Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но вследствие разнообразия основных средств (автомобили, оборудование, здания, сооружения) показатель использования основных средств удобнее рассчитывать через денежные показа­

тели.

Сопоставление при анализе показателей выпуска на 1 руб. ос­ новных фондов, в том числе на 1 руб. производственных фондов, а в их составе на 1 руб. стоимости подвижного состава, отражает влияние структуры основных фондов на эффективность их исполь­ зования.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6.3

 

 

 

 

 

Отчет за 1972 г.

 

 

Показатели

 

Отчет за 1971 г.

в абсолютной

% к предыдущему

 

 

 

 

 

величине

году

 

Грузооборот, тыс. ткм

102 035

108 140

105,97

 

Общая

стоимость

основных

 

 

 

 

фондов в

производстве, тыс.

3835,0

3 888,0

101,4

 

руб.

 

 

 

 

Количество тонно-километ-

 

 

 

 

ров, приходящихся на 1 руб.

26,6

'27,8

104,49

 

стоимости

основных

фондов

 

В табл. 6.3

определена эффективность использования основных

фондов одного из автотранспортных управлений

Главмосавто-

транса по сравнению с предыдущим периодом.

 

на

Увеличение

количества

тонно-километров, приходящихся

1 руб. стоимости основных средств, указывает на улучшение ис­ пользования основных средств в отчетном году.

Введение платы за основные производственные фонды несколько усложняет анализ их использования. Так, на основании данных отчета по форме 3-ах определяют размер основных производствен­ ных фондов, исключаемых при определении платы за фонды, т. е. фонды, созданные за счет фонда развития производства или за счет кредитов банка, законсервированных или исключаемых в со­ ответствии с установленными льготами. Определяют удельный вес сумм основных фондов, исключаемых при определении платы за фонды и по каждой категории, влияние этих фондов на выполне­ ние плана перевозок, изменение расчетной рентабельности, вызван­ ное исключением этих категорий из общей стоимости фондов. Та­ кие же расчеты делают при наличии сверхплановых непрокредитованных банком запасов неустановленного оборудования и опре­ деляют показатели изменения прибыли, приходящейся на 1 руб. основных производственных фондов в зависимости от их состояния и использования.

Пути улучшения использования основных средств (фондов).

Особое значение в настоящее время приобретают вопросы ис­ пользования производственных основных фондов, от эффективно­ сти использования которых во многом зависит ускоренный рост

241



производительности труда, а следовательно, и увеличение выпус­ ка продукции без дополнительных капитальных вложений.

Систематическое улучшение использования основных фондов и ускорение ввода производственных мощностей является крупным дополнительным резервом производства.

Резервы улучшения использования основных фондов и произ­ водственных мощностей предприятий заключаются в рациональном использовании для производственных нужд площадей, зданий и со­ оружений, в максимальном использовании всего имеющегося парка автомобилей и оборудования, в повышении производительности автомобилей, механизмов и агрегатов в единицу времени.

Показателем использования основных фондов может быть или объем работы, или объем продукции, приходящейся на единицу основных фондов. При этом могут исчисляться как натуральные, так и стоимостные показатели использования основных фондов.

В борьбе за лучшее использование производственных основных фондов большое значение имеет внедрение передовых технически обоснованных норм использования оборудования, производствен­ ных площадей, транспортных средств и других видов основных средств.

Эти нормы определяют количество выпуска продукции в нату­ ральном выражении в единицу времени на единицу оборудования или с единицы производственной площади. В настоящее время благодаря проведенной переоценке основных фондов народного хозяйства на 1 января 1972 г. возникла возможность для внед­ рения в практику плакирования учета и анализа показателей использования производственных основных фондов в денежном выражении.

Важным фактором в повышении производительности оборудо­ вания и подвижного состава является их модернизация, а также

постоянное повышение квалификации работников.

1

Рост и совершенствование техники требуют перехода к новой стадии организации труда: рациональной организации рабочего места, внедрению передовых приемов труда, улучшению гигиены труда, бесперебойному снабжению необходимым сырьем и мате­ риалами и т. п.

Транспорт активно участвует в размещении производительных сил и в повышении уровня их развития, осуществляя экономиче­ ские связи между отдельными предприятиями, экономическими районами и союзными республиками. Транспорт обеспечивает все­ стороннее использование природных ресурсов и способствует объе­ динению всех отраслей народного хозяйства в единый производ­ ственно-хозяйственный комплекс.

Автомобильный транспорт перевозит около 81% всех грузов народного хозяйства. Вопросы улучшения использования основных фондов «а автомобильном транспорте неразрывно связаны с обще­ государственными задачами по повышению фондоотдачи за счет лучшего использования действующих основных фондов в народном хозяйстве.

242


Основным фондом, решающим выполнение производственнофинансового плана автотранспортного предприятия, является под­ вижной состав.

