Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
В условиях социалистического способа производства запасы разделяются на отдельные фонды: сбытовые, производственные, потребительские, сельскохозяйственные и фонды государственных резервов. Каждый фонд отличается особенностями своего назна чения и .характером конечного его использования, территориаль ным размещением относительно производства и объемами кон центрации.
Большинство продуктов при движении от производства к по треблению переходцт из одного фонда в другой. Скорость таких переходов определяет сроки пребывания продуктов в том или ином виде фондов. Перечисленные особенности движения запасов об щественного продукта определяют методы и способы организации их хранения, характер и направления развития складского хозяй ства страны, роль и взаимные связи между складами, обеспечи вающими движение и хранение товарных запасов.
Сбытовые запасы размещаются на складах готовой продукции лредприятий-изготовителей или на складах отраслевых сбытовых организаций в местах, где создаются продукты. Эти склады вы ступают в качестве объектов, питающих сферу распределения и обращения. Поэтому сбытовые склады осуществляют как бы пер вый этап движения продуктов от производства к потреблению. На сбытовых складах производятся все операции, необходимые для отправки готовых продуктов потребителям: рассортировка, расфасовка в производственную тару, упаковка, маркировка, ком плектация отдельных партий и накопление их до полной вмести мости транспортных средств, организация передачи продуктов транспортным организациям. Сбытовые запасы промышленной продукции хранятся сравнительно недолго: на крупных предприя тиях 2—4 дня, на мелких—•10— 15 дней. В связи с этим и размеры концентрации сбытовых промышленных запасов сравнительно не велики. Планированием сбыта промышленной продукции и рас пределением ее между отраслями производства занимаются со ответствующие организации Госснаба СССР (Государственного
комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению).
Сбытовые запасы сельскохозяйственного производства в на стоящее время невелики, так как сельскохозяйственная товарная продукция вовлекается в потребление (минуя сбытовую форму запаса) через заготовительные органы Министерства заготовок и через торгово-закупочные организации Центросоюза. Но в связи с расширением и укреплением материально-технической базы кол хозно-совхозного производства сбытовые запасы здесь будут воз растать. В текущей пятилетке будут увеличены мощности цехов по переработке сельскохозяйственной продукции и значительно расширены емкости хранилищ и холодильников в совхозах, колхо зах и заготовительных организациях.
Производственные запасы , состоящие из предметов труда и средств труда, предназначены для производства продукции. Раз меры производственных запасов очень велики; на их долю прихо-
60
дится значительная часть оборотных средств предприятий, составляющая в промышленности 58%, в строительстве 89 и в сельском хозяйстве около 80%. Рост производственных запасов вызывается непрерывностью и расширением масштабов всех отраслей мате риального производства. Эти запасы концентрируются на произ водственных складах предприятий и отраслевых базах материальнотехнического снабжения, расположенных в местах соответствую щих производств. Длительность хранения этих запасов значительно более, чем сбытовых запасов, и по отдельным производствам исчисляется месяцами.
Потребительские запасы обслуживают деятельность торговых организаций и предприятий: они обеспечивают запросы индиви дуального потребления населения и удовлетворения потребностей организаций непроизводственной сферы. Основная доля (около 74% ) потребительских запасов приходится на запасы торговых организаций. Потребительские запасы концентрируются на торго во-закупочных базах, в магазинах государственной торговли и на складах потребительской кооперации Центросоюза. Длитель ность хранения этих запасов колеблется от 44 до 74 дней.
Сельскохозяйственные запасы поступают на длительное хра нение одновременно ц. огромных количествах. Такое поступление продуктов вызвано сезонностью всех отраслей сельскохозяйствен ного производства. Сохранение таких продуктов, которые по сво ей природе не способны выдерживать длительное хранение в обычных условиях, требует больших затрат труда и дорогих спе циализированных хранилищ.
Поэтому сельскохозяйственные запасы, минуя сбытовую форму запаса, переходят в сферу распределения и хранения на специали зированных складах, состоящих-в ведении Министерства заготовок и Центросоюза.
