Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
В трюмах допускается работа автопогрузчиков, признанных по жаробезопасными.
Во время грузовых операций с хлопком воспрещается курение на палубе и в грузовых помещениях. Противопожарные средства во время производства грузовых работ должны быть в полной го товности. По окончании грузовых работ все люки трюмов необхо димо плотно закрыть и сверху накрыть брезентами.
В пути должны приниматься меры к вентиляции трюмов и к систематической проверке состояния температуры хлопка. При перевозке хлопка на палубе он должен быть тщательно укрыт бре зентами и ночью охраняться вахтенными.
Для тушения пожара, возникшего на судне в пути, использу ются все методы и способы, предусмотренные правилами и инст рукциями пожарной охраны и пожарным расписанием, с одно временным извещением по радио о случившемся управления па роходства и ближайших портов.
Складирование волокна. Волокна, как правило, хранят в кры тых складах или под навесами. Хранение их на открытых пло щадках допускается на надежных подштабельных стеллажах со сплошным укрытием брезентами.
Основными причинами порчи волокон при хранении являются подмочка из-за неисправности крыш складов или небрежного ук рытия брезентами; увлажнение при хранении в сырых и плохо про ветриваемых помещениях или на открытых площадках без стел лажей; а также в складах с высоким стоянием грунтовых вод; складирование в крупные штабеля подмоченного хлопка; загряз нение различными посторонними примесями при хранении в гряз ных помещениях или без укрытия брезентами.
Наиболее важные требования к хранению волокнистых грузов на складах сводятся к предупреждению загорания и распростра нения огня от их очагов на всю массу груза, на складские поме щения и на расположенные вблизи них здания и сооружения.
Поэтому размеры штабелей, их взаимное расположение на складах, проезды и проходы, характер конструктивных элементов складов и их размещение на территории портов относительно дру гих зданий, дорог и железнодорожных путей строго регламенти руются правилами и нормами противопожарной безопасности.
' При открытом хранении размеры штабелей в плане должны
быть 22X11 |
м, высота штабелей при |
ручной |
укладке состоит из |
|||
5 кип, |
при |
механизированной — 7—9 |
кип. Устанавливаются сле |
|||
дующие |
размеры противопожарных разрывов |
(в |
м ): |
|||
|
Между |
штабелями |
|
15 м |
по всему |
|
|
|
|
|
|
периметру |
|
|
Между |
группами штабелей (6 штабелей) 30 |
|
|||
|
Между площадками (4 группы из 24 шта |
60 |
|
|||
|
белей) .................................................................... |
|
||||
|
Между секторами (4 площадки из 16 групп |
не менее 120 |
||||
|
или |
96 |
ш табелей ).......................................... |
8 Б. Г. П р и хо д ько |
113 |
Под навесами площадь размечают на равные участки, каждый не более 300 м2, с разрывами между ними шириной не менее 2 м. Со всех сторон навесы обтягивают брезентами. Между верхом штабеля и стропилами должно быть расстояние не менее 1,5 м.
В закрытых складах размеры штабелей в плане, проезды и проходы между ними определяются количеством ворот, которое зависит от общей площади складов (табл. 9).
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
||
Площадь склада, ма |
900 1350 1800 2250 2700 3150 3600 4050 |
||||||||
Минимальное |
количе |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
ство дверей |
. . . |
. 1 |
|||||||
Двери (ворота) |
шириной не менее 2 м должны быть устроены |
||||||||
одна против другой |
в продольных стенах. |
Поперечные |
проезды |
||||||
располагаются |
против каждых |
ворот. |
При ширине склада |
более |
15 м располагаются продольные проезды шириной, достаточной для проезда машин. Между штабелями и стенами должны быть проходы не менее 1 м для свободного доступа к внутренним по жарным кранам. Между верхом штабеля и крышей должно быть пространство не менее 1,5 м.
Конструктивные элементы навесов и складов должны удовлет ворять требованиям безопасности, которые сводятся к определению
степени огнестойкости |
и приводятся в табл. 10. |
|
||
|
|
|
Т а б л и ц а 10 |
|
Конструктивные элементы |
Склады |
Навесы |
||
Стены |
(колонны) |
Огнестойкие и полуогнестойкие |
|
|
Опоры |
Огнестойкие, полуогнестойкие и сго |
|
||
Крыши: |
|
раемые |
|
|
|
|
|
|
|
фермы, |
балки |
Полуогнестойкие |
и сгораемые |
|
кровля |
|
Полуогнестойкая, полусгораемая, сго |
|
|
Световые фонари, ок |
раемая (рубероид, толь) |
|
||
Полуогнестойкие, |
полусгораемые |
— |
||
на, двери |
|
|
|
|
Полы |
|
Огнестойкие и полусгораемые, сго |
|
|
|
раемые1 |
|
|
|
Рампы |
у складов и |
Огнестойкие и полуогнестойкие |
Полусгора |
|
навесов |
|
|
|
емые |
1 Сгораемые полы допускаются, если они устроены без пустот по огнестой кому основанию.
