Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
Тесто сыров должно быть эластично, без посторонних привку сов и запахов, корка — сухой и гладкой, без трещин и белых пя тен. Лежалые яйца при рассмотрении на' свет бывают мутными, темными или имеют пятна и большую воздушную камеру.
Недоброкачественные овощи и фрукты характеризуются раз личными внешними признаками: порченый картофель бывает мок
рый, загнивший, подмороженный, |
проросший; при температуре |
||
— 1°С подмороженный картофель |
начинает мокнуть, затем |
гнить |
|
и может испортить |
здоровый картофель; огурцы — вялые, |
смор |
|
щенные, побитые, с |
гнилостными |
мокрыми пятнами; капуста — |
|
увядшая, загнившая |
со слизью, помидоры — вялые, мятые, |
с тре |
щинами и мокрыми пятнами, сильно перезревшие; морковь и
свекла — вялые, сморщенные, загнившие, подмороженные; |
лук |
|
и чеснок — проросшие, |
мокрые, подмороженные и загнившие; |
бак |
лажаны — перезрелые, |
с мокрыми гнилостными пятнами, морщи |
нистые. Дыни и арбузы бывают перезрелые, мятые и разбитые, пораженные пятнами, загнившие, подмороженные; виноград — перезрелый, мокрый, загнивший; яблоки, груши — вялые, пере зрелые, мягкие, с гнилостными мокрыми пятнами, покрытые пле сенью, подмороженные.
Если хотя бы на незначительной части скоропортящихся грузов будут обнаружены указанные выше признаки порчи, эти грузы на склады не принимают. В спорных случаях грузоотправитель вправе обратиться за разрешением вопроса к представителю Госсанинспекции или Госторгинспекции. Если признаки порчи обна-- ружатся на скоропортящихся грузах, уже находящихся на скла дах, необходимо немедленно изолировать такие продукты от доб рокачественных.
Органолептическая оценка может привести к хорошим резуль татам, если соблюдаются определенные условия наблюдения. Так, цвет предмета, характер поверхности, однородность структуры легче определить при дневном освещении, вкус и запах — при температуре 20—22° С, а иногда следует подогреть продукт.
При оценке некоторых товаров (муки, крупы и др.) их цвет и внешний вид сравнивают с образцами, сорт которых известен. Качество отдельных пищевых и вкусовых товаров (чай, кофе, та бак, вино и др.), обладающих тонкими ароматами, могут опреде лить только специалисты — дегустаторы или титесторы.
Лабораторный метод основан на определении качества товаров при помощи различных контрольно-измерительных приборов или химических реактивов. Таким образом молено определить физи ко-химические и микробиологические свойства товаров: влаж ность, химический состав, плотность жидких продуктов, градусы спиртных напитков, вин, пива, зараженность товаров микроорга низмами и др. Для лабораторных исследований отбирается из партии часть товара, которая определяется ГОСТами и называет ся средним образцом или средней пробой. Отобранную среднюю пробу помещают в специальные сосуды, в которых образец товара должен сохранить свои свойства от момента отбора пробы до мо-
56
мента ее исследования в лабораторий. Сосуды опечатывают и к ним прикрепляют ярлык с записями даты взятия пробы, наимено вания товара, поставщика, размера партии и другими данными.
Натурный метод осуществляется на складах путем осмотра грузов, он направлен прежде всего на определение внешнего вида неупакованных товаров (насыпных и навалочных), лесных грузов, металлов, машин и оборудования, а также на определение состоя
ния тары или деталей грузов в связках, в |
стропах, на |
поддонах |
и т. п. |
|
|
При натурных осмотрах грузов следует |
обращать |
внимание |
на необычное состояние тары, которое-может свидетельствовать о порче, поломке или недостаче содержимого.
Состояние жесткой тары (ящики, бочки, бидоны, барабаны и т. п.) является неудовлетворительным, если она имеет:
продольные трещины планок, проходящие через отверстия, пробитые гвоздями; нестандартную маркировку, отличную от маркировки других таких же мест; наличие на ящике планок из материала, отличного от материала ящиков данной партии; звук подвижки груза при потряхивании мест, указывающий на частич ное изъятие содержимого; нестандартные или поврежденные го ловки гвоздей, ржавые гвозди наряду с новыми, отсутствие гвоз дей в отверстиях контрольных лент и угольников;
утечку содержимого через пробки или щели бочек, отсутствие пломб на пробках железных бочек; открытые или заделанные чопами отверстия в деревянных бочках; наличие в планках легко вынимающихся крупных сучьев.
Жесткая и мягкая тара непригодна, если обнаружены: пол ное или частичное отсутствие контрольных лент и угольников; разрывы контрольных лент и угольников, что относится также и к мягкой таре; наличие контрольных лент и угольников из разного материала; повреждения замков, замыкающих контрольные лен ты, сорванные пломбы; масса места, завышенная или заниженная против стандартной массы других мест.
