Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

регатов, как сеялочные, культиваторные и прикатываю­ щие, в транспортное положение не может быть осуществ­ лен одним трактористом, а требует целой бригады меха­ низаторов. В связи с этим не рекомендуется в настоящее время переводить широкозахватные агрегаты в транс­ портное положение при переездах с поля на поле в преде­ лах отделения. Весьма удачными для перевода в транс­ портное положение являются конструкции бороновальной сцепки СГ-21 и дискового лущильника ЛДГ-15.

Опыт использования скоростной техники показал,что на всех основных видах работ в Ростовской области це­ лесообразно применять групповую работу агрегатов, ко­ торая позволяет повысить сменную выработку за счет оперативного технического обслуживания и хозяйствен­ ного обеспечения агрегатов, сократить потребность в транспортных средствах на посеве и уборке, уменьшить потребность в обслуживающем персонале и в более ко­ роткие сроки заканчивать работы на отдельных полях.

В целях сокращения затрат времени технические ухо­ ды за агрегатами должны выполняться специализирован­ ными бригадами мастеров-наладчиков с использованием современных средств механизации передвижных агре­ гатов и стационарных пунктов технического обслужива­ ния. Это позволяет сократить простои тракторов при вы­ полнении технических уходов на 20—30% по сравнению с плановыми нормами.

Для эффективной работы агрегатов на высоких ско­ ростях необходима хорошая выровненность поверхности полей после пахоты. На неровных, глыбистых полях с развальными и свальными бороздами агрегаты не могут передвигаться с высокой скоростью. Выровненность по­ лей в первую очередь зависит от качества выполнения пахоты. В связи с этим были проведены специальные ис­ следования по выбору способов движения пахотных агре­ гатов, способов вспашки свального гребня и заделки разъемной борозды и установлению оптимальной шири­ ны загонов.

Комплексное исследование скоростных машиннотракторных агрегатов в производственных условиях в те­ чение восьми лет позволило определить наиболее рацио­ нальные комплексы машин для зоны, составы агрегатов и режимы их работы, разработать операционные техноло­ гии выполнения различных видов полевых работ и орга­ низацию использования техники.


Следует отметить, что выбор комплекса машин к тракторам классов 3 и 1,4 т тяги основывается на ре зультатах проведенных во ЕЩИИМЭСХе испытаний око­ ло 140 различных машин более 52 типов, по которым да­ ны заключения, разработаны рекомендации, вошедшие в «Пооперационные технологии механизированных поле­ вых работ, выполняемых агрегатами со скоростными (9—15 км/ч) тракторами классов 1,4 и 3 т», а также под­ готовлены предложения заводам-изготовителям по их совершенствованию.

В комплекс машин (табл. 3 и 4) для зоны включены как серийные, так и машины из опытных партий, а также

некоторые недостающие,

но необходимые в нашей зоне.

 

Т а б л и ц а 3

Комплекс машин к скоростным тракторам класса 3 т

•Операция

Состав агрегата

Пахота с прикатыванием на глубину, см:

20—22 25-27

27—30

Боронование:

почвы

посевов Культивация с боронова­

нием на глубину, см: 6—8 8—10 10—12 12—14

Посев:

рядовой

узкорядный

Прикатывание

Лущение:

дисковое

лемешное

Разбрасывание:

навоза минеральных удобре­

ний Вывоз удобрений

ПЛП-6-35+КК-2,3 ПЛП-6-35+КК-2; ПЛП-5-35 +

+КК-2

ПЛП-6-35 (5 кор.)+КК-2,3 или ПЛН-5-35+КК-2

СГ-35 или СГ-21+БЗС-1 СГ-35 или СГ-21+БЗС-1

СП-16+ЗКПС-4+БЗС-1 или по­ севные бороны

СП-16 (средняя часть) или СП-11+2КПС-4+БЗС-1 или по­

севные бороны

СП-16+4СЗП-24+маркеры . СП-16+СУБ-48+маркеры СГ-21+43ККШ-6)

ЛДГ-15 БДТ-7

ППЛ-10-25+ЗБЗС-1

РПН-4 РУМ-6

2ПТС-12 или ШТС-9

Т а б л и ц а 4

Комплекс машин к скоростным тракторам класса 1,4 т

 