В целях предотвращения распространения огня на соседние склады и здания иного назначения между ними устанавливаются разрывы в зависимости от степени огнестойкости таких зданий в размерах, приведенных в табл. 11.
114
Т а б л и ц а 11
|
|
|
Здания |
|
|
||
|
Склады |
|
сгораемые |
полуогне- |
Коли |
|
|
|
|
или полу |
стойкие |
чество |
Разряд |
||
|
|
|
сгораемые, |
или огне |
груза, |
||
|
|
|
м |
стойкие, |
тыс, т |
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
Сгораемые |
и по- |
20 |
|
|
|
||
лусгораемые |
. . |
15 |
До 3 |
4 |
|||
Полусгораемые |
|
|
|||||
15 |
|
3 - 1 0 |
3 |
||||
или |
огнестойкие |
12 |
|||||
10 -30 |
2 |
||||||
Открытые |
. . |
40 |
30 |
Более 30 |
1 |
||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
12 |
|
Расход воды, л/с |
|
||
! 1 |
из внутренних кранов |
||
всего |
из наружных кранов |
||
15 |
10 |
|
5 |
25 |
20 |
|
5 |
36 |
30 |
|
6 |
46 |
40 |
|
6 |
Указанные разрывы увеличиваются для смежных зданий с про изводством категории А на 10 м, категории Б на 7 м и категории В на 5 м.
К категории А относятся сооружения и здания, связанные с об работкой или хранением газообразных веществ, дающих в смеси с воздухом вспышку или взрыв: легковоспламеняющихся жидко стей; твердых легковоспламеняющихся веществ, выделяющих взрывоопасные газы. К категории Б относятся сооружения, свя занные с обработкой и хранением горючих жидкостей и твердых веществ, выделяющих взрывоопасную пыль. К категории В отно сятся сооружения, связанные с обработкой и хранением твердых
сгораемых материалов |
(лес, бумага, текстиль и т. п.). |
В зависимости от |
количества грузов, размещаемых в скла |
дах, навесах и площадках, они оборудуются пожарным водопро водом с соответствующим напором воды (табл. 12).
Если водопроводная сеть отсутствует, должны быть устроены водоемы или подъезды к акватории в расстоянии для автонасо сов 200 м и для ручных насосов не более 100 м от склада. Запас воды в водоемах должен быть достаточный для работы насосов в течение не менее трех часов.
Склады для волокнистых и других огнеопасных грузов могут быть оборудованы спринклерной системой пожаротушения, ис пользование которой регламентируется количеством грузов и сте пенью огнестойкости складов и их элементов. Общая площадь спринклерованных и несплинклерованных складов не должна пре
вышать размеров |
(в м3), указанных в табл. |
13. |
|
|
||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
|
|
|
|
Склады |
Навесы |
||
|
Сепень огнестойкости |
несплин- |
сплинкле- |
несплин- |
сплинкле- |
|
|
|
|
кл.'рован- |
рованные |
клерован- |
рованные |
|
|
|
ные |
|
ные |
|
Огнестойкие и полуогнестойкие . . . |
1800 |
3690 |
900 |
1200 |
||
Полусгораемые (с огнестойкими сте- |
|
|
|
|
||
нами и сгораемыми опорами и покры- |
900 |
1800 |
600 |
900 |
||
тиями) |
. . |
.................................... |
||||
8* |
|
|
|
|
|
115 |
Если площадь закрытых складов и навесов превышает ука занные выше размеры, то она разделяется на секции (не более трех) с устройством между ними брандмауэрных стен.
Склады, навесы и площадки должны быть оборудованы элек трическим освещением с пылеводонепроницаемой проводкой и ар матурой. Рубильники и распределительная электроаппаратура, должны быть размещены вне помещений, а прожекторы и лампы подвешены в безопасном месте, исключающем их повреждение.
В виде исключения допускается применять для освещения от крытых площадок керосино-калильные фонари с установкой их не ближе 10 м от складов и 15 м — от навесов.
