Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Галантерейные, парфюмерно-косметические и медицинские гру­ зы. Галантерейные грузы составляют широкую номенклатуру не­ больших по размерам предметов туалета и обихода, изготовляе­ мых, из различных материалов.

Ассортимент галантерейных товаров подразделяют на изде­ лия: текстильные (ленты, тесьма, кружева, тюль, косынки, гал­ стуки); пластмассовые (гребни, пуговицы, приборы для бритья, различные футляры); металлические (кольца, серьги, иглы, брит­ вы, портсигары, пряжки); кожаные (кошельки, сумки, портфели, перчатки, ремни); дорожные принадлежности (чемоданы, саквоя­ жи, хозяйственные сумки, щетки, зеркала).

Основными качественными показателями галантерейных това­ ров являются прочность, красивый внешний вид, удобная форма, правильные размеры, соответствующие прямому их назначению. Поэтому упаковка галантереи должна обеспечить сохранение внешнего вида товаров. Для транспортирования галантерейные то­ вары в фабричной упаковке укладывают в фанерные или тесовые

ящики.

К парфюмерно-косметическим грузам относятся душистые ве­ щества, применяемые для дезинфекции и освежения кожи (эфир­ ные масла, бальзамы, амбра, розовое масло, духи, одеколон). Кос­ метические товары — средства ухода за кожей (кремы, вазелины, пудры), полостью рта (зубной порошок, паста, эликсир), волоса­ ми (краски, мази и т. п.), декоративная косметика (губная пома­ да, лаки, тушь, грим и т. п.).

Парфюмерные жидкости расфасовывают во флаконы, которые укупоривают притертыми пробками и колпачками с нарезкой. Кремы упаковывают в банки или тюбики, пудру — в картонные коробки. Некоторые духи и одеколоны упаковывают в инди­ видуальные, красиво оформленные футляры. Все парфюмерные и и косметические товары в фабричной упаковке для транспорти­ ровки укладывают в фанерные или тесовые ящики, устланные бу­ магой.

Медицинские грузы включают обширный перечень предметов, производимых медицинской промышленностью, которые разделя­ ются на следующие группы:

медикаменты, изготовляемые из растительного и лекарствен­ ного сырья, а также различные химические препараты;

медицинские и ветеринарные инструменты; аппараты и оборудование для лечебных заведений; лекарственное растительное сырье.

Медикаменты упаковывают в первичную упаковку: флаконы, баночки, коробки, пакеты, ампулы. Фабричная упаковка состоит из картонных коробок, пакетов и др. Для транспортирования ме­ дицинских товаров применяются фанерные и тесовые ящики.

Хранение галантерейных, парфюмерных, косметических и ме­ дицинских товаров допускается в сухих, хорошо вентилируемых помещениях при нормальной относительной влажности и темпе­ ратуре 10—20° С.

108


Некоторые медикаменты требуют специальных температурных условий хранения (антибиотики, сыворотки и т. п.).

Перевозка неопасных галантерейных, парфюмерных товаров и медикаментов допускается на всех судах в чистых трюмах и от­ дельно от загрязняющих грузов. Парфюмерные и косметические товары, а также некоторые медикаменты следует перевозить от­ дельно от других, воспринимающих запах или дурно пахнущих гру­ зов.

Многие парфюмерные жидкости и медицинские препараты, из­ готовленные на спирте, эфирных маслах или содержащие ядови­ тые, анестезирующие, наркотические и другие сильнодействующие вещества, относятся к 3-му классу II категории опасных грузов. Перевозка морем и хранение таких товаров на портовых складах должны производиться на основании правил МОПОГ.

Краски, лаки. Краски и лаки, производимые химической про­ мышленностью, включают широкий перечень различных веществ и относятся к классу 3 (легковоспламеняющихся жидкостей) опас­ ных грузов (правила МОПОГ). Исходными или первичными мате­ риалами для приготовления всех видов красок и цветных лаков являются пигменты, олифы и растворители.

Пигментами называют минеральные или органические вещест­ ва, нерастворимые в воде, маслах, смолах и лаках и имеющие определенные цвета. Перечень пигментов довольно обширный, он включает в себя десятки названий порошкообразных масс раз­ личных цветов. Пигменты неогнеопасны, их упаковывают для пе­ ревозки морским путем в деревянные бочки массой от 50 до 250 кг и в фанерные барабаны; их следует предохранять от атмосферных осадков, так как с излишней влажностью они трудно поддаются растиранию.

Олифы представляют собой жидкие продукты различной вяз­ кости, приготавливаемые из растительных масел, рыбьих жиров и некоторых продуктов нефтепереработки. Олифы перевозят в де­ ревянных и железных бочках, в металлических банках и бидонах.