Мягкая тара (кипы, тюки, мешки) непригодна, если обнаруже ны следующие дефекты: неоднородная ушивка, прорывы амбулажа, следы починки или заплаты; отсутствие стандартных укруток и бирок на связках; отсутствие предохранительных гаек или надежной обмотки на нарезанных концах труб, тяг, связей, бол тов; отсутствие надежной упаковки и пломб отправителя на раз личного рода машинах, агрегатах, катерах, следующих без провод ников. Если пломбы наложены транспортной организацией в пути, то к накладной или коносаменту должен быть добавлен коммер ческий акт.
Если складской работник обнаружит на отдельных грузовых местах, в особенности на ценных грузах, описанные выше дефекты, он должен поступить следующим образом:
принимая груз с судна, проверить содержимое с представите лем судна, а для груза импортного, кроме того, с участием та можни, и составить акт;
57
от железной дороги груз не принимать, пока он не будет привелен в транспортабельное состояние с наложением пломбы желез ной дороги и отметки в накладной об исправлении и наложении пломб;
обнаружив дефекты груза на складе, вызвать представителя транспортно-экспедиционной конторы порта или коммерческого от дела и получить от них указание, как поступить с таким грузом.
Глава IV
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ХРАНЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ СКЛАДОВ
§ 14. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХРАНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Производство и потребление общественного продук та, взаимодействуя между собой и обусловливая друг друга, пред ставляют в то же время два относительно самостоятельных про цесса. В большинстве случаев потребление продуктов не может начаться сразу по окончании их производства, так как производ ство и потребление, как правило, не совпадают друг с другом во времени и пространстве. Кроме того, нередко возникают количе ственные разрывы между пропорциями производства и потребле ния. Поэтому процесс расширенного социалистического воспро изводства неразрывно связан с созданием запасов общественного продукта и с деятельностью людей по их хранению и перемеще нию в сфере распределения и обращения.
Между процессом транспортирования и процессом хранения запасов существует взаимная связь, которая определяется одина ковой ролью транспорта и хранения в структуре материального производства. »
Прежде всего хранение, как и транспорт, участвует в продол жении и завершении производства продуктов в пределах сферы обращения и для сферы обращения
При хранении и транспортировании не создается новых ве щественных продуктов. В качестве предметов труда1, на которые направлена полезная деятельность человека, здесь выступают не сырье и другие материалы, необходимые производству, а готовые
|
1 Процесс производства |
состоит из |
совокупности непременных |
элементов: |
|
а) целесообразной деятельности людей; |
б) предметов труда (сырье, материалы |
||||
и т. п.), на которые направлен труд |
человека; в) средств |
труда |
(машины, |
||
станки, оборудование, инструмент), при |
помощи которых человек воздействует |
||||
на |
предметы труда, создавая новые вещественные продукты. |
Предметы труда |
|||
и |
средства труда составляют |
средства |
производства. |
|
|
58
продукты, созданные в сфере производства. И если единственная цель производства состоит в создании потребительных стоимостей, то главной целью хранения и транспорта является сохранение внутренних и внешних свойств товаров, которые существуют в них как в потребительных стоимостях.
Потребительные стоимости — это неизменное свойство продук тов, ибо изменение этих свойств равнозначно полному или частич ному уничтожению или снижение количества и качества товаров,, их внутренних и внешних свойств, приобретенных в процессе про изводства и созданных для удовлетворения разнообразных по требностей общества. «Все перемены, произведенные перевозкой в естественных свойствах продуктов, за некоторыми исключения ми, являются не преднамеренным полезным эффектом, а неизбеж ным злом»1.
Для сохранения и перемещения товарных запасов требуются издержки, необходимые на строительство транспортных средств складов и их оснащение, на оплату труда транспортных и склад ских рабочих и складского персонала. Эти издержки не принад лежат к сфере производства и считаются издержками обращения Таким образом, труд в хранении и па транспорте общего пользо вания не создает потребительных стоимостей, но опосредствует их реализацию, которая может произойти лишь в потреблении, и поэтому увеличивает стоимость товаров.
И, наконец, процесс производства транспортной и складской продукции слит во времени с процессом ее потребления. Продук цией транспортной промышленности является само перемещение грузов и людей в пространстве, а показателем этой продукции — грузооборот, выраженный в тонно-милях (тонно-километрах). Продукцией складов является пребывание грузов на складах, а ее показателем — грузооборот складов, выраженный в тоннах и созданный за определенное время. Из этого вытекают важные вы воды: а) транспорт и склады не могут создавать запасы своей специфической продукции, чтобы затем поставлять их в сферу потребления, так как эта продукция потребляется одновременно с ее производством в процессе движения транспортных средств с грузом и в процессе хранения грузов на складах; б) продукция транспорта и складов тем больше, чем больше времени находят ся транспортные средства в движении и чем большие массы грузов проходят через определенные склады и определенный отрезок времени.
Таковы основные особенности транспорта и хранения, опреде ляющие их экономическую сущность, их взаимные связи, единство их назначения и одинаковую их роль в структуре народного хо зяйства.
Запасы общественного продукта создаются только в тех отрас лях народного хозяйства, которые производят продукты в веще ственной форме (промышленность, кроме энергетической, и сель ское хозяйство).
1 К- М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Собр. ссч., изд. 2-е, т. 24, стр. 169.
59