Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
Галантерейные, парфюмерно-косметические и медицинские гру зы. Галантерейные грузы составляют широкую номенклатуру не больших по размерам предметов туалета и обихода, изготовляе мых, из различных материалов.
Ассортимент галантерейных товаров подразделяют на изде лия: текстильные (ленты, тесьма, кружева, тюль, косынки, гал стуки); пластмассовые (гребни, пуговицы, приборы для бритья, различные футляры); металлические (кольца, серьги, иглы, брит вы, портсигары, пряжки); кожаные (кошельки, сумки, портфели, перчатки, ремни); дорожные принадлежности (чемоданы, саквоя жи, хозяйственные сумки, щетки, зеркала).
Основными качественными показателями галантерейных това ров являются прочность, красивый внешний вид, удобная форма, правильные размеры, соответствующие прямому их назначению. Поэтому упаковка галантереи должна обеспечить сохранение внешнего вида товаров. Для транспортирования галантерейные то вары в фабричной упаковке укладывают в фанерные или тесовые
ящики.
К парфюмерно-косметическим грузам относятся душистые ве щества, применяемые для дезинфекции и освежения кожи (эфир ные масла, бальзамы, амбра, розовое масло, духи, одеколон). Кос метические товары — средства ухода за кожей (кремы, вазелины, пудры), полостью рта (зубной порошок, паста, эликсир), волоса ми (краски, мази и т. п.), декоративная косметика (губная пома да, лаки, тушь, грим и т. п.).
Парфюмерные жидкости расфасовывают во флаконы, которые укупоривают притертыми пробками и колпачками с нарезкой. Кремы упаковывают в банки или тюбики, пудру — в картонные коробки. Некоторые духи и одеколоны упаковывают в инди видуальные, красиво оформленные футляры. Все парфюмерные и и косметические товары в фабричной упаковке для транспорти ровки укладывают в фанерные или тесовые ящики, устланные бу магой.
Медицинские грузы включают обширный перечень предметов, производимых медицинской промышленностью, которые разделя ются на следующие группы:
медикаменты, изготовляемые из растительного и лекарствен ного сырья, а также различные химические препараты;
медицинские и ветеринарные инструменты; аппараты и оборудование для лечебных заведений; лекарственное растительное сырье.
Медикаменты упаковывают в первичную упаковку: флаконы, баночки, коробки, пакеты, ампулы. Фабричная упаковка состоит из картонных коробок, пакетов и др. Для транспортирования ме дицинских товаров применяются фанерные и тесовые ящики.
Хранение галантерейных, парфюмерных, косметических и ме дицинских товаров допускается в сухих, хорошо вентилируемых помещениях при нормальной относительной влажности и темпе ратуре 10—20° С.
108
Некоторые медикаменты требуют специальных температурных условий хранения (антибиотики, сыворотки и т. п.).
Перевозка неопасных галантерейных, парфюмерных товаров и медикаментов допускается на всех судах в чистых трюмах и от дельно от загрязняющих грузов. Парфюмерные и косметические товары, а также некоторые медикаменты следует перевозить от дельно от других, воспринимающих запах или дурно пахнущих гру зов.
Многие парфюмерные жидкости и медицинские препараты, из готовленные на спирте, эфирных маслах или содержащие ядови тые, анестезирующие, наркотические и другие сильнодействующие вещества, относятся к 3-му классу II категории опасных грузов. Перевозка морем и хранение таких товаров на портовых складах должны производиться на основании правил МОПОГ.
Краски, лаки. Краски и лаки, производимые химической про мышленностью, включают широкий перечень различных веществ и относятся к классу 3 (легковоспламеняющихся жидкостей) опас ных грузов (правила МОПОГ). Исходными или первичными мате риалами для приготовления всех видов красок и цветных лаков являются пигменты, олифы и растворители.
Пигментами называют минеральные или органические вещест ва, нерастворимые в воде, маслах, смолах и лаках и имеющие определенные цвета. Перечень пигментов довольно обширный, он включает в себя десятки названий порошкообразных масс раз личных цветов. Пигменты неогнеопасны, их упаковывают для пе ревозки морским путем в деревянные бочки массой от 50 до 250 кг и в фанерные барабаны; их следует предохранять от атмосферных осадков, так как с излишней влажностью они трудно поддаются растиранию.
Олифы представляют собой жидкие продукты различной вяз кости, приготавливаемые из растительных масел, рыбьих жиров и некоторых продуктов нефтепереработки. Олифы перевозят в де ревянных и железных бочках, в металлических банках и бидонах.
