Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на 'бухгалтерской машине «Аскота-170/55» или «Аскота-170/45» оборотную ведомость (форма 7.17).

 

Оборотная

ведомость

 

 

Ф о р м а

7.17

 

 

Сальдо на на­

Оборот за

Сальдо на ко­

.М'карточ-

Наименование

чало месяца

 

 

нец месяца

 

 

 

 

 

 

* ки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

Ведомости составляют в трех экземплярах, из которых один передают ів централизованную бухгалтерию, второй — в учетно­ контрольный отдел предприятия, а третий (но счетам 76 и 45) — соответствующим службам для принятия 'оперативных мер.

Карточки по расчетным счетам могут быть заполнены также на бухгалтерской машине «Аскота-170/55» или «Аскота-170/45». Форма их аналогична форме ведомости.

Для выполнения работы по составлению оборотной ведомо­ сти шину управления бухгалтерской машины «Аскота» настраи­

вают по специальной схеме (форміа 7.18). Перед началом

работы

гасят счетчики и заправляют чистый бланк оборотной

ведо­

мости.

 

Исходное положение машины:

 

шина, прижимающая журнал, опущена вниз; рычаг освобождения бумаги закрыт;

рычаги К, I, II, III—IV находятся в верхнем положении; рычаг переключения настройки в верхнем положении;

рычаг переключения «счета на печать» в верхнем положении;

рычаги выключения автоматики III, IIIIV , V находятся в верхнем по­ ложении;

рычаг V (работы по вертикали) находится в среднем положении; все клавиши подняты.

Оборотную ведомость составляют с контокоррентных карточек, в которые в течение месяца разносят дебетовые и кредитовые суммы.

Карточки хранят в картотеках по балансовым счетам. Внутри каждого балансового счета они сгруппированы по субсчетам (группам) и регистрационным номерам.

Методика разноски сводится к следующему: оператор на циф­ ровой клавиатуре в первой графе набирает номер карточки и нажимает моторную клавишу. Каретка передвигается в графу 2 «Наименование» и автоматически переключается на запись тек­ ста. Оператор печатает необходимый текст и переключает маши­ ну на счет. -•* J


Организация

Номер

карточ

ки

1

X 11

ОЗ

Вык. Вк. 1

 

 

 

 

 

 

 

Ф о р м а

7.18

 

ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

 

 

 

 

 

по балансовому счету №

г.

 

 

 

 

 

за --------------------------м-ц

197

 

 

 

 

 

Сальдо на на­

 

Обороты

 

Сальдо на ко­

 

чало месяца

 

 

 

 

нец месяца

Наименование

 

Дебет

Кредит

 

 

 

Дебет

Кредит

 

Шифр

 

Шифр

Дебет

Кредит

 

 

 

Сумма

С умма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

4

5

А

6 Б

7

8

 

Схема 1-й настройки шины управления

 

 

 

X

X

X

X

 

X

 

X

X

14

35

43

55

 

63

 

75

83

ПП

+1

—I

+1

 

—I

 

АИІ

АИІ

 

+00

+01

+02

 

+ 03

 

+04

+ 05

 

+30

+31

+32

 

+33

 

+34

+35

 

 

 

 

 

 

 

РС-1

ПС

 

 

 

 

 

 

 

ПС

Вк.

 

 

 

 

 

 

 

Вк.

 

 

 

 

 

 

 

Вк. 1

Вк. 1

8/3

18/10

14/4

13/3

14/4

1/4

1/5

10/4

43/7

 

37/4

14/4

24/3

13/3

10/4

14/3

 

 

40/4

23/3

37/4

14/4

14/3

15/3

 

 

 

37/4

40/4

16/3

15/3

17/4

 

 

 

40/4

 

25/3

17/4

27/3

 

 

 

 

 

37/4

20/5

33/4

 

 

 

 

 

40/4

26/3

37/4

 

 

 

 

 

 

33/4

40/4

 

 

 

 

 

 

37/4

 

 

Схема 2-й настройки шины управления

40/4

 

 

 

 

 

 

(X)

(X)

(X)

(X)

(X)

(X)

 

 

32

40

52

60

72

80

 

 

АИЗО

АИ31

АИ32

АИЗЗ

АИ34

АИ35

 

 

Вык.

