Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

общезаводские расходы в промышленности, через накладные рас­

ходы на транспорте).

Средний и капитальный ремонты проводятся по сметно-финан­ совым расчетам в плановом порядке за счет средств амортизаци­ онного фонда на капитальный ремонт.

Проведение капитального ремонта подвижного состава плани­ руют в соответствии с установленными нормами межремонтного

пробега.

Капитальный ремонт может осуществляться хозяйственным или подрядным способом. Выполнение капитального ремонта хозяйст­ венным способом — цехами предприятия — является производст­ венным процессом и учет затрат по нему ведется отдельно по каж­ дому ремонтируемому объекту, а для контроля за соблюдением смет и расчетов по каждому объекту открывается аналитический счет 03 «Капитальный ремонт».

Общая сумма затрат по капитальному ремонту, каким бы спо­ собом он ни проводился, отражается на активном калькуляцион­ ном счете 03 «Капитальный ремонт» в журнале-ордере № 10.

После выполнения капитального ремонта хозяйственным спосо­ бом фактическую себестоимость работ по каждому заказу списы­ вают с кредита счета 03 «Капитальный ремонт» и относят на дебет счета 86.2 «Амортизационный фонд, предназначенный на капи­ тальный ремонт».

Произведенный капитальный ремонт уменьшает износ основных средств, поэтому на сумму затрат по законченному капитальному ремонту уменьшается сумма износа основных средств записью по кредиту счета 85 «Уставный фонд» в корреспонденции с дебетом счета 02 «Износ основных средств».

При подрядном способе на производство капитального ремон­ та с подрядной организацией заключается договор.

При сдаче автомобиля в ремонт на авторемонтном заводе со­ ставляют приемо-сдаточный акт с перечислением всех имеющихся агрегатов, указанием их состояния и недостающих частей. Кроме того, составляют дефектовочную ведомость с указанием всех де­ фектов и количества заменяемых деталей.

При возвращении объекта из ремонта составляют акт приемки выполненного капитального ремонта и сдачи отремонтированных объектов в эксплуатацию, в котором фиксируют проведенное ис­ пытание и сдачу в эксплуатацию объекта по окончании ремонта.

Затраты на капитальный ремонт, выполненный подрядным спо­ собом, определяют в сумме счета подрядной организации, выписы­ ваемого ею за законченный и принятый предприятием по акту капитальный ремонт. Затраты отражают по дебету активного счета 03 «Капитальный ремонт» и кредиту пассивного счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Счет подрядчика за выполненный капитальный ремонт опла­ чивают централизованно с расчетного счета управления.

Затем затраты по законченному капитальному ремонту списы­ вают с кредита счета 03 «Капитальный ремонт» на уменьшение

236


«Амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ре­ монт», т. е. в дебет счета 86.2.

И последнюю запись составляют на уменьшение износа основ­ ных средств на стоимость законченного капитального ремонта: дебет счета 02 «Износ основных средств» и кредит счета 85 «Устав­ ный фонд».

Если сумма затрат по законченному капитальному ремонту объекта превышает числящуюся на балансе сумму износа основ­ ных средств (в части капитального ремонта), износ уменьшают только в пределах его остатка на дату списания ремонта по пред­ приятию в целом.

Выбытие основных средств (фондов). Основные фонды выбы­ вают из предприятия вследствие безвозмездной передачи их дру­ гим предприятиям своей системы, передачи организациям не сво­ ей системы с возмещением их стоимости, ликвидации из-за полно­ го износа при невозможности восстановления, стихийных бедствий (пожар, наводнение, землетрясение).

Основные средства безвозмездно передаются другому пред­ приятию или управлению по распоряжению вышестоящей органи­ зации на основании акта приема-сдачи с баланса передающей организации на баланс организации, принимающей основные средства, по первоначальной стоимости с одновременным указа­ нием суммы износа, начисленной на полное восстановление.

В инвентарной карточке передаваемого объекта делают соот­ ветствующие записи о передаче; карточку исключают из описи инвентарных карточек и прилагают к акту приема-сдачи.