Растворителями называют легколетучие органические вещест ва, способные растворять жиры, смолы, масла, олифы и др. На ряду с растворителями в лакокрасочной промышленности приме няются разбавители, употребляемые для разжижения красочных растворов до необходимой консистенции.
Почти все растворители и разбавители обладают высокой ле тучестью паров, которые в соединении с воздухом образовывают горючие смеси. Подавляющее большинство растворителей и раз бавителей вредно действует на организм человека.
Густотертыми красками называют пастообразные смеси (сус пензии) различных пигментов с пленкообразующими веществами, маслами, олифами и пластификаторами. Густотертые краски яв ляются полуфабрикатами, из которых на лакокрасочных заводах или на месте потребления путем разведения их маслом или олифой с добавлением растворителей приготовляются краски, готовые к употреблению.
109
Краски, готовые к употреблению, разделяются на масляные,
эмалевые, нитрокраски, типографские и др.
Масляные краски состоят из масла и густотертых пигментов. Эмалевые краски, или просто эмали, готовят из густотертых пиг ментов на основе масляных, нитроцеллюлозных и других лаков. Хранить их следует в прохладных помещениях, предохранять от солнечных лучей и от огня. Особенно огнеопасны нитроэмали.
• Лаками называют жидкости, способные образовывать на ка кой-либо поверхности после высыхания твердую блестящую плен ку. Различают лаки масляные, нитроцеллюлозные, целлулоидные, полиамидные и нитроэмали.
Масляные лаки чаще всего готовят на основе растительных масел рыбьего жира, природных смол и летучих органических растворителей. Нитроцеллюлозные лаки представляют собой рас творы нитроцеллюлозы и смол в летучих органических растворите лях. Синтетические лаки производят на основе синтетических смол — хлорвиниловых, перхлорвиниловых и полнокриловых.
Почти все краски и лаки изготовляют на легкогорючих раст ворителях, они огнеопасны. Поэтому хранение и перевозка их производятся с соблюдением правил морской перевозки опасных грузов.
Волокнистые грузы. Волокнистые вещества — основное сырье текстильной и трикотажной промышленности. За годы социали стического строительства производство волокнистых веществ значительно возросло. В текущем пятилетии намечается довести производство хлопка до 7—7,2 млн. т и химических волокон до
1050— 1100 тыс. т.
Волокнистые грузы разделяются на два основных вида: хими ческие (искусственные и синтетические) и натуральные.
Искусственные волокна получаются из древесной или хлопко вой целлюлозы (вискозное, медноаммиачное и ацетатное волокно) или из растительных белков и казеина.
Искусственные волокнистые материалы не гигроскопичны и устойчивы против гниения. Белковые искусственные волокна теря ют свою прочность во влажном или очень сухом состоянии; их надо хранить в сухих закрытых складах.
Синтетические волокна изготовляют путем химической обра ботки специальных смол-полиамидов (капрон, нейлон и другие волокна) или этилена, ацетилена и хлора (ослорин, виньон и др.).
Синтетические волокнистые материалы обладают малой гигро скопичностью, высокой механической прочностью и устойчиво стью против гниения. Размещать эти материалы следует в закры тых складах и предохранять от действия прямых солнечных лучей.
Натуральные волокна формируются в природных условиях и делятся на волокна растительного происхождения — хлопок, ка пок, койр, лен, пенька, джут, кенаф, кендырь, канатник, рами, сизаль, новозеландский лен (формиум) и животного происхожде ния — шерсть животных и шелк.
ПО
Натуральные волокнистые материалы обладают высокой гиг роскопичностью (особенно шерсть и щетина). При относительной влажности воздуха 90% влажность волокон шерсти достигает 22, льна— 17, шелка— 16, хлопка— 13%. В связи с изменением массы в зависимости от влажности приемку натурального волокна производят по кондиционному весу, которому соответствует и кон
диционная влажность: для хлопка она составляет |
8— 14 (в |
зави |
|
симости от сорта и районов |
происхождения), |
для льна— 12, |
|
для пеньки— 12— 14, шерсти |
грубой— 15, тонкой— 17, |
шел |
|
ка — 11%. |
|
|
|
Натуральные волокна, особенно шелк, чувствительны к сол нечному свету. Под воздействием солнечных лучей волокна теря
ют половину своей |
прочности: шелк — через 200 ч, |
джут — через |
400, хлопок — через |
940, лен и пенька — через 1100, |
шерсть — че |
рез 1120 ч. Ухудшаются механические свойства натуральных во локон и при длительном воздействии высоких температур, начи нается разложение натуральных волокон.
