Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
§ 3.51 |
ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ |
12? |
Положение площадки П (осей Резали) относительно системы отсчета O^ff, (рис. 2.14) определяется углами а и ß, где а — угол поворота наружного карданова кольца, ß — угол поворота пло щадки. Положение гироскопов Гг и Гг относительно площадки определяется углом 8 поворота этих гироскопов вокруг их осей прецессии; аналогичным образом положение гироскопов Г 3 и jT4 относительно площадки определяется углом у поворота этих гиро скопов вокруг их осей прецессии. Движение рассматриваемой
у ,
Рис. 3.15. Принципиальная схема четырехгироскопной силовой гировертикали.
динамической системы будет описываться четырьмя уравнениями: два из них характеризуют движение площадки относительно осей карданова подвеса, а два других — движение гироскопов Гѵ Гг и Г3, Гц вокруг их осей прецессии относительно площадки ГВ.
Проетейшие уравнения прецессионного движения четырех гироскопной силовой ГВ можно записать в виде
8 Xj8 |
— /с1 М1, |
|
І + хіТ — |
— |
|
|
У(і)ц |
(3.243) |
â + *2а — и$ — — *2 ~ f + М*з. |
|
|
Р + |
+ х 2 ~J + |
|
І28 |
о с н о в н ы й У р а в н е н и я п р и к л а д н о й в и р о с к о п и й |
[г л . з |
где и |
и , и,'. — составляющие переносной угловой скорости осей |
|
О trfc,, |
обусловленные вращением Земли и собственным движением |
объекта; М х и М г — внешние возмущающие моменты относительно осей подвеса площадки; М 3 и М і — аналогичные моменты отно
сительно осей прецессии гироскопов Гѵ 1\ и Г3, jГ4; xt и х2 |
— удель |
||
ные скорости коррекции, |
|
|
|
X |
*-*2 . |
(3.244) |
|
2Н > |
|||
|
|
— крутизна статической характеристики стабилизирующего двигателя; S2 — крутизна характеристики маятниковой коррек ции; V — продольная составляющая ускорения объекта; шц — угловая скорость циркуляции объекта; к^—Н/2.
Если оси O^rf, системы отсчета связаны с траекторией объекта, то и£, иц, нс определяются соотношениями
М£= |
|
V |
|
|
COR cp C O SК |
, |
|
|
|
---U COS Срsin К ---д" , |
U ^ — |
U |
|
|
|
||||
|
|
|
uc = |
|
U sin cp -f- — |
tg f — K, |
(3.245) |
||
ß |
случае циркуляции |
объекта |
К да —шц и обычно (если |
ср не |
|||||
близко к 90°) I Шц I |
U sin tp + |
^ |
tg ср ; тогда |
:шц. |
В |
фор- |
мулы (243) вместо хх и х2 можно ввести соответствующие постоян ные времени
1 |
т ~ — |
(3.246) |
ті = т:> |
||
|
2 V |
|
Тогда, в согласии со сказанным и учитывая (245) и (246), уравне ния (243) можно переписать в виде (индекс «ц» опускаем)
Tj) —|—S —{—T-jwy = k1T1Ml,
+T — TjCuS = k^TjM j ,
T2â -j- а — |
— — TJU cos cp cos К — — + кхТ2М3, |
(3.247) |
|
y2ß + ß + |
7> а = —T2(U cos cpsinZ + ^ - f - y - f /C iT ^ . |
|
|
Система (247) распадается на две независимые системы уравне |
|||
ний. |
Общие выражения для возмущающих моментов |
М ѵ . . . |
|
. . ., |
М і были приведены для различных случаев в § 2.3, |
п. 3. |
С различными типами уравнений двухосных силовых ГС можно познакомиться, например, в книгах [58], [48] (см. также главу 7).
Трехосные силовые ГС применяются в ГУ комбинированного типа, предназначенных для определения трех углов вращения
§ 3.5] |
ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ |
129 |
объекта вокруг его центра тяжести и называемых гироазимутгоризонтами. Кроме того, трехосные ГС используются для непо средственной стабилизации площадки относительно плоскости горизонта и в азимуте. На рис. 3.16 приведена принципиальная схема силового гироазимутгоризонта. Прибор представляет соче тание трех одногироскопных силовых рам, основными элементами
Рис. 3.16. Принципиальная схема трехосного гиростабилизатора (гироазимутгоризонта).
