Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

272

ГУ, ОПИСЫВАЕМЫЕ

 

ЛИНЕЙНЫМИ УРАВНЕНИЯМИ

[ГЛ. 4

 

Учитывая, что, согласно (517),

 

 

=

+

= 7,0. КГ2 ІІсек,

(4.518)

получим ае/<3ф= 0,23.

Таким образом, в данном примере средняя квадратическая ошибка измерения угловой скорости ф соизмерима со средним квадратическим отклонением измеряемой величины.

Пример 4.9. Определить математическое ожидание и среднюю квадратическую ошибку погрешности а(t) ГМ, установленного в диаметральной плоскости корабля, так что плоскость качаний маятника совпадает с плоскостью шпангоута, если корабль совер­ шает только бортовую качку, а ГМ имеет демпфирование, обеспе­ чиваемое маятниковой коррекцией, причем в качестве угла от­ клонения физического маятника можно принять отклонение кажу­

щ ейся вертикали от истинной, т. е. y_(t) = — z g '

Дано: угловая скорость прецессии ГМ &=7,319 >10- 3 Мсек; удельная скорость радиальной маятниковой коррекции х = 0 , 0 1 1 /сек; угол крена корабля Q(t) — стационарная случайная функ­

ция, 6 =

0; К ь (т) =

^cos Хт -f iL sin X| т

; a2 = 3,79 • ІО-2 рад2;

р. = 0,04

1 /сек; Х= 0,42 1 /сек;

возвышение

места

установки

ГМ над продольной осью корабля

10 м (z =

—10 м).

ГМ опре­

Р е ш е н и е .

Погрешность a(t) рассматриваемого

деляется дифференциальным уравнением (3.89)

[см. также (125)],

которое в данном случае наличия только бортовой качки, если не учитывать вертикальной составляющей центростремительного

ускорения z[9(£)]2,

принимает вид

 

 

a + 2xâ

+ (х2 + k2) а==

X («)+у X (t),

(4.519)

где использовано обозначение (497) X(t) = —z§(t).

Математическое ожидание случайной функции X(t) равно нулю, а ее спектральная плотность определяется выражением (499). Для определения математического ожидания &(t) отклоне­ ния ГМ применим к уравнению (519) операцию нахождения мате­ матического ожидания. Учитывая, что Z(£) = .^(£)=0, получим

I + 2x5 - f 2 + к2) ä = 0,

(4.520)

откуда до окончания переходного процесса будем иметь

«(*) = 0,

(4.521)

т. е. в среднем ось ГМ на качке будет сохранять вертикальное положение. Если учесть нелинейные члены в правой части урав­ нения (3.89) и случайный коэффициент в левой части уравнения,


5 4.6]

ПРИМЕРЫ НА ИССЛЕДОВАНИЕ ГУ

273

то мы получили бы, что а (£)^=0 , т. е. имелась бы систематическая ошибка в определении вертикали гиромаятником.

Для нахождения дисперсии D [ot(t)] ив данном случае целесо­ образно воспользоваться спектральной теорией. Введя для крат­ кости обозначения

 

Гр*

'

ф " _

f’

у

 

 

 

1 Д — *2 + к» > 1 Д’ — Х2 + к-г

+ * 2

(4.522)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* 0 = 7 .

* 1 = 7 ^ .

 

 

уравнение (519)

можно переписать в виде

 

 

 

 

Ц& +

27 > + а = b0X (t) +

Ь,Х (*),

(4.523)

где

Гд — постоянная

времени

ГМ

с радиальной

коррекцией,

а " — относительный

коэффициент

затухания.

 

В

соответствии с

уравнением

(523)

передаточная функция

ГМ по отношению к возмущающему воздействию X (t) имеет вид

L(s)

b\S -f- bfj

 

(4.524)

Tjs2 + 2С7> +

1 •

 

 

Используя общее соотношение между спектральной плот­ ностью Sx( со) входной величины и спектральной плотностью Sa(со) выходной величины

получим

 

S > ) = | £ ( * 0) I2 Sx (со),

 

 

(4.525)

/ \ _

“ 2 + bl

2agfj.z2

62w4

 

 

С

 

(4.526)

° Л

иѴ — ( !

_

+ 4 С 2Г 2,0-j

К

+

2 а 2 « 2

+ Ь*'

Формула (526) переходит в выражение (502) для спектральной

плотности S (со) отклонения ФМ

от

вертикали,

если

положить

Тл = Т, Ь0 ~ к и Ь1= 0.

