Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 1
400 |
Н ЕЛ И Н Е Й Н Ы Е У РАВНЕНИ Я ПРИКЛАДНОЙ ГИРОСКОПИИ |
[ГЛ. Ь |
|
или, |
принимая во внимание (175), имеем |
|
|
|
2 Е лЕ я |
Ч ~ к + ~к)р° |
(0.178) |
|
Р {I Т К То) — Е 2 + £ 2 |
Для принятых в примере исходных данных по формуле (178) находим
Р ( | т | < То}= 0,920; 0,997; 0,999,
т. е. вероятность того, что нормаль к стабилизированной площадке не выйдет за «допустимый конус» со значениями угла растворе ния 2 ^ 0 = 20'; 30'; 40', является сравнительно большой.
402 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОЖ НЫХ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ СИСТЕМ [ГЛ. 7
где Н — кинетический момент гироскопа; а и р — углы отклоне ния оси гироскопа относительно направления геоцентрической вертикали; т — масса ротора вместе с внутренним кольцом кар-
данова подвеса; I — расстояние центра |
тяжести |
гиромаятника |
от точки подвеса; М^ и М у>— проекции |
моментов |
внешних сил |
на соответствующие оси подвеса ГМ; g0 — ускорение силы земного тяготения; иѵ щ, и3 — проекции на оси системы отсчета пе реносной угловой скорости этих осей, обусловленной вращением Земли и собственным движением объекта относительно Земли; wx, w2, w3 — проекции на те же оси абсолютного линейного уско рения точки опоры ГМ.
При географической ориентации осей O^rf, |
составляющие их, |
|||
и2, и3 определяются соотношениями |
|
|
||
|
|
UN |
|
|
ц 1 = и5 = — -д- = —?, |
|
|||
И2 = |
ц , = |
U COS <Р + |
ѴЕ |
(7.2) |
- д - , |
||||
и3 = |
и!. = |
U sin cp + |
ѴЕ |
|
— tg cp, |
|
где U — угловая |
скорость |
суточного |
вращения |
Земли; |
R — |
|||
радиус Земли; |
ср — широта |
места; vE, |
vN — восточная и |
север |
||||
ная составляющие относительной скорости объекта. |
(см. |
(2.67)) |
||||||
Соответственно |
для проекций wlt w2, w3 |
имеем |
||||||
wi = W^ — ѵЕ + ( j f + |
2 U cos <pj (yf — vNtg cp), |
|
|
|||||
= |
= |
+ |
+ |
+ t/27? cos cp sin p + |
|
|||
|
|
|
vl + v% |
+ |
2UvEsin cp, |
|
||
w3 = |
|
|
|
|
|
|
||
= г>{------ ^-------U2R cos2 p — |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
— |
2Uve cos cp. |
|
Таким образом, обобщенные координаты а (t) nß (t), определяю щие положение оси гироскопа, являются решением нелинейной системы уравнений (1 ), коэффициенты которой, учитывая соотно шения (2 ) и (3), в общем случае являются переменными.
Применительно к четырехгироскопной вертикали (рис. 3.15), рассмотренной Я. Н. Ройтенбергом [58] в приближенной поста новке [см. (3. 243)], Р. И. Чертковым были получены [5в] более
404 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ СИСТЕМ ІД'Л. 7
момент сил сухого трения на оси рамы; A’sign ß — момент сил сухого трения на оси гирокамеры; М х и М — моменты всех дру гих внешних сил, приложенных к системе.
