Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нии, т. е. того времени, в течение которого создается продукция морского транспорта.

Таким образом, полезный эффект работы портовых складов состоит (помимо сохранения грузов, их потребительных стоимо­ стей) также и в том, что они активно участвуют в обеспечении создания продукции морского транспорта.

Одной из важнейших задач морских портов является производ­ ство погрузочно-разгрузочных работ, с которым связана непосред­ ственно трудовая деятельность складских работников. Независи­ мо от того, проходят ли грузы через склады или транзитом (по прямому варианту судно — вагон, вагон — судно), все операции погрузочно-разгрузочных работ производятся с участием склад­ ских работников.

Основные функции складских работников состоят в сле­ дующем.

Прием и сдача грузов — это наиболее ответственная операция складов. Она сводится к подсчету мест, определению веса грузо­ вых партий, правильному размещению грузов на складе и уклад­ ке их в штабеля с учетом их особых свойств и возможности при­ менения средств комплексной механизации при дальнейшем пере­ мещении грузов.

Оформление транспортных документов является не менее важ­ ной задачей складского аппарата. Порядок документального оформления грузов изложен в соответствующих правилах, изда­ ваемых транспортными министерствами. Неправильно оформлен­ ные грузовые документы могут послужить серьезным препятст­ вием в продвижении грузов и привести к претензиям и материаль­ ному ущербу.

Через морские порты проходит множество разнообразных гру­ зов, состоящих из партий разных размеров и наименований. Если к этому добавить, что грузы еледуют в различных видах сообще­ ния, то легко представить, насколько важен точный количествен­ ный учет грузов. Без грузового учета невозможны сменно-суточное планирование и правильная организация перегрузочного процесса в порту. Плохо налаженный складской учет приводит к засылкам, задержке грузов на складах сверх допустимых сроков, а нередко и к порче. Длительная задержка на складах отдельных партий может привести к нарушению технологических режимов работы предприятий, срыву планов производства и, следовательно, нане­ сти ущерб народному хозяйству. При правильном и четком учете обеспечивается возможность своевременного и полного взимания платежей за все операции, производимые портом.

В перегрузочных операциях очень важен учет труда портовых рабочих и работников внутрипортового транспорта. Первичным учетным документом для определения объема выполненной рабо­ ты являются наряды, оформленные складским персоналом. На ос­ новании нарядов определяется не только оплата рабочих, но и учитываются производственно-экономические показатели работы порта. Таким образом, от качества составления первичного учетно-5

5 Б. Г. Приходько

65


го документа — наряда зависит правильное отражение производ­ ственно-финансовой деятельности порта.

Особенно важна борьба за сохранность грузов в портах, кото­ рая является одной из важнейших обязанностей работников порта. Работа по сохранности груза строится на основе всесторонне раз­ работанного плана организационных и технических мероприятий. Чтобы сохранить грузы в таком состоянии, в каком они поступа­ ют на склады, складские работники должны знать основные физи­ ко-химические свойства различных продуктов и материалов, влия­ ние на них внешней среды, условия, порядок складирования и хра­ нения грузов на складах при различных климатических условиях. Поэтому в складах могут работать только люди, имеющие спе­ циальную подготовку. Кроме того, необходимо знать особенности устройства складов, предназначенных для разных грузов, и поря­ док их содержания в эксплуатационном состоянии. Особенно сложна работа в портовых складах из-за большой номенклатуры грузов и специфики обращения с ними.

Виды складов и особенности их устройства. Требования к пор­ товым грузовым складам весьма обширны и сложны. Они обуслов­ ливаются климатическими особенностями морских побережий и производственными условиями морских портов. Поэтому значи­ тельная часть требований к складам реализуется уже в процессе проектирования и строительства портов и складов. Прежде всего при проектировании складов учитываются естественные факторы, влияющие на характер этих сооружений. Вопросы конструктивных особенностей отдельных элементов складских сооружений, их взаимного размещения на портовой территории, влияния клима­ тических и гидрологических условий данной местности освещают­ ся в дисциплине «Устройство морских портов».

Склады представляют средства труда, предназначенные для хранения. Они по своей природе значительно отличаются от средств труда, используемых в непосредственном производстве.

К. Маркс подразделял средства труда материального произ­ водства на «механические средства труда, совокупность которых можно назвать костной и мускульной системой производства» и «такие средства труда, которые служат только для хранения пред­ метов труда и совокупность которых в общем можно-назвать со­ судистой системой производства»1.

Наиболее активной частью средств труда в производстве явля­ ются механические средства труда, а рабочие здания играют вспо­ могательную роль, они представляют только сферу действия, в которой труд человека с помощью механических средств труда

(станков, машин,

оборудования и различных устройств) воздейст­

вует на предметы труда (сырье, материалы,

полуфабрикаты),

соз­

давая новые вещественные продукты.

 

 

В хранении основную, активную часть средств труда состав­

ляют складские

помещения и сооружения,

предназначаемые

для

1 К. М а р к с

и

Ф. Э н г е л ь с . Соч., изд. 2-е, т.

23, стр. 191.

