Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

транспортных и других документов, удостоверяющих выполненную работу.

Счета выписывают по мере поступления документов, но не ре­ же 1 раза в пять дней о таким расчетом, чтобы последний счет

за истекший месяц был выписан и предъявлен заказчику

(грузо­

отправителю) не позднее 3-го числа следующего месяца.

 

В конце месяца в журнале подсчитывают

итоги и заносят их

в сводную ведомость

(форма 8.2)

по видам

перевозок и

коррес­

пондирующим счетам.

 

 

 

 

Сводную ведомость

не позднее

6-го числа

следующего

за от­

четным месяца предприятие направляет в централизованную бух­ галтерию.

В отделе учета расходов, фондов и результатов ЦБ на основа­ нии данной ведомости составляют журнал-ордер № 16 (форма 8.3), в котором отражают движение сумм с кредита счета 49 «До­ ходы от эксплуатации транспорта, выполненных транспортноэкспедиционных и погрузочно-разгрузочных работ» в дебет счетов 78.5, 66, 70, 27, 76.4. Журнал заполняют на бухгалтерской машине «Аскота-170/55» или «Аскота-170/45» по специальной настройке (форма 8.4).

Оператор заполняет по каждой строке суммы по дебету кор­ респондирующих счетов (графы 1 —18), данные графы 19 печата­ ются автоматически.

Итоги по журналу списывают по второй настройке. Кроме то­ го, оператор расшифровывает данные графы 18 путем печати итогов по корреспондирующим счетам (если их несколько).

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

И ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ

Себестоимость является одним из решающих факторов при фор­ мировании важнейших результатов финансово-хозяйственной дея­ тельности автотранспортного предприятия таких, как прибыль, пла­ тежи в бюджет, создание фондов экономического стимулирования и др.

Величина себестоимости грузовых перевозок и транспортно-экс­ педиционных услуг зависит от достигнутого уровня производитель­ ности труда, правильной и целесообразной организации транспорт­ ного процесса, от степени использования подвижного состава, ка­ чества его технического обслуживания, своевременного обеспече­ ния предприятия материально-техническими ресурсами и рацио­ нального их использования.

Большая роль в снижении затрат и повышении рентабельности перевозок принадлежит бухгалтерскому учету и контролю, пра­ вильная организация которого должна обеспечить возможность повседневного контроля за выполнением плановых показателей по себестоимости, за соблюдением смет производственных и управ­ ленческих расходов, за использованием фондов заработной платы и расходованием материальных ресурсов.

330


со

об

а.

о

Ѳ

вс

05

с

о

X

н

о .

о

с

(J

X

яCL

X

X05

*S

і |

2 і &

лЙ

НЯ

Ои X а О V

ш С о

(J п

е (

аX ^ «а р- CL Jr

*- 3

S О"

Xг О

ясв;- X

ifiн о

« «

>>

5 CL

X и О о

X В

о

X

о

e t

(наименование предприятия)

о

с

•ѳS-

я

s О

о c^? . *ej яa ЬІ2ІН&.

"g й § с s

g '« „ ° “

£ ё 0 |

inSSa

О W * С S j

я 5

Я « ? н « Ь-

Э D О >>

Э иу 05Осо ч

лЯ О

в я

f-säg

«я « о

Еz *

*в

см

U0

о

со

СО

со

 

о

о

00

со

1

!

1

1

1

1

1

1

1

1

1

05

Tt«

05 со

СО

см

СМ

ю

 

СО

г -

 

•—1

со 00

05

о

t -

оо

СМ со

г—і

t"~

Ю

 

—< ю

 

ю

СО

Я

X

о

в

О)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см

 

 

 

—4

t^.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г -(

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

 

LO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю

 

см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

05

 

00

05

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

00

 

оо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

1

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

1

 

1

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05 > -

 

со

 

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

05

 

 

 

т—«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со ю

 

05

 

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CM F-T

 

__

05

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

Р-Н

ю

см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см

05

 

 

см

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

Р-Н

со

 

 

1>

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

о

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

см

 

 

 

 

 

 

О)

 

 

 

см

со

 

 

05

 

 

 

 

 

 

см

 

 

 

t -

с -

 

 

U0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю

и-Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

ь -

СО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см

 

 

 

00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

> .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* т1

 

 

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

LQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

> -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с—

Л

в

 

6

> *

 

о

о

 

 

 

 

 

 

 

 

£ ”

 

г

£

 

£

&

 

О,

 

 

 

 

 

о

> ,

 

ь

я

 

о

ь

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

g

 

с

 

 

 

 

 

 

Ë f

 

 

о

 

Я

£

 

 

 

 

 

 

 

 

S1 8-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

се

се

 

се

о

 

 

 

 

 

 

 

 

га

 

о . со

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

er

 

 

г*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

се

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

g;3 о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

иm

го р и

с

 

ggсо е

 

