Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
вых мест обеспечивается устойчивость стопок штабеля. Однако во избежание обвала (особенно у высоких штабелей) из-за непроч ности тары, неправильной укладки отдельных мест, вибраций пола при проезде автопогрузчиков необходимо крайние ряды штабелей укладывать с небольшим уклоном к середине. Для этого под них подводят призматические бруски или делают «перевязки» рядов штабеля через 2—3 яруса досками толщиной 2,5 см. При отсутст вии прокладок, особенно на прогибающихся деревянных полах, штабеля ящиков и киповых грузов выкладывают уступами.
Для штабелей Мешковых грузов в портовых складах применя ют также способ прямой кладки. Для устойчивости начало каж дого штабеля выкладывают обратной кладкой, или, как ее называют, клеткой. Об ратная кладка мешков по лучается благодаря тому, что мешки четного яруса располагают в повернутом
Рис. 20. Конструктивные элементы шта |
Рис. 21. Способы укладки в |
||
беля тарно-упаковочных грузов |
штабель |
Мешковых грузов. |
|
|
а — пятериком; |
б — тройником |
|
направлении относительно мешков |
нечетного |
ряда; |
в результате |
получается надежная клетка из перевязанных между собой меш
ков. В зависимости от количества и расположения, |
мешков в клет |
ке системы клеток называют «тройник», «пятерик» |
(рис. 21). |
В концевой части штабеля клетки не делают, |
так как мешки |
каждого ряда получают соответствующий сдвиг в сторону клетки и не разваливаются.
Если мешковые грузы сильно увлажнены, иногда применяют укладку «колодцами», при которой уменьшается опасность согре вания и порчи грузов.
Бочковые грузы укладывают в штабеля двумя способами — с прокладками из досок и без прокладок и обязательно пробками кверху. С прокладками штабелируют металлические бочки, осо бенно не имеющие жестких обручей. Высота штабелей зависит от прочности бочек и механических средств укладки. При складиро вании с помощью кранов и погрузчиков деревянные бочки можно складировать в четыре яруса.
Грузы, перевозимые в барабанах (фанерных и металлических), а также бумагу в рулонах складируют плашмя и на торец.
88
При размещении штабелей в закрытых складах необходимо учитывать наиболее благоприятные условия сохранения грузов, рационального использования складских площадей, удобство про изводства складских перегрузочных работ и соблюдение требова ний техники безопасности.
В целях обеспечения сохранения грузов комплектование их в складских помещениях необходимо производить по равнозначным или сходным требованиям, обеспечивающим нормальные условия их хранения (температура, относительная влажность, допустимые сроки хранения). В соответствии с указанными требованиями оп ределяется наиболее подходящее складское помещение с учетом возможности создания в нем необходимых естественных тепло влажностных условий. В различных типах закрытых складов (ме таллических, каменных, железобетонных) может создаваться раз личный микроклимат.
Удобство производства перегрузочных работ непременно свя зано с требованиями наиболее эффективного использования полез ных складских площадей. Между штабелями грузов должны быть достаточные по ширине главные проезды для свободного манев рирования транспорта, вспомогательные проходы для осмотра грузов.
Закрытые склады, особенно прикордонные, имеют сравнитель но большое количество ворот, расположенных друг против друга в боковых, а иногда и в торцовых стенах. При небольшой ширине складов предусматриваются поперечные главные проезды, совпа дающие с проемами ворот. При большой ширине и длине скла дов создают главные поперечные проезды и продольные, идущие посредине склада или вдоль боковых стен.
Ширина главных проездов обычно определяется шириной бо ковых и торцовых ворот. При большой ширине ворот ширина глав ных проездов определяется габаритами используемых в складе подъемно-транспортных средств. Ширина вспомогательных про ходов между штабелями обычно принимается 0,5— 1,0 м. Вдоль стен оставляют проходы шириной 0,5 м. Вспомогательные прохо ды, кроме доступа для осмотра груза, обеспечивают также сво бодное движение воздуха между штабелями, предотвращают от сыревание, идущее от стен, и дают свободный доступ к пожарным гидрантам.
Расположение главных и вспомогательных проездов и прохо дов размечается на полу склада устойчивой краской или другим способом. Образуемые при этом площади отделений и секций для каждого склада измеряются, нумеруются и для каждого склада составляется схема распределения площади складов.
