Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 7.2. Схема документооборота при городских грузовых перевозках

второй пятидневки и последующих определяют исходя из факти­ чески выполненных перевозок в предшествующей пятидневке, т. е. по выписанным за предшествующую пятидневку товарно­ транспортным накладным, путем подсчета указанной в них стои­ мости перевозок.

В поручении или чеке на перечисление средств грузовой авто­ станции грузоотправитель должен указать номера товарно-транс­ портных накладных, на основании которых определялся размер платежа;

б) при наличии разового заказа на перевозку грузов — плате ными поручениями или чеками банка, почтовыми переводами или наличными деньгами, вносимыми грузоотправителем в кассу грузо­ вой автостанции.

ся

Размер стоимости перевозок при принятии заказа определяет­

грузовой автостанцией по предварительному расчету исходя

из

действующих тарифов на перевозку грузов автомобильным

транспортом.

Окончательно расчет уточняют на основании полученной от ав­ тотранспортных предприятий документации на выполненную ра­ боту.

Грузовая автостанция обязана:

а) предъявлять грузоотправителям в трехдневный срок с мо­ мента получения от автотранспортного предприятия транспортной документации счета и реестры оформленных товарно-транспорт­ ных накладных на выполненные перевозки;

304


б) в конце месяца производить перерасчеты с грузоотправите­ лями на основании поступивших от автотранспортных предприятий счетов за перевозки за период, соответствующий предъявленным счетам, возвращать неиспользованную часть суммы планового пла­ тежа или взыскивать недополученные платежи;

в) контролировать своевременность поступления плановых пла­ тежей.

Контроль ведется по лицевым счетам, открываемым на каждого грузоотправителя, имеющего с грузовой автостанцией постоянные взаимоотношения по перевозкам грузов, или по книге регистра­ ции разовых заказов. На левой стороне лицевого счета (книги) записывают поступающие платежи, на правой — расчетную стои­ мость выполненных перевозок. Каждую пятидневку выводится сальдо задолженности.

Грузовые автостанции рассчитываются с автотранспортными предприятиями в порядке плановых платежей чеками или платеж­ ными поручениями 1 раз в пять дней.

Автотранспортное предприятие предъявляет в трехдневный срок со дня прибытия автомобилей из рейса грузовой автостанции счет на выполненную работу и реестр с приложением третьих и чет­ вертых экземпляров оформленных товарно-транспортных наклад­ ных, в конце месяца на основании предъявленных счетов за вы­ полненные перевозки делает перерасчет за период, соответствую­ щий предъявленным счетам, возвращает до наступления нового месяца неиспользованную часть суммы планового платежа или взыскивает недополученные платежи.

Грузовая автостанция, вступившая во взаимоотношения с ав­ тотранспортными предприятиями системы своего министерства (главка или управления) по оказанию услуг в разовом порядке вне договорных условий, ведет расчеты с АТП путем перечисления на следующий день после загрузки автомобиля 90% предваритель­ но подсчитанной суммы провозной платы и окончательный расчет по получению счета от АТП с товарно-транспортной документа­ цией.

Грузовая автостанция назначения, загрузившая подвижной со­ став в обратном направлении, перечисляет грузовой автостанции отправления 90% предварительно подсчитанной стоимости пере­ возок через день после отправки груза.

Грузовая автостанция отправления представляет счета по об­ ратной загрузке подвижного состава грузовой автостанции назна­ чения в трехдневный срок с момента получения счетов от авто­ транспортного предприятия.

Грузовая автостанция назначения на основании полученных счетов от грузовой автостанции отправления производит в трех­ дневный срок необходимые перерасчеты по ранее перечисленным суммам.

Перерасчеты между грузовыми автостанциями и автотранс­ портными предприятиями и грузоотправителями за перевозки по предварительной оплате осуществляются бухгалтериями грузовых

305


306

. Договор, заказ на перевозку и платежи

’• п Р е т е н з и и по качеству и количеству

7 . Претензии по перевозкам

ГПѴЯЯ

 

>>

«

со

Осс

<&

о.

си

со

со

соf-

СО

ч

с

о

го

со

ьс

со

СО

а.

о

сс

о

I—

с

п

 

перевозках:

в Москву

 

междугородных

при ввозе грузов

s

Схема документооборота при

при вывозе грузов из Москвы; 6

к

.73 .

а

ж

го

 

 

О)

 

 

Н

 

 

<D

 

CСU

Р и с.

 

О

С

с

d

сиО)

С

h-

307


автостанций с привлечением работников диспетчерской службы автостанции.

Московское

управление автомобильных

дорог Главмосавто-

транса, опыт работы которого

был использован авторами, имеет

в своем составе

предприятия,

выполняющие

грузовые перевозки

п транспортно-экспедиционные операции в черте Москвы, и пред­ приятия, осуществляющие междугородные перевозки грузов.

