Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
В Нидерландах применяется новый вид упаковки охлажденных пищевых продуктов, свежих овощей и др. Упак<$вка изготовляется из особой пенообразной массы, помещенной в пластмассовые ко робки. Масса насыщается холодом в камерах глубокого замора живания и сохраняет температуру —18° С в течение четырех дней при температуре воздуха +40° С.
Таким образом, рационально подобранная тара и другие сред ства упаковки являются важнейшим средством сохранения каче ства товаров. Эти средства непрерывно совершенствуются на ос нове использования все новых достижений науки и техники и расширения специализированного их производства.
В текущей пятилетке в СССР будут разработаны и осуществле ны мероприятия по проектированию, специализированному про изводству и рациональному использованию новой экономичной тары для всех отраслей народного хозяйства.
§ 8. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТАРЫ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Тара грузов, перевозимых всеми видами транспорта, должна находиться в хорошем состоянии —г быть транспортабель ной. Характеризуя состояние экспортных грузов при хорошем состоянии тары, говорят, что данный груз «экспортабелен», т. е. тара и внешнее оформление соответствуют требованиям, предъяв ляемым к экспортным грузам.
Во всех случаях перевозки грузов морем к таре предъявляют ся повышенные требования.. Они вытекают из особых условий мор ских перевозок: многократные перевалки, складирование в трю мах различных грузов на большую высоту; возможность возникно
вения |
во время |
шторма чрезмерных нагрузок от сдвига, |
навала |
и т. п. |
|
|
|
В |
практике |
сдачи грузов клиентуре или передачи их |
с одно |
го вида транспорта на другой у сдающей или принимающей сто роны могут возникнуть разноречивые толкования о том, какое состояние тары считать транспортабельным. Поэтому при опре делении состояния упаковки груза надо руководствоваться суще ствующими стандартами.
Ниже приведены основные условия и содержания стандартов на тару и упаковку грузов.
Конструкция тары. В Государственных стандартах подробно описаны размеры отдельных конструкционных частей тары, спо собы сборки ящиков или ушивки мягкой тары. Установленные стандарты на тару предусматривают способность ее выдержи вать различные нагрузки при транспортировке и устранить всякие условия, способствующие порче содержимого или доступу к нему.
О днообразие расфасовки. Для каждого вида груза установле ны определенные конструкция, вес и емкость тары. Эти стороны стандартов предусматривают снижение издержек по таре, упро щение способов проверки массы груза и грузового учета, возмож ность максимального использования складов и перевозочных
37
средств, внедрение наилучших захватных приспособлений. Масса тары имеет большое значение для облегчения труда портовых ра
бочих.
Стандартность материала и контрольных уголков и лент. Ма териал для упаковки груза должен быть определенного вида и качества, иметь контрольные ленты или уголки из установленного материала и указанных размеров. Точное расположение контроль ных лент на внешней таре дает возможность установить следы по чинки тары или проникновения к содержимому и хищения.
Стандартность маркировки. Правильная маркировка имеет чрезвычайно важное значение для качественной и быстрой пере валки грузов, избежания утери товарных мест, улучшения скла
дирования и грузового учета.
Знание основных признаков стандартности (транспортабель ности) тары помогает безошибочно установить возможность при ема грузов транспортной организацией и в значительной мере об легчает процесс приема.
Вслучае особо тяжелых условий транспортирования грузов Государственными стандартами и Техническими условиями пре дусматриваются повышенные требования к таре.
Вподавляющем большинстве грузы следуют в отдаленные районы в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Вжелезнодорожных вагонах, перемещаемых на большие расстоя ния, тара и упаковка испытывают чрезмерную тряску и толчки. На морских судах они подвергаются большим напряжениям от сдвига грузов при качке судов в тяжелых штормовых условиях. Кроме того, следуя в смешанных сообщениях, грузы подвергаются многократным перевалкам, в результате чего ослабляется проч ность и плотность тары, нарушается герметичность укупорки и т. п. Наконец, районы Арктики и Крайнего Севера отличаются небла гоприятными климатическими условиями: повышенной влажно стью воздуха в весенне-летнее время, частыми осадками, резкими переменами температуры и особенно низкими температурами в осенне-зимнее время. Для обеспечения сохранности грузов, на правляемых в Арктику, на Крайний Север и в отдаленные районы, изданы особые Технические условия на тару. В них представлен достаточный перечень товаров, перевозимых в указанные районы.
§9. МАРКИРОВКА ГРУЗОВ
В сфере обращения постоянно находится огромная масса различных товаров, которые передаются с одного вида транспорта на другой, следуют в различные адреса и различным получателям. Для того чтобы отличить одну партию грузов от другой и установить принадлежность каждого грузового места к той или иной партии, требуется специальное внешнее оформление грузов, так называемая маркировка.
Физико-химические и другие свойства отдельных товаров (огне опасных, едких, ядовитых, боящихся солнца, влаги, хрупких и др.)
38
оказываются скрытыми за внешней транспортной упаковкой. Для того чтобы определить наиболее эффективные способы и меры обращения с такими грузами, обеспечивающими их сохранность при перевозке, хранении и перевалке, требуется так называемая специальная маркировка, предупреждающая об особых свойствах товаров.