 

 

 

 

ПС

 

 

 

 

 

 

Вк.

 

 

Вк. 2

 

 

 

 

Вк. 2

 

 

10/4

10/4

10/4

10/4

10/4

10/4

 

 

15/3

15/3

15/3

15/3

15/3

15/3

 

 

37/3

23/3

24/3

25/3

26/3

17/4

 

 

44/7

37/3

37/3

37/3

37/3

27/3

 

 

 

 

 

 

 

33/3

 

 

 

 

 

 

 

37/3

 

Образец заполнения

 

 

 

1200

ф-ка «Красная Заря»

254,40

58,40

500.00

 

754,40

58,40

1201

ф-ка имени Ногина

100,00

500.00

600,00

 

1202

ф-ка «Красный Октябрь»

 

 

 

 

И т о г о

354,40

58,40

1000,00

1600,00

754,40|

58,40

 

Начальник МСБ

 

 

 

 

 

 

324


В графах 3 и 4 «Сальдо на начало месяца» (дебет или кредит) оператор, на цифровой клавиатуре набирает сумму сальдо на на­ чало месяца и нажимает моторную клавишу. Аналогично заполня­ ют графы 5 и 6 «Обороты» (дебет и кредит).

Графы «Сальдо на конец месяца» (графы 7 или 8) заполняют­ ся машиной автоматически в соответствии с настройкой шины уп­ равления.

Ошибки, допущенные при печатании оборотных ведомостей, ис­ правляют следующим образом: неправильно набранное число, если не была нажата моторная клавиша, гасится клавишей «С»; если напечатали сумму в дебет, а следует в кредит, то необходимо вер­ нуть каретку в графу, где была допущена ошибка. На цифровой клавиатуре набрать сумму и нажать клавишу «Сторно».

Если в графу дебета или кредита напечатали сумму меньше, чем 'Следует, то для исправления нужно вернуть каретку в гра­ фу, где была допущена ошибка. На цифровой клавиатуре набрать разницу в сумме и нажать моторную клавишу.

При необходимости исправления данных по всей строке нуж­ но отключить автоматику счетчиков / и II; рычаг выключения счетчика I поставить в нижнее положение. Отсторнировать все отпечатанные суммы.

Итоги печатаются автоматически в соответствии с настрой­ кой шины управления. Для списания частных итогов следует рычаг переключения настройки опустить вниз и нажать мотор­ ную клавишу.

Для списания общих итогов следует выключить счетчик I (рычаг поставить в нижнее положение), выключить счетчики-ре­ гистры, нажать клавишу барабана 0 и нажать кл’авишу оконча­ тельного итога регистров 6 раз.

Если частные итоги не нужны, то по второй настройке можно списывать суммы по балансовому счету, а но окончании работы погасить счетчики барабана 0.

Г л а в а 8

УЧЕТ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

И ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ОПЕРАЦИЯМ. УЧЕТ СПЕЦФОНДОВ

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА БАЛАНСЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Для автотранспортных предприятий, работающих в новых ус­ ловиях планирования и экономического стимулирования, доходы являются одним из основных планируемых показателей. В свя­

325


зи с этим особое значение приобретает правильная организация учета доходов, его своевременность и объективность.

Автотранспортные предприятия общего пользования, выполня­ ющие грузовые перевозки и транспортно-экспедиционные опера­ ции, имеют следующие источники доходов и статьи расходов.

Доходы от: внутригородских перевозок по тарифу за тонну пе­ ревезенного груза; междугородных перевозок по тарифу за тонну перевезенного груза; перевозок груза по часовому тарифу; пере­ возки грузов по тарифу за 1 км пробега; погрузочно-разгрузоч­ ных и такелажных работ; транСпортно-экспедиционных операций; операций грузовых автостанций; сборов за пользование контейне­ рами; складских операций; перегона автомобилей с автозаводов фондодержателями; загрузки порожних автомобилей в попутном направлении; дорожных обустройств (охраняемые стоянки для автомобилей, ремонтные мастерские, комнаты отдыха водителей и т. п.); реализации прочих работ и услуг (работы производствен­ ных и ремонтных цехов, мастерских и ОГМ на сторону и т. п.);

реализации материальных

ценностей; операций

прошлых лет;

штрафов, процентов и пени

полученных; операций, относящихся

к будущему периоду; деятельности прочих хозяйств

(жилищно-ком­

мунального, клубов, пионерлагерей, домов отдыха и других под­ собных предприятий непроизводственного назначения).

