Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях социалистического способа производства запасы разделяются на отдельные фонды: сбытовые, производственные, потребительские, сельскохозяйственные и фонды государственных резервов. Каждый фонд отличается особенностями своего назна­ чения и .характером конечного его использования, территориаль­ ным размещением относительно производства и объемами кон­ центрации.

Большинство продуктов при движении от производства к по­ треблению переходцт из одного фонда в другой. Скорость таких переходов определяет сроки пребывания продуктов в том или ином виде фондов. Перечисленные особенности движения запасов об­ щественного продукта определяют методы и способы организации их хранения, характер и направления развития складского хозяй­ ства страны, роль и взаимные связи между складами, обеспечи­ вающими движение и хранение товарных запасов.

Сбытовые запасы размещаются на складах готовой продукции лредприятий-изготовителей или на складах отраслевых сбытовых организаций в местах, где создаются продукты. Эти склады вы­ ступают в качестве объектов, питающих сферу распределения и обращения. Поэтому сбытовые склады осуществляют как бы пер­ вый этап движения продуктов от производства к потреблению. На сбытовых складах производятся все операции, необходимые для отправки готовых продуктов потребителям: рассортировка, расфасовка в производственную тару, упаковка, маркировка, ком­ плектация отдельных партий и накопление их до полной вмести­ мости транспортных средств, организация передачи продуктов транспортным организациям. Сбытовые запасы промышленной продукции хранятся сравнительно недолго: на крупных предприя­ тиях 2—4 дня, на мелких—•10— 15 дней. В связи с этим и размеры концентрации сбытовых промышленных запасов сравнительно не­ велики. Планированием сбыта промышленной продукции и рас­ пределением ее между отраслями производства занимаются со­ ответствующие организации Госснаба СССР (Государственного

комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению).

Сбытовые запасы сельскохозяйственного производства в на­ стоящее время невелики, так как сельскохозяйственная товарная продукция вовлекается в потребление (минуя сбытовую форму запаса) через заготовительные органы Министерства заготовок и через торгово-закупочные организации Центросоюза. Но в связи с расширением и укреплением материально-технической базы кол­ хозно-совхозного производства сбытовые запасы здесь будут воз­ растать. В текущей пятилетке будут увеличены мощности цехов по переработке сельскохозяйственной продукции и значительно расширены емкости хранилищ и холодильников в совхозах, колхо­ зах и заготовительных организациях.

Производственные запасы , состоящие из предметов труда и средств труда, предназначены для производства продукции. Раз­ меры производственных запасов очень велики; на их долю прихо-

60


дится значительная часть оборотных средств предприятий, составляющая в промышленности 58%, в строительстве 89 и в сельском хозяйстве около 80%. Рост производственных запасов вызывается непрерывностью и расширением масштабов всех отраслей мате­ риального производства. Эти запасы концентрируются на произ­ водственных складах предприятий и отраслевых базах материальнотехнического снабжения, расположенных в местах соответствую­ щих производств. Длительность хранения этих запасов значительно более, чем сбытовых запасов, и по отдельным производствам исчисляется месяцами.

Потребительские запасы обслуживают деятельность торговых организаций и предприятий: они обеспечивают запросы индиви­ дуального потребления населения и удовлетворения потребностей организаций непроизводственной сферы. Основная доля (около 74% ) потребительских запасов приходится на запасы торговых организаций. Потребительские запасы концентрируются на торго­ во-закупочных базах, в магазинах государственной торговли и на складах потребительской кооперации Центросоюза. Длитель­ ность хранения этих запасов колеблется от 44 до 74 дней.

Сельскохозяйственные запасы поступают на длительное хра­ нение одновременно ц. огромных количествах. Такое поступление продуктов вызвано сезонностью всех отраслей сельскохозяйствен­ ного производства. Сохранение таких продуктов, которые по сво­ ей природе не способны выдерживать длительное хранение в обычных условиях, требует больших затрат труда и дорогих спе­ циализированных хранилищ.

Поэтому сельскохозяйственные запасы, минуя сбытовую форму запаса, переходят в сферу распределения и хранения на специали­ зированных складах, состоящих-в ведении Министерства заготовок и Центросоюза.

