Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жесткая тара — это различные емкости, которые сохраняют свою форму (не деформируются и не разрушаются), будучи по­ рожними или с грузом, даже при сжатии давлением, обычно воз­ никающим при перевозках.

Полужесткая тара — представляет собой

емкости, кото­

рые сохраняют свою форму, будучи порожними,

не подвергаясь

сжатию.

 

Мягкая тара — тара, которая может сплющиться, если не будет внутреннего упора (распора).

В зависимости от назначения тары и характера ее укупорки

грузы

различают:

герметически

укупоренные — когда требуется

паронепроницаемая

укупорка; эффективнозакрытые — когда

тре­

буется

укупорка, непроницаемая

для жидкости: надеж нозакры ­

тые — укупоренные

таким образом, что сухое содержание не

мо­

жет высыпаться из тары при обычных условиях перегрузки и транспортирования. Это минимальные требования для любой за­ крытой тары.

Грузы насыпью, навалом или в различной производственной (первичной) упаковке укладываются в транспортную тару вместе с упаковочными материалами: прокладочными, которые распола­ гаются между отдельными внутренними упаковками и между стен­ ками транспортной тары для предотвращения перемещения упа­ ковок внутри тары и смягчения ударов и сотрясений, и поглощ аю ­ щими, которые при повреждении внутренних упаковок предотвра­ щают распространение содержащегося в них вещества или погло­ щают влагу воздуха, проникающую внутрь тары.

В зависимости от свойств товаров к материалам тары и упако­ вочным материалам предъявляются определенные требования: они должны быть влагонепроницаемыми — не пропускать влагу воз­ духа; водонепроницаемыми — не пропускать воду; прочными — не разрываться при нормальных условиях перевозки, перегрузки и хранения; плотными — не допускать просыпания сухого порошко­ образного вещества; инертными — не вступать в реакцию взаимо­ действия с веществом, содержащимся в упаковке.

Ящики — имеют много разновидностей (рис. 1). Изготовляют ящики из досок различных пород: сосны, ели, лиственницы, пих­ ты, кедра, липы и осины. Толщина боковых стенок, дна и крышки ящиков, в зависимости от массы груза и емкости самих ящиков, колеблется от б до 16 мм.

Вдощатые ящики малых размеров упаковывают дорогие тка­ ни, дорогие напитки в бутылках, посуду, инструмент, мелкие де­ тали, электроаппаратуру, музыкальные инструменты, предметы галантереи, рыбные изделия, консервы. На уголках должны быть угольники, с двух сторон опоясанные контрольными лентами, на­ ложенными поперек планок.

Вдощатые ящики крупных размеров упаковывают оборудова­

ние, машины, электродвигатели, станки, крупные детали. Ящики с двух сторон и посередине опоясываются замкнутой контрольной лентой, наложенной поперек планок.

27


В ящики из фанеры упаковывают табак и табачные изделия, кондитерские изделия, обувь, трикотаж. На уголках должны быть металлические контрольные угольники, ящик опоясывается зам­ кнутой крест-накрест металлической лентой.

Ящики и короба картонные в последние годы получили широ­ кое распространение для внешней упаковки и перевозки многих товаров. Ящики (короба) из гофрированного картона применяются для перевозки консервов в стеклянных и жестяных банках, замо­ роженных рыбопродуктов, яиц, различной продукции в тубах, та­ бачных изделий, кондитерских и макаронных изделий, сухих ово­ щей и фруктов, сыров, резиновой обуви, химикатов в стеклянных банках, электроламп и др.

Рис. 1. Ящичная упаковка:

— ящик дощатый с двумя планками для рыбы горячего копчения; б — ящик дощатый для

вина

в бутылках;

в — ящик фанерный для сливочного масла; г — ящик

фанерный

для

из­

делий

из ткани,

кожи, меха, войлока и стекла; д — ящик дощатый для

рафинада

в

пач­

ках; е — ящик дощатый для шарико- и роликоподшипников; о/с — ящик для мыла; з — ящик дощатый для зелени

Ящики из трехслойного гофрированного картона (рис. 2) при­ меняются для перевозки радиоприемников и телевизоров.

Ящики бумажные, цельнолитые, прессованные машинным спо­ собом, применяются для перевозки многих пищевых и парфюмер­ ных товаров.

Для укупорки ящиков из фибры и картона во Франции и Ф РГ применяют новую липкую ленту «сезаме», которая быстро и прочно сцепляется со всеми видами картона и фибры и отвечает высоким требованиям транспортирования.

Обрешетки — решеточные ящики — обычно служат для пере­ возки консервов в металлических и стеклянных банках, различ­ ных напитков в бутылках, свежих овощей и фруктов, рыбопро­ дуктов, облицовочных и кафельных плиток.