имеем

 

 

 

 

 

 

Для дисперсии

D [а (0]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

00

 

 

 

 

 

 

 

 

D [<*(*)! = J

S » d u > ,

 

 

 

 

 

 

—СО

 

 

 

 

 

где 5а(со) определяется формулой (526).

тем

же подходом, какой

При расчете D [« (і) ] воспользуемся

мы применяли при расчете дисперсии погрешностей ФМ на качке (пример 4.7). В согласии с уравнением (523) член b0X(t) в правой

его части характеризует возмущающее воздействие качки

на

ГМ из-за неуравновешенности гироскопа, а второй член

возмущающее воздействие качки на ГМ вследствие демпфирования, обусловленного приложением к гироскопу момента радиальной маятниковой коррекции. Из уравнения (494) следует, что при­ менительно к ФМ учитывался в правой части лишь член первого

]8 А. А. Свешников, С. С. Ривкин


274

ГУ, ОПИСЫВАЕМЫЕ ЛИНЕЙНЫМ И УРАВНЕНИЯМИ

[ГЛ. 4

типа kX(t), а возмущающее воздействие качки из-за наличия демпфирования колебаний маятника во внимание не принималось. Поэтому для сравнительного расчета дисперсии случайных дви­ жений ГМ на качке также не следует учитывать возмущающего воздействия качки, проявляющегося вследствие демпфирова­ ния ГМ. Полагая поэтому в (526) Ь1 =0, получим для спектральной плотности >S,a( со) формулу

s (ш)=

2a|jj,z"

b-(0+

(4.527)

_______2«_______ ^

______________

(1 — 7’2(02)2 + 4С27’2(02

тс

0)4 + 2 a W + Ь*

 

совпадающую с точностью до обозначений с выражением (502) для спектральной плотности S%(со) случайных движений маятни­

кового кренометра на качке.

 

 

 

 

 

 

Поэтому для

получения

дисперсии D l<*(£)] можно непосред­

ственно воспользоваться формулой (504)*) для дисперсии

D[jc(01*

если в последней заменить Т на Тѵ

 

 

 

 

D (г)]:

+ JL

 

 

 

 

 

 

&2г 2

 

 

 

 

 

 

+ СГД

 

+ т^ъц D [Ѳ (t)].

(4.528)

е9 (і - Цы? +

4 [Гры + тдл (с + з »

Для среднего квадратического значения аадинамической погреш­

ности ГМ имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

°„ =

\/DFWT-

 

 

(4.529)

Приведем числовой расчет

D [а (£)]

и

а

По формулам (522)

вычисляем

 

 

 

сек,

 

 

 

 

Гд = 1 ,3 6 6 •

ІО 2

С =

1 ,3 6 6 .

 

Пользуясь выражением (528),

находим

 

 

 

следовательно,

D[a (7)] =

0,0281 • ІО“ 4

рад2,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

aa =

v/D[a (01 =

 

0,001676

рад =

5',8.

 

Сопоставляя результаты данного примера и примера 4.7, видим, что погрешность ГМ на качке намного меньше погрешности маят­ никового кренометра. Это указывает на существенные преиму­ щества ГМ по сравнению с физическим маятником в условиях подвижного и качающегося объекта.

Пример 4.10. Вычислить дисперсию ошибки 3s в определении пройденного объектом пути инерциальной навигационной систе­ мой (ИНС) без демпфирования за время t = 1 час из-за ошибки акселерометра За в измерении кажущегося ускорения объекта.

*) В формуле (504) 1 /g=&=&Q [см. (3.53) и (522)].


5 4.e l П р и м е р ы н а и с с л е д о в а н и е ГУ 275

Ошибка акселерометра может рассматриваться как случайная

функция времени,

корреляционная функция которой имеет вид

 

 

 

* * М =

°І.е-Мт|-

 

(4-53°)

 

Дано: о8о= 1 0 ' 2

м/сек2; ja= 0,1 1 (сек.

 

 

 

Р е ш е н и е .

Ошибка 8s связана с погрешностью 8 а акселеро

метра дифференциальным уравнением

 

 

 

 

 

8s +

v28s = 8 а,

 

(4.531)

где

V— частота Шулера, равная

1,24-ІО-3 1(сек.