Эффективность использования подвижного состава может быть повышена в результате улучшения коэффициента использования автомобильного парка, коэффициента использования пробега и коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ И ОСТАТКОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ФОНДОВ), КАПИТАЛЬНЫХ РЕМОНТОВ И УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Правильная и четкая организация учета основных фондов дает возможность получить достоверные сведения о наличии и движе­ нии основных средств по их видам, местам эксплуатации, матери­ ально ответственным лицам, группировку для расчета сумм амор­ тизационных отчислений, сумм износа и др.

Использование клавишных вычислительных машин позволяет механизировать начисление амортизационных отчислений, разра­ ботку ведомостей движения основных фондов и журнала-ордера № 13.

Механизированный учет основных средств базируется на ис­ пользовании кодов предприятий, цехов (отделов) и автоколонн, синтетических и аналитических счетов, норм амортизационных отчислений.

Централизация учета основных фондов и операций, связанных с их содержанием, позволяет упростить и сократить количество учетно-отчетной документации, упорядочить сметную и расчетную дисциплину, контролировать рациональное и экономное использо­ вание источников финансирования капитального ремонта, сокра­ тить количество банковских операций и расчетной документации при одновременном сохранении хозрасчетных прав предприятий на принадлежащие им основные фонды и средства для капитального ремонта, а также на определение объемов и объектов текущих за­ трат по капитальному ремонту.

В объем централизованного учета основных фондов и операций, связанных с основными фондами, входит учет движения и остатков основных фондов предприятий, учет износа основных фондов, учет движения и остатков амортизационного фонда на реновацию и капитальный ремонт основных средств, а также прочих источников финансирования капитальных ремонтов, учет капитальных ремон­ тов основных средств, а также прочих работ и затрат, финанси­ руемых за счет средств на капитальный ремонт, централизован­ ные расчеты с поставщиками и подрядчиками по капитальному ремонту и учет этих расчетов.

Централизованная бухгалтерия организует и осуществляет че­ рез расчетный счет соответствующего управления следующие рас­ четы по капитальному ремонту основных фондов обслуживаемых ею предприятий: с авторемонтными заводами за капитальный ре­

243


монт узлов и агрегатов, выполняемый для предприятий данного управления, а также с автотранспортными предприятиями за их перевозку; с авторемонтными заводами за капитальный ремонт подвижного состава предприятий данного управления; с предприя­ тиями своего управления за капитальный ремонт и модернизацию основных фондов, выполненный хозяйственным способом; с под­ рядными ремонтно-строительными организациями за выполненный капитальный ремонт основных фондов предприятий, обслуживае­ мых централизованной бухгалтерией; с проектными организация­ ми, научно-исследовательскими институтами и другими организа­ циями, выполняющими проектные или наладочные работы, финан­ сируемые из средств на капитальный ремонт; с разными организа­ циями и предприятиями за работы, выполненные в процессе вне­ дрения рационализаторских предложений, изобретений или освое­ ния новой техники, если они финансируются за счет средств по капитальному ремонту; с органами Госбанка по ссудам и креди­ там, полученным предприятиями на временное пополнение источ­ ников финансирования капитального ремонта; с финансовыми органами и вышестоящими организациями по взносам отчислений из амортизационного фонда на капитальный ремонт и строитель­ ство в госбюджет и на централизованные мероприятия, а также прочие расчеты, которые могут возникнуть при осуществлении операций, финансируемых в соответствии с Инструкцией МФ СССР

за счет средств по капитальному ремонту.

Основанием для централизованных расчетов по капитальному ремонту основных средств служат следующие документы: догово­ ры с авторемонтными заводами и ремонтно-строительными орга­ низациями; годовые, квартальные и месячные планы капитальных ремонтов, утвержденные руководителями предприятий; сметы и сметно-финансовые расчеты; счета подрядчиков и акты-процентов­ ки на выполненные ими капитальные ремонты основных средств (зданий, сооружений, оборудования, инвентаря, инструментов, подвижного состава, агрегатов и т. п.); счета предприятий, обслу­ живаемых централизованной бухгалтерией, и акты на работы по капитальному ремонту, выполненные хозяйственным способом; счета поставщиков за материалы и запасные части, приобретенные для капитального ремонта; банковские расчетные документы, бан­ ковские выписки оборотов по ссудным счетам по капитальному ремонту; счета автотранспортных предприятий за централизован­ ную перевозку агрегатов.

Централизованная бухгалтерия ведет синтетический и анали­ тический учет основных средств, их износа, амортизационного фон­ да, операций по капитальному ремонту и других работ, финанси­ руемых за счет средств на капитальный ремонт на предприятиях своего управления, обслуживаемых централизованной бухгалте­ рией.

В объем централизованного учета основных средств и связан­ ных с ними операций как совершаемых на предприятиях управле­ ния, так и выполняемых подрядчиками, входит бухгалтерский

244