Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3.4] ф ИНТЕГРИРУЮЩИЕ ГИРОСКОПЫ 1 1 1

где

V («) = Т* L"(s) =

1

(3.169)

Ts + 1 *

При достаточно малой постоянной времени Т ПИГ можно рас­ сматривать как интегрирующее звено, передаточная функция которого при Т =О в силу (167) имеет вид

L(s) = -j.

(3.170)

Обозначим через а угол поворота объекта вокруг оси ОС; тогда угловая скорость

to, =

а.

(3.171)

Положим в (166) Мд,м= М Т = М =

0, <Ь =

0; тогда, учитывая (171)

получим

 

 

rß + ß=Ä4.

(3.172)

Интегрируя это уравнение один раз при нулевых начальных условиях, имеем

 

Гр +

р =

Ахх(г),

(3.173)

откуда находим

выражение

для

передаточной

функции ПИГ

по отношению к

углу поворота объекта а:

 

 

Li (s) — Т Г + Т '

(3-174)

т. е. ПИГ по отношению к углу поворота объекта вокруг измери­ тельной оси можно рассматривать как апериодическое звено. Если Т очень мало, то вместо (174) получим

Li(s) = A,

(3.175)

т. е. идеальный ПИГ является усилительным звеном с коэф­ фициентом усиления к.

Если положить Мд м = М = 0, то уравнение (1.66) примет вид

Гр + р = Ь>с + 7 ^ + рМт.

(3.176)

Рассмотрим ПИГ, установленный на корабле, и примем за оси 0%-rf. (рис. 3.8) корабельные оси Oxyz (рис. 2.2). Ось чувствитель­ ности ПИГ совпадает с осью ОС, и он будет реагировать на угло­ вую скорость ср рыскания корабля. Тогда, согласно (115),

«г—<р и Л ÄJ0. Предположим, что в оси подвеса поплавкового

гироузла имеет место жидкостное трение, момент которого опре­ деляется формулой (131). Учитывая сказанное и (131), перепишем уравнение (176) следующим образом:

У р -}- р = Ахо, - j - УѲ — р ^ іР ,

(3,177)


112

ОСНОВНЫ Е

^iß ~Ь ß — &iU)? + Тjö.

ГИРОСКОПИИ

(3.178)

(3.179)

У РА В Н ЕН И Я ПРИКЛАДНОЙ

[ГЛ. 3

Обозначая

 

 

 

имеем

Так как <і> (£) является полезным сигналом, то для погреш­ ности s получаем дифференциальное уравнение (при со = const)

(3.180)

Интегрируя его один раз при нулевых начальных условиях, имеем

Г, 4 +

. = -і-7Ѵ>.

(3.181)

Если в (176) положить (0^ =

0 и считать, что

в подшипниках

имеет место сухое трение, то

получим

 

Гр -f ß =

Äü)c— ^ sign ß.

(3.182)

2. Интегро-дифференцирующий гироскоп (ИДГ). Интегрирую­ щий гироскоп, определяющий сумму угла поворота объекта и его угловой скорости, называют интегро-дифференцирующим гироскопом (ИДГ). Эта разновидность ИГ также основана на ис­ пользовании двухстепенного астатического гироскопа и отлича­ ется от ПИГ тем, что между рамкой прибора и демпфером (рис. 3.8) введена упругая связь, например, в виде пружины. В схеме ИДГ кроме интегрирующего демпфера имеется также демпфер на оси рамки прибора. Подобный прибор в схеме автопилота позволяет найти, например, сумму угла и угловой скорости рыскания самолета.

Уравнение движения ИДГ имеет вид [38]

/ г . , Р + ( % £ + ь ) Н ( т +

с)Р = т

сФ+ я і

(3-183)

где / г э — сумма экваториального

момента

инерции

ротора,

рамки (кожуха) гироскопа и подвижных частей кожуха и пружины;

ß— угол поворота рамки; с — коэффициент жесткости пружины;

а— постоянная интегрирующего демпфера; Ь — постоянная дем­ пфера на оси рамки; ф — угол рыскания объекта.