Растворителями называют легколетучие органические вещест­ ва, способные растворять жиры, смолы, масла, олифы и др. На­ ряду с растворителями в лакокрасочной промышленности приме­ няются разбавители, употребляемые для разжижения красочных растворов до необходимой консистенции.

Почти все растворители и разбавители обладают высокой ле­ тучестью паров, которые в соединении с воздухом образовывают горючие смеси. Подавляющее большинство растворителей и раз­ бавителей вредно действует на организм человека.

Густотертыми красками называют пастообразные смеси (сус­ пензии) различных пигментов с пленкообразующими веществами, маслами, олифами и пластификаторами. Густотертые краски яв­ ляются полуфабрикатами, из которых на лакокрасочных заводах или на месте потребления путем разведения их маслом или олифой с добавлением растворителей приготовляются краски, готовые к употреблению.

109


Краски, готовые к употреблению, разделяются на масляные,

эмалевые, нитрокраски, типографские и др.

Масляные краски состоят из масла и густотертых пигментов. Эмалевые краски, или просто эмали, готовят из густотертых пиг­ ментов на основе масляных, нитроцеллюлозных и других лаков. Хранить их следует в прохладных помещениях, предохранять от солнечных лучей и от огня. Особенно огнеопасны нитроэмали.

Лаками называют жидкости, способные образовывать на ка­ кой-либо поверхности после высыхания твердую блестящую плен­ ку. Различают лаки масляные, нитроцеллюлозные, целлулоидные, полиамидные и нитроэмали.

Масляные лаки чаще всего готовят на основе растительных масел рыбьего жира, природных смол и летучих органических растворителей. Нитроцеллюлозные лаки представляют собой рас­ творы нитроцеллюлозы и смол в летучих органических растворите­ лях. Синтетические лаки производят на основе синтетических смол — хлорвиниловых, перхлорвиниловых и полнокриловых.

Почти все краски и лаки изготовляют на легкогорючих раст­ ворителях, они огнеопасны. Поэтому хранение и перевозка их производятся с соблюдением правил морской перевозки опасных грузов.

Волокнистые грузы. Волокнистые вещества — основное сырье текстильной и трикотажной промышленности. За годы социали­ стического строительства производство волокнистых веществ значительно возросло. В текущем пятилетии намечается довести производство хлопка до 7—7,2 млн. т и химических волокон до

1050— 1100 тыс. т.

Волокнистые грузы разделяются на два основных вида: хими­ ческие (искусственные и синтетические) и натуральные.

Искусственные волокна получаются из древесной или хлопко­ вой целлюлозы (вискозное, медноаммиачное и ацетатное волокно) или из растительных белков и казеина.

Искусственные волокнистые материалы не гигроскопичны и устойчивы против гниения. Белковые искусственные волокна теря­ ют свою прочность во влажном или очень сухом состоянии; их надо хранить в сухих закрытых складах.

Синтетические волокна изготовляют путем химической обра­ ботки специальных смол-полиамидов (капрон, нейлон и другие волокна) или этилена, ацетилена и хлора (ослорин, виньон и др.).

Синтетические волокнистые материалы обладают малой гигро­ скопичностью, высокой механической прочностью и устойчиво­ стью против гниения. Размещать эти материалы следует в закры­ тых складах и предохранять от действия прямых солнечных лучей.

Натуральные волокна формируются в природных условиях и делятся на волокна растительного происхождения — хлопок, ка­ пок, койр, лен, пенька, джут, кенаф, кендырь, канатник, рами, сизаль, новозеландский лен (формиум) и животного происхожде­ ния — шерсть животных и шелк.

ПО


Натуральные волокнистые материалы обладают высокой гиг­ роскопичностью (особенно шерсть и щетина). При относительной влажности воздуха 90% влажность волокон шерсти достигает 22, льна— 17, шелка— 16, хлопка— 13%. В связи с изменением массы в зависимости от влажности приемку натурального волокна производят по кондиционному весу, которому соответствует и кон­

диционная влажность: для хлопка она составляет

8— 14 (в

зави­

симости от сорта и районов

происхождения),

для льна— 12,

для пеньки— 12— 14, шерсти

грубой— 15, тонкой— 17,

шел­

ка — 11%.

 

 

 

Натуральные волокна, особенно шелк, чувствительны к сол­ нечному свету. Под воздействием солнечных лучей волокна теря­

ют половину своей

прочности: шелк — через 200 ч,

джут — через

400, хлопок — через

940, лен и пенька — через 1100,

шерсть — че­

рез 1120 ч. Ухудшаются механические свойства натуральных во­ локон и при длительном воздействии высоких температур, начи­ нается разложение натуральных волокон.

