Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По статье «Накладные расходы» отражаются расходы по со­ держанию управления автотранспортного предприятия, а также отраслевого управления, объединения и других вышестоящих ор­ ганизаций.

Под накладными расходами автотранспортных предприятий по­ нимаются все прочие расходы, которые являются общими для всего предприятия и непредусмотрены ни в одной из преды­ дущих статей затрат. Эти расходы учитываются на счете 27 «На­ кладные расходы» и ежемесячно списываются е этого счета на счет 22 «Расходы по эксплуатации транспорта и связи».

Распределение накладных расходов по видам перевозок и ра­ бот можно осуществлять пропорционально либо заработной пла­ те водителей, либо приведенным автомобиле-дням работы.

При этом следует учесть, что для автотранспортных предприя­ тий, осуществляющих, кроме перевозок, ряд других услуг и опе­ раций (например, погрузочно-разгрузочные и такелажные рабо­ ты, складские и транспортно-экспедиционные операции, линейнодиспетчерскую работу и загрузку порожних ведомственных авто­ мобилей в попутном направлении), накладные расходы между всеми видами деятельности следует распределять пропорциональ­ но заработной плате основных работников (водителей, такелаж­ ников, линейных диспетчеров, контролеров и т. л.).

Для автотранспортных предприятий, осуществляющих только перевозки, накладные расходы рациональнее распределять по ви­ дам перевозок, пропорционально приведенным автомобиле-дням работы.

Накладные расходы учитывают в бухгалтерии по статьям, ус­ тановленным сметой.

Ниже приведена примерная номенклатура статей аналитичес­ кого учета балансового счета 27 «Накладные расходы»:

А. Управленческие расходы

1. Зарплата управленческого персонала (общекомбинатского и цехового),

2.Зарплата сторожей.

3.Командировки всего персонала.

4.Служебные разъезды.

5.Конторские расходы.

6.Сторожевая охрана по договору.

7.

Прочие расходы, в том числе начисления на заработную

плату.

8.

Экономия от сокращения административно-управленческих

расходов.

9. .......................................................................................................................................

Б.Общепроизводственные расходы

10.Зарплата вспомогательных рабочих с начислениями.

11.Подготовка кадров (ученики и стажеры).

12.Охрана труда и техника безопасности.

13.Спецодежда.

14.Хозяйственное содержание зданий.

15.Текущий ремонт основных средств.

16.Амортизация основных средств.

17.Износ и ремонт малоценного инвентаря.

339


18.Арендная плата.

19.Топливо и электроэнергия для производства.

20.Вспомогательные материалы.

21.Транспортные расходы, включая техпомощь.

22.Расходы на линейную диспетчерскую связь.

23.Расходы на обработку документов на сторонних машиносчетных стан­

циях.

24.Расходы на рационализацию и изобретательство.

25.Обязательные налоги и сборы.

26.Премии за внедрение и создание новой техники.

27.Бланки путевых документов.

28.Прочие расходы, в том числе начисление на суммы премий.

29.Экономия от сокращения общепроизводственных расходов.

В. Непроизводительные расходы

1

30.Оплата простоев.

31.Оплата больничных листов за счет производства.

Г. Содержание вышестоящих организаций

1

32.Содержание управления.

33.Содержание главка.

34.Производственное обучение.

35.Отчисления в фонд новой техники вышестоящей организации.

Всвязи с -переходом на новую систему планирования и эко­ номического стимулирования несколько изменились порядок уче­ та и система бухгалтерских записей по ряду расходов, которые ранее учитывались в составе счета 27 «Накладные расходы».

Вразделе А «Управленческие расходы» учитываются расхо­ ды, предусмотренные по плану предельных ассигнований, утверж­ денному предприятию вышестоящей организацией. По статье «Зар­ плата сторожей» учитывается заработная плата собственной сто­ рожевой охраны; а по статье «Сторожевая охрана по договору» — расходы по содержанию сторожевой охраны, выделяемой други­ ми организациями по договору; по статье «Командировки» — рас­ ходы по командировкам управленческого персонала.

Суммы премий, выплачиваемых управленческому

персоналу, от­

носят

на

счет

фонда материального поощрения

(балансовый

счет

87.1)

и по

счету 27 отражения не имеют, начисления на за­

работную плату управленческого персонала — на статью «Прочие расходы».