Операция

Состав агрегата

Скорость

 

движения,

 

 

 

 

км/ч

Посев пропашных

СКГН-6 или СПП-6

До

10

Междурядная

обработка

КРН-4,2

До

11

Скашивание

зерновых

2ЖРС-4Д ЖУ-6

До

15

Уборка кукурузы:

КС-2,6 или КС-1,8

До

10

на силос

 

на зерно

 

«Херсонец-7»

До

8

Скашивание

сена

КДП-4

До

12

Сгребание

сена

ГВК-6

 

12

Копнение

сена

КПС-2М

 

8

Стягивание соломы

ВТУ-10

 

11

Скирдование

сена и соломы

СНУ-0,5, СТУ-10

 

Лущение

дисковое

ЛДГ-5

 

10

Культивация

с боронованием

БДН-3

 

9

КПС-4+БЗС-1,

 

10

Транспортные работы

КПН-4+БЗС-1

 

20

2ПТС-4М

 

Внесение

удобрений:

 

 

органических

РПН-4

 

минеральных и глиногип-

1РМГ-4, РПН-4

 

совых

 

 

 

 

По комплексу машин необходимо сделать следующие замечания.

1. При работе на скоростях 9—15 км/ч наиболее целе­ сообразным по результатам исследований является шеренговый способ расстановки сеялок и культиваторов на сцепках. Этот способ позволяет обеспечить устойчивый ход машин без виляния, уменьшая тем самым количе­ ство огрехов и пересевов, сократить ширину поворотной полосы и затраты времени на повороты, улучшить наблю­ дение за машинами во время работы, упростить процесс заправки сеялок и т. д.

2. В целях лучшего дробления глыб и выравнивания поверхности поля пахота должна обязательно проводить­ ся с одновременным прикатыванием. Разработана конст­ рукция катка 2,3 м захвата и проверена схема присоеди­ нения его к плугу ПЛП-6-35. Рекомендации переданы за­

воду Алтайсельмаш

и СКВ ЗОР . В настоящее

время

в связи с появлением

в сельском хозяйстве 3—6-

и 8-кор-

пусных плугов и плугов-лущильников захватом 2,5 м на­ зрела необходимость создания системы катков, так как


выпускаемое промышленностью приспособление к ком­

бинированному

пахотному агрегату пригодно

только

к 5-корпусному плугу.

 

3. Со скоростными тракторами класса 3 т тяги в Рос­

товской области

хорошо агрегатируется борона

БДТ-7.

Д л я присоединения ее к гусеничному трактору необходи­ ма специальная прицепная скоба, которая должна уста­ навливаться на нижние тяги навесного механизма. На гу­ сеничном тракторе такая скоба отсутствует.

Следует отметить, что наряду с проведением хозяйст­ венных испытаний сельскохозяйственных машин по стан­ дартной программе проводится большой объем исследо­ вательских и поисковых работ по совершенствованию конструкции машин, снижению энергоемкости и улучше­ нию агротехнических и технико-эксплуатационных пока­ зателей машин и машинно-тракторных агрегатов.

Так, в результате совместных работ с СКВ по куль­ тиваторам и сцепкам (Ростов-на-Дону) создана бороновальная сцепка СГ-21. Присоединение каждого звена бо­ роны с помощью двух параллельных тяг обеспечило ус­

тойчивый ход борон на высоких скоростях

(до 13 км/ч)

и улучшило агротехнические показатели, а

применение

гидроуправления для подъема борон значительно снизи­ ло затраты времени на их очистку и упростило управле­ ние работой агрегата. Кроме того, проведен большой объ­ ем исследований по снижению энергоемкости культиваторных агрегатов. При этом установлено, что одной из ос­ новных причин значительного увеличения тягового сопро­ тивления культиваторов при повышении скорости движе­ ния является образование валов между рядами лап. Внедрение рекомендаций по увеличению расстояния меж­ ду рядами лап с 600 до 700 мм позволило снизить тяговое сопротивление культиватора на 300 кг при скорости дви­ жения 12,5 км/ч.

