Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и толщиной до 10 см укладывают на песчаную постель толщиной

10см.

Асфальтовые полы по твердости уступают бетонным плитам,

но они не истираются, не дают пыли, трещин, выбоин. Наносятся они на специальную постель из щебня, на которую накатывается слой колотого гравия, пропитанный латексасфальтовой эмуль­ сией.

Железобетонные плиты и асфальт удовлетворяют почти всем требованиям, предъявляемым к полам складов. Долговечность их достигает десятков лет при своевременном ремонте и соответст­ вующем уходе. Бетонные плиты следует оберегать от солей, а асфальт — от масел и жиров.

Деревянные полы из пластин или шашек в последние годы применяют в редких случаях, даже в условиях увлажненного кли­ мата и высокого залегания почвенных вод. В этих случаях произ­ водится осушение территории различными способами.

Освещение складских помещений имеет значение как для нор­ мального производства складских работ, так и для сохранения грузов. Для искусственного освещения применяют лампы накали­ вания или дневного света. Естественное освещение осуществляется через световые проемы, которые устраивают в крыше, в световых кровельных фонарях или в верхней части стен складов. Нередко

применяют

смешанное расположение световых проемов в крыше

и в стенах.

 

Общая площадь световых проемов, их взаимное размещение определяются шириной и высотой складов, а также высотой шта­ белей. Основная цель, к которой стремятся при устройстве систе­ мы освещения как всей площади складов, так и междуштабельных пространств,— устранить прямое попадание солнечных лу­ чей на грузы.

Световые проемы в крышах размещают в виде сплошных по­ лос, идущих вдоль скатов крыши или поперек, их площадь за­ нимает 18—25% площади крыши. В современных, широких скла­ дах освещение между штабелями (особенно при их большой высоте) через световые проемы в крыше значительно снижается. По­ этому в целях улучшения естественного освещения рабочих мест без электрического освещения в дневное время используются на всех этажах боковые ленточные окна, расположенные в верхней

части стен каждого этажа.

 

Для остекления световых проемов

применяется армирован­

ное волнистое стекло, слоистое стекло

(склеенное каучуком), а

также листовой стеклопластик. Высота боковых окон достигает 2—4 м. Внутренние поверхности стен, крыши складов и окон окра­ шивают в пастельные тона, что увеличивает отражение световых лучей и, следовательно, эффективность естественного и искусствен­ ного освещения.

Через портовые закрытые склады общего назначения проходит обширная номенклатура грузов, требующих самых различных условий хранения. Поэтому очевидно, что весьма трудно создать

78


настолько универсальный тип складского помещения, который полностью бы удовлетворял всем разнообразным требованиям пе­ регрузочных работ и условиям сохранения различных грузов. В связи с этим уже при проектировании предполагаемые грузо­ потоки группируют по сходным условиям хранения и технологии их перегрузки и для каждой группы грузов определяют основные параметры складов, их конструктивные элементы и выполнение требований к их устройству.

В общем виде грузы, подлежащие хранению в закрытых скла­ дах общего назначения, в зависимости от наиболее общих их свойств можно разделить на следующие группы: устойчивые к хранению при любых температурах и резких колебаниях влаж­ ности воздуха; сохраняющиеся в течение определенного срока при средних умеренных температурах и определенной влажности воздуха; боящиеся минусовых температур; боящиеся высоких температур.

Внастоящее время большинство портовых закрытых складов удовлетворяют круглогодично требованиям первой группы грузов. Грузы второй группы могут в них сохраняться в определенное время года. Для грузов третьей и четвертой групп требуются спе­ циальные хранилища.

Вцелях приведения микроклимата складов в некоторое соот­ ветствие с условиями хранения тех или иных грузов при строи­ тельстве складов осуществляются определенные мероприятия.

Применяются

теплоизолирующие

материалы для

стен скла­

д о в— пористый

кирпич, пустотелые

железобетонные

панели, бу­

товый камень. Производится подшивка кровли теплоизолирующи­ ми материалами. Световые проемы устраиваются с двойным остек­ лением. Ворота выполняют с плотным закрытием и утепляют. Иногда у ворот располагают средства обогрева складов. Нередко отказываются от устройства световых проемов для естественного освещения и устраивают искусственное освещение.

Кроме строительных мероприятий, в процессе хранения необ­ ходимый микроклимат складов создается путем их естественной вентиляции в наиболее благоприятное для этого время с учетом тепловлажностных показателей наружного воздуха.

При сооружении складских помещений соблюдаются нормы противопожарных требований. Поэтому проекты строительства и реконструкции складских сооружений согласовываются с органа­ ми Государственного противопожарного надзора. Противопожар­ ные нормы проектирования для различных складов зависят от свойств грузов. Существуют общестроительные нормы для складов общего назначения и специальные противопожарные нормы для складов опасных грузов, лесных, скоропортящихся и др. Во всех случаях строительные нормы и правила должны соответствовать противопожарным требованиям, которые в общем виде сводятся к следующему:

определение категории сооружения в зависимости от пожар­ ной опасности производственного процесса;

79


правильный выбор строительных материалов для всех элемен­ тов сооружения в зависимости от сопротивляемости их действию огня;

соблюдение правил взаимного расположения отдельных эле­ ментов сооружения;

устройство противопожарных приспособлений и оборудования; соблюдение противопожарных правил взаимного расположе­

ния всех сооружений на генеральном плане.