°£ яs c S

 

 

со

 

С

*- о ^

 

 

 

 

о

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

u

 

 

 

 

д

Он <0

 

 

 

 

&

 

 

О , Я

 

 

 

 

 

S U

 

S

 

 

&

 

 

 

 

£ ю

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

се

«

 

 

5

 

2

 

се 2

 

 

>■>о <и6

 

*

 

се

 

X

се

 

W ю

 

о

 

 

 

0 Я

 

S

 

X

É-

 

£

о

о

 

 

 

О)

 

н

 

 

 

- & К

Я

В

 

о

 

 

 

Я

 

~

 

я

S

 

 

 

 

 

о

с

 

 

 

 

 

 

сеОнсея

55

2^ CD Я

 

g

 

Л

с х

со

о

<

со ' S

н

Я ѵо

)

Ьй ѵо

О

2

кн

со се

й

 

 

 

 

С CQ

 

„ CQ

 

 

> , 4 0 я я

 

к

 

о

О)

о

се

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

S

 

 

о .

 

 

 

 

 

 

 

 

а> ..

 

а> ..

О)

> > а . £

S

 

о

се

 

 

 

 

> , с х х

•Ѳ* СХ X

5

(н *

се е*

Он

 

 

 

 

Я

 

 

gcoHH

 

 

о

 

с

 

 

 

05

 

к

s

се се

о . се

 

 

§ о

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

4

В

 

 

ѵо

я С

4

 

C L C

4

 

 

 

 

 

go

 

 

н

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

а>

t=t

н

о

я

ов

я Я

оX

Он л

-&

4

я

се

a

ЕР

 

в

aя

 

в

Я

 

 

я

 

 

о .

 

Он

а> .

 

н

 

н

4

п5

о

 

в

X

• • о

 

н

ѵо

 

о

»Я

 

Он

 

о

о

 

ѴО

я

 

о

я

 

 

я

 

 

я

 

 

о

я

a

со

я

о

>>

4

яЯ

яОн £-

ЯЯ

Я05

яЯ

к

 

 

Он

»Я

я

о

4

о

я

я

я

я

я

л

я

 

4

а .

 

 

>>

 

 

кCQ


 

 

 

 

 

 

 

 

Ф о р м а 8.4

 

 

 

 

Журнал-ордер № 16

 

 

 

Вид

 

 

 

В дебет счетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

перевозок

 

 

 

 

 

 

 

 

А

1

2

3

4

5

6

7

И т. д. 18

19

 

 

Схема 1-й настройки шины управления

 

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

8

44

54

64

74

•84

94

104

142

150

ПП

+1

+1

+ Г]

+ 1

+1

+ 1

+ І

+ 1

АИІ

Вык. Вк. 1

+ 00

+01

+02

+ 03

+04

+ 05

+06

ВРР

ПС

 

 

 

 

 

 

 

 

Вк. Вк. 1

18/10

14/4

14/4

14/4

14/4

14/4

14/4

14/4

+ ІІІ

10/4

14/4

43/7

40/4

23/3

24/3

25/3

26/3

27/3

28/3

32/3

14/3

 

 

40/4

40/4

40/4

40/4

40/4

40/4

41/4

15/3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17/4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33/4

 

 

Схема 2-й настройки шины управления

 

 

(X)

(X

(X)

(X)

(X)

(X)

(X)

(X)

 

 

41

51

61

71

81

91

101

139

 

 

+1

+ 1

+1

+ І

+ 1

+I

+I

+ 1

 

 

АИ00

АИ01

АИ02

АИОЗ

АИ04

АИ05

АИ06

АИІІІ

 

 

10/4

10/4

10/4

10/4

10/4

10/4

10/4

10/4

 

 

14/4

14/4

14/4

14/4

14/4

14/4

14/4

14/4

 

 

15/3

15/3

15/3

15/3

15/3

15/3

15/3

15/3

 

 

40/3

23/3

24/3

25/3

26/3

27/3

28/3

41/3

 

 

 

40/3

40/3

40/3

40/3

40/3

40/3

 

 

В настоящем разделе рассмотрены вопросы организации, мето­

дологии

и механизации

учета

и изготовления

учетных регистров

и отчетных сводок по операциям, учитываемым по балансовым счетам 22 «Расходы на эксплуатацию автомобильного транспор­ та»; 23 «Вспомогательные производства»; 27 «Накладные расхо­ ды»; 31 «Расходы будущих периодов»; 32 «Экспедиционные и по­ грузочно-разгрузочные работы»; 89 «Резерв предстоящих расхо­ дов и платежей».

Учетные регистры по этим счетам разрабатывают на бухгал­ терских імногосчетчиковых машинах «Аскота-170» по единой ме­ тодике для всех предприятий и организаций, обслуживаемых цент­ рализованной бухгалтерией.

