Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Удельный вес стоимости тары в цене товаров довольно высок, он составляет в среднем 5— 10% к стоимости упакованного про дукта, а нередко и превышает ее, как, например, молоко, мине ральная вода.
При разработке и подборе образцов тары и способов упаковки производители руководствуются соображениями экономичности тары и необходимости сохранения продукта. Прежде всего тара должна иметь минимальную массу и максимально полезный объ ем. Показателем массы тары является коэффициент полезной мас
сы упаковки (нетто) а, равный отношению массы |
нетто ти к |
массе брутто всей упаковки тб Р: |
|
а = |
(1) |
тбр |
|
Показателем объема тары является коэффициент полезного объема тары у» равный отношению внутреннего объема тары Vt к внешнему объему V:
т = |
(2) |
Улучшение приведенных показателей тары имеет важное зна чение для снижения транспортных расходов за счет уменьшения массы перевозимой тары и увеличения ее полезного объема. Чем больше коэффициент полезной массы упаковки и чем больше ко эффициент ее полезного объема, тем больше масса полезного гру за нетто. В таких случаях тара может быть наиболее экономич ной, так как улучшается использование грузоподъемности перево зочных средств и снижаются затраты на тару.
Себестоимость изготовления и эксплуатации тары 5 за весь период ее службы должна быть минимальной:
5 = М .РД+Р»+Л 5 |
(3) |
ап
где P t — стоимость тары одного грузового места, руб.;
Р2 — стоимость ремонта тары, руб.;
Р3 —•провозная плата за обратную перевозку многооборотной
тары, руб.;
Р4 — стоимость очистки многооборотпой тары, руб.;
а— коэффициент полезной массы упаковки;
п— число оборотов одного места тары.
Из этого выражения видно, что расходы по таре тем меньше, чем больше коэффициент полезной массы и чем больше число оборотов тары.
Среди действующих видов тары к многооборотной можно от нести винные дубовые бочки, металлические бочки, усиленные обручами. Малооборотиыми являются джутовые мешки — их обо рачиваемость 3—4 раза, а также ограниченный перечень ящичной тары с оборотом 2—3 раза.
31
Изготовление многооборотной тары обходится дороже, чем обычной. Однако это удорожание полностью окупается увеличени
ем оборота тары.
Вопросы сохранности товаров решаются путем выбора наибо лее эффективных видов внутренней тары, упаковочных материа
|
|
|
|
лов, внешней тары, а также |
||||
|
|
|
|
способов крепления изделий |
||||
|
|
|
|
во внешней таре. |
|
|||
|
|
|
|
Упаковочные материалы, |
||||
|
|
|
|
применяются |
для |
предохра |
||
|
|
|
|
нения товаров, уложенных в |
||||
|
|
|
|
транспортную тару, от по |
||||
|
|
|
|
падания влаги и пыли, от |
||||
|
|
|
|
просыпания |
содержимого, а |
|||
|
|
|
|
также в качестве амортиза |
||||
|
|
|
|
торов. Они разделяются на |
||||
|
|
|
|
изолирующие, |
амортизирую |
|||
|
|
|
|
щие и поглощающие мате |
||||
|
|
|
|
риалы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
качестве |
изолирующих |
||
|
|
|
|
материалов |
|
применяются |
||
|
|
|
|
различные виды бумаги: па |
||||
|
|
|
|
рафинированная, |
пергамин, |
|||
|
|
|
|
пергамент, |
|
подпергамент, |
||
|
|
|
|
битумированная, |
дегтевая, |
|||
|
|
|
|
оберточная, мешочная и др. |
||||
|
|
|
|
Эффективным |
изолирую |
|||
Рис. 6. Амортизирующие упаковочные про |
щим |
материалом |
является |
|||||
фольга толщиной |
от 0,1 до |
|||||||
|
|
кладки: |
|
0,002 |
мм, |
изготавливаемая |
||
а — простая; |
|
— с воздушной |
прослойкой; в — |
|||||
б |
из меди, свинца, |
алюминия, |
||||||
вкладыши; |
г — плоские складные; д — угловые |
|||||||
складные; |
е — распорка; |
ж — решетка |
олова и нержавеющей стали. |
Фольга может склеиваться с бумагой, картоном, фиброй и другими материалами, чем достига ется надежная герметичность упаковки пищевых продуктов, вос приимчивых к посторонним запахам, таких, как чай, кофе, табак и др.
