ров, состав статей для калькулирования себестоимости перевозок, транспортно-экспедиционных операций и других работ и услуг.
При нормативном методе затраты учитывают по нормам, уста новленным на каждый вид транспортной и другой работы, вы полняемой автотранспортными предприятиями, и отклонениям от норм. Кроме того, затраты рассчитывают с учетом текущего из менения действующих норм. Себестоимость услуг при норматив ном методе складывается из нормативной себестоимости плюс или минус отклонения от норм и изменения текущих норм.
При выписке первичных документов по учету затрат (заработ ная плата, топливо, материалы и др.) указывают расходы по ус тановленным нормам. На затраты, которые выходят за рамки те кущих нормативов, выписывают документы, имеющие отличитель ную пометку «Отклонения от норм».
Сводные данные разрабатывают по документам, выписанным по нормам, и документам на отклонения от текущих норм.
Для внедрения нормативного учета необходимо упорядочить и систематизировать действующие текущие нормативы расхода материалов, топлива, заработной платы и других затрат на каж дый вид перевозок и работ, вести точный учет норм и выписы вать документы по текущим нормам, установить твердый порядок изменения текущих норм и своевременного извещения об изме ненных нормах всех работников, связанных с учетом, планирова нием и оперативным управлением, разработать номенклатуры от клонений от норм по расходу материалов, топлива, заработной платы; на каждый вид деятельности иметь нормативную каль куляцию себестоимости по автоколоннам, мастерским и цехам-ис полнителям; вести расчет затрат в связи с изменением текущих норм, отраженных в документах на отклонения.
Преимущество нормативного метода учета заключается в том, что отклонения от норм выявляются в момент их возникновения и выписка документов на отклонения представляет собой дейст венный фактор оперативного контроля за себестоимостью транс портного процесса.
Учет затрат на эксплуатацию .подвижного состава автотранс порта и транспортно-экспедиционные операции является сводным участком учета и основывается почти на всех документах пер вичного и сводного учета деятельности автотранспортного пред приятия.
Вся документация по учету затрат на эксплуатацию подвиж ного состава автотранспорта и транспортно-экспедиционные опе рации должна обеспечить возможность подразделения затрат по экономическим элементам, местам возникновения, статьям и объек там калькуляции (видам деятельности).
При разработке систем механизации учета затрат автотранс портного предприятия и форм учетных регистров необходимо учесть существующую экономическую группировку основных учет ных показателей себестоимости перевозок, транспортно-экспедици