Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
Жесткая тара — это различные емкости, которые сохраняют свою форму (не деформируются и не разрушаются), будучи по рожними или с грузом, даже при сжатии давлением, обычно воз никающим при перевозках.
Полужесткая тара — представляет собой |
емкости, кото |
рые сохраняют свою форму, будучи порожними, |
не подвергаясь |
сжатию. |
|
Мягкая тара — тара, которая может сплющиться, если не будет внутреннего упора (распора).
В зависимости от назначения тары и характера ее укупорки
грузы |
различают: |
герметически |
укупоренные — когда требуется |
|
паронепроницаемая |
укупорка; эффективнозакрытые — когда |
тре |
||
буется |
укупорка, непроницаемая |
для жидкости: надеж нозакры |
||
тые — укупоренные |
таким образом, что сухое содержание не |
мо |
жет высыпаться из тары при обычных условиях перегрузки и транспортирования. Это минимальные требования для любой за крытой тары.
Грузы насыпью, навалом или в различной производственной (первичной) упаковке укладываются в транспортную тару вместе с упаковочными материалами: прокладочными, которые распола гаются между отдельными внутренними упаковками и между стен ками транспортной тары для предотвращения перемещения упа ковок внутри тары и смягчения ударов и сотрясений, и поглощ аю щими, которые при повреждении внутренних упаковок предотвра щают распространение содержащегося в них вещества или погло щают влагу воздуха, проникающую внутрь тары.
В зависимости от свойств товаров к материалам тары и упако вочным материалам предъявляются определенные требования: они должны быть влагонепроницаемыми — не пропускать влагу воз духа; водонепроницаемыми — не пропускать воду; прочными — не разрываться при нормальных условиях перевозки, перегрузки и хранения; плотными — не допускать просыпания сухого порошко образного вещества; инертными — не вступать в реакцию взаимо действия с веществом, содержащимся в упаковке.
Ящики — имеют много разновидностей (рис. 1). Изготовляют ящики из досок различных пород: сосны, ели, лиственницы, пих ты, кедра, липы и осины. Толщина боковых стенок, дна и крышки ящиков, в зависимости от массы груза и емкости самих ящиков, колеблется от б до 16 мм.
Вдощатые ящики малых размеров упаковывают дорогие тка ни, дорогие напитки в бутылках, посуду, инструмент, мелкие де тали, электроаппаратуру, музыкальные инструменты, предметы галантереи, рыбные изделия, консервы. На уголках должны быть угольники, с двух сторон опоясанные контрольными лентами, на ложенными поперек планок.
Вдощатые ящики крупных размеров упаковывают оборудова
ние, машины, электродвигатели, станки, крупные детали. Ящики с двух сторон и посередине опоясываются замкнутой контрольной лентой, наложенной поперек планок.
27
В ящики из фанеры упаковывают табак и табачные изделия, кондитерские изделия, обувь, трикотаж. На уголках должны быть металлические контрольные угольники, ящик опоясывается зам кнутой крест-накрест металлической лентой.
Ящики и короба картонные в последние годы получили широ кое распространение для внешней упаковки и перевозки многих товаров. Ящики (короба) из гофрированного картона применяются для перевозки консервов в стеклянных и жестяных банках, замо роженных рыбопродуктов, яиц, различной продукции в тубах, та бачных изделий, кондитерских и макаронных изделий, сухих ово щей и фруктов, сыров, резиновой обуви, химикатов в стеклянных банках, электроламп и др.
Рис. 1. Ящичная упаковка:
— ящик дощатый с двумя планками для рыбы горячего копчения; б — ящик дощатый для
вина |
в бутылках; |
в — ящик фанерный для сливочного масла; г — ящик |
фанерный |
для |
из |
делий |
из ткани, |
кожи, меха, войлока и стекла; д — ящик дощатый для |
рафинада |
в |
пач |
ках; е — ящик дощатый для шарико- и роликоподшипников; о/с — ящик для мыла; з — ящик дощатый для зелени
Ящики из трехслойного гофрированного картона (рис. 2) при меняются для перевозки радиоприемников и телевизоров.
Ящики бумажные, цельнолитые, прессованные машинным спо собом, применяются для перевозки многих пищевых и парфюмер ных товаров.
Для укупорки ящиков из фибры и картона во Франции и Ф РГ применяют новую липкую ленту «сезаме», которая быстро и прочно сцепляется со всеми видами картона и фибры и отвечает высоким требованиям транспортирования.
Обрешетки — решеточные ящики — обычно служат для пере возки консервов в металлических и стеклянных банках, различ ных напитков в бутылках, свежих овощей и фруктов, рыбопро дуктов, облицовочных и кафельных плиток.
