Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вых мест обеспечивается устойчивость стопок штабеля. Однако во избежание обвала (особенно у высоких штабелей) из-за непроч­ ности тары, неправильной укладки отдельных мест, вибраций пола при проезде автопогрузчиков необходимо крайние ряды штабелей укладывать с небольшим уклоном к середине. Для этого под них подводят призматические бруски или делают «перевязки» рядов штабеля через 2—3 яруса досками толщиной 2,5 см. При отсутст­ вии прокладок, особенно на прогибающихся деревянных полах, штабеля ящиков и киповых грузов выкладывают уступами.

Для штабелей Мешковых грузов в портовых складах применя­ ют также способ прямой кладки. Для устойчивости начало каж­ дого штабеля выкладывают обратной кладкой, или, как ее называют, клеткой. Об­ ратная кладка мешков по­ лучается благодаря тому, что мешки четного яруса располагают в повернутом

Рис. 20. Конструктивные элементы шта­

Рис. 21. Способы укладки в

беля тарно-упаковочных грузов

штабель

Мешковых грузов.

 

а — пятериком;

б — тройником

направлении относительно мешков

нечетного

ряда;

в результате

получается надежная клетка из перевязанных между собой меш­

ков. В зависимости от количества и расположения,

мешков в клет­

ке системы клеток называют «тройник», «пятерик»

(рис. 21).

В концевой части штабеля клетки не делают,

так как мешки

каждого ряда получают соответствующий сдвиг в сторону клетки и не разваливаются.

Если мешковые грузы сильно увлажнены, иногда применяют укладку «колодцами», при которой уменьшается опасность согре­ вания и порчи грузов.

Бочковые грузы укладывают в штабеля двумя способами — с прокладками из досок и без прокладок и обязательно пробками кверху. С прокладками штабелируют металлические бочки, осо­ бенно не имеющие жестких обручей. Высота штабелей зависит от прочности бочек и механических средств укладки. При складиро­ вании с помощью кранов и погрузчиков деревянные бочки можно складировать в четыре яруса.

Грузы, перевозимые в барабанах (фанерных и металлических), а также бумагу в рулонах складируют плашмя и на торец.

88


При размещении штабелей в закрытых складах необходимо учитывать наиболее благоприятные условия сохранения грузов, рационального использования складских площадей, удобство про­ изводства складских перегрузочных работ и соблюдение требова­ ний техники безопасности.

В целях обеспечения сохранения грузов комплектование их в складских помещениях необходимо производить по равнозначным или сходным требованиям, обеспечивающим нормальные условия их хранения (температура, относительная влажность, допустимые сроки хранения). В соответствии с указанными требованиями оп­ ределяется наиболее подходящее складское помещение с учетом возможности создания в нем необходимых естественных тепло­ влажностных условий. В различных типах закрытых складов (ме­ таллических, каменных, железобетонных) может создаваться раз­ личный микроклимат.

Удобство производства перегрузочных работ непременно свя­ зано с требованиями наиболее эффективного использования полез­ ных складских площадей. Между штабелями грузов должны быть достаточные по ширине главные проезды для свободного манев­ рирования транспорта, вспомогательные проходы для осмотра грузов.

Закрытые склады, особенно прикордонные, имеют сравнитель­ но большое количество ворот, расположенных друг против друга в боковых, а иногда и в торцовых стенах. При небольшой ширине складов предусматриваются поперечные главные проезды, совпа­ дающие с проемами ворот. При большой ширине и длине скла­ дов создают главные поперечные проезды и продольные, идущие посредине склада или вдоль боковых стен.

Ширина главных проездов обычно определяется шириной бо­ ковых и торцовых ворот. При большой ширине ворот ширина глав­ ных проездов определяется габаритами используемых в складе подъемно-транспортных средств. Ширина вспомогательных про­ ходов между штабелями обычно принимается 0,5— 1,0 м. Вдоль стен оставляют проходы шириной 0,5 м. Вспомогательные прохо­ ды, кроме доступа для осмотра груза, обеспечивают также сво­ бодное движение воздуха между штабелями, предотвращают от­ сыревание, идущее от стен, и дают свободный доступ к пожарным гидрантам.

Расположение главных и вспомогательных проездов и прохо­ дов размечается на полу склада устойчивой краской или другим способом. Образуемые при этом площади отделений и секций для каждого склада измеряются, нумеруются и для каждого склада составляется схема распределения площади складов.

