Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В трюмах допускается работа автопогрузчиков, признанных по­ жаробезопасными.

Во время грузовых операций с хлопком воспрещается курение на палубе и в грузовых помещениях. Противопожарные средства во время производства грузовых работ должны быть в полной го­ товности. По окончании грузовых работ все люки трюмов необхо­ димо плотно закрыть и сверху накрыть брезентами.

В пути должны приниматься меры к вентиляции трюмов и к систематической проверке состояния температуры хлопка. При перевозке хлопка на палубе он должен быть тщательно укрыт бре­ зентами и ночью охраняться вахтенными.

Для тушения пожара, возникшего на судне в пути, использу­ ются все методы и способы, предусмотренные правилами и инст­ рукциями пожарной охраны и пожарным расписанием, с одно­ временным извещением по радио о случившемся управления па­ роходства и ближайших портов.

Складирование волокна. Волокна, как правило, хранят в кры­ тых складах или под навесами. Хранение их на открытых пло­ щадках допускается на надежных подштабельных стеллажах со сплошным укрытием брезентами.

Основными причинами порчи волокон при хранении являются подмочка из-за неисправности крыш складов или небрежного ук­ рытия брезентами; увлажнение при хранении в сырых и плохо про­ ветриваемых помещениях или на открытых площадках без стел­ лажей; а также в складах с высоким стоянием грунтовых вод; складирование в крупные штабеля подмоченного хлопка; загряз­ нение различными посторонними примесями при хранении в гряз­ ных помещениях или без укрытия брезентами.

Наиболее важные требования к хранению волокнистых грузов на складах сводятся к предупреждению загорания и распростра­ нения огня от их очагов на всю массу груза, на складские поме­ щения и на расположенные вблизи них здания и сооружения.

Поэтому размеры штабелей, их взаимное расположение на складах, проезды и проходы, характер конструктивных элементов складов и их размещение на территории портов относительно дру­ гих зданий, дорог и железнодорожных путей строго регламенти­ руются правилами и нормами противопожарной безопасности.

' При открытом хранении размеры штабелей в плане должны

быть 22X11

м, высота штабелей при

ручной

укладке состоит из

5 кип,

при

механизированной — 7—9

кип. Устанавливаются сле­

дующие

размеры противопожарных разрывов

м ):

 

Между

штабелями

 

15 м

по всему

 

 

 

 

 

периметру

 

Между

группами штабелей (6 штабелей) 30

 

 

Между площадками (4 группы из 24 шта­

60

 

 

белей) ....................................................................

 

 

Между секторами (4 площадки из 16 групп

не менее 120

 

или

96

ш табелей )..........................................

8 Б. Г. П р и хо д ько

113


Под навесами площадь размечают на равные участки, каждый не более 300 м2, с разрывами между ними шириной не менее 2 м. Со всех сторон навесы обтягивают брезентами. Между верхом штабеля и стропилами должно быть расстояние не менее 1,5 м.

В закрытых складах размеры штабелей в плане, проезды и проходы между ними определяются количеством ворот, которое зависит от общей площади складов (табл. 9).

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

Площадь склада, ма

900 1350 1800 2250 2700 3150 3600 4050

Минимальное

количе­

2

3

4

5

6

7

8

ство дверей

. . .

. 1

Двери (ворота)

шириной не менее 2 м должны быть устроены

одна против другой

в продольных стенах.

Поперечные

проезды

располагаются

против каждых

ворот.

При ширине склада

более

15 м располагаются продольные проезды шириной, достаточной для проезда машин. Между штабелями и стенами должны быть проходы не менее 1 м для свободного доступа к внутренним по­ жарным кранам. Между верхом штабеля и крышей должно быть пространство не менее 1,5 м.

Конструктивные элементы навесов и складов должны удовлет­ ворять требованиям безопасности, которые сводятся к определению

степени огнестойкости

и приводятся в табл. 10.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 10

Конструктивные элементы

Склады

Навесы

Стены

(колонны)

Огнестойкие и полуогнестойкие

 

Опоры

Огнестойкие, полуогнестойкие и сго­

 

Крыши:

 

раемые

 

 

 

 

 

 

фермы,

балки

Полуогнестойкие

и сгораемые

 

кровля

 

Полуогнестойкая, полусгораемая, сго­

 

Световые фонари, ок­

раемая (рубероид, толь)

 

Полуогнестойкие,

полусгораемые

на, двери

 

 

 

 

Полы

 

Огнестойкие и полусгораемые, сго­

 

 

раемые1

 

 

Рампы

у складов и

Огнестойкие и полуогнестойкие

Полусгора­

навесов

 

 

 

емые

1 Сгораемые полы допускаются, если они устроены без пустот по огнестой­ кому основанию.