Ликвидацию основных фондов, выбывающих в связи с полным износом, оформляют специальным актом, в котором указывают наименование ликвидируемого объекта, первоначальную стоимость, причины ликвидации, затраты по ликвидации, суммы износа лик­ видируемого объекта, материальные ценности, полученные от раз­ борки, и результат ликвидации.

На основании акта о ликвидации на счете 85 «Уставный фонд» отражают все операции по ликвидации объекта. На дебет счета 85 записывают первоначальную стоимость ликвидируемого объекта и затраты по ликвидации — заработную плату рабочим за демонтаж или разборку основных фондов с кредита счета 70 «Расчеты с ра­ бочими и служащими» (или 60 «Расчеты с поставщиками и под­ рядчиками», если работы произведены подрядной организацией).

На кредит счета 85 «Уставный фонд» относят сумму износа ликвидируемого объекта в части полного восстановления (с дебета счета «Износ основных средств») и стоимость материальных цен­ ностей, полученных от ликвидации и оприходованных по цене возможного использования или по цене лома (с дебета счета 05 «Сырье и материалы» или 08 «Запасные части»).

Если первоначальная стоимость ликвидируемого объекта не покрывается амортизационными отчислениями, начисленными за

237


время его службы, то убытки от ликвидации не полностью амор­ тизированных основных средств остаются на счете «Уставный фонд».

Сумму убытков от аварий подвижного состава за вычетом сумм, отнесенных в начет виновным, относят на счет 99 «Прибыли и убытки».

Убытки от ликвидации объектов основных средств, полностью амортизированных, т. е. объектов, износ которых равен их перво­ начальной стоимости, на счет прибылей и убытков не относятся, а остаются на счете уставного фонда.

Прибыль, которая получена в результате ликвидации как полно­ стью, так и не полностью амортизированных объектов основных средств, на результаты хозяйственной деятельности предприятия не относятся.

По не полностью амортизированным объектам основных фон­ дов, выбывшим вследствие стихийных бедствий, а также по кото­ рым амортизация и износ не числятся (например, библиотечные фонды), убытки не определяют.

Стоимость таких объектов списывается в общем порядке на уменьшение уставного фонда.

Согласно Положению о социалистическом государственном производственном предприятии предприятия, имеющие излишнее, неиспользуемое оборудование, транспортные средства, приборы, инструменты, сырье, материалы и топливо, рабочий и продуктив­ ный скот, семена и корма, могут продать их другим предприятиям и организациям при условии отказа вышестоящего органа от пере­ распределения излишков, а также в случае неполучения ответа вы­ шестоящего органа в месячный срок после посылки извещения о на­ личии излишков.

Суммы, поступившие в результате продажи материальных цен­ ностей, относящихся к основным средствам, остаются в распоря­ жении предприятия и направляются на капитальные вложения сверх установленного годового плана.

Анализ использования основных средств (фондов). Деятель­ ность предприятия анализируется на основе законов политичес­ кой экономии социализма, опирающейся на марксистско-ленин­ ский метод диалектики. Поэтому все анализируемые процессы и хозяйственные операции должны исследоваться в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Изучаемые производственные, экономические и финансовые показатели определяются как результат взаимодействия целого ряда простых явлений — факторов. В процессе анализа вскрыва­ ются влияния этих факторов на изменение определенного показа­ теля или процесса.

При анализе основное внимание следует уделить вопросам со­ стояния и использования основных фондов (в первую очередь, подвижного состава), внедрения новой техники и модернизации действующих основных фондов.

Анализ осуществляется по форме 11 годового отчета «Отчет

238


о наличии и движении основных фондов и амортизационного фонда». В этой форме приведены показатели основных фондов на начало и конец года, а также их движение, т. е. поступление и вы­ бытие за год.

Основные фонды автотранспортного предприятия разделены на две группы:

А. Промышленно-производственные основные фонды; Б. Основные фонды непроизводственного назначения.