Металлы, сплавы и металлические изделия. Черная и цветная

металлургия — важнейшие отрасли народного

хозяйства.

В

1970 г. производство стали достигло

115,9 млн. т, проката

80,6

млн. т и увеличилось по сравнению с

1940

г. в 6,3 и в 7 раз,

В текущей пятилетке выплавку стали в нашей стране намечено до­ вести до 142— 150 млн. т и производство готового проката — до

89


101— 105 млн. т. Выпуск цветных металлов увеличится на 40%,

втом числе алюминия на 50—60 и меди на 35—40 %.

Кчерным металлам, как исходным материалам, относятся чу­

гун, сталь, железо. Чугун перевозят без тары; предъявляется он к перевозке в виде чушек, так называемый штыковой и чугун-лом. Складировать чушки разрешается на открытых площадках парти­ ями высотой до 1 м, а при работе электромагнитами — и выше.

Сталь в виде заготовок для дальнейшего проката различных размеров и массы предъявляется к перевозке штуками и общим весом, складируется на открытых площадках.

К цветным металлам относятся медь, свинец, олово, баббит, алюминий, цинк и др.

Медь перевозят в виде чушек, листов и разнообразной прово­ локи. Чушки укладывают клетками, листы — штабелями с про­ кладками через несколько листов. Мотки медной проволоки раз­ мещают так же, как и стальной (см. ниже), а ящики устанавли­ вают в штабеля. Свинец принимается к перевозке морем в виде чушек, листов, труб, дроби; олово — в виде чушек. При темпера­ туре ниже минус 20° С олово рассыпается в порошок. Алюминий перевозят морем в виде чушек, листов, труб, проволоки и порош­ ка. Цинк обладает способностью быстро окисляться, поэтому хра­ нить его следует в сухих крытых складах.

Для сохранности олово, алюминий и цинк рекомендуется раз­ мещать только в крытых складах.

Сплавы железа с высоким содержанием марганца, вольфра­ ма, молибдена, хрома, кремния, ванадия, силиция и титана назы­ ваются ферросплавами. Некоторые ферросплавы, как, например, ферровольфрам, феррованадий, ферромолибден, ферротитан, пред­ назначенные для длительного хранения, упаковывают в металли­ ческую тару. Как правило, ферросплавы следует хранить под на­ весом или в крытых складах.

Ферромарганец и ферросилиций выделяют легковоспламеняю­ щиеся газы при взаимодействии с водой и относятся к числу опасных грузов.

Номенклатура металлических изделий из черных металлов очень обширна. Ее можно разбить на шесть групп.

1. Изделия длинномерные и тяжеловесные; к ним относятся: рельсы, балки, швеллеры, уголки, стальной толстый лист, трубы водопроводные, канализационные и буровые. Складировать эти грузы следует на открытых площадках в штабеля с прокладками между рядами. При укладке труб надо принимать меры, не до­ пускающие их раскатывания.

2. Сталь и железо круглое, квадратное, прутковое и трубы ма­ лых диаметров. Перевозят эти грузы пачками; складируют на от­ крытых площадках в штабеля с деревянными прокладками между рядами. Толщина прокладок должна быть такой, чтобы между

рядами свободно проходили вилы погрузчика или трос для воз­ можности погрузки пакетами.

9 0


Для складирования сортового проката в зонах действия грузоподъемных кранов большой мощности применяются прочные ме­ таллические обоймы, выполненные из таврового или швеллерного профиля. В таких обоймах можно хранить пакеты металла без промежуточных прокладок.

3.Стали инструментальные (электросталь, быстрорежущая, нержавеющая, углеродистая и т. п.). Перевозят упакованными в ящики, а также без тары пакетами-связками. Складировать их следует в крытые помещения на деревянные прокладки. При пе­ ревалке углеродистой стали во время морозов следует соблюдать особую осторожность, так как при низких температурах она ста­ новится хрупкой.

4.Сталь и железо тонколистовое (жесть черная и белая, оцин­ кованное железо). Перевозят упакованными в пакеты без тары или в ящиках. Складировать следует в крытых помещениях, рас­

полагая плашмя с деревянными прокладками.