 

6 6


сохранения потребительных стоимостей продуктов, их полезных свойств, созданных в процессе производства и уже являющихся для процесса хранения предметами труда.

На современном этапе развития средств механизации и техно­ логии перегрузочных и складских работ в хранении все большее значение приобретают также и различные подъемно-транспортные машины и оборудование.

Склады в своей совокупности должны полностью соответство­ вать характеру производственной деятельности порта, объемам и структуре грузооборота, а также особенностям судов, посещающих порт, и высокопроизводительной технологии их обработки, а имен­ но:

общая площадь закрытых складов и открытых площадок долж­ на соответствовать грузообороту порта;

организационная структура складов и штаты складских работ­ ников должны обеспечивать бесперебойное выполнение перегру­

зочных работ; размещение складов относительно причалов и подъездных пу­

тей, их этажность должны быть такими, чтобы протяженность пе­ ремещений грузов, особенно в процессе погрузки или разгрузки судов, была минимальной, устранялись излишние их перевалки и обеспечивалось . наилучшее использование средств механи­ зации;

устройство складов, их конструктивные элементы и система организации перегрузочных работ должны полностью обеспечи­ вать сохранность грузов и отвечать условиям техники безопасно­ сти и производственной санитарии;

строительная стоимость складов, а также эксплуатационные расходы должны быть минимальными;

устройство складов, их оборудование, взаимное размещение и порядок складирования грузов должны отвечать правилам пожар­ ной безопасности.

В зависимости от рода грузов, их свойств и способов хранения склады разделяют на открытые, полуоткрытые и закрытые.

Открытые складские площадки бывают асфальтированные и бетонные. Бетонные площадки используются для складирования любых грузов открытого хранения. При перегрузочных работах можно использовать всякие средства механизации — грейферы, скреперы, автомобильные, гусеничные краны и внутрискладской транспорт. Асфальто-бетонные площадки более прочны и не под­ вергаются быстрому износу. Такие площадки пригодны для всех грузов открытого хранения.

В тех случаях, когда территория, предназначенная для хра­ нения грузов, подвергается затоплению ливневыми водами или грунтовые воды залегают высоко, устоаивают возвышенные пло­ щадки. Обычно высоту такой площадки доводят до уровня пола вагона, чтобы облегчить загрузку и разгрузку вагонов и исполь­ зовать внутрискладской транспорт для подачи грузов непосредст­ венно в вагоны.

5*

67



Иногда над открытыми складскими площадками сооружают легкие назесы для временного хранения грузов (полуоткрытые склады ), которые боятся подмочки и воздействия солнечных лучей (рыба в бочках и ящиках, оборудование, краски и пр.).

Каркасы навесов обычно делают из металла, редко из дерева, кровлю — из металла, шифера. Стационарные навесы представ­ ляют собой возвышенную площадку, по периметру которой уста­ новлены опоры, поддерживающие крышу. Передвижные навесы — это разборная конструкция, состоящая из отдельных секций стел­ лажей и крыши. Подобные навесы были впервые применены в Ле­ нинградском порту в 1949 г. для хранения цемента. Они удобны при организации скоростной обработки судов и служат в качестве буферных складов для кратковременной концентрации грузов, ко­ торые необходимо оберегать от воздействия внешней среды.

Закрытые склады используются для хранения самых разнооб­ разных грузов, портящихся от воздействия внешней среды. Раз­ личают закрытые склады общего назначения, 'предназначенные для хранения различных генеральных грузов, и специального на­ значения, предназначенные для отдельных видов груза (зерновых, скоропортящихся, нефтегрузов, опасных грузов и т. п.).

Закрытые склады бывают металлические, каменные, железобе­ тонные, смешанные и, редко, деревянные.

В последние годы в основных портах по договоренности с же­ лезными дорогами созданы так называемые обменные парки же­ лезнодорожных вагонов, которые выполняют роль «складов на ко­ лесах». При наличии такого парка можно производить перевалку грузов с железной дороги на суда и обратно по более рациональ­ ному прямому варианту, минуя портовые склады. По мере раз­ грузки порожние вагоны обмениваются на груженые в пределах установленной нормы обменного парка вагонов.

В некоторых советских и особенно зарубежных морских портах грузы накапливают в приспособленных для их сохранности пла­ вучих средствах (складах)— баржах и лихтерах. Это обеспечивает ускорение погрузки или разгрузки транспортных судов, так как перегрузочные работы можно вести одновременно на два борта. Кроме того, плавучие склады исключают необходимость перешвартовки транспортных судов с одного причала на другой, когда их погрузка и разгрузка должны производиться на различных пор­ товых причалах.

Развитие этого эффективного способа может пойти по пути строительства дешевых плавучих железобетонных емкостей, обо­ рудованных подъемно-транспортными устройствами.

Расположение открытых и закрытых складов относительно ли­ нии причалов в совокупности с размещением подъездных путей и средств механизации имеет огромное значение в технологическом процессе перегрузочных работ, является основным фактором, оп­ ределяющим темпы обработки судов и вагонов. В зависимости от размещения складов на территории порта определяются их раз­ меры: общая площадь, ширина, длина, высота и этажность и

68