Запасы государственных р езер вов составляют часть общест венного продукта, которая исключается из общего фонда товар ных запасов и образует особый фонд, необходимый для выравни вания пропорций в народном хозяйстве, которые иногда наруша ются стихийными бедствиями, задержками ввода в действие новых производственных мощностей, недовыполнением планов от дельными производствами и другими обстоятельствами. Длитель ность хранения этих запасов исчисляется годами.
С возрастанием запасов общественного продукта идет непре рывный процесс углубления и специализации их хранения. Соз даются специализированные по назначению фондов и видам то варов крупные базы и склады, оснащенные новыми средствами механизации складских и перегрузочных работ.
В текущей пятилетке намечается значительное развитие склад ского хозяйства страны. Будет расширяться и улучшаться сеть производственных складов на промышленных предприятиях, зна чительно расширится сеть хранилищ и холодильников заготови тельных и торгово-закупочных организаций и оснащение их сов ременным оборудованием.
61
Особая роль отводится развитию экономически целесообразных, прямых длительных хозяйственных связей между предприятиями. Намечается расширять и совершенствовать оптовую торговлю через территориальные снабженческо-сбытовые базы, склады и магазины, обеспечить укрепление материально-технической базы снабженческо-сбытовых организаций и их рациональное размеще ние между сферами производства и потребления.
Складское хозяйство нашей страны связано различными путя ми сообщений. При помощи транспорта между складами проис ходит организованное перемещение товаров на основе планов материально-технического снабжения, в которых предусматри
ваются возможные |
пути сокращения промежуточных складских |
|
и перегрузочных |
работ. |
|
Существуют |
две |
формы снабжения предприятий — транзит |
ная и складская. Транзитное снабжение, когда груз имеет прямое движение между складами предприятий-поставщиков и предприя тий-потребителей, приемлем для предприятий, потребляющих боль шие количества товаров.
Складское снабжение через сеть снабженческих баз необхо димо для удовлетворения относительно мелкого спроса предприя тий-потребителей. Оно сокращает потребность в складских емко стях на отдельных предприятиях.
Основным направлением рационализации движения товарных запасов является разумное сочетание транзитного и складского снабжения на основе укрупнения снабженческо-сбытовых баз, приближения их к местам производства и потребления и оснаще ния современным оборудованием и транспортом.
Существующее распыление товаров на многочисленных ведом ственных складах замедляет их оборачиваемость, снижает манев ренность их распределения. Концентрация запасов на крупных складах ведет к большей экономии средств, сокращает издержки хранения, способствует оснащению складов высокопроизводитель ным оборудованием и средствами механизации.
В последние годы строятся крупные универсальные снабжен ческо-сбытовые базы с грузооборотом 50, 100, 150 тыс. т и более.
Кроме укрупнения складов, осуществляются меры по устране нию их ведомственной раздробленности. Создаются кооператив ные базы и базы общего пользования.
Кооперирование складского хозяйства состоит в совместном строительстве общих баз несколькими организациями. Каждая из
них |
получает отдельную площадь, а вспомогательные |
операции |
(по |
охране, ремонту, уборке, погрузочно-разгрузочные) |
проводят |
ся совместно. |
|
|
Более совершенной формой организации складского |
хозяйст |
ва являются склады общего пользования, где все операции про водятся централизованно. Издержки на таких складах в 3—4 ра за ниже, чем на складах отдельных организаций. Развитие скла дов общего пользования приведет к постепенному формированию предпосылок для выделения хранения в самостоятельную отрасль
62
народного хозяйства. Она будет способствовать все большему рас ширению бестарных перевозок в специализированных транспорт ных средствах, а их расфасовка в потребительскую тару будет осуществляться на таких оптовых базах.
Расширение строительства крупных складов общего пользова ния приведет к улучшению использования транспортных складов, и особенно в морских портах, основное назначение которых долж но сводиться к лучшему обслуживанию морских судов за счет сокращения продолжительности хранения, не связанной с движе нием флота.
§ 15. НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТОВЫХ СКЛАДОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ УСТРОЙСТВУ
Назначение складов. Портовые склады являются со ставной частью портового хозяйства и представляют в технологи ческом процессе перегрузочных работ важное звено, определяющее в значительной мере пропускную способность портов и их потен циальную возможность обеспечивать необходимые темпы обработ ки судов и железнодорожных вагонов.
