Файл: Свешников А.А. Вероятностные методы в прикладной теории гироскопов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

410 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ СИСТЕМ [ГЛ. 7

2.Гироскопические компасы. Приведем вначале систему не­

линейных дифференциальных уравнений однороторного ГК [89]

щ (II sin ß) + II (щ cos 8 -f- н2 sin 8) cos ß =

ml [ (w1cos 8 +

 

 

 

+ w2sin 8 ) cos у sin ß — (u^ sin 8 w2cos 8 ) sin y],

 

II [( 8

u3) COS ß + (Mj sin 0 M2 cos o) sin ßj =

 

=

ml f—(w1sino + w3cos 3) cos ß + (g0+

w3) sin ß] cos T>

(7.25)

+

(3 + мз) sin ß — К sin 3 — U 2 c o s

3 ) cos ßj + ^ r =

 

 

=

ml [(Wj cos 8 -f- w3sin 8 ) cos у — (wx sin о -(-

 

 

 

+ w2cos о) sin у sin ß — (g0 +

W3) sin у cos ß],

 

где

8 — угол отклонения оси гироскопа

от плоскости меридиана

в азимуте; ß — угол отклонения оси гироскопа от плоскости гео­ центрического горизонта; у — угол поворота чувствительного элемента вокруг оси собственного вращения гироскопа; / — мо­

мент

инерции чувствительного

элемента гироскопа

вокруг оси

его

собственного вращения; иѵ

и2, и3 — проекции

переносной

угловой скорости системы отсчета O^rf, на ее оси, определяемые при их географической ориентации выражениями (2 ); wx, w2, w3 — проекции на те же оси абсолютного линейного ускорения точки опоры ГК, характеризуемые формулами (3); ml — статический момент.

Б. В. Булгаковым I12] для того же однороторного ГК получены следующие уравнения движения с учетом инерционных членов, которые при сохранении членов второго порядка малости имеют вид

+

Н (ß +

ща -)- Uj) IP

----J- « + у ) т =

Му>,

 

Б р

— Я ( а

— M2ß + и 3) + 1 Р ( $

т а +

т ) =

- м -

(7.2В)

 

 

 

 

 

где а — угол

азимутального

отклонения

оси

гироскопа от пло­

скости меридиана (в отличие от обозначения 8 в уравнениях (25)); А, В, С — моменты инерции чувствительного элемента относи­ тельно экваториальных осей и оси собственного вращения гиро­ скопа; М Х’, Му', Мг — неучтенные моменты внешних сил отно­ сительно тех же осей; P=mg — вес чувствительного элемента.

Остальные обозначения в уравнениях (26) те же, что и в урав­ нениях (25).

Перейдем к рассмотрению дифференциальных уравнений двух­ роторного ГК. Нелинейные уравнения этого ГК относительно


§

7.2]

У РАВНЕНИ Я ДВИЖ ЕНИЯ

411

осей "'О

ориентированных географически, имеют вид [58]

 

^

[2В cos (е •— 8 ) sin ß] + 2В (u1cos а cos ß X Щsin а cos ß) X

 

 

X cos (e — 8 ) = mlw1(—sin а sin у X cos а sin ß cos 7 ) X

 

 

 

X mlw2(cos а sin у X sin а sin ß cos y) X M*,

 

2B(â. cos ß -{-uxsin а sin ß—u2cos а sin ß-|-u3cos ß)cos(s—8)=

=— rnlWy sin а cos ß cos у X mlw2cos а cos ß cos у X

 

X I (P + mw3) sin ß cos у X M**,

(7.27)

^ [2 В cos (e — 8 )] = mlw1(cos а cos у — sin а sin ß sin y) X

 

X mlw2(sin а cos у X cos а sin ß sin y) —

 

 

I (P + mw3) cos ß sin у X M\,

 

2 В (â sin ß +

у — ux sin а cos ß X X cos а cos ß X

 

 

X h3 sin ß) sin (e — 8) = x sin 8 cos 8 M*Sl,

 

где а, ß, у,

s, 8 — те же углы, что и в уравнениях (3.303);

В

собственный

кинетический момент гироскопа; х — коэффициент,

пропорциональный жесткости пружины; М\, Ml*, Ml, М*Уі — мо­ менты относительно соответствующих осей.