Общее количество обслуживаемой клиентуры (по отправлению) превышает 15000 организаций, из них около 7 000 по междугород­ ным перевозкам. Количество перерабатываемых товарно-транс­ портных и расчетных документов более 500 000 в месяц.

Централизованные расчеты и их учет по городским перевозкам в этом управлении осуществляет Московская товарно-транспорт­ ная экспедиционная станция «Мострансэкспедиция».

Централизованные

расчеты

по междугородным перевозкам и

их учет с предприятиями, иногородними грузовыми станциями и

автотранспортными предприятиями в Московском управлении ав­

томобильных дорог Главмосавтотранса осуществляет Служба меж­

дугородных перевозок

грузов

(центральная грузовая станция),

которая ежедневно выполняет примерно 500—600 заказов.

Механизированный

учет расчетов, за перевозки организован

в Службе междугородных перевозок следующим образом.

3 течение месяца

выполняется разноска с заполнением карто­

чек и ведомостей оборотов, а в конце месяца подсчитывают свод­ ные итоги оборотов и разрабатывают сальдовую ведомость по всем клиентам (рис. 7.4).

 

 

(счета,

Первичные

документы

 

 

 

 

реестры,

выписки

Госбанка)

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Ежедневная

группировка

по шифрам

клиентов

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка на машине

 

1

 

 

 

 

 

■і

«Аскота»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление ведомости

оборо­

с выведением сальдо

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

тов

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

Составление сальдовых ведо­

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчет итогов оборотов

мостей на 1-е число месяца

 

 

 

на суммирующих машинах

 

 

 

за

месяц на суммирующих

 

1

 

 

 

 

 

 

машинах

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Контрольный просчет оборотов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверка по формуле

по карточкам и сверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А + Б—С = Д '

 

сальдо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

7.4.

Схема

механизированной

обработки документов:

 

А — итог сальдо

на

начало месяца; Б

итог прихода; С — итог расхода; Д

— сальдо

 

 

 

на

конец месяца

 

 

 

308


При обнаружении расхождений проверяют ведомости оборотов и сальдовые ведомости, просчитывают обороты по карточкам и сверяют сальдо.

Внедрение рассматриваемого варианта позволило ликвидиро­

вать отставание аналитического

учета и сократить

трудоемкость

обработки.

расчетов

применяют

коды

номеров

сче­

Для механизации

тов и клиентов. Код номеров счетов строят по порядковой

(с на­

чала года) системе (пять знаков), шифры карточек

— по

серий­

ной системе отдельно

по каждой картотеке

(пять

знаков:

два

знака обозначают группу клиентов, три знака — номер клиента). Номера (шифры) клиентов проставляют как на дебетовых, так и на кредитовых документах.

Первичные документы поступают на обработку подгруппироваиными по номерам клиентов.

Карточку и ведомость оборотов заполняют за один прием на машине «Аскота-170/45» по схеме, приведенной в форме 7.10.

Для заполнения карточек (лицевых счетов) расчетов с грузо­ отправителями и автотранспортными предприятиями и накопи­ тельной ведомости оборотов шину управления бухгалтерской ма­ шины настраивают по специальной схеме. До начала работы га­ сят счетчики, устанавливают дату и заправляют карточку и ленту для накопления оборотов.

Документы заполняют согласно чекам, поручениям, платеж­ ным требованиям, исправительным записям и другим докумен­ там.

Документы (счета и наряд-накладные) должны быть подобра­ ны в возрастающем порядке карточек (при выписке счетов обя­ зательно печатается номер карточки). •

Для контрольных данных необходимо просчитать на суммиру­ ющей машине все документы отдельно по дебету и кредиту и лен­ ту приложить к документам.

Методика разноски сводится к следующему: графа «Дата» за­ полняется автоматически согласно настройке шины управления, номер бухгалтерской записи набирают на цифровой клавиатуре и нажимают моторную клавишу, тонны набирают на цифровой кла­ виатуре и нажимают моторную клавишу, затем набирают сальдо дебета или кредита на цифровой клавиатуре и нажимают мотор­ ную клавишу, это обеспечит печать сальдо в соответствующей графе.

Обороты по дебету и кредиту заполняются набором на циф­ ровой клавиатуре и нажатием на моторную клавишу.

Дебетовое или кредитовое исходящее сальдо печатается ма­ шиной автоматически в соотретствии с настройкой шины управ­ ления.

После заполнения последней графы каретку машины передви­ гают к бумажной ленте, набирают номер карточки на цифровой клавиатуре и нажимают моторную клавишу. Данные остальных граф печатаются автоматически по настройке шины управления.

309