Файл: Прогрессивные методы организации и технологии текущего содержания и ремонта пути (опыт передовых коллективов путевого хозяйства железных дорог) [сборник]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиальная основа действующей методики оп­ ределения уровня механизации правильна, так как поз­ воляет количественно оценить результат внедрения механизации по степени вытеснения машинами и меха­ низмами физического ручного труда в отдельных рабо­ тах и производственных процессах. Однако при расчетах уровня механизации производственного процесса вытес­ няемые затраты ручного труда определяются не по тех­ нологическому процессу его выполнения, а ориентиро­ вочно, по удельному весу затрат труда на отдельные работы в общей трудоемкости производственного про­ цесса текущего содержания пути при их ручном испол­ нении. При этом для любой операции доля вытесняемого ручного труда принимается равной в среднем 90%, а до­ ля остающегося ручного труда при внедрении механи­

зации •— 10%.

Такое ориентировочное осреднение доли вытесняемого и остающегося ручного труда для любой работы не от­ ражает фактического уровня механизации, так как для различных работ соотношение вытесняемого и остаю­ щегося ручного труда весьма разнообразно и в зависи­

мости

от технологических

процессов

и применяемых

средств механизации колеблется от 0 до

100%. По дан­

ным

ЦНИИ

МПС, доля

вытесняемого

ручного труда,

т. е. уровень

механизации

на

работе по

выправке пути

подбивкой шпал электрошпалоподбойками ЭШП-3, составляет 35—40%, при работе с ЭШП-6 — от 57 до 59%, а при использовании на выправочных работах для подбивки шпал шпалоподбивочной машины типа ШПМ-02 достигает 78—81%.

В действующей методике отсутствует показатель, оценивающий результат внедрения механизации в про­ изводственный процесс и эффективность внедряемых средств механизации. Как известно из работ ЦНИИ МПС, общие затраты труда на каждую работу слага­ ются из затрат ручного труда и затрат труда по управ­ лению работой машин. До появления соответствующих средств механизации эти работы выполнялись вручную с непосредственным применением физической силы ра­ бочих к предмету труда. При переходе от ручного выпол­ нения этой работы к выполнению с применением машин и механизмов произошло вытеснение части физического ручного труда работой машин, а остальная часть руч-

11.0


иого труда осталась в технологическом процессе. Раз­ ница между количеством вытесненного ручного труда и количеством труда, затрачиваемого на управление ра­

ботой

машин,

и будет являться

снижением общих

затрат труда.

выполнение одной

и той же операции

Если

ручное

заменить выполнением каждый раз с различными сред­ ствами механизации, то количество вытесненного ручно­ го труда не изменится, а наиболее эффективным сред­ ством механизации будут такие машины и механизмы, которые потребуют меньших затрат на их управление. Следовательно, при одном и том же уровне механиза­ ции эффективность средств механизации . может быть различной.

Каждая отдельная работа с принятыми средствами механизации и технологией должна сопровождаться двумя показателями — уровнем механизации М и коэф­ фициентом производительности труда Кщ>, подсчитывае­ мыми один раз в год.

Уровень механизации для всех работ, выполняемых бригадами текущего содержания, слагается подсчетом уровня механизации каждой работы по средневзвешен­ ному методу.

Различают уровень механизации расчетный (пла­ новый) и фактический.

Расчетный (плановый) уровень механизации теку­ щего содержания пути подсчитывается на основные виды работ с учетом усредненных их объемов для 1 км (в соответствии с установленной для данных условий годовой нормой затрат труда), выполнение которых в течение года обеспечивает надлежащее текущее содер­ жание пути.

На основании этих данных подсчитывается средний уровень механизации для каждого рабочего отделения, эксплуатационного околотка, участка пути и в целом по дистанции пути. Такой подсчет делается один раз и под­ вергается изменениям только за счет оснащения дистан­ ции пути новыми машинами и механизмами. Расчетный уровень механизации не зависит от фактического ис­ пользования машин и механизмов.