Остальные обозначения в уравнениях (27) те же, что и в урав­ нениях (25) и (26). Заметим, что при учете качки корабля проек­ ции Wy, w2, ws, помимо соотношений (3), должны также включать составляющие ускорений места установки ГК из-за качки ко­

рабля, орбитального движения

его

центра тяжести и вибраций,

определяемые соотношениями

(2.35), в которых для рассма­

триваемого случая w^= w2, w^= Wy,

шс = —w3.

С учетом демпфирования, вводимого гидравлическим успокои­ телем, уравнения ГК будут [Б8]:

^■^-2 В cos (s — 8 ) cos ßj X

 

X 2 В (Uy cos а cos ß X X sin а cos ß) cos (®— 8 ) =

 

mlwy{—sin а sin у X cos а sin ßcos у) X mlw2(cosasin yX

 

X sin а sin ß cos у) X — tg &(w, cos iz X ^ s in a) cos ß X

(7.28)

8

2ß (âcos ßX Mi sin а sin ß—u2cos а sin ß X X cos ß)cos(s—8) =

=—mlWy sin а cos ß cos у X mlw2cos а cos ß cos у X

X ЦР + тшз) sin ß cos у—-j tg &(—wxsin а X 'X cos a) sin ß+

X c (i X y ) tg ^ cos ß X Ml*,


412

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОЖ НЫ Х

ГИРОСКОПИЧЕСКИХ

СИСТЕМ ІГЛ. 1

~ [2В cos (е — В)] = mlw1(cos a cos у — sin а sin ß sin у) +

 

+ mlw2(sin а cos у -j- cos а sin ß sin y) —

 

 

I (P

mw3) cos ß sin у +

M*,

(7.28)

2 В (â sin ß + t — ui sin а cos ß -j-

+ k2 cos а cos ß + M3 sin ß) sin (e — 8 ) = xsin Beos 8 M*9l,

&+ F&+ F$ = — -j {w2cos а — wx sin а),

где 0 — угол наклона «зеркала» в успокоителе; F — фактор пере­ текания жидкости в успокоителе; с — коэффициент момента, вводимого избытком жидкости в сосуде гидравлического успо­ коителя.

Иногда уравнения движения ГК составляются относительно системы отсчета, связанной с направлением абсолютной скорости корабля. Подобные уравнения ГК приводятся в [22], [58].

Дифференциальные уравнения двухроторного ГК с учетом слагаемых второго порядка малости определяются [соотноше­ ниями (3.303)

7/(â-M^ß+Mc-f Mc8) - Z p [(l + -^)ß -

W r

Wn

—c&=Mj,

5a-J---- ^

 

 

e

 

w.

w t

w.

 

^ ( ß + ^ + v + ^ ) ~ / P H 1 + - 7 iJ ^ - 7 i a + T i. Y= M t,

&= - F ( ß + & + ^ ) ,

 

(7.29)

 

 

 

w

ид

 

я В + ^ [ ( і + ^ ) т - ^ Р т

______L/ = M.

 

 

3>

H (y — ща + в -f и ß — и 8 ) — щЬ — cx8 = —M4.

Более простой вид получают эти уравнения для случая чисто бортовой качки корабля, когда, согласно (3.313), имеем

к2

cos •Р-

U у r

і ~Г U cos ср • а=

U cos у

z sin К

g

к 2

(1- Р)& =

к2

z sin К

U cos у

 

U cosy

g

Ä + F& + Fß = —F z sin К -a g

у + 2 Сх«у + п2у = — п2Z COS К Q

Ѳу,

Ѳ,

(7.30)

g


§ 7.2]

У Р А В Н Е Н И Я Д В И Ж Е Н И Я

413

Аналогичные уравнения имеет ГК с ртутными баллистическими сосудами при качке корабля [58]

tfß + 5£/cos<p • а — Сі0 + сТ& = Я ^ - ,

. .

На

с8 = —HU sin f,

(7.31)

.

w

c» +

7n& + &+ ß = —

 

АЧ + 8і + ІРч = ІР^±,

где а — угол поворота гирокомпаса в азимуте; ß — угол подъема оси ротора гироскопа над плоскостью горизонта; &— угол между «зеркалом» ртути в баллистических сосудах и осью ротора ги­

роскопа; у — угол

поворота карданова подвеса прибора вокруг

оси, параллельной

оси ротора гироскопа; w1 и w2 — восточная

и северная составляющие переносного ускорения точки опоры гирокомпаса.