которых являются гироскопы Гх, І\2, Г3, установленные на пло щадке П, стабилизированной относительно плоскости горизонта и в азимуте. Последняя подвешена в кардановом подвесе, состоя щем из наружного Н и внутреннего В колец. На осях прецессии гироскопов Гх, Г2, Г3 установлены датчики сигналов ДСХ, ДС2, ДС 3, которые управляют через усилители Ух, У2, У3 стабилизи рующими двигателями СДХ, СД2, СД3 соответственно. В рас сматриваемой схеме при повороте объекта, например самолета, вокруг вертикальной оси вместе с последним поворачивается и карданов подвес, тогда как площадка П сохраняет в азимуте не изменное положение. Поэтому каждый из датчиков сигналов ДСХ жДС2должен одновременно управлять обоими стабилизирующими двигателями СДХ и СД2. Для этого сигналы с датчиков ДСХ и ДС2 поступают в усилители Ух и У2 через специальный распреде-
9 А. А. Свешников, С. С. Ривкин
130 |
ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЙ ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ І г л . 3 |
литель Р, осуществляющий распределение этих сигналов в зави симости от угла поворота объекта.
Система коррекции площадки П относительно плоскости го ризонта состоит из двухкомпонентного маятника М (например, жидкостный электролитический уровень) и управляемых им дат чиков моментов ДМЛ и ДМ2, установленных на осях прецессии
Рис. 3.17. К составлении^уравнений трехосного гиростабилизатора.
гироскопов Гг и Г%. Углы крена тангажа &и рыскания ф объекта (например, самолета) снимаются в виде соответствующих напряже ний с потенциометров Пѵ П2 и П 3 соответственно.
Полные уравнения движения трехосного ГС (см. гл. 7) являются весьма сложными, и их составление должно учитывать конкретную схему прибора и условия его использования. Одной из особенно стей трехосного ГС (сокращенно ТГС)*является наличие взаимных связей между каналами стабилизации даже при достаточно малых углах поворота колец карданова подвеса. Эти взаимные связи, называемые иногда перекрестными, можно разделить на четыре вида [44]: перекрестные связи по гироскопическому моменту;
§ 3.5] |
ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ |
131 |
перекрестные связи по углам прецессии гироскопов; перекрестные связи по моментам стабилизирующих двигателей; перекрестные связи, зависящие от соотношения моментов инерции площадки относительно различных осей и моментов инерции гиромоторов относительно соответствующих осей. Наиболее существенное влия ние на динамику ТГС оказывают перекрестные связи по гироскопи ческому моменту. Поэтому уравнения движения ТГС (рис. 3.17) приведем с учетом указанных перекрестных связей для малых углов поворота элементов подвеса, которые принимаются абсо лютно жесткими [44],
7 А + ПгШ ~ 11Â — |
(ßl) = М » |
|
||
7lPl+ n3\ + 771Шг= AfA + А» |
|
|||
7А |
+ W |
— Aßs — АТаФ*) = M r |
(3.248) |
|
7 2 P2 |
+ n2p2 + 77A = |
|
||
|
|
|||
7 А |
+ |
— H 3% — А Р з (ßs) = |
|
|
7 3P3 |
+ nA |
+ H3wz = A Pa + A , |
|
где Jx, J , Jz — моменты инерции ТГС относительно осей стабили зации; J v / 2, / 3 — моменты инерции гироскопов относительно осей прецессии; пх, пу, пг — коэффициенты моментов жидкостного тре
ния |
относительно осей стабилизации; пѵ пг, п3 — коэффициенты |
||
моментов |
жидкостного |
трения относительно осей прецессии; |
|
шх, |
“У |
У — проекции |
абсолютной угловой скорости площадки |
на |
оси стабилизации; |
ß1, ß2, ß3 — углы прецессии гироскопов; |
Sx, S2, S 3 — крутизна статической характеристики соответствую щего стабилизирующего двигателя; срх фх), (р2 ( ß2), <р3 ( ß3) — функ циональные зависимости между моментами стабилизирующих двигателей и углами прецессии гироскопов; Мх, М , M z — воз мущающие моменты относительно осей стабилизации; М ѵ М2, М 3 — возмущающие моменты относительно осей прецессии.
При принятых допущениях можно рассматривать отдельно систему, состоящую из первого, второго, пятого и шестого урав нений (248). В этих уравнениях члены H1ß1iBx si H3ß3u>z отражают наличие взаимосвязи между каналами стабилизации (перекрестные связи по гироскопическому моменту).
В наиболее простом случае можно учитывать, что относительно осей стабилизации действуют возмущающие моменты, обусло вленные угловыми колебаниями объекта, на котором установлен ТГС. Так, если принять, что ось Oz параллельна продольной оси
корабля, то по аналогии с (208) имеем |
|
М, = пр -f- 70 2Ѳ, Мх = njy -j- 70 Хф, |
(3.249) |
где Ѳ, 6 — угловые скорости и ускорения бортовой качки корабля; ф, ф — угловые скорости и ускорения килевой качки жорабля;
9*
132 |
ОСНОВНЫЕ У РАВНЕНИ Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ |
[ГЛ. 3 |
п'х и п'г — коэффициенты моментов жидкостного трения с |
учетом |
демпфирующих моментов, обусловленных противоэлектродвижу
щей |
силой при вращении якоря стабилизирующего двигателя; |
|
J Охи J ог — величины, аналогичные (2 1 0 ) и представляющие собой |
||
моменты инерции редукторов стабилизирующих двигателей. |
Непо |
|
2 . |
Непосредственные гироскопические стабилизаторы. |
|
средственным гироскопическим стабилизатором называют |
ГУ, |
Рис. 3.18. Принципиальная схема гироскопического успокоителя качки пас сивного типа.
