Файл: Прогрессивные методы организации и технологии текущего содержания и ремонта пути (опыт передовых коллективов путевого хозяйства железных дорог) [сборник]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И. Я. ТУРОВСКИЕ, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Московского института инженеров окелезнодороокного транспорта

РИХТОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО НА ЭЛЕКТРОБАЛЛАСТЕРЕ

Рихтовка пути является одной из наиболее трудоем­ ких работ в путевом хозяйстве. Удельный вес ее состав­ ляет от 8 до 12% общего объема путевых работ. Объем рихтовочных работ возрастает с увеличением скорости движения и веса поездов.

На особо грузонапряженных линиях, где интервалы между поездами составляют 5—7 мин, становится невоз­ можным рихтовать путь приборами точечного действия, устанавливаемыми под рельсами в шпальных ящиках. Неэффективно и применение малопроизводительных рихтовочных машин.

На основе исследований, проводимых кафедрой «Путь и путевое хозяйство» МИИТа, сконструировано высокопроизводительное рихтовочное устройство, кото­ рое монтируется на базе электробалластера ЭЛБ- 1 или ЭЛБ-3.

Такая машина в технологическое «окно» продолжи­ тельностью 40—60 мин рихтует 1,5—2 км пути, а в «ок­ но» продолжительностью 2—2,5 ч —6 — 8 км пути.

Рихтовочное устройство состоит из рабочего стрелографа, контрольного стрелографа, механизма сдвига, механизма прижатия, двух рыхлителей и двух уплотни­ телей.

Рабочий стрелограф служит для замера стрел изгиба одной из рельсовых нитей пути. Стрелы изгиба, заме­ ренные до рихтовки, используются для составления про­ граммы, по которой управляют механизмом сдвига.

Конструкция рабочего стрелографа, смонтированно­ го на ЭЛБ-1, позволяет измерять стрелы изгиба от хорд длиной 24 и 18 м, причем при хорде длиной 24 м их из­ меряют в сечении, расположенном на расстоянии 6 м от конца хорды, а при хорде длиной 18 м — в ее сере­ дине.

Рабочим стрелографом, смонтированным на электро­ балластерах ЭЛБ-3, стрелы измеряются от хорд, име­

239

ющих разные длины, и в

сечениях,

зависящих от их

длин.

 

 

 

 

 

Контрольный стрелограф, смонтированный на ферме

2

электробалластера,

служит

для

измерения

стрел

отрихтованного

пути.

Длина хорды

стрелографа

2 0

м.

 

точке

пути после

рихтовки долж­

 

Стрела в каждой

на стать равной программной, которую часто называют к о м а н д н о й.

Механизм сдвига, имеющий гидравлический привод, предназначен для производства рихтовки пути. Он уста­ новлен на ферме № 1 и соединен с электромагнитами, которыми во время рихтовки рельсо-шпальную решет­ ку приподнимают на 10—15 мм для уменьшения ее со­ противления смещению.

Механизм прижатия расположен за механизмом сдвига и предназначен для прижатия отрихтованной рельсо-шпальной решетки к балластному слою. Разви­ ваемое усилие в 1 0 — 1 2 тс препятствует смещению рель­ совой нити с проектного положения.

Рыхлители, расположенные у первой ходовой тележ­ ки машины, служат для рыхления сильно уплотненного балласта за торцами шпал.

Уплотнители расположены у средней ходовой тележ­ ки электробалластера и предназначены для заполнения балластом пустот, образующихся у торцов шпал во вре­

мя рихтовки, и для уплотнения плеч

балластной

призмы.

рихтуют путь

Рихтовочным устройством непрерывно

по трем принципиальным схемам: методом сглаживания, по расчету и совмещенным способом.

Ме т о д о м с г л а ж и в а н и я путь рихтуют по графи­ ку усредненных натурных стрел.

На прямых участках пути положение линии средних стрел изгиба рельсовых нитей совпадает с осью абсцисс графика стрел, так как на прямой стрела в любой точ­ ке пути должна быть равна нулю. На кривых участках пути график средних стрел строится по графику натур­ ных стрел, которые замеряются рабочим стрелографом при движении со скоростью 20—25 км/ч. Программа на рихтовку кривой протяжением 500—1000 м составляется

втечение 2—3 мин. Сдвигается путь в тех же сечениях,

вкоторых измеряются стрелы изгиба.

240


Рихтовка по методу сглаживания широко применя­ ется па работах по текущему содержанию пути.

При методе сглаживания ошибки, допускаемые в ра­ боте механизма сдвига, практически не влияют на плавность отрихтованного пути, .так как ошибка, допу­ щенная в сдвиге какой-либо точки, распространяется по закону геометрической прогрессии на последующие точ­ ки деления.

При рихтовке пути методом сглаживания уменьша­ ются величины резких отклонений в плане, а плавные отклонения—извилины — при этом способе не устраня­ ются и протяженность их увеличивается. После рихтов­ ки измеренные стрелы не равны программным.

Р и х т о в к о й по р а с ч е т у называется способ, при котором программой на рихтовку служит график стрел, которые должны быть во время рихтовки в сечениях пути против середины измерительной хорды, когда пе-. редний конец ее находится на неотрихтованном пути, а задний конец над точкой пути, отрихтованной в проект­ ное положение. Механизм сдвига в этом случае распо­ ложен у задней концевой тележки стрелографа.