Маркировкой называется нанесение надписей и условных зна ков на грузовые места, перевозимые транспортом. По маркировке легко установить связь между самим грузом и сопровождающими его транспортными документами, а также различить одну партию груза от другой.
При наличии маркировки легко установить пункт отправления и назначения груза, отправителя и получателя, количество грузо вых мест в партии и их массу, а также способ обращения с гру зом в пути следования и в пунктах перевалки.
Маркировку наносят на грузовые места красками, тиснениями или выжиганием. Если грузовые места маркировать нельзя, к ним прикрепляют ярлыки (бирки) с маркой. Маркировка должна быть ясной, устойчивой (не должна стираться, расплываться от влаги) и не должна портить груз. Грузовые места с продуктами питания запрещается маркировать краской, разведенной керосином или скипидаром. Для ускорения маркировки рекомендуется применять трафареты, изготовленные из жести и картона, или штампы с на бором цифр, изготовленных из резины.
В железнодорожных сообщениях все места данной грузовой партии маркировать не обязательно. При перевозке же морским, речным транспортом или в смешанном сообщении каждое место должно иметь марку. Необходимость маркировать каждое грузо вое место обусловлена большим количеством партий с однород- / ной структурой груза, следующих в одном трюме судна.
Таким образом, маркировка является своего рода «именем» каждого грузового места, зарегистрированным в коносаменте . или накладной. Такая двойная тождественная регистрация мар кировки (в провозном документе и на каждом товарном месте) способствует тому, что выдача грузов получателям производится строго в соответствии с документами.
Маркировка бывает товарная, отправительская, транспортная и специальная.
Товарная маркировка наносится на внутренние упаковки изго товителем товара. Этой маркировкой обозначают название, тип, сорт, артикул или цвет товара, дату выпуска и номер стандарта, знак качества и т. п.
Товарная маркировка предназначена исключительно для тор говых организаций и покупателей.
Отправительская маркировка наносится на внешней таре от правителем до предъявления груза к перевозке. Она должна со держать следующие данные:
а) в числителе — номер места .и знаки отправителя, в знамена теле— число мест в данной партии груза;
39
б) наименование отправителя;
в) название пункта отправления; г) название пункта назначения; д) наименование получателя.
В прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении или прямом водном сообщении, кроме пункта назначения, должен быть указан пункт перевалки.
Ниже приведены образцы маркировки:
|
|
ч |
20 Д |
|
|
^ |
50 |
б) |
Чаеразвесочная фабрика |
б) |
Химсбыт |
в) |
№ 1 |
в) |
Москва |
Одесса |
г) |
Южно-Сахалинск с пере |
|
г) |
Новороссийск |
д) |
валкой в Находке |
д) |
Горпищеторг |
Горпромторг |
Транспортная маркировка наносится на транспортной таре пор том или станцией отправления независимо от наличия отправи
тельской маркировки. В |
числителе |
проставляется порядковый но |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
мер, за которым отправка |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
была |
принята |
к |
перевозке |
|||
|
|
|
|
^ • Боит ся |
по |
книге |
отправления, а в |
||||||
| |
Верх |
|
знаменателе — (число |
мест |
|||||||||
|
^ 1 X 3 |
|
сырости, |
||||||||||
|
|
данной отправки. При пере |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
f |
] Осторожна, стекло |
JSI |
|
Боится |
возке грузов в прямом вод |
||||||||
р ^ |
ломкое, хрупкое |
|
|
|
холода |
ном или прямом смешан |
|||||||
|
|
|
|
Q r jlr n |
|
Боит ся |
ном железнодорожно-водном |
||||||
|
|
не кантовать |
|
|
сообщении в пунктах переда |
||||||||
|
|
|
1 1 \ Ш |
|
тепла |
||||||||
|
|
|
• р ^ / |
|
Боит ся |
чи |
груза |
с |
одного |
вида |
|||
Ж |
ж ивност ь |
|
транспорта на другой дейст |
||||||||||
| |
| |
|
-7чиг__ |
свет а |
вует |
транспортная марки |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
\|/ |
. |
|
i |
|
Здесь |
ровка |
станции |
или |
порта |
|||
^ к р ю к а м и не брать |
|
открывать |
отправления. |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
J v |
|
Здесь |
ка, |
Специальная |
маркиров |
||||
|
+ ИТ Здесь центр |
^ |
^ |
поднимать |
наносимая |
на |
грузовые |
||||||
|
ц т яж ест и |
места отправителем, преду |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
преждает об особых свойст |
||||||
|
|
8. Ярлыки специальной |
|
вах |
содержимого |
грузового |
|||||||
Рис. |
маркировки |
места или о способе обра |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
щения с грузом в |
пути сле |
дования. Специальная маркировка является как бы наглядным пособием для складских работников, портовых рабочих и судовой администрации, определяющим где и как можно складывать гру зы и как обращаться с ними при перегрузке. На рис. 8 приведены образцы специальной маркировки различных грузов. На рис. 9
(см. вклейку) показана специальная маркировка опасных грузов.
40