Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тесто сыров должно быть эластично, без посторонних привку­ сов и запахов, корка — сухой и гладкой, без трещин и белых пя­ тен. Лежалые яйца при рассмотрении на' свет бывают мутными, темными или имеют пятна и большую воздушную камеру.

Недоброкачественные овощи и фрукты характеризуются раз­ личными внешними признаками: порченый картофель бывает мок­

рый, загнивший, подмороженный,

проросший; при температуре

— 1°С подмороженный картофель

начинает мокнуть, затем

гнить

и может испортить

здоровый картофель; огурцы — вялые,

смор­

щенные, побитые, с

гнилостными

мокрыми пятнами; капуста —

увядшая, загнившая

со слизью, помидоры — вялые, мятые,

с тре­

щинами и мокрыми пятнами, сильно перезревшие; морковь и

свекла — вялые, сморщенные, загнившие, подмороженные;

лук

и чеснок — проросшие,

мокрые, подмороженные и загнившие;

бак­

лажаны — перезрелые,

с мокрыми гнилостными пятнами, морщи­

нистые. Дыни и арбузы бывают перезрелые, мятые и разбитые, пораженные пятнами, загнившие, подмороженные; виноград — перезрелый, мокрый, загнивший; яблоки, груши — вялые, пере­ зрелые, мягкие, с гнилостными мокрыми пятнами, покрытые пле­ сенью, подмороженные.

Если хотя бы на незначительной части скоропортящихся грузов будут обнаружены указанные выше признаки порчи, эти грузы на склады не принимают. В спорных случаях грузоотправитель вправе обратиться за разрешением вопроса к представителю Госсанинспекции или Госторгинспекции. Если признаки порчи обна-- ружатся на скоропортящихся грузах, уже находящихся на скла­ дах, необходимо немедленно изолировать такие продукты от доб­ рокачественных.

Органолептическая оценка может привести к хорошим резуль­ татам, если соблюдаются определенные условия наблюдения. Так, цвет предмета, характер поверхности, однородность структуры легче определить при дневном освещении, вкус и запах — при температуре 20—22° С, а иногда следует подогреть продукт.

При оценке некоторых товаров (муки, крупы и др.) их цвет и внешний вид сравнивают с образцами, сорт которых известен. Качество отдельных пищевых и вкусовых товаров (чай, кофе, та­ бак, вино и др.), обладающих тонкими ароматами, могут опреде­ лить только специалисты — дегустаторы или титесторы.

Лабораторный метод основан на определении качества товаров при помощи различных контрольно-измерительных приборов или химических реактивов. Таким образом молено определить физи­ ко-химические и микробиологические свойства товаров: влаж­ ность, химический состав, плотность жидких продуктов, градусы спиртных напитков, вин, пива, зараженность товаров микроорга­ низмами и др. Для лабораторных исследований отбирается из партии часть товара, которая определяется ГОСТами и называет­ ся средним образцом или средней пробой. Отобранную среднюю пробу помещают в специальные сосуды, в которых образец товара должен сохранить свои свойства от момента отбора пробы до мо-

56


мента ее исследования в лабораторий. Сосуды опечатывают и к ним прикрепляют ярлык с записями даты взятия пробы, наимено­ вания товара, поставщика, размера партии и другими данными.

Натурный метод осуществляется на складах путем осмотра грузов, он направлен прежде всего на определение внешнего вида неупакованных товаров (насыпных и навалочных), лесных грузов, металлов, машин и оборудования, а также на определение состоя­

ния тары или деталей грузов в связках, в

стропах, на

поддонах

и т. п.

 

 

При натурных осмотрах грузов следует

обращать

внимание

на необычное состояние тары, которое-может свидетельствовать о порче, поломке или недостаче содержимого.

Состояние жесткой тары (ящики, бочки, бидоны, барабаны и т. п.) является неудовлетворительным, если она имеет:

продольные трещины планок, проходящие через отверстия, пробитые гвоздями; нестандартную маркировку, отличную от маркировки других таких же мест; наличие на ящике планок из материала, отличного от материала ящиков данной партии; звук подвижки груза при потряхивании мест, указывающий на частич­ ное изъятие содержимого; нестандартные или поврежденные го­ ловки гвоздей, ржавые гвозди наряду с новыми, отсутствие гвоз­ дей в отверстиях контрольных лент и угольников;

утечку содержимого через пробки или щели бочек, отсутствие пломб на пробках железных бочек; открытые или заделанные чопами отверстия в деревянных бочках; наличие в планках легко вынимающихся крупных сучьев.

Жесткая и мягкая тара непригодна, если обнаружены: пол­ ное или частичное отсутствие контрольных лент и угольников; разрывы контрольных лент и угольников, что относится также и к мягкой таре; наличие контрольных лент и угольников из разного материала; повреждения замков, замыкающих контрольные лен­ ты, сорванные пломбы; масса места, завышенная или заниженная против стандартной массы других мест.