Для составления программы на рихтовку пути по расчету замеряют стрелы рабочим стрелографом с хор­ дой длиной 18 м и определяют проектные сдвиги.

В кривых участках пути сдвиги определяют расче­ том с помощью прибора Туровского, обобщенным графо­ аналитическим или любым другим способом, а на пря­ мых участках — с помощью теодолита и измерительной рейки, располагаемой в точках деления горизонтально.

Построение командного (программного) графика за­ ключается в нанесении графика полусдвигов на график натурных стрел. В каждой точке пути программная стрела Н, а на графике программная ордината, опреде­ ляется по формуле

где hn — натурная стрела в точке п;

точке деления

еп- 1 — проектная величина сдвига в

п — 1 .

назван способ, при котором про­

С о в м е щ е н н ы м

граммой на рихтовку

служит график

проектных стрел

в сдвигаемых точках

пути, расположенных в промежу­

9—3296

241


точных сечениях

измерительной

хорды.

При этом

передний конец

хорды

в

этом

способе

расположен

на неотрихтованном,'

а

задний

на отрнхтованном

пути.

Для рихтовки по совмещенному способу программа составляется с использованием графиков стрел, изме­ ренных контрольным и рабочим стрелографом с хор­ дой длиной 24 м.

По графику стрел контрольного стрелографа рассчи­ тывают сдвиги на кривых (на прямых сдвиги опреде­ ляют при помощи теодолита и измерительной рейки), а на графике стрел рабочего стрелографа строят гра­ фик сдвигов и программный график с учетом этих сдви­ гов.

Программная стрела Я в каждой точке определяет­

ся по формуле

3 / 4 вп—6 i

 

Ял = fin +

 

где /г„ — натурная стрела в точке п,

над которой

рас­

положена следящая

тележка рабочего

стре­

лографа;

 

в точке п\

 

еп — проектная величина сдвига

пути,

е„_е — проектная величина сдвига

в точке

над которой расположена

задняя тележка

рабочего стрелографа (расстояние между те­ лежками равно 6 м).

Построение командного графика выполняется графи­ чески.

Подробное описание рихтующего устройства МИИТа, методов определения сдвигов и построения командных графиков приводится в брошюре: И. Я- Туровский, В. И. Белый. «Электробалластер с полуавтоматическим рихтовочным устройством». (М., «Транспорт», 1974).

Если на прямом участке пути нет ограничений для его рихтовки (переезд, мост и т. д.), то рихтовку про­ изводят за один проход машины без предварительного замера стрел, а при наличии таких ограничений в сдви­ гах прямые участки рихтуют так же, как и кривые уча­ стки пути за два прохода: первым проходом замеряют стрелы изгиба рабочим стрелографом, а вторым про­ ходом рихтуют путь. При этом программу на рихтовку составляют так, чтобы на подходах к местам ограниче­ ний сдвиги были минимальными, а непосредственно на переезде или мосту они равнялись бы нулю.

24-2


лее

Рихтовочпымп

устройствами уже

оборудовано бо­

2 0 электробалластеров, которые

успешно работают

на

12 железных дорогах. Этими машинами отрихтова-

но более 1 0 0 0 0 км пути.

 

 

При текущем

содержании путь рихтуют в основном

методом сглаживания на участках, на которых по пока­ заниям путеизмерительного вагона имеются отклоне­ ния от норм содержания пути в плане. Если расстрой­ ства в плане имеют место на небольшом протяжении прямого или кривого участка пути, то рихтуют не всю прямую или кривую, а только места, где обнаружены от­ ступления. Рихтовку начинают перед расстроенным участком за 30—50 м и на таком же расстоянии за ним заканчивают ее. При переезде с одного участка на дру­ гой в транспортное положение приводят только меха­ низмы сдвига и прижатия, а стрелографы остаются в рабочем положении. Скорость движения машины дол­ жна быть не более 20—25 км/ч.

При текущем содержании часто возникает необхо­ димость рихтовать путь на большом протяжении, сос­ тоящем из ряда прямых и кривых участков. В этом слу­ чае работу ведут в такой последовательности.

Если участок пути, подлежащий рихтовке, начина­ ется с прямой, то машину заряжают сразу для рихтов­ ки в начале участка и рихтуют первую прямую за один проход. Перед первой кривой машину останавливают, поднимают в транспортное положение электромагниты и тележку механизма прижатия, и, двигаясь со скоростью 20—25 км/ч, рабочим и контрольным стрелографами. замеряют кривую. При обратном возвращении механик наносит на графике стрел, вычерченном рабочим стрелографом, программу для рихтовки. В начале кривой

приводят

в рабочее положение

механизмы

сдвига и

прижатия,

после чего рихтуют

ее. Закончив

рихтовку

первой

кривой,

продолжают

без

остановки

рихтовку

второй

прямой.

При такой

системе работы

производи­

тельность машины в «окно» продолжительностью в 2,5— 3 ч достигает 8 —9 км пути.

На подъемочном, среднем и капитальном ремонтах пути наиболее целесообразна рихтовка по расчету. При всех видах ремонта путь рихтуют машиной при отде­ лочных работах. Однако в 1973 г. на Свердловской до­ роге при большом фронте работ в 8 -часовое «окно»

9*

243