Кипы бывают следующих разновидностей:
прессованные, обшитые или не обшитые мешковиной, с обру чами проволочными или из полосового железа; в кипы упаковы вают хлопок, шерсть, джут, пеньку, солодковый корень, сено, сизаль и др.;
28
непрессованные, обшитые мешковиной или парусиной, с боко выми щитками, стянутые крест-накрест контрольными замкнуты ми лентами; в такие кипы упаковывают хлопчатобумажные ткани,
одежду, целлюлозу, бумагу, табак; |
|
непрессованные, обшитые мешковиной, |
без контрольных лент; |
в них упаковывают очесы, паклю и другие |
малоценные грузы. |
Рис. 2. Ящик из гофриро |
Рис. 3. Тюк швейных |
ванного картона |
изделий |
Тюки (рис. 3) обшивают тканью, рогожей или перевязывают канатом. Обычно в них упаковывают штучные грузы, которые
нельзя прессовать: подошвенную |
кожу, ковры, меха, |
волос, вату |
и т. д. |
в плетеные корзины |
с ручками |
Бутыли (рис. 4, а) помещают |
или в ящики. В бутылях, плотно укупоренных пробками, перево зят жидкие кислоты (муравьиную, соляную, уксусную, молочную, фосфорную, щавелевую) и жидкие химикаты.
Рис. 4. Тара |
для |
жидких грузов: |
|
|
а — бутыль стеклянная |
для |
кислот; |
б — бочка |
деревян |
ная для пива и вина; |
в — железные |
бочки для |
горюче |
|
го, масел технических, |
красок жидких, спирта |
и лаков |
Б аллоны металлические с герметическим колпаком на резьбе служат для перевозки газов (водород, кислород, ацетилен), кис лот и сжатого воздуха.
Бочки деревянные (рис. 4, б) служат для перевозки рыбопро дуктов, вина и напитков, смазочных материалов, сухих красок, гвоздей, различных солений, метизов.
29
Бочки ж елезные (рис. 4, в) и бидоны служат для перевозки нефтепродуктов (бензина, керосина, лигроина, мазута), различ ных масел, жидких красок и красителей, жидких химикатов, неко торых кислот, лаков, щелочей, спирта, смолы.
Барабаны (рис. 5) применяют для перевозки сухих химикатов, красок, гудрона, извести, карбида, а также лаков, масел и других жидкостей.
Мешки джутовые по состоянию ткани разделяются на четыре
категории. К морской |
перевозке |
мешковые |
грузы |
принимаются |
|||||||||
в таре первой категории |
(без следов починки) |
с двойной ушивкой. |
|||||||||||
Некоторые грузы |
(сахар, крупа) |
требуют двойной |
мешкотары. |
||||||||||
|
|
|
|
В джутовых мешках чаще всего |
|||||||||
|
|
|
|
перевозят |
|
продовольственные |
|||||||
|
|
|
|
хлебные грузы и фураж. |
|
||||||||
|
|
|
|
|
Мешки бумажные |
делают из |
|||||||
|
|
|
|
плотной |
специальной |
|
бумаги. |
||||||
|
|
|
|
Каждый |
мешок |
состоит из 4— |
|||||||
|
|
|
|
6 оболочек, клееных |
или |
проши |
|||||||
|
|
|
|
тых |
по краям машинной строч |
||||||||
|
|
|
|
кой. |
Такие мешки |
применяются |
|||||||
|
|
|
|
для перевозки цемента, сухих хи |
|||||||||
|
|
|
|
микатов, |
сухих красок, мине |
||||||||
|
|
|
|
ральных удобрений. |
|
|
|
||||||
Обруч |
|
|
|
|
Связки |
бывают самого |
разно |
||||||
Рис. 5. Тара для насыпных гру |
образного вида. Большей частью |
||||||||||||
в |
связки |
упаковывают |
сортовые |
||||||||||
зов: |
|
|
|||||||||||
а — фанерный барабан; |
б — металли |
металлы, клепку, |
рогожи, черенки. |
||||||||||
ческий |
барабан |
|
|
В |
последние |
годы |
все шире |
||||||
|
|
|
|
применяются новые виды тары — |
|||||||||
многооборотная |
складная или |
разборная |
внешняя |
тара. |
Такая |
тара при возврате ее поставщикам товаров разбирается или скла дывается в виде комплектов, что позволяет экономить средства на перевозку порожней тары.
В СССР применяются многооборотные дощатые и фанерные ' разборные ящики для перевозки всеми видами транспорта обуви и трикотажных изделий. Такие ящики рассчитаны на 15-кратную оборачиваемость; в разобранном виде их увязывают в пачки и перевозят в крытых вагонах и в трюмах судов.
Ящики оборудованы болтовым затвором и с упакованной в них продукцией пломбируются. Подвеска пломбы из мягкой прово локи пропускается через отверстия болтов затвора.
На изготовление тары и упаковочных материалов ежегодно-за трачиваются большие количества материалов: лесоматериалов, металла, бумажных многослойных мешков, тканей и др. Общие затраты на эти цели исчисляются десятками миллионов рублей. По отдельным отраслям промышленности расходы па тару и упа ковочные материалы значительно колеблются, что объясняется
различиями |
условий сохранения продуктов и требований к таре |
и упаковке, |
а также различиями в стоимости самих товаров. |
30