстепенного астатического гироскопа. Прин­ ципиальная схема подобного ГТ приведена на рис. 3.4. Основным элементом прибора является астатический гироскоп с двумя степенями свободы; ротор гироскопа установлен в кардановом кольце (рамке) К, поворот которого ограничивается пружиной Пр, необходимой для создания восстанавливающего момента. Погашение собственных колебаний гироскопа осуществляется демпфером Д. Показания прибора, пропорциональные углу ß поворота рамки вокруг оси От\ (Оу), снимаются в виде напряжения с потенциометра П. Оси О £т]С связаны с объектом (корабль, са­ молет), оси Oxxyz, совмещенные в начальном положении (при ß=0) с О £, связаны с рамкой прибора и в данном случае яв­ ляются осями Резаля. Ось ОС (Ох) для принятого на рис. 3.4 положения оси гироскопа является измерительной, входной осьщ

§ 3.3]

ДИФ Ф ЕРЕНЦИРУЮ Щ ИЕ ГИРОСКОПЫ

101

или осью чувствительности, так как в данном случае ГТ пред­ назначен для определения составляющей <о угловой скорости ы

вращения объекта; ось Oq (Оу) называется выходной осью, так как угол ß поворота рамки вокруг этой оси пропорционален из­ меряемой угловой скорости о>с.

Уравнение движения ГТ можно записать в виде

/ , э — %) + &ß + cß = н (шс cos ß — ЮЕsin ß) —

-

( / „ - h )

sin 2ß + co^ cos 2ß) -f MT+ л/,

(3.113)

где J T

9 — сумма

экваториального момента инерции

ротора,

рамки (кожуха) гироскопа и подвижных частей демпфера и пру­ жины; ß — угол поворота рамки прибора; J IX — момент инер­ ции ротора и рамки относительно оси Охг (рис. 3.4); / в — момент инерции рамки относительно оси Oz; Ъ — коэффициент демпфи­ рования; с — коэффициент жесткости пружины; — измеряе­

мая ГТ угловая скорость; а>5 — угловая скорость объекта вокруг оси О £, являющаяся для ГТ помехой; о> — угловое ускорение объекта вокруг оси рамки прибора; М т— момент сил трения

воси рамки; М — другие возмущающие моменты.

Вобычно применяемых на практике конструкциях ГТ пре­ дельное значение угла ß ограничивают несколькими градусами. Поэтому в уравнении (ИЗ) вполне допустимо полагать cosßÄ*l, sinß?üß. Произведя эту замену и сохраняя в (ИЗ) слагаемые до второго порядка малости, получим

j Г. J + frß + (с +

ß = Яо)? + / г.

+

+ ( / „ — J г) ф£фс+ Мт-(- М. (3.114

Если, например, ГТ предназначен для определения угловой скорости рыскания корабля, то, согласно (2 . 1 0 ) и на основании сопоставления рис. 2.2 и 3.4, имеем

—<р, (в5 »м}>, о^^Ѳ .

(3.115)

Линеаризованное уравнение движения рамки ГТ можно запи­ сать в виде

J г. эР +

frß +

cß •—

+

/ г.

+ Мт-)- М.

(3.116)

Разделим (116) на

/ г э:

 

 

 

 

 

ß + 7^ ß

+

Ji - ß

= / - o ,

+

^ +

J - ( M T+ M).

(3.117)

• ' г . Э

 

‘' Г . Э

^ Г . Э

4

'

^ Г . Э

 

Обозначим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п2

с

 

 

(3.118)

 

 

 

 

 

 

 


102

ОСНОВНЫ Е УРА ВН ЕН И Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ [ГЛ. 3:

откуда получаем формулы для частоты и периода собственных не­ затухающих колебаний ГТ

 

 

п =

 

 

Т,

2 тс

 

 

тг

с

 

 

Введем обозначения

 

 

 

К —

 

рі

1

 

2ѵ4ц.

 

 

 

и перепишем уравнение (117) в виде

р + + n2ß = ü1 (ot + + рг (Мт + М).