В условиях прямолинейного равномерного хода корабля

wl = z'é cos К, H; 2 = z6 sinA,

(7.32)

где z, Ѳ, К обозначают те же величины, что и в (7.30).

В корабельных навигационных системах получили применение сложные гироскопические системы, называемые пространствен­ ным гирокомпасом или гирогоризонткомпасом [23], [68]. Уравне­ ния подобной системы могут быть получены из (27), если принять угол s= тг/2 , а жесткость пружины, связывающей между собой кожухи обоих гироскопов, выбрать равной х = 4 б 2 /тХ5; тогда получим следующую систему дифференциальных уравнений гиро-

горизонткомпаса [58]:

 

 

(25 sin 8 sin ß) -f- 25 sin 8 (uxcos аcos ß + и2 sin аcos ß) =

 

= mlw1(—sin а sin у +

cos а sin ß cos y) -f-

 

+ mlw2(cos а sin у + sin а sin ß cos y),

 

25 sin 8 (â cos ß + и* sin а sin ß — и2 cos а sin ß + h3 cos ß) =

 

= —mlw1sin а cos ß cos у +

mlw2cos а cos ß cosy +

 

 

+ I (P + mw3) sin ß cos y,

(7.33)

^■(25 sin 8 ) = mlw1(cos а cos у — sin а sin ß sin y) -j-

 

+ mlw2(sin а cos у +

cos а sin ß sin y) —

 

 

I (P + mw3) cos ß sin y,

 

25 cos 8 (â sin ß -f- у— щ sin а cos ß-j- u2cos а cos ß-j- u3sin ß) =

452 .

= —Г77 sin 8 cos 8 . mlR


414

И С С Л ЕД О В А Н И Е С Л О Ж Н Ы Х ГИ РО С К О П И Ч Е С К И Х СИСТЕМ [ГЛ . 7

Гирогоризонткомпас, чувствительный элемент которого уста­ новлен на стабилизированной в горизонте площадке и приводится в меридиан при помощи корректирующих вращающих моментов, называют корректируемым гирогоризонткомпасом [58]. В одной из возможных схем корректируемого гирогоризонткомпаса чув­ ствительным элементом является гиросфера обычного двухро­ торного ГК, у которой центр тяжести совпадает с геометрическим центром. Тогда уравнения движения такой гиросферы, со­ гласно (27), принимают следующий вид:

^ [2

В cos (е — 8 ) sin [3] +

 

 

 

-(- 2В cos (е •— 8 ) (и±cos а cos ß + sin а cos ß) =

M ,

 

cos (s — 8 ) (& cos ß -)- ul sin а sin ß — n2cos а sin ß +

Mx*,

(7.34)

 

+ h3 cos ß) =

| [ 2

В cos ( e - 8)] = M„

 

 

2 В sin (s — 8 ) (а sin ß -|- у — sin а cos ß + u2cos а cos ß + + u3sin ß) = Xsin 8 cos 8 MVx.

Корректирующие моменты M , M x«,

М г, M Sl формируются

по закону

 

 

 

 

М^ =

—2В cos s

cos -f- а) cos ß — jaK'

sin ß,

1

 

Mx*=

—2В cos s

sin

а) sin ß +

 

 

+ 2В cos s \U sin cp-f- sin + а) tg cp] cos ß -)- K' sin ß,

(7.35)

= K' sin y,

 

 

 

 

 

 

 

Myx=

—2В sin s I' U cos cp -j-

sin (K а)

cos ß —

 

- 2 В sin &\ U sin c p - f - - ^ - sin (K -f- а) tg cpl sin ß -f- aK' sin y,

 

где К — курс корабля; v — скорость хода корабля; у, К' и о — некоторые постоянные коэффициенты.

Для формирования выражений (35) необходимо измерять угол ß

наклона северного диаметра к

стабилизированной площадке,

угол

у наклона западного диаметра гиросферы,

угол (А-(-а),

составляющие

скорости

корабля neos + а) и nsin + а), ши­

роту ср местонахождения корабля.

В. Д. Андреевым

3.

Инерциальные

навигационные системы.

рассмотрена

автономная

система

инерциальной

навигации [2],