Металлы, сплавы и металлические изделия. Черная и цветная
металлургия — важнейшие отрасли народного |
хозяйства. |
||
В |
1970 г. производство стали достигло |
115,9 млн. т, проката |
|
80,6 |
млн. т и увеличилось по сравнению с |
1940 |
г. в 6,3 и в 7 раз, |
В текущей пятилетке выплавку стали в нашей стране намечено до вести до 142— 150 млн. т и производство готового проката — до
89
101— 105 млн. т. Выпуск цветных металлов увеличится на 40%,
втом числе алюминия на 50—60 и меди на 35—40 %.
Кчерным металлам, как исходным материалам, относятся чу
гун, сталь, железо. Чугун перевозят без тары; предъявляется он к перевозке в виде чушек, так называемый штыковой и чугун-лом. Складировать чушки разрешается на открытых площадках парти ями высотой до 1 м, а при работе электромагнитами — и выше.
Сталь в виде заготовок для дальнейшего проката различных размеров и массы предъявляется к перевозке штуками и общим весом, складируется на открытых площадках.
К цветным металлам относятся медь, свинец, олово, баббит, алюминий, цинк и др.
Медь перевозят в виде чушек, листов и разнообразной прово локи. Чушки укладывают клетками, листы — штабелями с про кладками через несколько листов. Мотки медной проволоки раз мещают так же, как и стальной (см. ниже), а ящики устанавли вают в штабеля. Свинец принимается к перевозке морем в виде чушек, листов, труб, дроби; олово — в виде чушек. При темпера туре ниже минус 20° С олово рассыпается в порошок. Алюминий перевозят морем в виде чушек, листов, труб, проволоки и порош ка. Цинк обладает способностью быстро окисляться, поэтому хра нить его следует в сухих крытых складах.
Для сохранности олово, алюминий и цинк рекомендуется раз мещать только в крытых складах.
Сплавы железа с высоким содержанием марганца, вольфра ма, молибдена, хрома, кремния, ванадия, силиция и титана назы ваются ферросплавами. Некоторые ферросплавы, как, например, ферровольфрам, феррованадий, ферромолибден, ферротитан, пред назначенные для длительного хранения, упаковывают в металли ческую тару. Как правило, ферросплавы следует хранить под на весом или в крытых складах.
Ферромарганец и ферросилиций выделяют легковоспламеняю щиеся газы при взаимодействии с водой и относятся к числу опасных грузов.
Номенклатура металлических изделий из черных металлов очень обширна. Ее можно разбить на шесть групп.
1. Изделия длинномерные и тяжеловесные; к ним относятся: рельсы, балки, швеллеры, уголки, стальной толстый лист, трубы водопроводные, канализационные и буровые. Складировать эти грузы следует на открытых площадках в штабеля с прокладками между рядами. При укладке труб надо принимать меры, не до пускающие их раскатывания.
2. Сталь и железо круглое, квадратное, прутковое и трубы ма лых диаметров. Перевозят эти грузы пачками; складируют на от крытых площадках в штабеля с деревянными прокладками между рядами. Толщина прокладок должна быть такой, чтобы между
рядами свободно проходили вилы погрузчика или трос для воз можности погрузки пакетами.
9 0
Для складирования сортового проката в зонах действия грузоподъемных кранов большой мощности применяются прочные ме таллические обоймы, выполненные из таврового или швеллерного профиля. В таких обоймах можно хранить пакеты металла без промежуточных прокладок.
3.Стали инструментальные (электросталь, быстрорежущая, нержавеющая, углеродистая и т. п.). Перевозят упакованными в ящики, а также без тары пакетами-связками. Складировать их следует в крытые помещения на деревянные прокладки. При пе ревалке углеродистой стали во время морозов следует соблюдать особую осторожность, так как при низких температурах она ста новится хрупкой.
4.Сталь и железо тонколистовое (жесть черная и белая, оцин кованное железо). Перевозят упакованными в пакеты без тары или в ящиках. Складировать следует в крытых помещениях, рас
полагая плашмя с деревянными прокладками.