Производственные (эксплуатационные) затраты на каждом ав­ тотранспортном предприятии учитывают по методу, предусмотрен­ ному отраслевыми инструкциями, положениями и другими обя­ зательными указаниями и методическими разработками, в ко­ торых содержатся типовые формы документов, учетных регист­

332


ров, состав статей для калькулирования себестоимости перевозок, транспортно-экспедиционных операций и других работ и услуг.

При нормативном методе затраты учитывают по нормам, уста­ новленным на каждый вид транспортной и другой работы, вы­ полняемой автотранспортными предприятиями, и отклонениям от норм. Кроме того, затраты рассчитывают с учетом текущего из­ менения действующих норм. Себестоимость услуг при норматив­ ном методе складывается из нормативной себестоимости плюс или минус отклонения от норм и изменения текущих норм.

При выписке первичных документов по учету затрат (заработ­ ная плата, топливо, материалы и др.) указывают расходы по ус­ тановленным нормам. На затраты, которые выходят за рамки те­ кущих нормативов, выписывают документы, имеющие отличитель­ ную пометку «Отклонения от норм».

Сводные данные разрабатывают по документам, выписанным по нормам, и документам на отклонения от текущих норм.

Для внедрения нормативного учета необходимо упорядочить и систематизировать действующие текущие нормативы расхода материалов, топлива, заработной платы и других затрат на каж­ дый вид перевозок и работ, вести точный учет норм и выписы­ вать документы по текущим нормам, установить твердый порядок изменения текущих норм и своевременного извещения об изме­ ненных нормах всех работников, связанных с учетом, планирова­ нием и оперативным управлением, разработать номенклатуры от­ клонений от норм по расходу материалов, топлива, заработной платы; на каждый вид деятельности иметь нормативную каль­ куляцию себестоимости по автоколоннам, мастерским и цехам-ис­ полнителям; вести расчет затрат в связи с изменением текущих норм, отраженных в документах на отклонения.

Преимущество нормативного метода учета заключается в том, что отклонения от норм выявляются в момент их возникновения и выписка документов на отклонения представляет собой дейст­ венный фактор оперативного контроля за себестоимостью транс­ портного процесса.

Учет затрат на эксплуатацию .подвижного состава автотранс­ порта и транспортно-экспедиционные операции является сводным участком учета и основывается почти на всех документах пер­ вичного и сводного учета деятельности автотранспортного пред­ приятия.

Вся документация по учету затрат на эксплуатацию подвиж­ ного состава автотранспорта и транспортно-экспедиционные опе­ рации должна обеспечить возможность подразделения затрат по экономическим элементам, местам возникновения, статьям и объек­ там калькуляции (видам деятельности).

При разработке систем механизации учета затрат автотранс­ портного предприятия и форм учетных регистров необходимо учесть существующую экономическую группировку основных учет­ ных показателей себестоимости перевозок, транспортно-экспедици­

333


онных и прочих работ и услуг, выполняемых автотранспортным предприятием.

Рассмотрим состав учетных группировок себестоимости авто­

мобильных перевозок. Она складывается из следующих основных статей затрат:

основная и дополнительная заработная плата водителей с на­ числениями;

топливо; смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

износ и ремонт автомобильных шин; техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; амортизация подвижного состава:

а) на полное восстановление; б) на капитальный ремонт; накладные расходы.

Затраты могут быть отнесены на себестоимость перевозок как непосредственно, так и косвенно. В соответствии с этим они де­ лятся на прямые и косвенные.

К прямым затратам относятся: заработная плата водителей; стоимость топлива и смазочных материалов; затраты на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава; восстановление и ремонт шин и амортизация автомобилей и прицепов.

К косвенным расходам относятся: заработная плата админи­ стративно-управленческого персонала предприятия; его цехов и мастерских с начислениями и другие административно-управлен­ ческие расходы; содержание управленческих и производственных зданий; оборудования и инвентаря; их амортизация и ремонт; рас­ ходы по охране труда; по связи; на служебные разъезды, учиты­ ваемые по статье «Накладные расходы».

Поскольку основной производственной деятельностью авто­ транспорта являются перевозки, большая часть затрат зависит от величины пробега автомобиля, прицепа, и расчет этих затрат де­ лается на 1 км или на 10 км пробега. К таким затратам, кото­ рые называются переменными, относятся: топливо и смазочные материалы; расходы на техническое обслуживание и ремонт по­ движного состава; стоимость ремонта и восстановления и амор­ тизация подвижного состава, предназначенная на капитальный ремонт.

Часть затрат при изменениях величины пробега подвижного со­ става существенно не меняется. Такие затраты называются по­ стоянными, например амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление подвижного состава), накладные расходы и условно постоянными, например заработная плата водителей.

Рассмотрим содержание и особенности учета отдельных статей себестоимости автомобильных перевозок.

По статье «Основная и дополнительная заработная плата води­ телей с начислениями» отражается вся заработная плата во­

334