Передаточная функция ИДГ по отношению к полезному сигналу ф в соответствии с (183) имеет вид

k^s -f- fc]

(3.184)


§ 3.4] ИНТЕГРИРУЮ Щ ИЕ ГИРОСКОПЫ 113

где

 

 

 

г

---- + )

 

 

 

т2= Ьс'г.*

 

а

1

»

 

 

Ч--

9 7 г . э

 

 

 

----+ с

 

 

 

 

 

 

(3.185)

 

 

а

 

 

II

 

 

 

 

кА,

Нс

К

 

 

 

 

 

 

 

= Ьс

 

 

 

 

 

а(т + с)

 

—+ с

 

 

 

 

 

 

а

1

 

 

 

 

Здесь

Т — постоянная

времени

ИДГ;

С— относительный

коэф­

фициент затухания.

интегратор линейных

 

ускорений

(ГИ).

3.

Гироскопический

 

Гироскопический интегратор линейных ускорений или кратко — гироинтегратор (ГИ) представляет собой гироскоп с тремя степе­ нями свободы, центр тяжести которого смещен относительно точки подвеса. Вследствие этого смещения гироскоп чувствителен к поступательным ускорениям объекта, так как возникающий при этом момент сил инерции вызывает прецессионное движение гироскопа, угловая скорость которого пропорциональна указан­ ному моменту, т. е. величине ускорения объекта. Следовательно, угол прецессии будет пропорционален соответствующей составляю­ щей линейной скорости объекта, что оправдывает принятое на­ именование прибора.

Гироинтегратор, как и акселерометр, реагирует на кажущееся ускорение объекта, т. е. на разность между абсолютным линей­ ным ускорением объекта и гравитационным ускорением. Это при­ водит к тому, что его показания дают не проекцию скорости на ось чувствительности прибора, а интеграл от кажущегося ускоре­ ния, называемый часто псевдоскоростью [24].

Существуют различные схемы ГИ, в которых применяются трехстепенные и двухстепенные гироскопы. Рассмотрим ГИ с трехстепенным неуравновешенным гироскопом гиромаятникового типа. Принципиальная схема подобного ГИ приведена на рис. 3.9. Основным элементом прибора является неуравновешен­ ный (тяжелый) гироскоп. Ротор гироскопа установлен в гиро­ камере Гк; ротор и гирокамера статически неуравновешены от­ носительно оси О'х' качания в наружном кардановом кольце (рамке) К. Относительно оси От\{Оу) вращения рамки система полностью уравновешена. Расстояние центра тяжести О гирока­ меры от оси О'х' равно I. Для повышения точности работы ГИ ось Oz гироскопа должна оставаться перпендикулярной оси Ог\{Оу). Для этого служит система коррекции, состоящая из дат­ чика сигналов ДС и управляемого им стабилизирующего двига­ теля СД.

Обозначим угол поворота гирокамеры вокруг оси О'х' относи­ тельно рамки К через ß; угол поворота рамки К вокруг оси

8 А. А. Свешников, С. С. Ривкин


114

ОСНОВНЫЕ УРА ВН ЕН И Я

ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ

[ГЛ. 3

Ощ (Оу)

— через а. Показания

ГИ (величина линейной скорости

объекта), пропорциональные углу а, снимаются с потенциометра

П. Оси 0%-rf,

будем считать связанными с объектом; оси

Oxyz,

совмещенные

в начальном положении (при

<х= ß= 0 )

с

осями

if,, — связанными с гирокамерой. Эйлеровы углы а и

ß,

опре­

деляющие положение оси гироскопа относительно 0^,

или, что

то же самое,

положение осей Резал я Oxxyxz

относительно

 

Рис. 3.9. Принципиальная схема гироскопического интегратора линейных ускорений.

могут быть выбраны так же, как и для ГВ (рис. 2.14). Ось О-ц является измерительной, входной осью или осью чувствитель­ ности, так как ГИ реагирует на составляющую wn линейного ускорения w объекта по этой оси.

Пусть ось О т) (Оу) горизонтальна и направлена вдоль продоль­ ной оси объекта, который движется с ускорением w, направлен­ ным вдоль оси Ог\. Угловая скорость прецессии наружной рамки подвеса определяется соотношением

â=:kw,

(3.186)

где к — передаточный коэффициент ГИ;

§ 3.4 І

ИНТЕГРИРУЮ Щ ИЕ ГИРОСКОПЫ

iS

т — масса ротора и гирокамеры; I — смещение центра тяжести ротора и гирокамеры относительно оси подвеса вдоль оси Oz.