Запасы государственных р езер вов составляют часть общест­ венного продукта, которая исключается из общего фонда товар­ ных запасов и образует особый фонд, необходимый для выравни­ вания пропорций в народном хозяйстве, которые иногда наруша­ ются стихийными бедствиями, задержками ввода в действие новых производственных мощностей, недовыполнением планов от­ дельными производствами и другими обстоятельствами. Длитель­ ность хранения этих запасов исчисляется годами.

С возрастанием запасов общественного продукта идет непре­ рывный процесс углубления и специализации их хранения. Соз­ даются специализированные по назначению фондов и видам то­ варов крупные базы и склады, оснащенные новыми средствами механизации складских и перегрузочных работ.

В текущей пятилетке намечается значительное развитие склад­ ского хозяйства страны. Будет расширяться и улучшаться сеть производственных складов на промышленных предприятиях, зна­ чительно расширится сеть хранилищ и холодильников заготови­ тельных и торгово-закупочных организаций и оснащение их сов­ ременным оборудованием.

61


Особая роль отводится развитию экономически целесообразных, прямых длительных хозяйственных связей между предприятиями. Намечается расширять и совершенствовать оптовую торговлю через территориальные снабженческо-сбытовые базы, склады и магазины, обеспечить укрепление материально-технической базы снабженческо-сбытовых организаций и их рациональное размеще­ ние между сферами производства и потребления.

Складское хозяйство нашей страны связано различными путя­ ми сообщений. При помощи транспорта между складами проис­ ходит организованное перемещение товаров на основе планов материально-технического снабжения, в которых предусматри­

ваются возможные

пути сокращения промежуточных складских

и перегрузочных

работ.

Существуют

две

формы снабжения предприятий — транзит­

ная и складская. Транзитное снабжение, когда груз имеет прямое движение между складами предприятий-поставщиков и предприя­ тий-потребителей, приемлем для предприятий, потребляющих боль­ шие количества товаров.

Складское снабжение через сеть снабженческих баз необхо­ димо для удовлетворения относительно мелкого спроса предприя­ тий-потребителей. Оно сокращает потребность в складских емко­ стях на отдельных предприятиях.

Основным направлением рационализации движения товарных запасов является разумное сочетание транзитного и складского снабжения на основе укрупнения снабженческо-сбытовых баз, приближения их к местам производства и потребления и оснаще­ ния современным оборудованием и транспортом.

Существующее распыление товаров на многочисленных ведом­ ственных складах замедляет их оборачиваемость, снижает манев­ ренность их распределения. Концентрация запасов на крупных складах ведет к большей экономии средств, сокращает издержки хранения, способствует оснащению складов высокопроизводитель­ ным оборудованием и средствами механизации.

В последние годы строятся крупные универсальные снабжен­ ческо-сбытовые базы с грузооборотом 50, 100, 150 тыс. т и более.

Кроме укрупнения складов, осуществляются меры по устране­ нию их ведомственной раздробленности. Создаются кооператив­ ные базы и базы общего пользования.

Кооперирование складского хозяйства состоит в совместном строительстве общих баз несколькими организациями. Каждая из

них

получает отдельную площадь, а вспомогательные

операции

(по

охране, ремонту, уборке, погрузочно-разгрузочные)

проводят­

ся совместно.

 

Более совершенной формой организации складского

хозяйст­

ва являются склады общего пользования, где все операции про­ водятся централизованно. Издержки на таких складах в 3—4 ра­ за ниже, чем на складах отдельных организаций. Развитие скла­ дов общего пользования приведет к постепенному формированию предпосылок для выделения хранения в самостоятельную отрасль

62


народного хозяйства. Она будет способствовать все большему рас­ ширению бестарных перевозок в специализированных транспорт­ ных средствах, а их расфасовка в потребительскую тару будет осуществляться на таких оптовых базах.

Расширение строительства крупных складов общего пользова­ ния приведет к улучшению использования транспортных складов, и особенно в морских портах, основное назначение которых долж­ но сводиться к лучшему обслуживанию морских судов за счет сокращения продолжительности хранения, не связанной с движе­ нием флота.

§ 15. НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТОВЫХ СКЛАДОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ УСТРОЙСТВУ

Назначение складов. Портовые склады являются со­ ставной частью портового хозяйства и представляют в технологи­ ческом процессе перегрузочных работ важное звено, определяющее в значительной мере пропускную способность портов и их потен­ циальную возможность обеспечивать необходимые темпы обработ­ ки судов и железнодорожных вагонов.