По степени огнестойкости, т. е. сопротивляемости действию огня, строительные материалы и элементы сооружений разделя­ ются на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

Кнесгораемым относятся материалы, которые под воздейст­ вием огня или высоких температур не воспламеняются, не тлеют

ине обугливаются. Это всякие естественные и искусственные не­ органические материалы.

Ктрудносгораемым относятся материалы, которые под воздей­ ствием огня или высоких температур с трудом воспламеняются, тлеют или обугливаются только при наличии источника огня, а после его устранения процесс горения прекращается. К ним отно­ сятся некоторые искусственные органические материалы с неор­ ганическими заполнителями, древесина, пропитанная огнезащит­ ными веществами, войлок в глиняном растворе и т. п.

Сгораемые материалы воспламеняются от действия огня или высоких температур и продолжают гореть после удаления источ­ ника огня. К ним относятся все материалы органического проис­ хождения, не подвергнутые глубокой пропитке огнезащитными веществами.

Успешность борьбы с пожарами во многом зависит от распо­ ложения отдельных элементов сооружения. Внутренние и наруж­ ные пути сообщения (входы, выходы, лестницы, галереи и т. п.) должны обеспечить быструю эвакуацию людей и свободный дос­ туп пожарной команды. Необходимо устраивать противопожар­ ные преграды: брандмауэры — глухие огнестойкие стены, перере­ зывающие по вертикали все элементы здания; противопожарные зоны из огнестойких полос покрытия шириной не менее 5 м, рас­ положенные по железобетонным или металлическим аркам, лежа­ щим на огнестойких опорах; огнестойкие перекрытия и т. п.

Освещение выбирают в зависимости от назначения складов. В складах опасных грузов допускается только электроосвещение, причем осветительную сеть и арматуру располагают в порядке,

устанавливаемом

Государственным

противопожарным надзором.

В складах для

опасных грузов

применяют взрывобезопасную

арматуру и электрооборудование; все выключатели, рубильники, электромоторы, электропровода и т. п. должны быть специальных конструкций. Отопление ни печное, ни паровое на складах не допускается; если необходимо, применяется водяное или калори­ ферное отопление.

Для предупреждения и тушения пожаров имеются специальные устройства. Водопровод, предназначенный для пожарных целей,

80


обычно соединен с производственным или хозяйственным водопро­ водом. Специальный водопровод допускается в том случае, если объединение этих водопроводов нецелесообразно или технически затруднено. Нормы напора в водопроводной сети и его располо­ жение должны соответствовать противопожарным правилам. Ес­ ли источники питания водопроводной сети не обеспечивают бес­ перебойного напора и нужного для тушения пожара количества воды, необходимо иметь запасные водоемы (резервуары, баки) с трехчасовым запасом воды для всех гидрантов.

Для борьбы с пожарами применяются и другие активные сред­ ства. Спринклерное устройство предназначено для автоматическо­ го тушения пожара с одновременной подачей сигнала пожарной тревоги. Состоит оно из одной или нескольких секций, которые обслуживаются отдельными контрольно-сигнальными клапанами. Спринклерной водяной системой оборудуют склады с температу­ рой не ниже 0° С, воздушной — склады, на которых возможна постоянно или временно температура ниже 0° С; переменную си­ стему устанавливают независимо от температуры воздуха, при­ чем в теплое время спринклерная напорная сеть заполняется во­ дой, а в холодное время -— сжатым воздухом.

Дренчерное устройство обеспечивает защиту сооружений от огня при помощи водяных завес или орошением площадей.

Пеногенераторы и пеноаккумуляторы относятся к химическим средствам пожаротушения при помощи пены. Наиболее успешно они используются для борьбы с пожарами в нефтехранилищах. Принцип действия пенотушителей состоит в том, что они подают на поверхность горящей жидкости большие количества пены, от­ чего закрывается доступ кислорода к огню и горение прекраща­ ется. Существуют стационарные средства пенотушения (пеногене­ раторные установки) и передвижные (пеноаккумуляторные бата­ реи).

Чтобы предупредить возможность переноса огня с одного склада на другой или возникновение пожара от паросиловых уста­ новок, учитывают направление господствующих ветров, преду­ сматривают противопожарные разрывы между складскими соору­ жениями и штабелями грузов на открытых площадках. Величина разрывов зависит от огнестойкости сооружений, характера и коли­ чества хранящихся грузов.

Ко всем имеющимся на территории складов водоемам должны быть устроены сквозные проезды с мощеными площадками раз­ мером 10X10 м для установки и разворота пожарных машин.

§ 16. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОРТОВ И СКЛАДОВ

Специализация портов и складов, как следствие раз­ деления труда работников порта, характеризуется отделением (обособлением) друг от друга и сосредоточением переработки отдельных видов грузов в отдельных портах, на отдельных их рай­ онах или на отдельных складах.

$ В. Г. Приходько

81