Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.5І ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ 117

М в-д= —S ß; тогда уравнения

(203)

при отбрасывании инерцион­

ных членов примут вид

 

 

 

 

 

 

 

 

ml

,

по і

 

 

 

 

 

-й-и’к +

1г [

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

(3.204)

 

 

 

s_

 

« L

 

 

 

 

н

 

Н

 

 

Исключая отсюда ß, получим

 

 

 

 

 

где

 

 

а -f- x'â =

k!wK-j- kx.'ws,

 

(3.205)

j

 

__S_

,,

 

к

ml

 

 

 

 

(3.206)

 

 

~~ H

к'

ПлПъ5

 

прг_2'

 

 

 

 

1 Л-

/ / 2

 

 

 

l + -iW

 

 

Интегрируя (206) один раз но времени при

нулевых

начальных

условиях,

получим

 

k!wx4 - кх.'і\.

 

 

 

 

а -|- х'а =

 

(3.207)

§ 3.5. Уравнения движения и передаточные функции

 

гироскопических стабилизаторов

 

1.

Силовые

гироскопические

стабилизаторы (ГС). Силовым

гироскопическим

стабилизатором

(ГС) называют ГУ,

применяю­

щееся для стабилизации различных объектов и снабженное спе­ циальным двигателем для преодоления воздействия на стабили­ зируемый объект внешних возмущающих моментов.

Силовые ГС широко применяются на различных объектах (кораблях, самолетах и др.) для непосредственной стабилизации отдельных приборов и устройств. Кроме того, на принципе си­ ловой гироскопической стабилизации работают некоторые типы гироскопов направления, гировертикалей и комбинированных устройств, называемых гироазимутгоризонтами.

Силовые ГС в зависимости от числа применяемых в раме гиро­

скопов могут быть одногироскопными и

двухгироскопными.

По числу осей стабилизации силовые ГС

подразделяются на

одноосные, двухосные и трехосные.

 

В зависимости от способа управления стабилизирующим дви­ гателем различают:

а) силовые ГС с управлением по «углу прецессии», использую­ щие гироскопы с большими кинетическими моментами;

б) силовые ГС с управлением не только по «углу прецессии», но и по производным от этого угла, а также по производным от угла поворота ГС вокруг оси вращения рамы, использующие гиро­ скопы со сравнительно малыми кинетическими моментами; эти ГС иногда называют силовыми стабилизаторами на «малых» гиро­ скопах.


118

ОСНОВНЫЕ У РА В Н ЕН И Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ

[ГЛ. 3

Принципиальная схема одноосного ГС с одним гироскопом при­ ведена на рис. 3.10. Основными элементами стабилизатора яв­ ляются: гирокамера Гк с ротором; рама К, играющая роль наруж­ ного карданова кольца и жестко связанная со стабилизируемым объектом; датчик сигналов ДС, установленный на оси Ох вращения гирокамеры, называемой осью прецессии; усилитель У, который усиливает ток с датчика сигналов и передает его в цепь якоря

двигателя СД\ стабилизирующий двигатель СД, связанный зубча­ той передачей с рамой К и предназначенный для приложения отно­ сительно оси стабилизации (оси Ог\ вращения рамы) моментов, которые компенсируют действующие на раму внешние возмущаю­ щие моменты; маятник-корректор MR и датчик моментов ДМ, являющиеся элементами системы коррекции ГС. Пояснения прин­ ципа действия силового ГС мы не приводим, полагая, что он изве­ стен читателю.

Одногироскопный стабилизатор чувствителен к поворотам объекта (на котором он установлен) вокруг оси Ох прецессии гироскопа, так как для поворота гирокамеры вокруг этой оси вслед за объектом и рамой К необходимо приложение стабилизи­ рующим двигателем СД момента относительно оси рамы. Включе­ ние СД может привести к колебаниям рамы, т. е. к погрешностям стабилизации.

§ 3.5]

ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ

119

Раму можно сделать нечувствительной к вращению объекта вокруг оси прецессии, т. е. гирокамера будет поворачиваться вслед за рамой без включения СД, если использовать двухгироскопный стабилизатор (рис. 3.11). В раме такого стабилизатора установлены два гироскопа Г х и Г 2\ оси их гирокамер (оси прецес­ сии) соединены шарнирным механизмом — антипараллелограм­ мом А, который позволяет гирокамерам поворачиваться вокруг осей прецессии на одинаковые углы, но в разные стороны. Роторы

Рис. 3.11. Принципиальная схема двухгироскопного гиростабилизатора.

гироскопов вращаются в противоположном направлении, что определяет различную ориентацию векторов кинетических мо­ ментов Н.