Особое положение морских портов состоит в том, что в боль шинстве своем они представляют нередко крупные узлы сходя­ щихся в них путей морского, речного, железнодорожного и авто­ мобильного транспорта.

Роль каждого вида транспорта в структуре народного хозяйст­ ва имеет некоторые существенные отличия, зависящие от их геог­ рафического размещения, определенного назначения и особенно­ стей подвижного состава.

Так, железнодорожный транспорт общего пользования приспо­ соблен работать, за некоторым исключением, без значительного накопления грузов на своих складах *, поскольку он обслуживает всю сферу обращения товарных масс и связан через железно­ дорожные подъездные пути промышленных предприятий и орга­ низаций с широкой сетью заготовительно-сбытовых, торгово-заку­ почных и других ведомственных баз и складов. Этому способст­ вует и сравнительно небольшая емкость железнодорожных вагонов, которые можно подать в любых количествах ко всем складам, имеющим железнодорожные подъездные пути2.

Автомобильный транспорт также приспособлен работать без накопления грузов на собственных складах, так как он выполняет

1 Железные дороги имеют свои склады (грузовые дворы), на которых кон­ центрируются мелкие отправки генеральных грузов, товаро-багаж и грузы местного значения.

2 Если протяженность железнодорожных путей общего пользования (МПС) в 1970 г. составила 135,2 тыс. км, перевезено по ним 2896 млн. т с грузо­ оборотом 2495 млрд, ткм, то железнодорожные подъездные пути промышлен­ ных предприятий и организаций составили 120,8 тыс. км, на них перевезено 7730,6 млн. т с грузооборотом 55269,2 млрд. ткм.

63


роль подвозящего и отвозящего транспорта, обеспечивая перевоз­ ки между различными ведомственными складами, железнодорож­ ными станциями и портами внутри городов и на сравнительно коротких расстояниях в междугородных сообщениях.

Деятельность морского и речного транспорта, связанная с пор­ тами, географическое размещение которых ограничивается опре­ деленными участками морских побережий или отдельными судо­ ходными участками рек, может бесперебойно осуществляться только на основе определенной концентрации грузов на портовых скла­ дах, поскольку речные и, особенно, морские грузовые суда, имеют большую грузоподъемность.

Склады советских морских портов выполняют двоякую роль в системе морского транспорта.

Прежде всего они являются связующим звеном между морским

идругими видами транспорта, особенно железнодорожным, и представляют емкости, компенсирующие неравномерность прибы­ тия в морские порты грузов как в направлении с моря на сушу, так и обратно. Неравномерность движения грузов через порты как по их количеству, так и по времени вызывается рядом обстоя­ тельств нередко объективного характера: перебоями в работе же­ лезнодорожного транспорта, которые вызываются, в свою оче­ редь, сезонностью перевозок, особенно сельскохозяйственных про­ дуктов; неритмичностью работы отдельных предприятий, а также перебоями в работе морских судов, связанных нередко с тяжелы­ ми метеорологическими условиями; спецификой внешней торговли

ит. п. В этих случаях, портовые склады представляют емкости об­ щего назначения и, следовательно, выполняют задачи общего на­ роднохозяйственного значения.

Во-вторых, огромная роль портовых складов состоит в бес­ перебойном обслуживании морского флота. Они выполняют зна­ чительный объем начальных и конечных операций в морских пе­ ревозках, которые по времени составляют более 50% в общем эксплуатационном времени морских транспортных грузовых судов.

Для загрузки морских судов большой грузоподъемности и при достигнутой в настоящее время высокой интенсивности грузовых работ требуется накопление грузов на складах в количествах, необходимых для полной загрузки непрерывно прибывающих судов.

Для разгрузки судов требуется наличие в нужный момент сво­ бодных складских площадей, способных разместить огромные массы грузов, не допуская простоев судов в ожидании подачи железнодорожных вагонов. В результате объективной необходимо­ сти концентрации грузов через портовые склады, как правило, проходит более 60% от всего количества грузов, перевозимых морским транспортом.

Концентрация (в рациональных размерах) грузов на складах необходима для обеспечения высокой производительности перегру­ зочных работ, устранения непроизводительных простоев судов и, следовательно, для увеличения времени их нахождения в движе-

64