Для погашения ударных, вибрационных нагрузок, вредно отра жающихся на упакованных изделиях, применяются амортизирую щие материалы. Наиболее распространенными для упаковки пи щевых, парфюмерных, косметических, медицинских товаров явля ются амортизирующие прокладки из гофрированного картона в виде штамповок, прокладки с воздушной прослойкой, вкладыши различных форм (рис. 6).
Для защиты особо чувствительных и хрупких предметов, точ ных приборов, а также тщательно обработанных, отшлифованных поверхностей машин и оборудования применяются текстильные материалы: войлок, резина, вата, хлопок, отходы волокнистые, ткани тарные, паковочные древесные стружки.
32
Пенопластовые прокладки, обладая упругими свойствами, яв ляются хорошим амортизирующим подстилочным и прокладочным материалом для упаковки инструментов, точных приборов, стекла, фарфора. ,
Иногда пенопластам из полистирола и полиуретана придается форма, соответствующая конфигурации упаковываемого товара. В этом случае пенопласт плотно охватывает изделие, предохраняя его от поломок.
В качестве амортизирующих упаковочных средств применяют пневматические подушки, изготавливаемые из прочных воздухо непроницаемых пластических материалов. Такие подушки снаб жены вентилем с обратным клапаном и вставляются в порожнем виде между грузом и стенками жесткой тары, а затем постепенно накачиваются воздухом. Давление воздуха в подушках может быть различно в зависимости от характера груза. Подушки, соеди ненные между собой листами пластического материала и липкими лентами, могут образовать амортизирующую и одновременно вла гонепроницаемую оболочку, предохраняющую упакованные пред меты от проникновения паров воздуха.
Для упаковки тюков, кип, связок металла, мелких труб, а так же для контрольных лент ящичной тары применяют отожженную проволоку или металлическую ленту. В последнее время для этих целей применяется более эффективная полипропиленовая упако вочная лента. Преимущество полипропиленовой ленты по срав нению со стальной лентой или проволокой проявляется в том, что она хорошо противостоит ударам, при растяжении не обрывается и, возвращаясь в свое прежнее состояние, не удлиняется; она лег че металла в 5—5,5 раза.
Поглощающие упаковочные материалы применяются для по глощения избыточных паров воздуха, проникающего внутрь упа ковок, или для предупреждения распространения внутри упаковки жидкостей, вытекающих из поврежденных внутренних упаковок. К таким материалам относятся активированный уголь, силика гель, обладающие высокой гигроскопичностью, и другие материа лы, легко впитывающие влагу.
Внутренняя тара служит для различных целей. Прежде всего она является первичной емкостью, содержащей жидкости, порош ки, изделия и другие продукты; является средством и мерилом для расфасовки продуктов со стандартной массой; она обеспечи вает изоляцию продуктов, деталей или частей механизмов от сте нок наружной тары и тем самым предохраняет товары или кон сервированные покрытия различных изделий от повреждений, по падания влаги и водяных паров. Внутренняя тара также играет роль амортизатора, предохраняя изделие от перемещений и смягчая возможные удары о стенки наружной тары и изделий друг о друга.
Внутренняя тара применяется из картона, металла, стекла и полимерных материалов. Картонная тара в виде ящиков приме няется для крупных изделий, мелкие ящики и коробки — для раз
3 Б . Г . П риходько |
33 |
личных продуктов и небольших изделий. В металлическую и стек лянную тару упаковывают изделия, нуждающиеся во влагонепро ницаемой таре. Внутренняя тара из полимерных пленок (чехлов) применяется при перевозке изделий в тропики для защиты их от проникновения в упаковку воздуха с повышенным содержанием влаги, солей, сернистого газа, а также песчаной пыли.
Изделия, уложенные в металлическую оболочку, закрепляют путем заполнения свободного пространства мягкими амортизирую щими прокладками из полихлорвинилового пластиката или про питанной в парафино-церезиновом составе древесной стружки, обернутой парафинированной бумагой, и др. Для осушивания оболочки на каждый литр воздуха берут 3 г силикагеля.
Изделия упаковывают в полимерный чехол непосредственно после консервации, а если она не производилась, то после тщательной протирки окрашенных поверхностей изделия уайтспиритом. Подвешиваются также мешочки с влагопоглотителем (силикагелем).