Особое положение морских портов состоит в том, что в боль шинстве своем они представляют нередко крупные узлы сходя щихся в них путей морского, речного, железнодорожного и авто мобильного транспорта.
Роль каждого вида транспорта в структуре народного хозяйст ва имеет некоторые существенные отличия, зависящие от их геог рафического размещения, определенного назначения и особенно стей подвижного состава.
Так, железнодорожный транспорт общего пользования приспо соблен работать, за некоторым исключением, без значительного накопления грузов на своих складах *, поскольку он обслуживает всю сферу обращения товарных масс и связан через железно дорожные подъездные пути промышленных предприятий и орга низаций с широкой сетью заготовительно-сбытовых, торгово-заку почных и других ведомственных баз и складов. Этому способст вует и сравнительно небольшая емкость железнодорожных вагонов, которые можно подать в любых количествах ко всем складам, имеющим железнодорожные подъездные пути2.
Автомобильный транспорт также приспособлен работать без накопления грузов на собственных складах, так как он выполняет
1 Железные дороги имеют свои склады (грузовые дворы), на которых кон центрируются мелкие отправки генеральных грузов, товаро-багаж и грузы местного значения.
2 Если протяженность железнодорожных путей общего пользования (МПС) в 1970 г. составила 135,2 тыс. км, перевезено по ним 2896 млн. т с грузо оборотом 2495 млрд, ткм, то железнодорожные подъездные пути промышлен ных предприятий и организаций составили 120,8 тыс. км, на них перевезено 7730,6 млн. т с грузооборотом 55269,2 млрд. ткм.
63
роль подвозящего и отвозящего транспорта, обеспечивая перевоз ки между различными ведомственными складами, железнодорож ными станциями и портами внутри городов и на сравнительно коротких расстояниях в междугородных сообщениях.
Деятельность морского и речного транспорта, связанная с пор тами, географическое размещение которых ограничивается опре деленными участками морских побережий или отдельными судо ходными участками рек, может бесперебойно осуществляться только на основе определенной концентрации грузов на портовых скла дах, поскольку речные и, особенно, морские грузовые суда, имеют большую грузоподъемность.
Склады советских морских портов выполняют двоякую роль в системе морского транспорта.
Прежде всего они являются связующим звеном между морским
идругими видами транспорта, особенно железнодорожным, и представляют емкости, компенсирующие неравномерность прибы тия в морские порты грузов как в направлении с моря на сушу, так и обратно. Неравномерность движения грузов через порты как по их количеству, так и по времени вызывается рядом обстоя тельств нередко объективного характера: перебоями в работе же лезнодорожного транспорта, которые вызываются, в свою оче редь, сезонностью перевозок, особенно сельскохозяйственных про дуктов; неритмичностью работы отдельных предприятий, а также перебоями в работе морских судов, связанных нередко с тяжелы ми метеорологическими условиями; спецификой внешней торговли
ит. п. В этих случаях, портовые склады представляют емкости об щего назначения и, следовательно, выполняют задачи общего на роднохозяйственного значения.
Во-вторых, огромная роль портовых складов состоит в бес перебойном обслуживании морского флота. Они выполняют зна чительный объем начальных и конечных операций в морских пе ревозках, которые по времени составляют более 50% в общем эксплуатационном времени морских транспортных грузовых судов.
Для загрузки морских судов большой грузоподъемности и при достигнутой в настоящее время высокой интенсивности грузовых работ требуется накопление грузов на складах в количествах, необходимых для полной загрузки непрерывно прибывающих судов.
Для разгрузки судов требуется наличие в нужный момент сво бодных складских площадей, способных разместить огромные массы грузов, не допуская простоев судов в ожидании подачи железнодорожных вагонов. В результате объективной необходимо сти концентрации грузов через портовые склады, как правило, проходит более 60% от всего количества грузов, перевозимых морским транспортом.
Концентрация (в рациональных размерах) грузов на складах необходима для обеспечения высокой производительности перегру зочных работ, устранения непроизводительных простоев судов и, следовательно, для увеличения времени их нахождения в движе-
64