Кипы бывают следующих разновидностей:

прессованные, обшитые или не обшитые мешковиной, с обру­ чами проволочными или из полосового железа; в кипы упаковы­ вают хлопок, шерсть, джут, пеньку, солодковый корень, сено, сизаль и др.;

28


непрессованные, обшитые мешковиной или парусиной, с боко­ выми щитками, стянутые крест-накрест контрольными замкнуты­ ми лентами; в такие кипы упаковывают хлопчатобумажные ткани,

одежду, целлюлозу, бумагу, табак;

 

непрессованные, обшитые мешковиной,

без контрольных лент;

в них упаковывают очесы, паклю и другие

малоценные грузы.

Рис. 2. Ящик из гофриро­

Рис. 3. Тюк швейных

ванного картона

изделий

Тюки (рис. 3) обшивают тканью, рогожей или перевязывают канатом. Обычно в них упаковывают штучные грузы, которые

нельзя прессовать: подошвенную

кожу, ковры, меха,

волос, вату

и т. д.

в плетеные корзины

с ручками

Бутыли (рис. 4, а) помещают

или в ящики. В бутылях, плотно укупоренных пробками, перево­ зят жидкие кислоты (муравьиную, соляную, уксусную, молочную, фосфорную, щавелевую) и жидкие химикаты.

Рис. 4. Тара

для

жидких грузов:

 

а — бутыль стеклянная

для

кислот;

б — бочка

деревян­

ная для пива и вина;

в — железные

бочки для

горюче­

го, масел технических,

красок жидких, спирта

и лаков

Б аллоны металлические с герметическим колпаком на резьбе служат для перевозки газов (водород, кислород, ацетилен), кис­ лот и сжатого воздуха.

Бочки деревянные (рис. 4, б) служат для перевозки рыбопро­ дуктов, вина и напитков, смазочных материалов, сухих красок, гвоздей, различных солений, метизов.

29



Бочки ж елезные (рис. 4, в) и бидоны служат для перевозки нефтепродуктов (бензина, керосина, лигроина, мазута), различ­ ных масел, жидких красок и красителей, жидких химикатов, неко­ торых кислот, лаков, щелочей, спирта, смолы.

Барабаны (рис. 5) применяют для перевозки сухих химикатов, красок, гудрона, извести, карбида, а также лаков, масел и других жидкостей.

Мешки джутовые по состоянию ткани разделяются на четыре

категории. К морской

перевозке

мешковые

грузы

принимаются

в таре первой категории

(без следов починки)

с двойной ушивкой.

Некоторые грузы

(сахар, крупа)

требуют двойной

мешкотары.

 

 

 

 

В джутовых мешках чаще всего

 

 

 

 

перевозят

 

продовольственные

 

 

 

 

хлебные грузы и фураж.

 

 

 

 

 

 

Мешки бумажные

делают из

 

 

 

 

плотной

специальной

 

бумаги.

 

 

 

 

Каждый

мешок

состоит из 4—

 

 

 

 

6 оболочек, клееных

или

проши­

 

 

 

 

тых

по краям машинной строч­

 

 

 

 

кой.

Такие мешки

применяются

 

 

 

 

для перевозки цемента, сухих хи­

 

 

 

 

микатов,

сухих красок, мине­

 

 

 

 

ральных удобрений.

 

 

 

Обруч

 

 

 

 

Связки

бывают самого

разно­

Рис. 5. Тара для насыпных гру­

образного вида. Большей частью

в

связки

упаковывают

сортовые

зов:

 

 

а — фанерный барабан;

б — металли­

металлы, клепку,

рогожи, черенки.

ческий

барабан

 

 

В

последние

годы

все шире

 

 

 

 

применяются новые виды тары —

многооборотная

складная или

разборная

внешняя

тара.

Такая

тара при возврате ее поставщикам товаров разбирается или скла­ дывается в виде комплектов, что позволяет экономить средства на перевозку порожней тары.

В СССР применяются многооборотные дощатые и фанерные ' разборные ящики для перевозки всеми видами транспорта обуви и трикотажных изделий. Такие ящики рассчитаны на 15-кратную оборачиваемость; в разобранном виде их увязывают в пачки и перевозят в крытых вагонах и в трюмах судов.

Ящики оборудованы болтовым затвором и с упакованной в них продукцией пломбируются. Подвеска пломбы из мягкой прово­ локи пропускается через отверстия болтов затвора.

На изготовление тары и упаковочных материалов ежегодно-за­ трачиваются большие количества материалов: лесоматериалов, металла, бумажных многослойных мешков, тканей и др. Общие затраты на эти цели исчисляются десятками миллионов рублей. По отдельным отраслям промышленности расходы па тару и упа­ ковочные материалы значительно колеблются, что объясняется

различиями

условий сохранения продуктов и требований к таре

и упаковке,

а также различиями в стоимости самих товаров.

30