принцип действия которого основан на непосредственном исполь зовании стабилизирующих свойств гироскопа. К подобным устрой ствам можно отнести гироскопические успокоители качки корабля. По принципу работы они могут быть пассивными и активными.
Рассмотрим вначале гироскопический успокоитель качки ко рабля пассивного типа. Принципиальная схема стабилизатора представлена на рис. 3.18. Основной его элемент — гироскоп с двумя степенями свободы, ротор которого установлен в раме Р, подвешенной в опорах; последние размещены в стойках С, жестко связанных с кораблем. Ось вращения рамы параллельна попереч ной оси корабля Оу. В нижней части рамы прикреплен груз Гр, благодаря чему рама приобретает маятниковые свойства. Для по гашения колебаний рамы относительно корпуса корабля служит тормоз Т, выполняемый в виде ленточного тормоза или гидравличе ского демпфера. Если воспользоваться линейной теорией качки корабля [32], то дифференциальные уравнения динамической си стемы «корабль+успокоитель» можно записать в виде
/ ХѲ+ М + DM + Щ = DhF (t),
(3.250)
J TJ + \ V + P I t i p - H t ) = o ,
§ 3.5] ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ 133
где Jx — момент инерции массы корабля относительно его продоль ной оси Ох\ Ъх — коэффициент сопротивления воды качаниям ко рабля; D — вес корабля; h — метацентрическая высота; б — угол бортовой качки корабля; Н — кинетический момент гироскопа; F (t) — действующий угол волнового склона; / г э — момент инер ции гироскопа вместе с рамой относительно оси Оутее вращения;
Ь2 — коэффициент сил торможения |
колебаний рамы при ее вра |
|||||||||
щении относительно оси Орг; |
Р гр — вес |
груза, |
|
прикрепленного |
||||||
к нижней части |
рамы; I — расстояние |
от центра тяжести груза |
||||||||
до точки О подвеса гироскопа; |
ß — угол |
поворота |
рамы вокруг |
|||||||
оси Оуг. Обозначим: |
РТЛ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Dh |
к' — н |
|
к' — |
|
н |
|
(3.251) |
||
YI2 -- -- L |
|
7 |
» |
|||||||
»1 = 7 -. |
п2-- 7 |
» Л1 |
7 » а2 |
|
|
|||||
|
4X |
4г. э |
|
4X |
ЛГШ |
4г. э |
|
|
||
|
Г — |
h |
|
|
|
|
|
(3.252) |
||
|
Ч1 |
2 VDhJx ’ |
|
|
V Тх* |
|
|
|
|
|
|
|
bt |
, |
п2= |
1 Л Ѵ |
|
|
|
(3.253) |
|
|
с2 = |
у |
— . |
|
|
|||||
|
2 ^гр^г.э |
|
|
|
4г.э. |
|
|
|
|
|
Учитывая (251)—(253), перепишем (250) в виде |
|
|
|
|
||||||
|
Ѳ+ 2СЛ Ѳ+ |
+ Ä# = |
n\F (t), |
|
|
|
(3.254) |
|||
|
р + 2(,2п £ + п ® - к ' 2в = |
0, |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
откуда следует, что пх является частотой собственных незатухаю щих колебаний корабля при выключенном успокоителе, т. е. при невращающемся роторе (Н = 0 , £ / = 0 ).
Из (251) следует, что частота пх и период этих колебаний ТК определяются равенствами
|
» |
. |
(3-255) |
|
r . = 4 " = 2 ” / ä - |
<3-256> |
|
Аналогично, п%является частотой собственных незатухающих |
|||
колебаний рамы с |
гироскопом при |
невращающемся гироскопе |
|
(Н = 0, к'2 = 0). Для |
частоты этих колебаний |
и соответствующего |
|
периода колебаний |
из (251) имеем |
|
|
|
"г.э |
|
(3.257) |
|
|
|
|
|
Т — — — 2л 1 |
РтГ |
(3.258) |
|
Ч - п 2~ ^ У |
|
Величины Сі и С2 являются относительными коэффициентами затухания колебаний корабля и рамы успокоителя (причем С3 представляет собой коэффициент торможения).