5. Проволока стальная и железная. Ее выпускают в мотках, тросы перевозят упакованными в бухты. Проволоку тонких сече ний в мотках обертывают промасленной бумагой или упаковыва ют в ящики, бочки, барабаны. Складировать следует в крытые помещения штабелями на подстил. Бухты и мотки размещают сле дующим образом: первый круг кладут плашмя, второй — так, что бы он покрыл первый наполовину и принял наклонное положение, и т. д. Во втором ряду круги располагаются в обратном направ лении.
6. Изделия из стали и железа (гвозди, болты, гайки, костыли, ленты). Перевозят упакованными в ящики. Складировать их сле дует в крытые помещения. Нельзя размещать сталь и железо любого вида вблизи солей и химикатов.
Машины, станки, оборудование. Особенно быстрыми темпа ми развивается в нашей стране важнейшая отрасль народного хозяйства—^машиностроение, способствующее широкому внед рению технического прогресса во все отрасли промышленности и сельского хозяйства. Валовая продукция машиностроения и ме таллообработки в 1970 г. увеличилась по сравнению с 1940 г. в 38,4 раза. Пятилетним планом на 1970— 1975 гг. намечено увели чить объем продукции машиностроения в 1,7 раза.
Различное промышленное, строительное и транспортное обору дование (станки, двигатели, тракторы, автомобили, грузоподъем ные краны) принимаются к перевозке в неразобранном и в разо бранном виде. Тщательно обработанные и шлифованные детали и части такого оборудования, подверженные повреждениям и кор розии, подлежат консервации смазочными маслами и конвертовке (упаковке) бумагой, мешковиной или дощечками. Горюче-смазоч ные материалы из баков и вода из системы охлаждения должны быть слиты.
В разобранном виде тяжеловесное оборудование принимается крупными узлами и деталями, упакованными в дощатые ящики с прочными салазками (нижними деревянными брусьями), со стой
91
ками и перекладинами, способными выдерживать тяжесть груза и обеспечить целость ящика при обтяжке его тросами во время погрузки и разгрузки кранами. Салазки применяют при массе груза более 500 кг; при этом груз и ящик прикрепляют к салаз кам болтами. Ящики должны иметь кольца и другие приспособ ления для застропки, а также указатели мест застропки, пример ного расположения центра тяжести грузов и надписи: «Верх!», «Не кантовать!».
Мелкие узлы, детали, измерительные приборы и запасные ча сти упаковывают в дощатые ящики, выложенные изнутри водо непроницаемой бумагой. Ящики с оборудованием, которое подвер жено порче под влиянием внешней среды, должны быть замарки рованы предупредительными надписями: «Боится морозов!», «Бо ится дождя!» и т. п.
Строительные материалы. За годы социалистического строи тельства быстрыми темпами развивалась промышленность строи тельных материалов.
В текущем пятилетии ее продукция увеличится в 1,4 раза, вы работка цемента достигнет 122— 127 млн. т.
Перечень строительных материалов очень обширен, в него вхо дят стеновые кирпичи, черепица, дренажные трубы, фасадный клинкер, печные изразцы, терракота, половые и облицовочные плитки, керамические трубы, огнеупорные кирпичи, бетонные и железобетонные изделия (блоки, балки, плиты, панели и т. Д.) различные вяжущие материалы.
Обыкновенные глиняные кирпичи обладают малой пористо стью и водопоглощаемостью; масса одного кирпича — 3,5—4 кг, размер 250X120X65 мм. В зависимости от степени сопротивления сжатию, влагопоглощаемости обыкновенные кирпичи делятся на три сорта: первый, второй и третий. Пористые стеновые кирпичи имеют меньшую массу, поглощают больше влаги, отличаются меньшей морозостойкостью и пониженной прочностью. В зависи мости от этих свойств пористые кирпичи подразделяются на четы
ре марки |
(табл. 5). |
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
|
|
|
|
|
М а р к и ................................. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Объемная |
масса, кг/м3 . |
1200 |
1000 |
800 |
600 |
Масса 1 |
шт„ кг . . . . |
2,4 |
2,0 |
1,5 |
1,2 |
К пустотелым относятся кирпичи различной геометрической формы с пустотами внутри. Благодаря наличию пустот уменьша ются теплопроводность, звукопроводность и масса таких кирпичей.
Хранить кирпичи допускается на открытой площадке уложен ными в штабеля. В зимнее время пористые и огнеупорные кирпи
92