В целях предотвращения распространения огня на соседние склады и здания иного назначения между ними устанавливаются разрывы в зависимости от степени огнестойкости таких зданий в размерах, приведенных в табл. 11.

114


Т а б л и ц а 11

 

 

 

Здания

 

 

 

Склады

 

сгораемые

полуогне-

Коли­

 

 

 

или полу­

стойкие

чество

Разряд

 

 

 

сгораемые,

или огне­

груза,

 

 

 

м

стойкие,

тыс, т

 

 

 

 

 

м

 

 

Сгораемые

и по-

20

 

 

 

лусгораемые

. .

15

До 3

4

Полусгораемые

 

 

15

 

3 - 1 0

3

или

огнестойкие

12

10 -30

2

Открытые

. .

40

30

Более 30

1

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

12

Расход воды, л/с

 

! 1

из внутренних кранов

всего

из наружных кранов

15

10

 

5

25

20

 

5

36

30

 

6

46

40

 

6

Указанные разрывы увеличиваются для смежных зданий с про­ изводством категории А на 10 м, категории Б на 7 м и категории В на 5 м.

К категории А относятся сооружения и здания, связанные с об­ работкой или хранением газообразных веществ, дающих в смеси с воздухом вспышку или взрыв: легковоспламеняющихся жидко­ стей; твердых легковоспламеняющихся веществ, выделяющих взрывоопасные газы. К категории Б относятся сооружения, свя­ занные с обработкой и хранением горючих жидкостей и твердых веществ, выделяющих взрывоопасную пыль. К категории В отно­ сятся сооружения, связанные с обработкой и хранением твердых

сгораемых материалов

(лес, бумага, текстиль и т. п.).

В зависимости от

количества грузов, размещаемых в скла­

дах, навесах и площадках, они оборудуются пожарным водопро­ водом с соответствующим напором воды (табл. 12).

Если водопроводная сеть отсутствует, должны быть устроены водоемы или подъезды к акватории в расстоянии для автонасо­ сов 200 м и для ручных насосов не более 100 м от склада. Запас воды в водоемах должен быть достаточный для работы насосов в течение не менее трех часов.

Склады для волокнистых и других огнеопасных грузов могут быть оборудованы спринклерной системой пожаротушения, ис­ пользование которой регламентируется количеством грузов и сте­ пенью огнестойкости складов и их элементов. Общая площадь спринклерованных и несплинклерованных складов не должна пре­

вышать размеров

(в м3), указанных в табл.

13.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

 

 

 

Склады

Навесы

 

Сепень огнестойкости

несплин-

сплинкле-

несплин-

сплинкле-

 

 

 

кл.'рован-

рованные

клерован-

рованные

 

 

 

ные

 

ные

 

Огнестойкие и полуогнестойкие . . .

1800

3690

900

1200

Полусгораемые (с огнестойкими сте-

 

 

 

 

нами и сгораемыми опорами и покры-

900

1800

600

900

тиями)

. .

....................................

8*

 

 

 

 

 

115


Если площадь закрытых складов и навесов превышает ука­ занные выше размеры, то она разделяется на секции (не более трех) с устройством между ними брандмауэрных стен.

Склады, навесы и площадки должны быть оборудованы элек­ трическим освещением с пылеводонепроницаемой проводкой и ар­ матурой. Рубильники и распределительная электроаппаратура, должны быть размещены вне помещений, а прожекторы и лампы подвешены в безопасном месте, исключающем их повреждение.

В виде исключения допускается применять для освещения от­ крытых площадок керосино-калильные фонари с установкой их не ближе 10 м от складов и 15 м — от навесов.

Все склады хлопка должны быть оборудованы пожарной сиг­ нализацией— электрической, телефонной или звуковой (колокол, сирена), а также пожарным инвентарем по табелю, устанавли­ ваемому по согласованию с органами пожарного надзора в со­ ответствии с Правилами МОПОГ.