Введем постоянную времени Т гиротахометра

Разделив (122) на ,2 и обозначив

к =

^1 _

Н

 

Jг . э

газ

J Г .

э с

 

Y

Рі _

1

 

*^Г. 9

 

/ г .

э

С

 

 

 

 

 

уравнению ГТ можно придать вид

T2ß + 2СГ(3 + р= ftmc + Г2^ + р (Мт+ М).

(3.119)

(3.120)

(3.121)

(3.122)

(3.123)

(3.124)

(3.125)

Обозначим через а угол поворота объекта вокруг измеритель­ ной оси ГТ; тогда угловая скорость

(O'. — а.

(3.126)

Уравнению (125), учитывая (126), соответствует следующая передаточная функция ГТ по отношению к углу поворота объекта:

ks

(3.127)

L(s) = Т 2S2 + 2г,Ts + 1 •

Таким образом, ГТ по отношению к углу поворота объекта вокруг измерительной оси можно рассматривать как колеба- тельно-дифференцирующее звено. Если постоянная времени Т очень мала, то вместо (125) и (127) приближенно получим (Мт=

= м = 0 , Ш^=0)

ß = hi., L (s) = ks,

(3.128)

т. е. идеальный ГТ представляет собой дифференцирующее звено.


§ 3.31

ДИФФ ЕРЕНЦИРУЮ Щ ИЕ ГИРОСКОПЫ

103

Передаточная функция ГТ по отношению к угловой скорости

шв соответствии с (125) определяется формулой

L (s) — y2S 2 + 2QTs + 1 ’

(3.129)

т. е. ГТ по отношению к измеряемой им угловой скорости ш<.

можно

рассматривать как колебательное звено.

При малом Т

из (129)

приближенно имеем

 

 

L (s) = к,

(3.130)

т. е. идеальный ГТ представляет собой усилительное звено с ко­ эффициентом усиления к.

Входящие в правую часть уравнения (125) слагаемые, кроме (о , характеризуют возмущающие воздействия. Предположим, что ГТ установлен на корабле для определения угловой скорости рыскания. Угловые скорости корабля определяются соотноше­ ниями (115). Момент сил жидкостного трения, согласно (2. 94),

для рассматриваемого

случая

будет

 

 

 

Мт= — п$.

 

(3.131)

Тогда уравнение (125)

при М — 0

примет

вид

 

Г2р + 2 Щ +

ß =

йюс + ТЧ — pnj.

(3.132)

Обозначая

 

 

 

 

 

 

 

 

c1

= i; +

g

i f

 

(3.133)

имеем

 

Ц +

 

 

 

m .

 

T2ß

2 4

 

ß =

Aü)c -f

(3.134)

Наличие в правой части этого уравнения возмущающего воздействия ТЧ вызывает погрешность е ГТ, которая может быть определена из уравнения (при w^const)

ТЧ + 2(.1Тё + е = -^ТЧ,

(3.135)

где

s W = Т Р — “с ®

имеет размерность угловой скорости.

Полезный выходной сигнал (3 (t) ГТ находится из уравнения

(125) (при M t= M = 0, шч=0)

 

Г2р + 2С7^ + р = й(»

(3.136)

Запишем уравнение ГТ в предположении, что в оси подвеса рамки действуют моменты сил сухого трения. Принимая для


104

ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИ Я

ПРИКЛАДНОЙ г и р о с к о п и й

tin t. 3

момента трения выражение типа

(2.96), согласно (125), при ш = 0 ,

М 0 , имеем

 

 

 

Г2Р + 2 Щ + ß =

faoc — рQy sign ß.

(3.137)

Гиротахометр, в котором применяется астатический гироскоп с тремя степенями свободы, обладает иными динамическими свой­ ствами, чем рассмотренный выше ГТ. Предположим, что с помо­ щью ГТ требуется определить угловую скорость перемещения визирной линии, удерживаемой на объекте. Для этого к гиро­ скопу прикладывается некоторый момент, пропорциональный углу ß отклонения его относительно указанной визирной линии, угловая скорость перемещения которой должна быть измерена. В установившемся режиме работы этот угол ß пропорционален измеряемой угловой скорости а>. Уравнение движения рассматри­ ваемого ГТ можно записать в виде

(ß — ш) + xß = О,

(3.138)

где

 

« = у ;

(3.139)

М — прикладываемый к гироскопу момент,

необходимый для

слежения оси гироскопа за направлением на объект.