 

 

Для дисперсии решения уравнения типа

(531) было получено

выражение (234)

 

 

 

 

с0 + cj,

(4.532)

 

D f8 s (£)] = т cos 2ѵ£-f- п sin 2vf +

где

т, п, с0 и

сг

определяются формулами (235) (при нулевых

начальных условиях а (0 ) = а (0 ) = 0 )

 

 

 

т =

2^8

5 К Ьа(Х) Sin Vt

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

оо

 

 

 

 

 

« = — 2 \ K Sa(x) C0SVT dx= — 2^3 5««(v).

 

 

 

 

0

 

 

 

(4.533)

 

 

 

CO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Co =

2 ^

S K *» (x) (v

Sin VT~~ 2x C0S VX) dx’

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

CO

 

 

 

 

 

c i = - ^ -

S K Sa( z ) c o s

vxd-c = J S te(v).

 

 

Подставляя isTSa(x) из (530) в (533) и учитывая, что корреля­ ционной функции такого вида соответствует спектральная плотность

 

 

 

 

а1 а^

(4.534)

 

 

 

 

тс (ш2 -)- (I2) ’

 

 

 

 

 

находим

 

 

°ііа

_ ' 50 °8я

 

ТП-.

1

 

 

 

2ѵ2

 

+ V2

 

 

 

п ~ ■

1

К в

-5— ,

 

 

 

Vs

2 ( ц 2 + V2)

 

 

 

 

1

(fJ-2 — Зѵ2)

___ ^()

ü8a

 

 

___________

 

 

V2 2 (ц2

+ ѵ2)2

v2

=

1

 

K e

_ in°8t

 

1

V2

V2 + p 2

V2

 

 

18*


276

ГУ, ОПИСЫВАЕМЫЕ ЛИНЕЙНЫМ И УРАВНЕНИЯМИ

[ГЛ. 4

Подставляя найденные коэффициенты в (532), получим

 

D [8s (£)] = 6,5 • 106a|e [50 cos

(2,48 • 10~3£) —

 

 

 

 

— 5 sin (2,48

10-3i)_50 +

10fl.

При

заданном значении

времени £=3600

сек слагаемыми, не

пропорциональными t, можно пренебречь, и мы получим D [ 8s(£) ] = =2,34 км2, откуда а8в=1,53 км.

Из примера следует, что ошибка недемпфированной ИНС, обусловленная случайной составляющей погрешности акселеро­ метра, может быть существенной.

Пример 4.11. Найти математическое ожидание и дисперсию ошибки корабельной инерциальной вертикали (ИВ), обусловленной моментом сил сухого трения во внутренней оси подвеса гироскопа, возникающем при качке корабля, если эта ось расположена пер­ пендикулярно диаметральной плоскости корабля, а скорость ф(£) изменения угла дифферента корабля является стационарной

нормальной случайной функцией времени,

ф= 0 :

 

 

 

 

 

АД (т) = о

|

^cos X-—

sin X | т |^.

 

(4.535)

Дано: М°х = 0,1 Гем;

Qx =

1 Г е м ;

р. =

0,075

1 /сек;

Х=

= 1,25 1/сек;

о| =

0,0685 ■ІО- 2 рад2; кинетический момент

гиро­

скопа Н — 4000 Г

см сек.

(139)

уравнение ИВ

по координате

Р е ш е н и е .

Согласно

а при учете момента трения во

внутренней

оси

подвеса

имеет

вид

 

ä +

V2a - f qMTX(t),

 

 

 

 

(4.536)

 

 

 

 

 

 

где момент сил сухого трения в соответствии с (2 .1 0 0 )

определя­

ется выражением

Mrx =

M°x + Qxsignty.

 

 

 

 

(4.537)

Следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а + ѵ*а =

%

£

{sign [ф (*)]}.

 

 

 

(4.538)

Решение этого

уравнения

при нулевых

начальных

условиях

( a(0)=â(0)=0) в соответствии

с

(241)

можно

записать

в

виде

а (£ ) = =

 

 

 

 

t

 

 

 

 

 

 

 

sign [Ф (0)] sin v t -f-

I sign [ф ( t

— т)] cos ѵт d x .

(4.539)

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

Для упрощения рассмотрим случай, когда в момент включе­

ния прибора

ф(0 ) = 0 ; тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J sign [ф (I т) I cos ѵт d x .

 

 

(4.540)

о