Выполнен также большой объем работ по выбору ти­ па плуга для зоны к трактору класса 3 т и обоснованию способа агрегатирования плугов с трактором. Анализ ре­ зультатов всесторонних теоретических исследований и предварительные эксперименты показали, что наиболее подходит для Ростовской области 6-корпусный гюлунавесной плуг. Присоединение плуга к трактору по осво­ божденной трехточечной схеме значительно улучшает управляемость гусеничного трактора и устойчивость его хода в горизонтальной плоскости.


Институт разработал ряд мероприятий по совершен­ ствованию скоростных жаток ЖРС-4,9, в том числе раз­ личные устройства по улучшению устойчивости движения жатвенного агрегата и качества валкообразования.

Разработаны рациональные схемы комплектования жатвенно-лущильных агрегатов на базе жатки ЖРС-4,9. Проведенные исследования показали высокую эффектив­ ность этого приема для сохранения влаги в почве и облег­ чения последующей основной обработки ее.

На основании длительных исследований совместно с СКВ завода Алтайсельмаш разработаны агротехнические требования и создан плуг-лущильник ППЛ-10-25 к трак­ тору класса 3 т. Секция этого лущильника агрегатируется с трактором класса 1,4 т.

Завершающий этап работ — внедрение скоростной техники в сельскохозяйственное производство.

Как показал опыт работы, внедрение и высокоэффек­ тивное использование скоростных тракторов со шлейфом машин возможны:

при поставке скоростных тракторов в хозяйства груп­ пами, т. е. путем полной замены серийной техники в про­ изводственных подразделениях (бригадах, отделениях) комплексом скоростных тракторов с соответствующим набором сельскохозяйственных машин;

при агрегатировании скоростных тракторов с сельско­ хозяйственными машинами и орудиями, предназначенны­ ми для работы на высоких скоростях;

при проведении полевых работ и использовании ско­ ростной техники в соответствии со специально разрабо­ танными ВИМом, ВНИИМЭСХом и другими соисполни­ телями пооперационными технологиями и организацион­ но-техническими правилами использования скоростных машинно-тракторных агрегатов;

при обеспечении хозяйств подготовленными механи­ заторскими кадрами и оснащении их современными сред­ ствами технического обслуживания.

Учитывая положительный опыт внедрения в сельско­ хозяйственное производство тракторов К-700, первые партии тракторов Т-150 необходимо внедрять в тех зонах,

вкоторых они могут дать наибольший эффект. При этом

вэтих зонах необходимо создать опорные пункты на базе научно-исследовательских организаций, отделений «Сель­ хозтехники» или крупных хозяйств, имеющих опыт экс­ плуатации скоростной техники.

Основными задачами опорных пунктов должны быть: контроль за обеспечением комплексной поставки ско­

ростной техники в выбранные хозяйства; обучение кадров механизаторов правильной эксплуа­

тации машин; разработка предложений по устранению недостатков

машин; обеспечение своевременного восстановления работо­

способности скоростной техники; сбор, обобщение и пропаганда передового опыта.

Институт проводит подготовку комплексного внедрения скоростной техники в Ростовской области. Подобрано по одному производственному подразделению в 12 хозяйст­ вах, рассмотрена структура посевных площадей, прове­ ден предварительный расчет потребности тракторов и сельскохозяйственных машин для производственных под­ разделений, составлена и согласована с хозяйствами, районными и областными организациями заявка на по­ ставку техники в 1971 —1972 гг. Заявка направлена в вы­ шестоящие организации. Одна из труднейших задач внедрения — обеспечение комплексной поставки техники в намеченные хозяйства и организация ее высокоэффек­ тивной работы. Она может быть решена успешно лишь при совместной работе Министерства сельского хозяйст­ ва, Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника», научно-исследовательских учреждений, тракторных заводов сельскохозяйственного машиностро­ ения.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ МАШИННОТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ В УСЛОВИЯХ ЛЕСОСТЕПНОЙ ЗОНЫ УКРАИНЫ

ЮШИН А. А. (УНИИМЭСХ)

Проблема повышения рабочих скоростей сельскохозяй­ ственных агрегатов не является новой. На первом этапе

рабочие скорости были повышены от 3—5 до

5—8 км/ч

за счет увеличения мощности двигателей

тракторов

ДТ-54 и МТЗ-2 на 35—38% (тракторы Т-74 и

МТЗ-50).

