Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 1

Скорость работы на различных сельскохозяйственных операциях

Вид работы

Пахота

Лущение дисковыми орудиями

Боронование зубовыми боронами Культивация подрезающими ла­ пами

Обработка дисковыми орудиями

Прикатывание

Посев:

зерновых и зернобобовых кукурузы квадратно-гнездо­ вой

Внесение удобрений туковыми сеялками Посадка картофеля квадратногнездовая

Ротационное мотыжение всходов Междурядная культивация ку­ курузы

Рыхление междурядий Кошение рядковыми жатками в

валки

Уборка:

трав на сено кукурузы комбайном

кукурузы на силос

Противоэрозионные работы: глубокорыхлнтелями КПГ-250, КПГ-2,2 культиваторами - плоскореза­ ми КПП-2,2

культиваторами КПЭ-3,8 культиваторами штанговыми КШ-3.6М

боронами игольчатыми БИГ-3 лущильниками со сфериче­ ски-игольчатыми дисками ЛДГИ-10 сеялками-культиваторами СЗС-2.1М

Снегозадержание

 

 

Скорость

движения,

км/ч

 

 

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е . Скорости:

 

яшш

применявшиеся;

х//<у/(А

внедренные;

|

і

рекомендуемые.



ворительное качество обработки почвы на скоростях до 12 км/ч, а также скоростные сеялки, обеспечивающие удовлетворительное качество сева на скоростях 12— 14 км/ч.

Характер изменения основных показателей работы скоростных сельскохозяйственных машин с повышением скорости движения такой же, как серийных. Например, увеличение скорости движения на 1 км/ч на вспашке вы­ зывает увеличение тягового сопротивления на 3—4%. Тяговое сопротивление зерновых сеялок при увеличении скорости движения на 1 км/ч возрастает на 1 —1,5%. Менее интенсивно увеличивается тяговое сопротивление сельскохозяйственных машин, рабочие органы которых, воздействуя на почву, перемещают лишь небольшое ее количество (катки, сеялки и т. д.). Почти не увеличива­ ется тяговое сопротивление сельскохозяйственных ма­ шин, не перемещающих почву (жатки, зерноуборочные и силосоуборочные комбайны, разбрасыватели удобре­ ний и др.).

С повышением рабочих скоростей изменяются усло­ вия работы сельскохозяйственных машин, так как сокра­ щается время взаимодействия рабочих органов со сре­ дой (почвой, растениями). Так, с повышением скоростей движения уборочных агрегатов необходимо увеличить скорость движения ножей, цепей теребильных аппара­ тов, число оборотов мотовила и т. д. На скоростях дви­ жения свыше 12 км/ч возможна работа жатки без мо­ товила. В этом случае ножевые сегменты ударяют по основаниям стеблей с силой, достаточной для их пово­ рота на платформу. На повышенных скоростях могут быть использованы режущие аппараты с возвратно-по­ ступательным движением ножа, в частности беспальце­ вые двухпробежные аппараты, которые срезают стебли, в меньшей мере отгибая их, и позволяют снизить коле­ бания жатки. Однако для увеличения скорости резания все более настоятельной становится необходимость за­ мены их ротационными или другими аппаратами с не­ прерывным движением ножа.

Конструкция скоростных сельскохозяйственных ма­ шин и агрегатов должна обеспечить снижение непроиз­ водительных затрат времени при выполнении технологи­ ческого процесса на повышенных скоростях. Для этого на сельскохозяйственных машинах применяют подшип­ ники с сезонной смазкой, используют усовершенствован-

ные способы регулирования, а также механизмы, не тре­ бующие частых регулировок, улучшающие устойчивость работы машин и уменьшающие забивание рабочих ор­ ганов растительными остатками.

Большое значение имеет повышение надежности от­ дельных узлов и деталей, а также всей машины в целом, поскольку с повышением скорости уменьшается количе­ ство используемых агрегатов и, следовательно, увели­ чивается выработка на каждую сельскохозяйственную машину. Например, скоростные плуги ПЛН-3-35 и ПЛН-5-35 имеют только одну точку ежесменной смаз­ ки. Конструктивные новшества, примененные при раз­ работке этих плугов (штампованные стойки, увеличен­ ные расстояния между корпусами, отсутствие распорок внутри рамы и более высокое расположение ее), способ­

ствуют более устойчивой

работе и уменьшают забива­

ние плуга растительными

остатками.

В зерновых сеялках

СЗ-3,6 значительно сокращено

количество точек ежесменной смазки. Предусмотрена возможность использования сеялок СЗП-3,6 в эшелони­ рованных и шеренговых агрегатах. С повышением рабо­ чих скоростей большое значение будет иметь сокраще­ ние затрат времени на повороты агрегата. Путь на по­

воротах

может составлять 8—10% от всего пути

агрегата,

пройденного на гоне, а на коротких гонах —

до 40%.

Вопрос о значительном сокращении времени

на повороты при повышенных рабочих скоростях требу­

ет

разрешения. Должны

быть изучены различные пути,

в частности возможность

применения

челночно-реверсив-

ного способа движения.

 

 

 

 

 

 

Применение сцепок на самоустанавливающихся ко­

лесах

позволит снизить

затраты

времени на

поворот

в 1,5—3 раза за счет сокращения

пути поворота в 2

ра­

за

и

повышения скорости поворота

в 1,5

раза

(до

10км/ч).

