Файл: Прогрессивные методы организации и технологии текущего содержания и ремонта пути (опыт передовых коллективов путевого хозяйства железных дорог) [сборник]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
И. Я. ТУРОВСКИЕ, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Московского института инженеров окелезнодороокного транспорта
РИХТОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО НА ЭЛЕКТРОБАЛЛАСТЕРЕ
Рихтовка пути является одной из наиболее трудоем ких работ в путевом хозяйстве. Удельный вес ее состав ляет от 8 до 12% общего объема путевых работ. Объем рихтовочных работ возрастает с увеличением скорости движения и веса поездов.
На особо грузонапряженных линиях, где интервалы между поездами составляют 5—7 мин, становится невоз можным рихтовать путь приборами точечного действия, устанавливаемыми под рельсами в шпальных ящиках. Неэффективно и применение малопроизводительных рихтовочных машин.
На основе исследований, проводимых кафедрой «Путь и путевое хозяйство» МИИТа, сконструировано высокопроизводительное рихтовочное устройство, кото рое монтируется на базе электробалластера ЭЛБ- 1 или ЭЛБ-3.
Такая машина в технологическое «окно» продолжи тельностью 40—60 мин рихтует 1,5—2 км пути, а в «ок но» продолжительностью 2—2,5 ч —6 — 8 км пути.
Рихтовочное устройство состоит из рабочего стрелографа, контрольного стрелографа, механизма сдвига, механизма прижатия, двух рыхлителей и двух уплотни телей.
Рабочий стрелограф служит для замера стрел изгиба одной из рельсовых нитей пути. Стрелы изгиба, заме ренные до рихтовки, используются для составления про граммы, по которой управляют механизмом сдвига.
Конструкция рабочего стрелографа, смонтированно го на ЭЛБ-1, позволяет измерять стрелы изгиба от хорд длиной 24 и 18 м, причем при хорде длиной 24 м их из меряют в сечении, расположенном на расстоянии 6 м от конца хорды, а при хорде длиной 18 м — в ее сере дине.
Рабочим стрелографом, смонтированным на электро балластерах ЭЛБ-3, стрелы измеряются от хорд, име
239
ющих разные длины, и в |
сечениях, |
зависящих от их |
||||
длин. |
|
|
|
|
|
|
№ |
Контрольный стрелограф, смонтированный на ферме |
|||||
2 |
электробалластера, |
служит |
для |
измерения |
||
стрел |
отрихтованного |
пути. |
Длина хорды |
стрелографа |
||
2 0 |
м. |
|
точке |
пути после |
рихтовки долж |
|
|
Стрела в каждой |
на стать равной программной, которую часто называют к о м а н д н о й.
Механизм сдвига, имеющий гидравлический привод, предназначен для производства рихтовки пути. Он уста новлен на ферме № 1 и соединен с электромагнитами, которыми во время рихтовки рельсо-шпальную решет ку приподнимают на 10—15 мм для уменьшения ее со противления смещению.
Механизм прижатия расположен за механизмом сдвига и предназначен для прижатия отрихтованной рельсо-шпальной решетки к балластному слою. Разви ваемое усилие в 1 0 — 1 2 тс препятствует смещению рель совой нити с проектного положения.
Рыхлители, расположенные у первой ходовой тележ ки машины, служат для рыхления сильно уплотненного балласта за торцами шпал.
Уплотнители расположены у средней ходовой тележ ки электробалластера и предназначены для заполнения балластом пустот, образующихся у торцов шпал во вре
мя рихтовки, и для уплотнения плеч |
балластной |
призмы. |
рихтуют путь |
Рихтовочным устройством непрерывно |
по трем принципиальным схемам: методом сглаживания, по расчету и совмещенным способом.
Ме т о д о м с г л а ж и в а н и я путь рихтуют по графи ку усредненных натурных стрел.
На прямых участках пути положение линии средних стрел изгиба рельсовых нитей совпадает с осью абсцисс графика стрел, так как на прямой стрела в любой точ ке пути должна быть равна нулю. На кривых участках пути график средних стрел строится по графику натур ных стрел, которые замеряются рабочим стрелографом при движении со скоростью 20—25 км/ч. Программа на рихтовку кривой протяжением 500—1000 м составляется
втечение 2—3 мин. Сдвигается путь в тех же сечениях,
вкоторых измеряются стрелы изгиба.
240
Рихтовка по методу сглаживания широко применя ется па работах по текущему содержанию пути.
При методе сглаживания ошибки, допускаемые в ра боте механизма сдвига, практически не влияют на плавность отрихтованного пути, .так как ошибка, допу щенная в сдвиге какой-либо точки, распространяется по закону геометрической прогрессии на последующие точ ки деления.
При рихтовке пути методом сглаживания уменьша ются величины резких отклонений в плане, а плавные отклонения—извилины — при этом способе не устраня ются и протяженность их увеличивается. После рихтов ки измеренные стрелы не равны программным.
Р и х т о в к о й по р а с ч е т у называется способ, при котором программой на рихтовку служит график стрел, которые должны быть во время рихтовки в сечениях пути против середины измерительной хорды, когда пе-. редний конец ее находится на неотрихтованном пути, а задний конец над точкой пути, отрихтованной в проект ное положение. Механизм сдвига в этом случае распо ложен у задней концевой тележки стрелографа.