При этом рабочие машины-орудия, предназначенные для агрегатирования с новыми тракторами, не подверглись каким-либо существенным изменениям.

Однако в связи с дальнейшим повышением рабочих скоростей и урожайности всех сельскохозяйственных культур, углублением пахотного горизонта, расширением рядности системы машин, созданием комбинированных агрегатов, совмещающих ряд операций, энергоемкость

выполняемых работ резко

увеличилась. Тракторы

Т-74

и МТЗ-50 из-за низкой

энергонасыщенности Э

(12—

15л.с./т) не могут удовлетворить возросшим требованиям сельскохозяйственного производства, а их применение не позволяет решить основную задачу по дальнейшей его интенсификации — повышение рабочих скоростей машин­ но-тракторных агрегатов от 5—8 до 8—12 км/ч.

Как показали исследования, решить эту задачу можно только путем качественного изменения всей сельскохозяй­ ственной техники. При этом требовалось создать новые

конструкции тракторов энергонасыщенностью

Э, рав­

ной 20—25 л. с.1т, И комплект машин-орудий со

скорост­

ными рабочими органами для их агрегатирования, внед­ рить новые технологии выполнения сельскохозяйственных операций, изучить потенциальные возможности, место и сферу применения новой техники, определить ее техни­ ко-экономические показатели и уточнить организацион­ ную структуру ее внедрения.

Большой объем научно-исследовательских и опытноконструкторских работ выполнен в этом направлении в течение последних 8—10 лет институтами и КБ заводов

тракторного

и сельскохозяйственного

машиностроения.

Обоснованы

параметры

перспективных

энергонасы­

щенных тракторов и

изготовлены

экспериментальные

модели — гусеничные

и

колесные

тракторы

Э-151,

ДТ-125 и Т-125 класса

3

т с двигателем

мощностью

150—130 л. с. и энергонасыщенностью 16—22 л. с./т, колес­ ные универсально-пропашные тракторы МТЗ - 80иМТЗ - 82

класса 1,4 т с

двигателем мощностью

80 л. с ,

а затем

промышленные

образцы максимально

унифицированных

гусеничных Т-150 и колесных Т-150К

тракторов

класса

3 т мощностью

150 и 165 л. с. и энергонасыщенностью

20 л. с./т и МТЗ-80 и МТЗ-82 класса

1,4 т мощностью

80 л. с. и энергонасыщенностью 23—24 л. с./т.

 

Были также обоснованы параметры и изготовлены опытные образцы скоростных машин-орудий для агрега­ тирования с этими тракторами — плуги, дисковые и ле­ мешные лущильники, культиваторы для сплошной и меж­ дурядной обработки почвы, сеялки зерновые, жатки, свеклоуборочные, кукурузоуборочные, силосоуборочные комбайны и др.

УНИИМЭСХом также внесен определенный вклад в создание и совершенствование машин-орудий для энер­ гонасыщенных тракторов. Разработан картофелеубороч­ ный комбайн ККУ-2Д, рабочие скорости которого состав­ ляют 5—6 км/ч вместо 2,5—3,0 серийного комбайна. Изготовлены экспериментальный образец 4-рядного кар­ тофелеуборочного комбайна, свеклоуборочная машина с активными дисковыми копачами, роторный разбрасыва­ тель органических удобрений, посевной агрегат для зер­ новых и зернобобовых культур с центральным бункером, пневматической подачей семян и центробежным высе­ вающим аппаратом шириной захвата 12 м и др. Эта тех­ ника явилась объектом исследования и испытаний, про­ водимых УНИИМЭСХом в лесостепной зоне Украины. Для получения сопоставимых данных в тех же условиях испытывалась серийная техника — тракторы Т-74, МТЗ-50 и МТЗ-52 с комплектом серийных машин-орудий.

Цель испытаний состояла в определении тяговых и эксплуатационных показателей энергонасыщенных трак­ торов и высокопроизводительных машинно-тракторных агрегатов, уточнении места и сферы их наиболее рацио-