Значительное применение получили двухосные ГС, часто используемые в качестве гирогоризонтов силового типа. Простей шие уравнения приборов этого типа были приведены в § 3.5 [см., на пример, (3.243)]. Более полные уравнения двухосных силовых ГС даны в книге Д. С. Пельпора [48]. Так, для четырехгироскопного двухосного ГС, у которого оси прецессии гироскопов перпенди кулярны стабилизируемой площадке, имеем следующую систему четырех уравнений по обобщенным координатам а, ß, у, е:
( А 2 + В 1 COs2 Р + Сг sin2 ß) йуп— _
—(Вх— Сг) [ш,н sin ß cos ß + ß (cos2 ß — sin2 ß) (0,д —
—u>*B«vBsin ß cos ß] — А$шгв — (C2 — в 2 — A x+
+ B xsin2 ß + Cx cos2 ß) <o*Hu>j,H+ (H1+ H[) (ш:Си— ß) X |
|
||||||||
X sin [Xsin ß + (ff, + |
H[) [Xcos JAcos ß — |
|
|
||||||
— (ß 2 — H'2) è sin e cos ß + |
(ff2 — H2) (o)Xll — ß) cos s sin ß — |
|
|||||||
|
— (H2+ # 2) «VBsin S + {H1— H[) m,Bcos [X= |
Qa, |
|
||||||
—А ушх + (Вг — Cx) |
+ |
(#! — Н[) р. sin jx -f- |
|
|
|
||||
+ |
(ß 2 + # 2) é cos ®+ |
(ßi + |
H[) uz sin jx + |
|
(7.7) |
||||
|
|
|
|
+ ( B 2-- |
ß 2) |
C0S S = (?ß> |
|||
|
|
|
|
|
|||||
(A3— Лд) шг -j- (Л3 4 - A'3) ji. 4 - (ß3 — C3K— ßg + C3K) X |
|
|
|||||||
X (cos2 jx — sin2 [x) ш д |
(ß3 |
C3k |
ß 3 |
Сяк’ ) (си2 шу)Х |
|
||||
|
X Sin |XCO S |
JX — |
(ff, |
+ ff[) (Oy cos [X 4 - |
|
|
|
||
|
|
|
|
+ (H1- f f [ ) u x sinr = Qfi, |
|
||||
(Ai — А ') |
+ (Л4 -f- A\) ё — (ß4 — CiK— B\ -f C4K) X |
|
|
||||||
X (cos2 e — sin2 s) |
|
+ (ß4 — c ilc4 - ß ; — Cm) X |
|
|
|||||
X (Ш1 — <»*) sin s cos e 4 - (ß 2 + |
B'2) <ox cos s 4- |
|
|
||||||
|
|
|
|
4- (ß 2 — H'2)<oy sin e = |
Qt, |
|
|||
где а и ß — углы поворота наружной и |
внутренней |
рам ГС; ц |
|||||||
и s — углы |
поворота |
гироскопов вокруг осей |
прецессии; |
А х, |
|||||
В х, Сх — моменты инерции |
площадки с установленными на ней |
||||||||
гироскопами |
относительно |
осей, связанных с |
площадкой; |
Л2, |
В 2, С2 — моменты инерции наружной рамы карданова подвеса относительно связанных с ней осей (в моментах инерции А х пло щадки и А 2 наружной рамы учтены и моменты инерции стабили
зирующих |
двигателей, приведенных к соответствующим осям); |
А 3, А 3, А 4, |
А[ — суммарные моменты инерции ротора и кожуха |
каждого из четырех гироскопов относительно соответствующих осей прецессии; В 3, В'3, ß 4, ß ' — суммарные моменты инерции ротора и кожуха каждого из гироскопов относительно осей, пер
§ 7.2] УРАВНЕНИЯ ДВИЖ ЕНИЯ 405
пендикулярных осям прецессии и собственного вращения гиро скопов; С3к, С'к, С4к, С'ік — моменты инерции кожухов каждого из гироскопов относительно осей, совпадающих с осями собствен ного вращения; Н х, Н[, Н2, Н'2 — кинетические моменты соответ ствующих гироскопов; а>х, о>0 — проекции абсолютной угловой скорости площадки на связанные с нею оси; со*,,, о>Ув, согв — проекции абсолютной угловой скорости наружной рамы на свя занные с нею оси;
“,* = |
<в*и — ß> |
|
) |
|
«V = “уя C0S ß — ш*н sin ß> |
[ |
(7-8) |
||
Шг = |
0)уя sin ß + |
<!)*„ COS ß, |
I |
|
= |
—Wx, Sin a — <огі cos a, |
|
(7.9) |
|
<°РЯ = |
ШУ. + |
|
|
|
== (oXi cos a — W01sin a; |
|
|
||
о>Уі, u)0i — проекции |
угловой скорости самолета |
на связанные |
||
с ним оси, определяемые формулами (2.38) |
|
|
||
“*,= Т+ Фsin |
sin у, |
|
(7.10) |
|
Шуі = |
ф COS &COS |
|
||
шг1 = |
9 cos у — ф cos &sin у; |
|
|
Da и Dp — коэффициенты моментов сил жидкостного трения в осях подвеса;
<?,=-Ѵ+ мѵ I |
|
|
(7.13) |
||
Qa, Qß, Q^, Qs — моменты внешних сил относительно осей подвеса |
|||||
площадки и осей прецессии гироскопов; в Qa и |
|
входят моменты |
|||
трения в осях подвеса Мй, Mß и моменты стабилизирующих дви |
|||||
гателей: |
Ма |
|
|
|
|
-- |
Л/,с.д(р.), |
1 |
|
(7.11) |
|
= — Mß— MXt.mK(в), |
j |
|
|
||
Mä = Dr ( |
^ + |
^ t g ß + cosßJ, |
1 |
(7.12) |
|
К в — |
|
|
1 |
|
D и De— коэффициенты моментов сил жидкостного трения в осях прецессии гироскопов; Мх'^ и М^ — управляющие моменты (мо менты коррекции).