Отдельные виды основных фондов, входящих в группу А, с раз­ личной активностью принимают участие в осуществлении транс­ портного процесса. Например, подвижной состав непосредственно участвует в перевозке, а в здании гаража осуществляется только хранение и обслуживание автомобилей, т. е. создаются условия для выполнения транспортной работы. Поэтому прежде всего анали­ зируют использование подвижного состава, удельный вес которого в группе А наибольший.

Кроме формы 11, при анализе привлекают данные баланса, форм 5-ах «Отчет о доходах и расходах по перевозкам» и 20-ах «Прибыли и убытки», формы 3 «Движение уставного фонда». Рас­ сматривают также статистические отчеты, отражающие степень развития и внедрения новой техники, модернизации имеющегося оборудования, реализации изобретений и рационализаторских предложений об улучшении использования основных фондов. На основании этих данных рассчитывают показатели, характеризую­ щие состояние и использование основных фондов: коэффициенты обновления, изношенности и годности основных фондов, коэффи­ циент технической вооруженности, коэффициент энерговооружен­ ности труда и др.

Коэффициент обновления основных

фондов определяют по

формуле

 

 

~~ Оф-Яф

 

где Я ф — вновь поступившие в эксплуатацию

за год основные фонды,

О ф — остаток основных фондов на конец

года;

Яф — износ основных фондов на конец года.

Коэффициент годности основных фондов рассчитывают или вы­ читанием из 100% полученного коэффициента изношенности, или по формуле

Оф Яф

k = О ф

Коэффициент технической вооруженности труда определяют де­ лением суммы балансовой стоимости основных фондов на число производственных рабочих.

Пример определения коэффициента обновления и изношенности основных фондов приведен в табл. 6.1.

Пример анализа использования основных фондов путем при­ менения денежных показателей приведен в табл. 6.2.

239


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6.1

Показатели за

1972 г.

На начало года

На конец года

Отклонения

 

(+ ) или ( - )

Первоначальная

 

стоимость

 

 

58 146,0

+ 2 283,0

 

основных

фондов,

тыс. руб.

55 313,0

 

 

 

Износ основных фондов, тыс.

 

 

20 680,0

+ 2 273,0

 

руб.

 

за

 

 

18 407,0

 

 

 

Поступление

 

год основ­

 

 

6459,0

 

 

 

ных фондов

 

 

 

___

 

 

 

 

Коэффициент

изношенности

 

 

35,57

 

+2,51

 

основных фондов,

%

33,06

 

 

 

 

Коэффициент годности основ­

 

 

64,43

 

—2,51

 

ных фондов, %

обновления

66,94

 

 

 

 

Коэффициент

ос­

 

 

11,11

 

 

новных фондов, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6.2

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения по отношению

 

 

 

 

 

 

 

 

к

1971

г.

 

Показатели

 

 

1971 г.

1972 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( + ) И Л И (—)

%

 

Производственные

основ-

48 348

49025

+ 677

 

101

 

ные фонды, тыс. руб.

 

 

Среднегодовая

 

стоимость

47 584

50 160

+ 2 576

 

105

 

основных

фондов,

тыс. руб.

 

 

Доходы,

тыс. руб.

74 295

83 662

+ 9 367

 

113

 

Доходы на 1 руб. основ-

1—56

1—67

 

 

107

 

ных фондов, руб.-коп.

+ 0 — 11

 

 

Прибыль, тыс. руб.

15 490

20 919

+ 5 429

 

135

 

Прибыль на 1 руб. основ-

0—33

0—40

+ 0 —07

 

121

 

ных фондов, коп.

 

 

 

 

Общепринятый показатель, характеризующий эффективность использования основных фондов Э, измеряется соотношением объема выпущенной продукции П в натуральном или денежном исчислении и основных фондов С в количественном или денежном выражении:

Наиболее точным измерителем эффективности использования основных средств является натуральный, показывающий, какое количество работы приходится на единицу основных фондов. На­ пример, на грузовых автотранспортных предприятиях таким пока­ зателем является количество тонно-километров, приходящихся за анализируемый период на один списочный автомобиль (автомо- биле-тонну).

240