Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
нии, т. е. того времени, в течение которого создается продукция морского транспорта.
Таким образом, полезный эффект работы портовых складов состоит (помимо сохранения грузов, их потребительных стоимо стей) также и в том, что они активно участвуют в обеспечении создания продукции морского транспорта.
Одной из важнейших задач морских портов является производ ство погрузочно-разгрузочных работ, с которым связана непосред ственно трудовая деятельность складских работников. Независи мо от того, проходят ли грузы через склады или транзитом (по прямому варианту судно — вагон, вагон — судно), все операции погрузочно-разгрузочных работ производятся с участием склад ских работников.
Основные функции складских работников состоят в сле дующем.
Прием и сдача грузов — это наиболее ответственная операция складов. Она сводится к подсчету мест, определению веса грузо вых партий, правильному размещению грузов на складе и уклад ке их в штабеля с учетом их особых свойств и возможности при менения средств комплексной механизации при дальнейшем пере мещении грузов.
Оформление транспортных документов является не менее важ ной задачей складского аппарата. Порядок документального оформления грузов изложен в соответствующих правилах, изда ваемых транспортными министерствами. Неправильно оформлен ные грузовые документы могут послужить серьезным препятст вием в продвижении грузов и привести к претензиям и материаль ному ущербу.
Через морские порты проходит множество разнообразных гру зов, состоящих из партий разных размеров и наименований. Если к этому добавить, что грузы еледуют в различных видах сообще ния, то легко представить, насколько важен точный количествен ный учет грузов. Без грузового учета невозможны сменно-суточное планирование и правильная организация перегрузочного процесса в порту. Плохо налаженный складской учет приводит к засылкам, задержке грузов на складах сверх допустимых сроков, а нередко и к порче. Длительная задержка на складах отдельных партий может привести к нарушению технологических режимов работы предприятий, срыву планов производства и, следовательно, нане сти ущерб народному хозяйству. При правильном и четком учете обеспечивается возможность своевременного и полного взимания платежей за все операции, производимые портом.
В перегрузочных операциях очень важен учет труда портовых рабочих и работников внутрипортового транспорта. Первичным учетным документом для определения объема выполненной рабо ты являются наряды, оформленные складским персоналом. На ос новании нарядов определяется не только оплата рабочих, но и учитываются производственно-экономические показатели работы порта. Таким образом, от качества составления первичного учетно-5
5 Б. Г. Приходько |
65 |
го документа — наряда зависит правильное отражение производ ственно-финансовой деятельности порта.
Особенно важна борьба за сохранность грузов в портах, кото рая является одной из важнейших обязанностей работников порта. Работа по сохранности груза строится на основе всесторонне раз работанного плана организационных и технических мероприятий. Чтобы сохранить грузы в таком состоянии, в каком они поступа ют на склады, складские работники должны знать основные физи ко-химические свойства различных продуктов и материалов, влия ние на них внешней среды, условия, порядок складирования и хра нения грузов на складах при различных климатических условиях. Поэтому в складах могут работать только люди, имеющие спе циальную подготовку. Кроме того, необходимо знать особенности устройства складов, предназначенных для разных грузов, и поря док их содержания в эксплуатационном состоянии. Особенно сложна работа в портовых складах из-за большой номенклатуры грузов и специфики обращения с ними.
Виды складов и особенности их устройства. Требования к пор товым грузовым складам весьма обширны и сложны. Они обуслов ливаются климатическими особенностями морских побережий и производственными условиями морских портов. Поэтому значи тельная часть требований к складам реализуется уже в процессе проектирования и строительства портов и складов. Прежде всего при проектировании складов учитываются естественные факторы, влияющие на характер этих сооружений. Вопросы конструктивных особенностей отдельных элементов складских сооружений, их взаимного размещения на портовой территории, влияния клима тических и гидрологических условий данной местности освещают ся в дисциплине «Устройство морских портов».
Склады представляют средства труда, предназначенные для хранения. Они по своей природе значительно отличаются от средств труда, используемых в непосредственном производстве.
К. Маркс подразделял средства труда материального произ водства на «механические средства труда, совокупность которых можно назвать костной и мускульной системой производства» и «такие средства труда, которые служат только для хранения пред метов труда и совокупность которых в общем можно-назвать со судистой системой производства»1.
Наиболее активной частью средств труда в производстве явля ются механические средства труда, а рабочие здания играют вспо могательную роль, они представляют только сферу действия, в которой труд человека с помощью механических средств труда
(станков, машин, |
оборудования и различных устройств) воздейст |
|||
вует на предметы труда (сырье, материалы, |
полуфабрикаты), |
соз |
||
давая новые вещественные продукты. |
|
|
||
В хранении основную, активную часть средств труда состав |
||||
ляют складские |
помещения и сооружения, |
предназначаемые |
для |
|
1 К. М а р к с |
и |
Ф. Э н г е л ь с . Соч., изд. 2-е, т. |
23, стр. 191. |
|
6 6
сохранения потребительных стоимостей продуктов, их полезных свойств, созданных в процессе производства и уже являющихся для процесса хранения предметами труда.