Кроме того, из раздела А исключены и перенесены в раздел Б следующие статьи затрат: амортизация основных средств, аренд­ ная плата, начисления на сумму премий управленческого персо­ нала.

Из раздела Б «Общепроизводственные расходы» исключена статья «Премии -производственному персоналу», так ®ак на пред­ приятиях, перешедших на новую систему планирования, они вы­ плачиваются за счет фонда материального поощрения (балан­ совый счет 87.1) и на счет 27 не относятся.

В разделе Б учитывают также расходы по командировкам про­ изводственного персонала и водителей, не возмещаемые заказчикам.

340


Заработная плата цехового управленческого персонала, отра­ жаемая ранее в разделе Б по статье «Зарплата цехового персо­ нала с начислениями», в настоящее время учитывается по статье «Зарплата управленческого персонала» раздела А и входит в пла­ новую и отчетную сумму предельных ассигнований.

В разделе В «Непроизводительные расходы» произошли следу­ ющие изменения против существовавшего ранее порядка учета.

Непроизводительные расходы, вызванные оплатой штрафов и пени за невыполнение договорных обязательств, а также пени за задержку оплаты расчетных документов, штрафов за неосно­ вательный отказ от акцепта платежных требований, за задержку загрузки и выгрузки вагонов, относят на результаты хозяйствен­ ной деятельности на счет 99 «Прибыли и убытки» по статье «Штрафы, пени и неустойки полученные и уплаченные».

Учет этих сумм должен обеспечить возможность установления причин убытков и должностных лиц предприятия, по вине кото­ рых возникли указанные убытки.

Раздел Г «Содержание вышестоящих организаций». В системе Главмосавтотранса основная масса расходов на содержание вы­ шестоящих организаций (главка, производственных управлений и объединений) предусматривается в финансовом плане и покры­ вается за счет прибыли.

В течение года эти расходы относят на дебет балансового сче­ та 80.8 «Отвлеченные средства за счет прибыли». Остаток по сче­ ту 80.8 закрывается при реформации баланса после утверждения годового отчета.

Однако некоторые расходы, не предусматриваемые в финансо­ вых планах главка, управлений и объединений, все же находят свое отражение на балансовом счете 27 в разделе Г, т. е. в себе­

стоимости предприятий. К таким расходам относятся: по

глав­

ку— расходы

на содержание редакции многотиражной

газеты,

на содержание

нормативно-исследовательской станции по

труду

и др.; по производственным управлениям и объединениям — амор­ тизация основных средств, арендная плата за основные средства, начисления на сумму премий и другие расходы, не предусматривае­ мые в плане предельных ассигнований на содержание аппарата управления.

Калькуляция себестоимости автомобильных перевозок, транс­ портно-экспедиционных и других операций. В целях исчисления фактической себестоимости автомобильных перевозок, т. е. опре­ деления средней величины эксплуатационных расходов, приходя­ щихся на единицу транспортной работы, ежемесячно на основании данных 'бухгалтерского учета фактических затрат на автомобиль­ ные перевозки составляют отчетную калькуляцию.

Себестоимость определяется путем деления фактических за­ трат на объем выполненной транспортной работы по каждому ви­ ду перевозок.

Для укрупнения и облегчения расчетов при планировании и учете себестоимости перевозок применяют следующие калькуля­

341


ционные единицы по отдельным

видам автомобильных

перево­

зок:

 

 

 

10

ткм — по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за

1 т перевезенного груза;

 

по поча­

10

авт-ч — по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих

совому тарифу;

 

 

10

пасс.-км — по автобусным перевозкам;

 

10 авт-ч — по автобусам, работающим

по почасовому тарифу;

 

10 платных километров по перевозкам на грузовых и легковых автомобилях-

такси;

авт-ч — для легковых автомобилей

по обслуживанию организаций и уч­

10

реждений.

Для учета затрат по видам перевозок и услуг в централизо­ ванной бухгалтерии на балансовом счете 22 «Расходы по эксплу­ атации транспорта и связи» открывают аналитические карточки колончатой формы для каждого предприятия и вида перевозок.

Для учета каждого элемента себестоимости в карточках от­ ведена отдельная графа.

Итоги карточек, подсчитанные и сверенные с данными ведо­ мости формы № 12 и главной книгой, служат основанием для за­

полнения граф расходов

и себестоимости отчетной

формы 5-ах

«Отчет о доходах и расходах по перевозкам».