Хлопок является основным сырьем текстильной промышлен ности и в грузообороте, особенно южных портов, занимает зна чительное место. Имеется много различных видов и сортов хлоп ка, характеризуемых соответствующей классификацией.
По степени зрелости и величине разрывной нагрузки хлопок делится на семь сортов: отборный, первый, второй, третий, чет вертый, пятый и шестой. По суммарному количеству пороков и за соренности различают три класса хлопка: высший, средний и низ ший.
Волокна растительные и животные относятся к опасным гру зам, как легковоспламеняющиеся твердые вещества. Особую опас ность для воспламенения представляют кипы с неисправной упа ковкой. Хлопок способен не только воспламеняться, но и тлеть, причем тление может протекать незаметно. Огонь проникает внутрь кипы по местам пролегания наименее опрессованных пря дей и, не воспламеняясь, тлеет продолжительное время. Наблю дались случаи, когда совершенно затушенные после пожара кипы через некоторый срок вновь загорались в результате скрытых тлеющих очагов. Хлопок, как и другие волокна, может загореться от искры, возникающей при сбрасывании груза по желобам с металлическими частями, от искры из трубы парохода, с камбуза, от короткого замыкания в электрической сети и т. д.
Вследствие способности натуральных волокон поглощать вла гу образуются плесени, переходящие в гнилостное разложение, а при известных условиях влажные волокна самонагреваются и возгораются. Самовозгорание увлажненных волокон происходит в результате окисления кислородом воздуха, особенно при длитель ном хранении больших масс материала. Процесс окисления сопро вождается выделением тепла и влаги. Если при этом нет свобод ных путей для излучения тепла из очага самонагревания, оно акку мулируется в этом очаге и достигает температуры, при которой волокно самовозгорается. Процессу самонагревания способству-
111
ет соприкосновение хлопка с растительными маслами и другими жирами, особенно с ворванью и льняным маслом.
К перевозке морским транспортом хлопок принимают только в спрессованных призматических или цилиндрических кипах.
Для предохранения волокна от загрязнения и потерь при тран спортировании кипы упаковывают в пенько-джутовую или хлоп чатобумажную ткань. Для прямого смешанного железнодорожно водного сообщения кипы должны быть упакованы полностью, не покрытые грани не допускаются. Кипы скрепляют металлически ми поясами из отожженной стальной проволоки или из стальной ленты. Узлы металлических поясов не должны выступать над пло скостью кипы, а концы поясов должны быть заправлены под пояс
ивбиты в самые кипы.
Перевозка волокна. На пассажирских и грузовых морских су дах перевозка волокнистых разрешается только в трюмах, за иск
лючением Каспийского и Черного морей, где разрешается пере возка на палубах грузовых судов в погожий период.
Совместная перевозка и хранение волокнистых грузов с жира ми, маслянистыми семенами, жмыхами, а также легковоспламе* няющимися, огнеопасными, горючими и сильно увлажненными гру зами не разрешается.
Грузовые помещения судов до начала погрузки должны быть тщательно очищены от сора, пыли, провентилированы и осушены и иметь исправную и ровную елань. В случае дефектной елани
под нижний ряд кип должны быть положены сухие «подтоварни ки».
Для предохранения кип от соприкосновения с металлическими частями корпуса они должны быть укрыты брезентом, рогожами или тонкими дощечками без масляных пятен. В целях лучшего использования вместимости грузовых помещений и устранения опасности самовозгорания хлопка от трения металлических поясоз кип их следует укладывать ровными рядами и возможно плотнее. У нагревающихся переборок и труб кипы необходимо изолировать от источников тепла при помощи деревянных щитов или досок, с расстоянием от них не менее 10 см.
Морские суда, перевозящие волокнистые грузы, должны быть оборудованы средствами пенотушения, углекислотной или паро вой огнетушительной системой. Необходимо, чтобы дымовые и вы хлопные трубы судов имели искрогасители. Электрические систе мы освещения трюмов должны быть взрывобезопасными.
Работа в трюмах при погрузке и выгрузке хлоГпка может про
изводиться при свете переносных электрических ламп |
не более |
100 Вт каждая, в исправной герметичной арматуре, с |
брониро |
ванным шнуром и предохранительной сеткой, штепсели которых должны находиться вне трюма.
Комингсы трюмов покрывают во время погрузки деревом или другим^ материалом, не способным дать искру при трении о них обручей, скрепляющих тюки. Перегрузка хлопка стальными стро пами и стальными сетками воспрещается.
112