Для составления программы на рихтовку пути по расчету замеряют стрелы рабочим стрелографом с хор дой длиной 18 м и определяют проектные сдвиги.
В кривых участках пути сдвиги определяют расче том с помощью прибора Туровского, обобщенным графо аналитическим или любым другим способом, а на пря мых участках — с помощью теодолита и измерительной рейки, располагаемой в точках деления горизонтально.
Построение командного (программного) графика за ключается в нанесении графика полусдвигов на график натурных стрел. В каждой точке пути программная стрела Н, а на графике программная ордината, опреде ляется по формуле
где hn — натурная стрела в точке п; |
точке деления |
|
еп- 1 — проектная величина сдвига в |
||
п — 1 . |
назван способ, при котором про |
|
С о в м е щ е н н ы м |
||
граммой на рихтовку |
служит график |
проектных стрел |
в сдвигаемых точках |
пути, расположенных в промежу |
9—3296 |
241 |
точных сечениях |
измерительной |
хорды. |
При этом |
||
передний конец |
хорды |
в |
этом |
способе |
расположен |
на неотрихтованном,' |
а |
задний |
на отрнхтованном |
пути.
Для рихтовки по совмещенному способу программа составляется с использованием графиков стрел, изме ренных контрольным и рабочим стрелографом с хор дой длиной 24 м.
По графику стрел контрольного стрелографа рассчи тывают сдвиги на кривых (на прямых сдвиги опреде ляют при помощи теодолита и измерительной рейки), а на графике стрел рабочего стрелографа строят гра фик сдвигов и программный график с учетом этих сдви гов.
Программная стрела Я в каждой точке определяет
ся по формуле |
3 / 4 вп—6 i |
|
|
Ял = fin + 6ц |
|
||
где /г„ — натурная стрела в точке п, |
над которой |
рас |
|
положена следящая |
тележка рабочего |
стре |
|
лографа; |
|
в точке п\ |
|
еп — проектная величина сдвига |
пути, |
||
е„_е — проектная величина сдвига |
в точке |
||
над которой расположена |
задняя тележка |
рабочего стрелографа (расстояние между те лежками равно 6 м).
Построение командного графика выполняется графи чески.
Подробное описание рихтующего устройства МИИТа, методов определения сдвигов и построения командных графиков приводится в брошюре: И. Я- Туровский, В. И. Белый. «Электробалластер с полуавтоматическим рихтовочным устройством». (М., «Транспорт», 1974).
Если на прямом участке пути нет ограничений для его рихтовки (переезд, мост и т. д.), то рихтовку про изводят за один проход машины без предварительного замера стрел, а при наличии таких ограничений в сдви гах прямые участки рихтуют так же, как и кривые уча стки пути за два прохода: первым проходом замеряют стрелы изгиба рабочим стрелографом, а вторым про ходом рихтуют путь. При этом программу на рихтовку составляют так, чтобы на подходах к местам ограниче ний сдвиги были минимальными, а непосредственно на переезде или мосту они равнялись бы нулю.
24-2
лее |
Рихтовочпымп |
устройствами уже |
оборудовано бо |
2 0 электробалластеров, которые |
успешно работают |
||
на |
12 железных дорогах. Этими машинами отрихтова- |
||
но более 1 0 0 0 0 км пути. |
|
||
|
При текущем |
содержании путь рихтуют в основном |
методом сглаживания на участках, на которых по пока заниям путеизмерительного вагона имеются отклоне ния от норм содержания пути в плане. Если расстрой ства в плане имеют место на небольшом протяжении прямого или кривого участка пути, то рихтуют не всю прямую или кривую, а только места, где обнаружены от ступления. Рихтовку начинают перед расстроенным участком за 30—50 м и на таком же расстоянии за ним заканчивают ее. При переезде с одного участка на дру гой в транспортное положение приводят только меха низмы сдвига и прижатия, а стрелографы остаются в рабочем положении. Скорость движения машины дол жна быть не более 20—25 км/ч.
При текущем содержании часто возникает необхо димость рихтовать путь на большом протяжении, сос тоящем из ряда прямых и кривых участков. В этом слу чае работу ведут в такой последовательности.
Если участок пути, подлежащий рихтовке, начина ется с прямой, то машину заряжают сразу для рихтов ки в начале участка и рихтуют первую прямую за один проход. Перед первой кривой машину останавливают, поднимают в транспортное положение электромагниты и тележку механизма прижатия, и, двигаясь со скоростью 20—25 км/ч, рабочим и контрольным стрелографами. замеряют кривую. При обратном возвращении механик наносит на графике стрел, вычерченном рабочим стрелографом, программу для рихтовки. В начале кривой
приводят |
в рабочее положение |
механизмы |
сдвига и |
|||
прижатия, |
после чего рихтуют |
ее. Закончив |
рихтовку |
|||
первой |
кривой, |
продолжают |
без |
остановки |
рихтовку |
|
второй |
прямой. |
При такой |
системе работы |
производи |
тельность машины в «окно» продолжительностью в 2,5— 3 ч достигает 8 —9 км пути.
На подъемочном, среднем и капитальном ремонтах пути наиболее целесообразна рихтовка по расчету. При всех видах ремонта путь рихтуют машиной при отде лочных работах. Однако в 1973 г. на Свердловской до роге при большом фронте работ в 8 -часовое «окно»
9* |
243 |