Мягкая тара (кипы, тюки, мешки) непригодна, если обнаруже­ ны следующие дефекты: неоднородная ушивка, прорывы амбулажа, следы починки или заплаты; отсутствие стандартных укруток и бирок на связках; отсутствие предохранительных гаек или надежной обмотки на нарезанных концах труб, тяг, связей, бол­ тов; отсутствие надежной упаковки и пломб отправителя на раз­ личного рода машинах, агрегатах, катерах, следующих без провод­ ников. Если пломбы наложены транспортной организацией в пути, то к накладной или коносаменту должен быть добавлен коммер­ ческий акт.

Если складской работник обнаружит на отдельных грузовых местах, в особенности на ценных грузах, описанные выше дефекты, он должен поступить следующим образом:

принимая груз с судна, проверить содержимое с представите­ лем судна, а для груза импортного, кроме того, с участием та­ можни, и составить акт;

57



от железной дороги груз не принимать, пока он не будет привелен в транспортабельное состояние с наложением пломбы желез­ ной дороги и отметки в накладной об исправлении и наложении пломб;

обнаружив дефекты груза на складе, вызвать представителя транспортно-экспедиционной конторы порта или коммерческого от­ дела и получить от них указание, как поступить с таким грузом.

Глава IV

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ХРАНЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ СКЛАДОВ

§ 14. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХРАНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Производство и потребление общественного продук­ та, взаимодействуя между собой и обусловливая друг друга, пред­ ставляют в то же время два относительно самостоятельных про­ цесса. В большинстве случаев потребление продуктов не может начаться сразу по окончании их производства, так как производ­ ство и потребление, как правило, не совпадают друг с другом во времени и пространстве. Кроме того, нередко возникают количе­ ственные разрывы между пропорциями производства и потребле­ ния. Поэтому процесс расширенного социалистического воспро­ изводства неразрывно связан с созданием запасов общественного продукта и с деятельностью людей по их хранению и перемеще­ нию в сфере распределения и обращения.

Между процессом транспортирования и процессом хранения запасов существует взаимная связь, которая определяется одина­ ковой ролью транспорта и хранения в структуре материального производства. »

Прежде всего хранение, как и транспорт, участвует в продол­ жении и завершении производства продуктов в пределах сферы обращения и для сферы обращения

При хранении и транспортировании не создается новых ве­ щественных продуктов. В качестве предметов труда1, на которые направлена полезная деятельность человека, здесь выступают не сырье и другие материалы, необходимые производству, а готовые

 

1 Процесс производства

состоит из

совокупности непременных

элементов:

а) целесообразной деятельности людей;

б) предметов труда (сырье, материалы

и т. п.), на которые направлен труд

человека; в) средств

труда

(машины,

станки, оборудование, инструмент), при

помощи которых человек воздействует

на

предметы труда, создавая новые вещественные продукты.

Предметы труда

и

средства труда составляют

средства

производства.

 

 

58


продукты, созданные в сфере производства. И если единственная цель производства состоит в создании потребительных стоимостей, то главной целью хранения и транспорта является сохранение внутренних и внешних свойств товаров, которые существуют в них как в потребительных стоимостях.

Потребительные стоимости — это неизменное свойство продук­ тов, ибо изменение этих свойств равнозначно полному или частич­ ному уничтожению или снижение количества и качества товаров,, их внутренних и внешних свойств, приобретенных в процессе про­ изводства и созданных для удовлетворения разнообразных по­ требностей общества. «Все перемены, произведенные перевозкой в естественных свойствах продуктов, за некоторыми исключения­ ми, являются не преднамеренным полезным эффектом, а неизбеж­ ным злом»1.

Для сохранения и перемещения товарных запасов требуются издержки, необходимые на строительство транспортных средств складов и их оснащение, на оплату труда транспортных и склад­ ских рабочих и складского персонала. Эти издержки не принад­ лежат к сфере производства и считаются издержками обращения Таким образом, труд в хранении и па транспорте общего пользо­ вания не создает потребительных стоимостей, но опосредствует их реализацию, которая может произойти лишь в потреблении, и поэтому увеличивает стоимость товаров.

И, наконец, процесс производства транспортной и складской продукции слит во времени с процессом ее потребления. Продук­ цией транспортной промышленности является само перемещение грузов и людей в пространстве, а показателем этой продукции — грузооборот, выраженный в тонно-милях (тонно-километрах). Продукцией складов является пребывание грузов на складах, а ее показателем — грузооборот складов, выраженный в тоннах и созданный за определенное время. Из этого вытекают важные вы­ воды: а) транспорт и склады не могут создавать запасы своей специфической продукции, чтобы затем поставлять их в сферу потребления, так как эта продукция потребляется одновременно с ее производством в процессе движения транспортных средств с грузом и в процессе хранения грузов на складах; б) продукция транспорта и складов тем больше, чем больше времени находят­ ся транспортные средства в движении и чем большие массы грузов проходят через определенные склады и определенный отрезок времени.

Таковы основные особенности транспорта и хранения, опреде­ ляющие их экономическую сущность, их взаимные связи, единство их назначения и одинаковую их роль в структуре народного хо­ зяйства.

Запасы общественного продукта создаются только в тех отрас­ лях народного хозяйства, которые производят продукты в веще­ ственной форме (промышленность, кроме энергетической, и сель­ ское хозяйство).

1 К- М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Собр. ссч., изд. 2-е, т. 24, стр. 169.

59