На современном этапе развития средств механизации и техно логии перегрузочных и складских работ в хранении все большее значение приобретают также и различные подъемно-транспортные машины и оборудование.
Склады в своей совокупности должны полностью соответство вать характеру производственной деятельности порта, объемам и структуре грузооборота, а также особенностям судов, посещающих порт, и высокопроизводительной технологии их обработки, а имен но:
общая площадь закрытых складов и открытых площадок долж на соответствовать грузообороту порта;
организационная структура складов и штаты складских работ ников должны обеспечивать бесперебойное выполнение перегру
зочных работ; размещение складов относительно причалов и подъездных пу
тей, их этажность должны быть такими, чтобы протяженность пе ремещений грузов, особенно в процессе погрузки или разгрузки судов, была минимальной, устранялись излишние их перевалки и обеспечивалось . наилучшее использование средств механи зации;
устройство складов, их конструктивные элементы и система организации перегрузочных работ должны полностью обеспечи вать сохранность грузов и отвечать условиям техники безопасно сти и производственной санитарии;
строительная стоимость складов, а также эксплуатационные расходы должны быть минимальными;
устройство складов, их оборудование, взаимное размещение и порядок складирования грузов должны отвечать правилам пожар ной безопасности.
В зависимости от рода грузов, их свойств и способов хранения склады разделяют на открытые, полуоткрытые и закрытые.
Открытые складские площадки бывают асфальтированные и бетонные. Бетонные площадки используются для складирования любых грузов открытого хранения. При перегрузочных работах можно использовать всякие средства механизации — грейферы, скреперы, автомобильные, гусеничные краны и внутрискладской транспорт. Асфальто-бетонные площадки более прочны и не под вергаются быстрому износу. Такие площадки пригодны для всех грузов открытого хранения.
В тех случаях, когда территория, предназначенная для хра нения грузов, подвергается затоплению ливневыми водами или грунтовые воды залегают высоко, устоаивают возвышенные пло щадки. Обычно высоту такой площадки доводят до уровня пола вагона, чтобы облегчить загрузку и разгрузку вагонов и исполь зовать внутрискладской транспорт для подачи грузов непосредст венно в вагоны.
5* |
67 |
Иногда над открытыми складскими площадками сооружают легкие назесы для временного хранения грузов (полуоткрытые склады ), которые боятся подмочки и воздействия солнечных лучей (рыба в бочках и ящиках, оборудование, краски и пр.).
Каркасы навесов обычно делают из металла, редко из дерева, кровлю — из металла, шифера. Стационарные навесы представ ляют собой возвышенную площадку, по периметру которой уста новлены опоры, поддерживающие крышу. Передвижные навесы — это разборная конструкция, состоящая из отдельных секций стел лажей и крыши. Подобные навесы были впервые применены в Ле нинградском порту в 1949 г. для хранения цемента. Они удобны при организации скоростной обработки судов и служат в качестве буферных складов для кратковременной концентрации грузов, ко торые необходимо оберегать от воздействия внешней среды.
Закрытые склады используются для хранения самых разнооб разных грузов, портящихся от воздействия внешней среды. Раз личают закрытые склады общего назначения, 'предназначенные для хранения различных генеральных грузов, и специального на значения, предназначенные для отдельных видов груза (зерновых, скоропортящихся, нефтегрузов, опасных грузов и т. п.).
Закрытые склады бывают металлические, каменные, железобе тонные, смешанные и, редко, деревянные.
В последние годы в основных портах по договоренности с же лезными дорогами созданы так называемые обменные парки же лезнодорожных вагонов, которые выполняют роль «складов на ко лесах». При наличии такого парка можно производить перевалку грузов с железной дороги на суда и обратно по более рациональ ному прямому варианту, минуя портовые склады. По мере раз грузки порожние вагоны обмениваются на груженые в пределах установленной нормы обменного парка вагонов.
В некоторых советских и особенно зарубежных морских портах грузы накапливают в приспособленных для их сохранности пла вучих средствах (складах)— баржах и лихтерах. Это обеспечивает ускорение погрузки или разгрузки транспортных судов, так как перегрузочные работы можно вести одновременно на два борта. Кроме того, плавучие склады исключают необходимость перешвартовки транспортных судов с одного причала на другой, когда их погрузка и разгрузка должны производиться на различных пор товых причалах.
Развитие этого эффективного способа может пойти по пути строительства дешевых плавучих железобетонных емкостей, обо рудованных подъемно-транспортными устройствами.
Расположение открытых и закрытых складов относительно ли нии причалов в совокупности с размещением подъездных путей и средств механизации имеет огромное значение в технологическом процессе перегрузочных работ, является основным фактором, оп ределяющим темпы обработки судов и вагонов. В зависимости от размещения складов на территории порта определяются их раз меры: общая площадь, ширина, длина, высота и этажность и
68