 

Данные о выполненных объемных показателях

(тонно-кило­

метры, автомобиле-часы,

платные километры и т. п.) бухгалте­

рия получает либо от планового отдела предприятия

(управления,

объединения), либо непосредственно от машиносчетного бюро. Кроме автомобильных перевозок, автотранспортные предприя­

тия выполняют ряд дополнительных операций и работ, связанных с перевозками грузов и пассажиров, например такелажные и по­ грузочно-разгрузочные работы, транспортно-экспедиционные опе­ рации, грузовые операции на грузовых автостанциях, складские операции, перегон новых автомобилей с заводов фондодержате­ лям, загрузка порожнего ведомственного подвижного состава в попутном направлении, обслуживание пассажиров на автовокза­ лах, мотелях, кемпингах и т. п., обслуживание населения в спе­ циальных агентствах (продажа билетов на железнодорожный, ав­ томобильный, авиационный, морской и речной транспорт, пере­ возка внутри населенных пунктов, упаковка и отправка на всех видах транспорта личного багажа и вещей населения и другие ус­

луги) .

Расходы на такелажные, погрузочно-разгрузочные, транспорт­ но-экспедиционные ■операции, на перегон новых автомобилей и связанные с содержанием грузовых станций и складов, а также с использованием порожних пробегов ведомственного подвижного состава учитываются на балансовом счете 32 «Экспедиционные и погрузочно-разгрузочные работы на транспорте».

Аналитический учет ведется на карточках колончатой формы, открываемых по отдельным предприятиям и видам работ и услуг (колонки служат для учета отдельных элементов затрат).

342


Ежемесячно итоги карточек аналитического учета по балансо­ вому счету 32 сверяют с ведомостью № 12 и главной книгой.

На основании данных аналитического учета по счету 32 за­ полняют графы расходов периодической отчетной формы 6-ах «Отчет о доходах по погрузочно-разгрузочным и другим рабо­ там».

Применение средств механизации в учете себестоимости пере­ возок и транспортно-экспедиционных операций. Клавишные вы­ числительные машины можно эффективно использовать для груп­ пировки затрат по аналитическим и синтетическим -счетам учета себестоимости перевозок и других работ путем составления раз­ личных регистров или выполнения расчетов по отдельным эле­ ментам затрат: ведомостей распределения начисленной заработ­ ной платы и расхода материалов по шифрам аналитического уче­ та и (балансовым счетам для расчета транспортно-заготовитель­ ных расходов или отклонений фактической себестоимости от учет­ ной (плановой).

Результатную информацию по учету затрат и калькуляции се­ бестоимости перевозок и других работ разрабатывают в несколь­ ко этапов.

Прежде всего выявляют іи распределяют себестоимость про­ дукции и услуг вспомогательного производства с включением ее в состав расходов на содержание и эксплуатацию оборудования накладных расходов и др. Затем на бухгалтерских машинах со­ ставляют ведомости и накопительные регистры по прочим счетам учета производства.

Заключительным этапом учета затрат на производство яв­ ляется разработка данных для заполнения журнала-ордера № 10 и расчет себестоимости единицы транспортной работы.

По балансовым счетам 22 «Расходы по эксплуатации автомо­ бильного транспорта» и 32 «Экспедиционные и погрузочно-раз­ грузочные работы» на бухгалтерской машине «Аскота-170» изго­ товляется ведомость № 12 (форма 8.5).

Ведомость отражает обороты по дебету и кредиту за отчет­ ный месяц и с начала отчетного периода. Расходы учитываются по видам перевозок и услуг.

Аналитические данные отражают учет затрат по статьям.

Основанием для заполнения ведомости по дебету и кредиту являются листки-расшифровки из других журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей: ведомости движения материалов, ве­ домости по балансовому счету 23, ведомости распределения за­ работной платы и отчислений на социальное страхование (балан­ совый счет 69) к журналу-ордеру № 10; журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса» и др.

Для составления ведомости на бухгалтерской машине «Аско­ та-170/45» оператор на цифровой клавиатуре устанавливает в гра­ фе 1 номер счета и нажимает на моторную клавишу, затем на­ бирает сумму счета и нажимает на моторную клавишу.

343