Для защиты от коррозии изделий больших размеров — раз личных машин, автомобилей, аппаратов, станков и т. д. при пере возке их в тропики или при хранении в течение длительного вре мени применяется герметическая оболочка «кокон».
Эта оболочка защищает изделие от непосредственного проник новения влаги и позволяет поддерживать определенную влаж ность воздуха (не выше 60% ), находящегося внутри оболочки, путем применения силикагеля.
Такое покрытие представляет собой многослойную пленку, из готовленную путем распыления специальных перхлорвиниловых
материалов на каркас из марли и тесьмы, предварительно натяну тых на изделие.
Внешняя тара имеет назначение обеспечить полную сохран ность продуктов или нормальное техническое состояние изделий, внутренней упаковки и применяемых средств консервации в усло виях перевозки на всех видах транспорта и при многочисленных перевалках с одного вида транспорта на другой.
Внешняя тара должна обеспечивать надежную изоляцию из делия от проникновения воды, 'особенно при транспортировании в страны с тропическим климатом; удобство обращения с ящиками при упаковке продукции и при погрузочно-разгрузочных работах, выполняемых вручную и с применением грузоподъемных механиз мов; повышенную прочность ящиков, особенно предназначенных для морских перевозок продукции.
Внешняя тара для различных товаров подбирается в соответ ствии^ с физико-химическими свойствами товаров, видами внут ренней тары и условиями транспортирования грузов.
Внутренняя тара укрепляется соответствующими способами п средствами во внешней таре. Футляры, коробки с упакованными изделиями укладываются в ящик, выстланный в необходимых случаях внутри водонепроницаемой бумагой, пленкой или тканью. Пространство между стенками ящика и наружными стенками ко
34
ки картонные для продовольственных продуктов и др. Стремле ние к созданию образцов такой внешней тары обусловливается необходимостью повысить эффективность тары, т. е. уменьшить относительную массу и снизить стоимость ее изготовления и рас ходы по упаковке грузов, а также улучшить ее надежность. Это му способствует освоение химической промышленностью и расши рение производства новых материалов, различных пластических масс. Все шире применяются пластмассы в качестве конструкцион ного материала для изготовления внешней (транспортной) тары, контейнеров и внутренней тары и упаковки.
Высокая эффективность различных пластмасс обусловливается их малой плотностью, коррозионной устойчивостью к большинству агрессивных веществ. Пластмассы не уступают по прочности дру гим материалам. Так, например, толстостенные полиэтиленовые баки вместимостью 2300 л имеют собственную массу 91 кг.
Из полиэтилена высокого давления изготавливают баки, боч ки, ящики, контейнеры для перевозки овощей, фруктов, рыбы, мя са, химикатов, предметов косметики и др. Из полиэтилена низко го давления делают баки и бочки для перевозки нефтепродуктов, пива, жиров и других жидких грузов.
Для упаковки жирных и маслянистых пищевых продуктов ши роко используются картонные коробки и барабаны, облицованные различными пластмассовыми пленками — поливинилхлоридом, со полимерами, полиэтиленом, полипропиленом, нейлоном и др.
Специально изготавливаемые пластмассы могут приобретать одновременно ряд важных свойств, необходимых для сохранения товаров: прочность, хорошую изоляцию и амортизацию.
В Англии для перевозки замороженных пищевых продуктов применяют контейнеры вместимостью 12 т из усиленной пласт массы с изоляционным слоем из пенополиуретана. Температура внутри контейнера длительное время не превышает 0° С. Изоля ционный слой полиуретана, располагаемый в виде прокладки между двумя слоями пластмассы, вспенивают, что способствует прочному сцеплению этих двух материалов и снижает теплопро водность стенок контейнера примерно на 30%.
В США значительное распространение получила пенополисти роловая теплоизоляция для упаковки медицинских препаратов и скоропортящихся продуктов. Пенополистирол обладает малой теплопроводностью и хорошими демпфирующими свойствами (успо каивает или гасит колебания и вибрации), что позволяет созда вать изотермические упаковки. Из полистирола формуют контей неры и коробки, которые затем для перевозки помещают в наруж ные защитные коробки из гофрированного картона. По мнению специалистов, новая упаковка получит дальнейшее распростране ние для хранения и транспортирования замороженных пищевых продуктов без применения холодильного оборудования. Пенопо листироловые контейнеры применяются также для транспортиро вания овощей, ягод и фруктов в холодные районы без использо вания обогреваемых транспортных средств.
36