Все склады хлопка должны быть оборудованы пожарной сиг нализацией— электрической, телефонной или звуковой (колокол, сирена), а также пожарным инвентарем по табелю, устанавли ваемому по согласованию с органами пожарного надзора в со ответствии с Правилами МОПОГ.
Паровозы с искрогасителями на твердом топливе допускаются к навесам и штабелям не ближе 50 м, а к огнестойким складам — 25 м; на жидком топливе — к навесам и штабелям не ближе 30 м и к огнестойким складам — 15 м. Мотовозы, тепловозы, автома шины допускаются к навесам и штабелям не ближе 5 м, а трак торы— 10 м. Курение разрешается только в специально отведен
ных помещениях и местах.
Нельзя загромождать проходы в складах и под навесами, а также пространства между штабелями на открытых площадках; все проходы должны быть свободными.
В складах и под навесами хранить совместно с хлопком его отходы воспрещается. Воспрещается также складывать хлопок в противопожарных пространствах между зданиями и строениями.
Во время хранения в складах, под навесами и на открытых площадках необходимо постоянно следить за температурой хлоп ка, чтобы своевременно принять меры к устранению причин его согревания.
Укладка хлопка в штабеля вручную сейчас почти не приме няется. Для этих целей используются автопогрузчики, оборудован ные средствами искрогашения и признанные специальной комис сией пригодными для работы на складах волокнистых грузов.
При помощи автопогрузчиков с боковыми захватами, порталь ных кранов со специальными прицепньщи зажимающими приспо соблениями осуществляется комплексная механизация перегрузки грузов от склада к судну или в обратном варианте. Для этих целей используются автопогрузчики грузоподъемностью до 3 т с большой скоростью движения и повышенной маневренностью.
При формировании штабелей киповых грузов с укладкой их погрузчиками с боковыми захватами можно не применять про кладки. Но нижние кипы должны быть уложены на сухие стелла жи высотой 10— 15 см. У прохода кипы укладывают уступом.
При варианте склад — судно автопогрузчик снимает пакет хлоп ка со штабеля и перемещает его из склада к борту судна, где
1 1 6
каждая кипа пакета захватывается восемью парными зажимами, подвешенными на раме. Затем пакет портальным краном пере дается в трюм.
По условиям пожарной безопасности металлические стальные зажимы должны быть выполнены с отделкой (цветным металлом, резиной или пластмассой), предохраняющей от образования иск ры. Комингсы люков должны быть завешены брезентом или меш ковиной.
§ |
18. СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ |
В |
КОНТЕЙНЕРАХ и п а к е т а х |
Показатели эффективности контейнерных и пакетных перевозок. Основным направлением, обеспечивающим дальнейшее повышение эффективности работы транспорта, явилось внедре ние и интенсивное развитие перевозок генеральных грузов в ук рупненных грузовых единицах, которые характеризуются форми рованием мелких упаковок в контейнерах, в связках, в пакетах и на поддонах. Возникновение и развитие такого специализирован ного способа перевозок связано с непрерывным ростом и увели чением масштабов общественного производства. Включение в сфе ру обращения все больших товарных масс и расширение внешне торговых связей привели к развитию систем международных кон тейнерных и пакетных перевозок.
Эффективность контейнерных и пакетных перевозок заключа ется прежде всего в значительном сокращении затрат обществен ного труда, связанных с движением товаров в сфере обращения.
Наиболее общие показатели экономичности данного способа перевозок следующие.
Количество грузов, которые целесообразно в настоящее время перевозить в контейнерах и в пакетах по транспортной сети СССР, составляет около 10% к общей массе грузов (навалочных, налив ных и генеральных), но на их погрузке и выгрузке занято 45— 50% от общей численности рабочих, связанных с перегрузочными работами.
На транспорте занято 14 млн. человек (что составляет 12% к общей численности рабочих и служащих), в том числе на погру зочно-разгрузочных работах 6 млн. человек.
Как отмечалось в докладе А. Н. Косыгина на XXIV съезде КПСС, особое внимание следует уделить улучшению организации вспомогательных, в частности транспортно-погрузочных, работ, где можно высвободить и использовать в основных процессах про изводства большое количество рабочих. Поэтому задачи, постав ленные XXIV съездом КПСС, о расширении контейнерных и па кетных перевозок грузов с внедрением большегрузных контей неров имеют большое народнохозяйственное значение.
Поскольку перевозки в контейнерах и пакетах позволяют сни зить трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ в 8— 10 раз и
117