Хлопок является основным сырьем текстильной промышлен­ ности и в грузообороте, особенно южных портов, занимает зна­ чительное место. Имеется много различных видов и сортов хлоп­ ка, характеризуемых соответствующей классификацией.

По степени зрелости и величине разрывной нагрузки хлопок делится на семь сортов: отборный, первый, второй, третий, чет­ вертый, пятый и шестой. По суммарному количеству пороков и за­ соренности различают три класса хлопка: высший, средний и низ­ ший.

Волокна растительные и животные относятся к опасным гру­ зам, как легковоспламеняющиеся твердые вещества. Особую опас­ ность для воспламенения представляют кипы с неисправной упа­ ковкой. Хлопок способен не только воспламеняться, но и тлеть, причем тление может протекать незаметно. Огонь проникает внутрь кипы по местам пролегания наименее опрессованных пря­ дей и, не воспламеняясь, тлеет продолжительное время. Наблю­ дались случаи, когда совершенно затушенные после пожара кипы через некоторый срок вновь загорались в результате скрытых тлеющих очагов. Хлопок, как и другие волокна, может загореться от искры, возникающей при сбрасывании груза по желобам с металлическими частями, от искры из трубы парохода, с камбуза, от короткого замыкания в электрической сети и т. д.

Вследствие способности натуральных волокон поглощать вла­ гу образуются плесени, переходящие в гнилостное разложение, а при известных условиях влажные волокна самонагреваются и возгораются. Самовозгорание увлажненных волокон происходит в результате окисления кислородом воздуха, особенно при длитель­ ном хранении больших масс материала. Процесс окисления сопро­ вождается выделением тепла и влаги. Если при этом нет свобод­ ных путей для излучения тепла из очага самонагревания, оно акку­ мулируется в этом очаге и достигает температуры, при которой волокно самовозгорается. Процессу самонагревания способству-

111


ет соприкосновение хлопка с растительными маслами и другими жирами, особенно с ворванью и льняным маслом.

К перевозке морским транспортом хлопок принимают только в спрессованных призматических или цилиндрических кипах.

Для предохранения волокна от загрязнения и потерь при тран­ спортировании кипы упаковывают в пенько-джутовую или хлоп­ чатобумажную ткань. Для прямого смешанного железнодорожно­ водного сообщения кипы должны быть упакованы полностью, не­ покрытые грани не допускаются. Кипы скрепляют металлически­ ми поясами из отожженной стальной проволоки или из стальной ленты. Узлы металлических поясов не должны выступать над пло­ скостью кипы, а концы поясов должны быть заправлены под пояс

ивбиты в самые кипы.

Перевозка волокна. На пассажирских и грузовых морских су­ дах перевозка волокнистых разрешается только в трюмах, за иск­

лючением Каспийского и Черного морей, где разрешается пере­ возка на палубах грузовых судов в погожий период.

Совместная перевозка и хранение волокнистых грузов с жира­ ми, маслянистыми семенами, жмыхами, а также легковоспламе* няющимися, огнеопасными, горючими и сильно увлажненными гру­ зами не разрешается.

Грузовые помещения судов до начала погрузки должны быть тщательно очищены от сора, пыли, провентилированы и осушены и иметь исправную и ровную елань. В случае дефектной елани

под нижний ряд кип должны быть положены сухие «подтоварни­ ки».

Для предохранения кип от соприкосновения с металлическими частями корпуса они должны быть укрыты брезентом, рогожами или тонкими дощечками без масляных пятен. В целях лучшего использования вместимости грузовых помещений и устранения опасности самовозгорания хлопка от трения металлических поясоз кип их следует укладывать ровными рядами и возможно плотнее. У нагревающихся переборок и труб кипы необходимо изолировать от источников тепла при помощи деревянных щитов или досок, с расстоянием от них не менее 10 см.

Морские суда, перевозящие волокнистые грузы, должны быть оборудованы средствами пенотушения, углекислотной или паро­ вой огнетушительной системой. Необходимо, чтобы дымовые и вы­ хлопные трубы судов имели искрогасители. Электрические систе­ мы освещения трюмов должны быть взрывобезопасными.

Работа в трюмах при погрузке и выгрузке хлоГпка может про­

изводиться при свете переносных электрических ламп

не более

100 Вт каждая, в исправной герметичной арматуре, с

брониро­

ванным шнуром и предохранительной сеткой, штепсели которых должны находиться вне трюма.

Комингсы трюмов покрывают во время погрузки деревом или другим^ материалом, не способным дать искру при трении о них обручей, скрепляющих тюки. Перегрузка хлопка стальными стро­ пами и стальными сетками воспрещается.

112