Расходы на: эксплуатацию подвижного состава автомобиль­ ного транспорта (по видам перевозок); погрузочно-разгрузочные и такелажные работы; транспортно-экспедиционные операции; со­ держание грузовых автостанций; содержание и эксплуатацию кон­ тейнерного парка; содержание складов; перегон новых автомоби­ лей с автозаводов фондодержателям; содержание контрольно-дис­ петчерских дорожных пунктов и организацию попутной загрузки порожних автомобилей; содержание дорожных обустройств; содержание вспомогательных производств (цехов); реализацию материальных ценностей; уплату штрафов, процентов и пени; по­ крытие убытков прочих хозяйств непроизводственного назначения; содержание управленческого персонала (административного и це­ хового) ; операции, относящиеся к будущему периоду; покрытие стоимости несохранных грузов, брака в производстве и других по­ терь, относящихся за счет предприятия.

Для учета указанных выше статей в отделе учета расходов, фондов и результатов централизованной бухгалтерии используют­ ся следующие регистры:

08,

журнал-ордер № 10 по кредиту балансовых счетов 03, 05, 06,

12.1,

12.2,

13,

14,

22,

23,

27,

29,

31,

32,

70,

63,

69,

72,

75,

84,

86,

70,

89.1,

89.2;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

журнал-ордер № 12 по кредиту балансовых счетов 87 и 96;

 

журнал-ордер № 15 по кредиту балансовых счетов 80, 81 и 89;

 

журнал-ордер № 16 по кредиту счета 49;

 

 

 

 

 

 

 

вспомогательные

расшифровывающие

ведомости и аналитиче­

ские таблицы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

326


вспомогательная ведомость № 12 для учета затрат на эксплуа­ тацию подвижного состава автотранспорта, экспедиционные и по­ грузочно-разгрузочные работы;

сводная ведомость затрат на эксплуатацию подвижного соста­ ва по автоколоннам;

листки-расшифрювки (карточки аналитического учета) по ба­ лансовым счетам 22, 23, 27, 31 и 32;

вспомогательная ведомость по кредиту балансового счета 29; вспомогательная ведомость № 15 для учета затрат по балан­

совому счету 27 по статьям аналитического учета.

Для составления учетных регистров на бухгалтерских 'машинах «Аскота-170» применяются коды: видов перевозок и работ; авто­ колонн, цехов, мастерских и отделов предприятия; балансовых сче­ тов, субсчетов и шифров аналитического учета.

УЧЕТ ДОХОДОВ

Основой для формирования и планирования доходов автотранс­ портного предприятия является действующая система тарифов на перевозки, транспортно-экспедиционные и другие услуги, оказы­ ваемые автомобильным транспортом общего пользования пред­ приятиям и организациям, а также отдельным гражданам.

Применение отдельных видов тарифов (провозных плат) ре­ гулируется специальными «Правилами применения единых тари­ фов на перевозку грузов автомобильным транспортом».

Основным источником формирования доходов автотранспортно­ го предприятия является грузоотправитель, который вносит в кас­ су или на расчетный счет автотранспортного предприятия провоз­ ную плату, а также оплачивает стоимость транспортно-экспеди­ ционных или других услуг.

Основой транспортных и расчетных взаимоотношений авто­ транспортного предприятия с грузоотправителями являются до­ говор, заказ на перевозку груза, товарно-транспортная накладная и счет за перевозку.

При расчетах за перевозки грузов минимальным оплачивае­ мым расстоянием является 1 км. При перевозке на расстояние груза до километра неполный километр округляется до полного, свыше 1 км неполные полкилометра не оплачиваются, а полкило­ метра и более оплачиваются как полный километр.

Запись в путевых листах и товарно-транспортных документах должна соответствовать фактическому расстоянию перевозки.

Оплата по повременным тарифам производится за все время пользования автомобилем, считая с момента выхода его из га­ ража до возвращения за вычетом времени обеденного перерыва водителя.

При направлении автомобилей для работы вне места их по­ стоянного пребывания и при возвращении обратно заказчик опла­ чивает:

327