5. Проволока стальная и железная. Ее выпускают в мотках, тросы перевозят упакованными в бухты. Проволоку тонких сече­ ний в мотках обертывают промасленной бумагой или упаковыва­ ют в ящики, бочки, барабаны. Складировать следует в крытые помещения штабелями на подстил. Бухты и мотки размещают сле­ дующим образом: первый круг кладут плашмя, второй — так, что­ бы он покрыл первый наполовину и принял наклонное положение, и т. д. Во втором ряду круги располагаются в обратном направ­ лении.

6. Изделия из стали и железа (гвозди, болты, гайки, костыли, ленты). Перевозят упакованными в ящики. Складировать их сле­ дует в крытые помещения. Нельзя размещать сталь и железо любого вида вблизи солей и химикатов.

Машины, станки, оборудование. Особенно быстрыми темпа­ ми развивается в нашей стране важнейшая отрасль народного хозяйства—^машиностроение, способствующее широкому внед­ рению технического прогресса во все отрасли промышленности и сельского хозяйства. Валовая продукция машиностроения и ме­ таллообработки в 1970 г. увеличилась по сравнению с 1940 г. в 38,4 раза. Пятилетним планом на 1970— 1975 гг. намечено увели­ чить объем продукции машиностроения в 1,7 раза.

Различное промышленное, строительное и транспортное обору­ дование (станки, двигатели, тракторы, автомобили, грузоподъем­ ные краны) принимаются к перевозке в неразобранном и в разо­ бранном виде. Тщательно обработанные и шлифованные детали и части такого оборудования, подверженные повреждениям и кор­ розии, подлежат консервации смазочными маслами и конвертовке (упаковке) бумагой, мешковиной или дощечками. Горюче-смазоч­ ные материалы из баков и вода из системы охлаждения должны быть слиты.

В разобранном виде тяжеловесное оборудование принимается крупными узлами и деталями, упакованными в дощатые ящики с прочными салазками (нижними деревянными брусьями), со стой­

91


ками и перекладинами, способными выдерживать тяжесть груза и обеспечить целость ящика при обтяжке его тросами во время погрузки и разгрузки кранами. Салазки применяют при массе груза более 500 кг; при этом груз и ящик прикрепляют к салаз­ кам болтами. Ящики должны иметь кольца и другие приспособ­ ления для застропки, а также указатели мест застропки, пример­ ного расположения центра тяжести грузов и надписи: «Верх!», «Не кантовать!».

Мелкие узлы, детали, измерительные приборы и запасные ча­ сти упаковывают в дощатые ящики, выложенные изнутри водо­ непроницаемой бумагой. Ящики с оборудованием, которое подвер­ жено порче под влиянием внешней среды, должны быть замарки­ рованы предупредительными надписями: «Боится морозов!», «Бо­ ится дождя!» и т. п.

Строительные материалы. За годы социалистического строи­ тельства быстрыми темпами развивалась промышленность строи­ тельных материалов.

В текущем пятилетии ее продукция увеличится в 1,4 раза, вы­ работка цемента достигнет 122— 127 млн. т.

Перечень строительных материалов очень обширен, в него вхо­ дят стеновые кирпичи, черепица, дренажные трубы, фасадный клинкер, печные изразцы, терракота, половые и облицовочные плитки, керамические трубы, огнеупорные кирпичи, бетонные и железобетонные изделия (блоки, балки, плиты, панели и т. Д.) различные вяжущие материалы.

Обыкновенные глиняные кирпичи обладают малой пористо­ стью и водопоглощаемостью; масса одного кирпича — 3,5—4 кг, размер 250X120X65 мм. В зависимости от степени сопротивления сжатию, влагопоглощаемости обыкновенные кирпичи делятся на три сорта: первый, второй и третий. Пористые стеновые кирпичи имеют меньшую массу, поглощают больше влаги, отличаются меньшей морозостойкостью и пониженной прочностью. В зависи­ мости от этих свойств пористые кирпичи подразделяются на четы­

ре марки

(табл. 5).

 

 

 

Т а б л и ц а 5

 

 

 

 

 

М а р к и .................................

1

2

3

4

Объемная

масса, кг/м3 .

1200

1000

800

600

Масса 1

шт„ кг . . . .

2,4

2,0

1,5

1,2

К пустотелым относятся кирпичи различной геометрической формы с пустотами внутри. Благодаря наличию пустот уменьша­ ются теплопроводность, звукопроводность и масса таких кирпичей.

Хранить кирпичи допускается на открытой площадке уложен­ ными в штабеля. В зимнее время пористые и огнеупорные кирпи­

92