ДЛ Я сокращения затрат времени на составление на­ весных агрегатов используются сцепки типа «Аккорд». Большое внимание уделяется сокращению затрат време­ ни на перестроение широкозахватных агрегатов и от­

дельных машин из рабочего положения в транспортное и наоборот. Так, затраты времени на перестроение гид-

рофицированного лущильника ЛДГ-10 не

превышают

0,35 чел.-ч, в то время как на перестроение

лущильника

ЛД-10 необходимо 15 чел.-ч.

 


Энергетические и агротехнические показатели экспе­ риментальных образцов скоростных сельскохозяйствен­ ных машин. Одним из основных требований, предъявляе­ мых к скоростным сельскохозяйственным машинам, яв­

ляется сохранение энергозатрат на уровне,

характер­

ном для работы на принятых

в

настоящее

время ско­

ростях.

 

 

 

 

На протяжении

ряда

лет

В ИМ,

ВИСХОМ,

К Н И И Т И М , СКВ З О Р

и Алтайсельмаш проводят срав­

нительные испытания стандартных, серийных и экспери­ ментальных скоростных корпусов в целях выбора па­ раметров корпуса, пригодного для работы с энергона­

сыщенными

тракторами

на

скоростях

9—12

км/ч.

_ Корпус

для работы

на

скоростях

9—12

км/ч имеет

лемешно-отвальную поверхность с наклонными образую­ щими. Построение лемешно-отвальной поверхности это­ го корпуса проводится по двум направляющим кривым, расположенным в плоскостях, перпендикулярных к лез­ вию лемеха. Каждая направляющая кривая поверхности корпуса получена последовательным сопряжением дуг трех окружностей.

По результатам испытаний хорошие агротехнические

показатели работы

сравниваемых корпусов

получены

в следующем диапазоне скоростей, км/ч: 4—7

(К-35),

6—9 (КС-11), 8—12

(КСЭ-01 и КСЭ-21). Средняя опти­

мальная агротехническая скорость корпуса К-35—6 км/ч; КС-11—8 км/ч и КСЭ — 10 км/ч.

Сравнение удельных тяговых сопротивлений испытан­ ных корпусов в агротехнически допустимых диапазонах скоростей показало, что наименьшее тяговое сопротивле­

ние в диапазоне 7—12

км/ч

имеет

экспериментальный

скоростной корпус КСЭ-21.

 

 

 

Удельное сопротивление

скоростного корпуса КСЭ-21

на скоростях 9—12

км/ч такое же, как стандартного К-35

на скоростях

4—7

км/ч

и

серийного КС-11

на скоро­

стях 7—9 км/ч (рисунок).

 

 

 

 

Агротехническую и энергетическую оценку культива­

торов КСО-3,

КСО-4

и

КПГ-4

проводили

совместно

ВИМ, ВИСХОМ, К Н И И Т И М и СКВ по культиваторам и сцепкам на скоростях 5—12 км/ч при глубине обра­ ботки 10—12 см. Результаты показали, что все культи­ ваторы обеспечивают устойчивую заданную глубину об­ работки по ходу движения и ширине захвата, а также полное подрезание сорняков.


 

Самым

энергоемким

из

 

 

 

 

испытанных

с

боронами

и

 

 

 

 

без

борон оказался культи­

 

 

 

 

ватор КСО-3 шириной за­

 

 

 

 

хвата

4

м,

имеющий

пру­

 

 

 

 

жинные

стойки

стрельчатых

 

 

 

 

лап,

жестко

 

закрепленных

 

 

 

 

на

раме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименее

 

 

энергоемок

 

 

 

 

культиватор КСО-4 со скоро­

Зависимость

удельного сопро­

стными стрельчатыми

лапа­

тивления К плужных

корпусов

ми;

тяговое

сопротивление

от

скорости

V (по

данным

 

П. Н. Бурченко).

его при скоростях

движения

 

 

 

 

 

9—11

км/ч равно

тяговому

 

 

 

 

сопротивлению

серийного

культиватора

КПГ-4,

рабо­

тающего на скоростях 6,5—9 км/ч.

 

 

 

 

Скоростные стрельчатые лапы имеют такую же ши­

рину захвата, как и серийные

(270 и 330 мм), но отли­

чаются от них углами раствора

(72°),

подъема

груди

{13°)

и крошения

(23°). У серийных лап эти углы

равны

соответственно 65, 16 и 28°.

 

 

 

 

Агротехнические и энергетические испытания зерно­ вых сеялок СЗ-3,6, СЗУ-3,6 и СЗП-3,6 проводил ВИМ совместно с ВИСХОМом и ГСКТБ по посевным маши­ нам. Экспериментальные сеялки работали на скоростях 6—15 км/ч, серийные СУК-24А, СУБ-48В и СЗП-24 — на скоростях 6—9 км/ч.

Результаты испытаний позволили сделать следующие выводы.

Тяговое сопротивление сеялки СЗ-3,6 на скоростях 6—13 км/ч ниже тягового сопротивления СУК-24А на скоростях 6—9 км/ч (соответственно 410—470 кг и 500— 540 кг) .

При работе на скорости 13 км/ч тяговое сопротивле­ ние сеялки СЗ-3,6 приблизительно равно тяговому со­ противлению сеялки СУК-24А, работающей на скорости 6 км/ч (500 кг) .

Тяговое сопротивление сеялки СЗУ-3,6 на скоростях 6—13 км/ч приблизительно равно тяговому сопротивле­ нию СУБ-48В на скоростях 6—9 км/ч (соответственно 455—510 и 469—491 кг) . Тяговое сопротивление сеялки СЗП-3,6 на скоростях 6—13 км/ч несколько выше тягово­ го сопротивления сеялки СЗП-24 на скоростях 6—9 км/ч (соответственно 445—535 и 465—475 кг) .