Введем постоянную времени ГТ

 

Т =

(3.140)

Тогда уравнение (138) примет вид

 

r ß - f ß = 7 4

(3.141)

откуда для передаточной функции ГТ получим

 

=

<3-142>

Таким образом, ГТ, основанный на использовании трехстепен­ ного астатического гироскопа, является апериодическим звеном.

2. Гиротахоакселерометр (ГТА). Гиротахоакселерометр пред­ ставляет собой гироскоп с тремя степенями свободы, установлен­ ный в кардановом подвесе, у которого углы поворотов внутрен­ него и наружного кардановых колец ограничены пружинами, стремящимися вернуть их в первоначальное положение. ГТА служит для определения суммы угловой скорости и углового ус­ корения объекта. Подобные приборы применяются, например, в автопилотах самолетов. Уравнение движения ГТА, характери­

зующее угол а поворота наружного карданова кольца,

имеет вид

НЧ + all / 2 + с2Ц) Д + Clc2l\ll* = Hcxlxlф + Н %

(3.143)


§ 3 .3]

ДИФ Ф ЕРЕНЦИРУЮ Щ ИЕ ГИРОСКОПЫ

105

где а — удельная сила демпфирования; сх и с2 — коэффициенты жесткости пружин; Іъ l2, l3, I — некоторые конструктивные пара­ метры прибора; ф, ф — угловая скорость и угловое ускорение рыскания самолета, определяемые ГТА.

Из уравнения (143) в соответствии с общей формулой (1.100) следует, что передаточная функция ГТА имеет вид

L(s)

где

Jc2s2 -{ - s

(3.144)

T 2 S 2 _|_ 2 r j s

+ 1 ’

К

Hl

с21гЩ

С\С2Ц1\ ’

 

н

(3.145)

 

_ а Ц (сх12 + с2Щ)

 

Іг12 С1С2

2 Н 1 х1 2 V c j c 2

3. Вибрационные гироскопы (ВГ). Под вибрационным гиро­

скопом (ВГ) в

общем случае

понимают прибор, содержащий

вибрирующие детали и реагирующий на вращение объекта. ВГ по принципу действия является гироскопическим тахометром, так как входная величина представляет собой гироскопический момент, обусловленный вращением объекта, а выходная величина— функцию от угловой скорости объекта. Различают ВГ роторного типа и стержневого типа. Первые содержат вращающийся ротор; у ВГ второго типа чувствительными элементами являются некото­ рые вибрирующие массы, например стержни, подобные ветвям камертона.

Одна из возможных схем ВГ роторного типа представлена на рис. 3.5, на котором обозначено: 1 — симметричный ротор; 2 — ось рего собственного вращения; 3 — упругие стержни. Особенность рассматриваемого ВГ состоит в том, что его ротор имеет возмож­ ность дополнительно поворачиваться вокруг оси пп, перпендику­ лярной оси Oz собственного вращения ротора, благодаря наличию упругой связи его с осью Oz, осуществляемой с помощью уп­ ругих стержней; ось пп называют вибрационной осью.

При изучении движения ВГ в качестве обобщенных коорди­ нат рассматривают угол ср собственного вращения ротора (рис. 3.6) и угол а поворота ротора вокруг оси вибрации Оуі, оси, связан­ ные с ротором, после указанных поворотов займут положение

Oxxyxz. Оси

связанные с объектом, вращаются вокруг оси

СК с угловой

скоростью ш , которая и должна быть определена

с помощью ВГ.

""Дифференциальное уравнение малых колебаний ротора вокруг

вибрационной оси имеет вид

 

7эй + Ь&+ са = Ншг (t) sin Qt,

(3.146)

где

 

с = Cl + ( / - / „ ) 2 2,

(3.147)