Выберем в качестве системы отсчета трехгранник 0%-rf, (рис. 3.12 и 3.11), у которого ось От\ совпадает с осью вращения рамы, ось О £ горизонтальна, а ось ОС расположена в вертикальной плоскости, проходящей через ось рамы; начало О будем считать совпадающим с точкой подвеса Ох гироскопа Гѵ Положение оси Ох% (рис. 3.11 и 3.12, а) собственного вращения ротора гироскопа Гх (угловая скорость вращения ^ ) относительно направления О £ или, что то же самое, положение осей Резаля О ^ у ^ , связанных с гирокамерой гироскопа Гі, относительно осей О £*£ определяется углами а и ß. На рис. 3.12, б положение осей Резаля 0 2x2y2z2, связанных с гиро­ камерой гироскопа Г2 (угловая скорость вращения <р2), относи­ тельно осей О %rf, определяется также углами а и р . Исходное


120

ОСНОВНЫ Е У РА В Н ЕН И Я

ПРИКЛАДНОЙ

ГИРОСКОПИИ

[ГЛ. 3

положение (при а= ß=0) осей

Резаля на

рис. 3.12 обозначено

Ог (0 2) xyz. Будем считать, что ГС установлен на корабле,

а ось О-ц

параллельна продольной его оси.

 

 

Линеаризованные уравнения движения двухгироскопного ГС, как механической системы, при включенной маятниковой коррек­

ции можно записать в виде

 

 

 

+ 2Яр пД К] / 0Ѳ(t) -f- (t) +

Mv I

„ „„Q.

2JIJ - 2 H ( & + n1) - S ia +

nS = - S ^ ( t ) - M a,

}

>

где а — угол поворота гирорамы вокруг оси стабилизации; ß — угол поворота гироскопа вокруг оси прецессии; / — момент

Рис. 3.12. Эйлеровы углы, определяющие положение гироскопов.

инерции рамы вместе с гироскопами и приведенным моментом инер­ ции якоря СД относительно оси стабилизации

Л = / рі + 27'.» + тІ!/«;

(3-209)

J n — момент инерции рамы вместе со стабилизируемым объектом относительно оси стабилизации; / г э — экваториальный момент инерции гироскопа; у — передаточное отношение зубчатой пере­ дачи от оси стабилизирующего двигателя к оси стабилизации рамы;

/я — момент инерции якоря СД относительно оси его вращения;

К— коэффициент пропорциональности между силой тока j в якоре двигателя и развиваемым им моментом, приведенным к оси стаби­ лизации; S2 — крутизна характеристики маятниковой коррекции; ftp щ — коэффициенты моментов жидкостного трения в осях под-


3.5]

ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ

І2І

веса; Ö, Ѳ— угловая скорость и угловое ускорение бортовой качки корабля; и — составляющая по оси От] переносной угловой ско­

рости системы отсчета О £т£, обусловленной вращением Земли и движением корабля; / 0 — момент инерции редуктора СД\

/0= тГт + (-і)Ѵ .;

(з.2Ю)

к — число осей передачи между осью рамы и осью СД,

включая

сами эти оси; Хі ( 0 — угол отклонения маятника-корректора от вертикали; М х, М 2 — другие внешние возмущающие моменты по осям подвеса.

Уравнение силы тока в цепи якоря двигателя

 

Г<| + / Ч Й = М + р ( /І,

(3.211)

где Гд — электромагнитная постояннаявремени цепи якоря дви­ гателя;

г , = 7-;

(3-212)

I — коэффициент самоиндукции цепи якоря; г — активное сопро­ тивление цепи якоря (включая внутреннее сопротивление усили­ теля); Ъ — коэффициент демпфирования;

Ь = ^~;

(3.213)

с — коэффициент, характеризующий

зависимость индуцируемой

в якоре двигателя противоэлектродвижущей силы от относитель­

ной угловой скорости его вращения;

р — электрическая проводи­

мость цепи,

 

P = f .

(3.214)

Напряжение UY, снимаемое с усилителя У (рис. 3.10), опре­ деляется уравнением

T1ÜJ + U Y = kU,

(3.215)

где Т7 — постоянная времени усилителя; к — коэффициент уси­ ления усилителя; U — напряжение, снимаемое с датчика сигналов ДС и поступающее на вход усилителя.

Напряжение U является функцией угла ß прецессии гироско­ пов. В случае линейной характеристики датчика сигналов имеем

и = —к$,

(3.216)

где кх — коэффициент усиления

рассматриваемого

звена. Под­

ставляя (216) в (215) и обозначая

 

 

kjc =

Sv

(3.217)