Из (186) при нулевых начальных условиях находим

а — кг,

(3.188)

т. е. угол а поворота наружной рамки прибора пропорционален составляющей линейной скорости ѵ объекта вдоль оси Оц.

 

При движении объекта под углом тангажа

& к

плоскости

горизонта вместо (186)

имеем

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

d = k(w +

g sin 9-),

 

 

 

(3.189)

 

 

wK= w -f- g sin &

 

 

 

(3.190)

 

 

 

 

 

 

представляет собой кажущееся ускорение объекта.

 

 

 

Согласно (189)

при нулевых начальных условиях

 

 

 

 

 

 

t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а = kv -j- J g sin Ь dr.

 

 

 

(3.191)

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно,

ГИ определяет

скорость

объекта

с

методиче-

 

 

і

 

 

 

 

 

 

 

ской погрешностью /cj^sin&dx,

т. е. находит

кажущуюся ско-

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

ростъ ѵК (псевдоскорость) объекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ѵк= V

t

sin &di.

 

 

 

(3.192)

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциальные

уравнения ГИ

с

учетом

инерционных

членов можно записать в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

/ г_ЭР — На = mlwKМ2,

 

 

(3.193)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J ГТ)1* - + ■ Щ

=

 

 

 

 

 

 

где

э — суммарный момент

инерции ротора и гирокамеры отно­

сительно оси О'х1

JT.s= J 3+ J s., + mP,

 

 

 

(3.194)

 

 

 

 

 

/ э — экваториальный момент

инерции ротора; / в „ — момент инер­

ции гирокамеры относительно оси Ox;

J

— суммарный момент

инерции ротора, внутреннего и наружного кардановых колец

 

 

 

Л . „ = / . + Л .. +

/ . ч;

 

 

 

(3.195)

/ и

— момент инерции

наружного

карданова кольца относительно

оси От] его вращения;

Мх и М2— возмущающие моменты по осям

подвеса гироскопа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8*


116

ОСНОВНЫЕ

УРА ВН ЕН И Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ

[ГЛ. 3

Положим М1 =

М2 =

0; тогда (193) примут вид

 

 

 

 

/ г sß — Но. =

mlwK,

(3.196)

 

 

 

 

7Тѵа + Щ = 0

 

 

 

 

 

нли

{р =

ж )

(Т2р2+ 1) ра =

kwK,

 

 

 

 

(3.197)

 

 

 

(Т2р* + l)ß =

KwK,

где

 

 

 

 

 

 

ml

 

 

 

гр ____

' ГТ)

 

Г2 = 7 ^ , кг = Т±к.

(3.198)

 

л і — -д-

Н

к I f

В соответствии с (197) имеем следующие выражения для пере­ даточных функций ГП:

Li3 (s) — ws (s)

( T W + i ) s ’

(3.199)

а

( s )

к

 

-3

(»)

кI

(3.20Ü)

^2-2 (s) == wK{s)

Т 2S2 + 1 •

Из (199) следует, что ГИ по отношению к полезному входному сигналу — кажущемуся ускорению объекта wK— можно рас­ сматривать как последовательное соединение консервативного и интегрирующего звеньев. Так как постоянная времени Т нута­ ционных колебаний трехстепенного гироскопа мала, то, прене­ брегая в знаменателе (199) слагаемым, содержащим Та, имеем

^12 (S) -- 7 (3.201)

т. е. ГИ можно приближенно рассматривать как интегрирующее звено.

При малой постоянной времени Т гироскопа, когда коэффи­

циент кг также весьма мал [см. (198)],

согласно (200), имеем

£„(*) = 0,

(3.202)

т. е. с точностью до нутационных колебаний можно считать, что угол ß отклонения оси гироскопа не изменяется при нали­ чии ускорения wK(t).

Предположим, что имеет место жидкостное трение, создающее

моменты М ту= п±о, M TX= n2ß

[см.

(2.94)];

момент

стабилизи­

рующего двигателя Л/с-д= —B y<?y (ß)

[см. (2.51) ]. Тогда система

(193), если положить М х—п^Ь.В ууу (ß) и М 2= п $ ,

примет вид

■^r.aP

H &

+

=n & mlwt,

]

/ о о л о ч

 

/ Гча +

Яр +

Лі* = - В , * , (р).)

( -

}

Рассмотрим случай, когда момент стабилизирующего двига­ теля изменяется по линейному закону, т. е. в силу (2.42) и (2.43)