Паровозы с искрогасителями на твердом топливе допускаются к навесам и штабелям не ближе 50 м, а к огнестойким складам — 25 м; на жидком топливе — к навесам и штабелям не ближе 30 м и к огнестойким складам — 15 м. Мотовозы, тепловозы, автома­ шины допускаются к навесам и штабелям не ближе 5 м, а трак­ торы— 10 м. Курение разрешается только в специально отведен­

ных помещениях и местах.

Нельзя загромождать проходы в складах и под навесами, а также пространства между штабелями на открытых площадках; все проходы должны быть свободными.

В складах и под навесами хранить совместно с хлопком его отходы воспрещается. Воспрещается также складывать хлопок в противопожарных пространствах между зданиями и строениями.

Во время хранения в складах, под навесами и на открытых площадках необходимо постоянно следить за температурой хлоп­ ка, чтобы своевременно принять меры к устранению причин его согревания.

Укладка хлопка в штабеля вручную сейчас почти не приме­ няется. Для этих целей используются автопогрузчики, оборудован­ ные средствами искрогашения и признанные специальной комис­ сией пригодными для работы на складах волокнистых грузов.

При помощи автопогрузчиков с боковыми захватами, порталь­ ных кранов со специальными прицепньщи зажимающими приспо­ соблениями осуществляется комплексная механизация перегрузки грузов от склада к судну или в обратном варианте. Для этих целей используются автопогрузчики грузоподъемностью до 3 т с большой скоростью движения и повышенной маневренностью.

При формировании штабелей киповых грузов с укладкой их погрузчиками с боковыми захватами можно не применять про­ кладки. Но нижние кипы должны быть уложены на сухие стелла­ жи высотой 10— 15 см. У прохода кипы укладывают уступом.

При варианте склад — судно автопогрузчик снимает пакет хлоп­ ка со штабеля и перемещает его из склада к борту судна, где

1 1 6


каждая кипа пакета захватывается восемью парными зажимами, подвешенными на раме. Затем пакет портальным краном пере­ дается в трюм.

По условиям пожарной безопасности металлические стальные зажимы должны быть выполнены с отделкой (цветным металлом, резиной или пластмассой), предохраняющей от образования иск­ ры. Комингсы люков должны быть завешены брезентом или меш­ ковиной.

§

18. СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

В

КОНТЕЙНЕРАХ и п а к е т а х

Показатели эффективности контейнерных и пакетных перевозок. Основным направлением, обеспечивающим дальнейшее повышение эффективности работы транспорта, явилось внедре­ ние и интенсивное развитие перевозок генеральных грузов в ук­ рупненных грузовых единицах, которые характеризуются форми­ рованием мелких упаковок в контейнерах, в связках, в пакетах и на поддонах. Возникновение и развитие такого специализирован­ ного способа перевозок связано с непрерывным ростом и увели­ чением масштабов общественного производства. Включение в сфе­ ру обращения все больших товарных масс и расширение внешне­ торговых связей привели к развитию систем международных кон­ тейнерных и пакетных перевозок.

Эффективность контейнерных и пакетных перевозок заключа­ ется прежде всего в значительном сокращении затрат обществен­ ного труда, связанных с движением товаров в сфере обращения.

Наиболее общие показатели экономичности данного способа перевозок следующие.

Количество грузов, которые целесообразно в настоящее время перевозить в контейнерах и в пакетах по транспортной сети СССР, составляет около 10% к общей массе грузов (навалочных, налив­ ных и генеральных), но на их погрузке и выгрузке занято 45— 50% от общей численности рабочих, связанных с перегрузочными работами.

На транспорте занято 14 млн. человек (что составляет 12% к общей численности рабочих и служащих), в том числе на погру­ зочно-разгрузочных работах 6 млн. человек.

Как отмечалось в докладе А. Н. Косыгина на XXIV съезде КПСС, особое внимание следует уделить улучшению организации вспомогательных, в частности транспортно-погрузочных, работ, где можно высвободить и использовать в основных процессах про­ изводства большое количество рабочих. Поэтому задачи, постав­ ленные XXIV съездом КПСС, о расширении контейнерных и па­ кетных перевозок грузов с внедрением большегрузных контей­ неров имеют большое народнохозяйственное значение.

Поскольку перевозки в контейнерах и пакетах позволяют сни­ зить трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ в 8— 10 раз и

117