В основе определения фактического, достигнутого уровня механизации на рабочем отделении или околотке, не разделенном на рабочие отделения, должен лежать

111


учет фактического выполнения за определенный срок всех видов отдельных работ текущего содержания пути и их объемов с указанием применяемых на этих рабо­ тах средств механизации и технологических затрат тру­ да в нормированных человеко-часах.

Фактический уровень механизации М$ определяется

как

оперативный экономический показатель дистанции

и ее

низовых

подразделений (бригада, околоток,

учас­

ток)

в любых

отчетных периодах времени

(за

месяц,

квартал, год), дополняемый показателями

использова­

ния

машин и

механизмов (выполнение норм подбивки

шпал ЭШП, ШПМ, часов работы и т. д.). Естественно, что его определение должно быть основано на факти­ ческих, достоверных и проверенных данных, простым по выполнению, без привлечения осредненных статистиче­ ских коэффициентов и показателей. Тогда будет воз­ можно и оперативно вмешиваться в ход дела, проводить необходимый анализ, намечать пути улучшения, выяв­ лять конкретно «узкие места».

Документом, в котором осуществляется такой учет, является полумесячный график формы ПУ-74, сведения из которых представляют собой единственные исходные данные для определения достигнутого в течение данного месяца уровня механизации.

На Александровской дистанции пути Московской дороги предложена и применяется простая методика подсчета фактического уровня механизации текущего содержания пути на основе технически обоснованных норм выработки и фактически выполненных объемов работ, определяемых по первичным достоверным дан­ ным — двухнедельным графикам бригад текущего содер­ жания пути и нарядам.

Известно, что

 

уИф = 4 _ 10° о/0,

(1)

где А — сумма затрат труда по нормам на выполнение вручную отдельных операций, которые в дей­ ствительности были механизированы (на фак­ тически выполненные объемы работ), в чел-ч:

А = cii Vi + do V 2 4* • • • + 0-п Vn >

ап — норма времени на измеритель операций при работе вручную в чел.-ч;

Vn — объемы работ в измерителях по операциям.

112


П р и м е р

подсчета затрат труда

на одну операцию: на.участ­

ке за месяц подбито 17,2 тыс.

шпал.

Подбивка пути на щебне при

ручном

исполнении

(только подбивка

как операция) согласно § 8

типовых

норм

1972

г. требует затраты на 100 шпал ап= 20,

40чел.-ч.

На

объем

выполненных

работ

затраты труда

составят-

an Vn = 20,40-172 = 3579 чел-ч;

В — общие затраты ручного труда в чел-ч на все механизированные и немеханизированные работы.

Общие затраты ручного труда на все механизирован­ ные и немеханизированные работы могут быть выраже­ ны формулой

В = Б+А,

где Б — затраты ручного труда на немехаиизированные работы и операции.

Выделить, подсчитать эти элементы затрат труда из первичных документов затруднительно и не всегда пред­ ставляется возможным.

Поэтому в формуле (2), обозначив фактические рас­ ходы труда механизаторов на выполнение всех механи­ зированных операций через Ки а затраты труда меха­ низаторов по нормам на выполнение всех механизиро­ ванных операций механизмами •— через Кч и подставив их в правую часть формулы (2), получим

В = Б + Л = (Б + К,) + (А - Ki).

(3)

В формуле (3) выражение (B-\-Ki) — это сумма зат­ рат ручного труда на немеханизированные и механизи­ рованные работы.

Обозначив £ + /(i = C, получим

 

В = Б + А = С + А - К 2-

(4)

Учитывая, что большая часть механизаторов на те­ кущем содержании являются монтерами пути и, когда механизмы не работают, выполняют другие технологи­ ческие операции, в том числе ручные (к примеру, после окончания подбивки пути электрошпалоподбойками все монтеры переключаются на рихтовку, отделку и т. п.), принимаем с относительно небольшой погрешностью, что выполняют они механизированные операции в среднем в пределах норм времени, т. е.

К 1 = К ч = к .

из