Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

| Скорость

 

 

 

I Тяговое

усилие

 

V>""/4 нг л. с.

NeH для Т-150(ЭЧ51) | | Мощность

двигателя

Neндля Т-7Ь(ДТ-75)

Рис. 2. Показатели работы машинно-тракторных агрегатов с энергонасыщенными тракторами класса 3 т.

гового к. п. д. трактора снижается соответственно на 4 и 6,5%.

Наибольшая эффективность работы пахотного агрега­ та с трактором Т-150 на I I передаче получена с 6-корпус- ным плугом при глубине вспашки 20—22 см, с 5-корпус- ным плугом — 25—27 см, так как при работе на более вы­ сокой передаче максимум тягового к. п. д. трактора сни­ жается и увеличивается удельное тяговое сопротивление плугов. В результате возрастают непроизводительные затраты энергии, снижается производительность и повы­ шается расход топлива. Поэтому наибольшая эффектив­

ность работы агрегатов

с тракторами Т-150 получена на

посеве зерновых культур

и

на сплошной культивации

с четырьмя сеялками СЗП-

24 и тремя культиваторами

КПГ-4 на скоростях 8—9 км/ч, а не с двумя сеялками и культиваторами на скоростях 10—11 км/ч.

Следует отметить, что маневренность агрегатов с энер­ гонасыщенными тракторами лучше, чем с серийными.

Так, при одинаковой

степени

загрузки двигателей время,

затрачиваемое на поворот

бороновальных,

лущильных

и посевных агрегатов

с энергонасыщенными

тракторами

Т-150 и Т-150 К, на 30—50% меньше, чем с серийными Т-74. В связи с тем, что относительное время, затрачиваемое на поворот, с уменьшением длины гонов возрастает, произдительность скоростных агрегатов выше, чем серийных.

Показатели работы агрегатов с энергонасыщенными тракторами класса 1,4 т (МТЗ-80, МТЗ-82) получены на возделывании и уборке сахарной свеклы, кукурузы и кар­ тофеля на технологически допустимых рабочих скорос­ тях (рис. 3 и 4). Установлено, что на возделывании са­ харной свеклы (без уборки) машины 12-рядной системы белее рационально использовать с тракторами МТЗ-50 (МТЗ-52) мощностью 50 л. с. В случае расширения ряд­ ности системы машин от 12 до 18 эффективны тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82. Они эффективны также при использо­ вании машин 6—8-рядной системы на возделывании ку­ курузы.

Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 можно применять вместо гусеничных пахотных тракторов Т-74 на уборке сахарной свеклы, кукурузы на силос и зерно, картофеля. При этом обеспечиваются несколько лучшие технико-экономиче­ ские показатели работы уборочных агрегатов, так как вал отбора мощности тракторов независимый. Это поз­ воляет в наиболее напряженный период загрузки трак-


K A ' . V / V Л ( , Y , F

NcH Оля

МТЗ-80

Операция

 

Предпосев­

 

Принаты-

 

 

Междурядная

Уборка

 

ная куль -

Посев

вание

6оронование\

Шаровка

обработка

сахарной

 

 

тивация

 

посевов

 

 

первая

вторая

свеклы

Состав

 

MT3S0*

MT3S0+

МТЗ-50+

МТЗ+С-11У+

МТЗ-50+

МТЗ-52+

MT3S2 +

МТЗ-82+

 

+С-І1У+

агрегата

 

 

+2СТСН-6Д

* БП-0р(21зв)\ +2HPH-2J3M

+2НРН-2,8м

+2НРН-2,8М

+СНД-2

 

 

+7КВГ-1А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глубина

 

6-8

4-5

 

6-8

6-8

10-12

6-8

 

обработки,

см

 

 

Ширина

 

4.1

 

9,1

12.1

•5,4

5,4

0.9

захвата,

м

 

Рис. 3. Показатели работы тракторов класса 1,4 т на возделывании и уборке картофеля с использованием 12-ряд- ной системы машин.

(Обозначения те же, что на рис. 2.)


NeH для М73-80(82)

NeH для МТЗ-50

 

 

Сплошная

' Посев

 

Междурядная оврабо/пна

 

Уворна

 

 

 

Операция

 

 

 

ну"УР1/зь/

 

 

 

 

 

нулыливацшккукурузы

первая

 

вторая

третья

зерновых \нарто<реля\

силоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав

МТЗ-80*

МТЗ-80* МТЗ-80-1

МТЗ-82+

МТЗ-82+

МТЗ-80+ МТЗ-82+

МТЗ-80*

 

агрегата

+НПНС-Ь +СХПН-6 +НРН-5М +NPHSB

+КРН-56 +2ЖРС-к9 +НКУ-2Д

*СИ-2.6

 

Глубина

 

6-8

 

 

 

12-13

 

 

 

 

 

 

обработни.см 10-12

 

9-Ю

 

ft-/7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ширина

4,0

Ь.2

 

5,6

 

5.6

5,6

9,6

 

2,6

 

захвата, м

 

 

 

Рис. 4. Показатели работы тракторов класса

1,4 т на возделывании кукурузы и уборке зерновых, картофеля и си­

 

 

 

 

 

 

 

лоса:

 

 

 

 

 

_ г

верхний

предел реализуемой мощности

при

работе тракторов

МТЗ-80 и

МТЗ-82 с

КРН-4,2. (Остальные

обозначения

 

 

 

 

те же, что

на

рис. 2.)

 

 

 

 

 


торного парка высвободить гусеничные тракторы для выполнения пахотных работ.

Представляется возможность расширить сферу при­ менения тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 при увеличении междурядий посевов сахарной свеклы от 445 до 600 мм, что позволит использовать на этих тракторах шины 12X38" вместо 9 X 4 2 " .

Применение тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 на возделы­ вании и уборке пропашных культур позволяет на 27— 39% повысить производительность агрегатов и на 2— 3% снизить расход топлива по сравнению с серийными тракторами МТЗ-50 и МТЗ-52.

Расчеты

показали, что при выполнении основного

комплекса

сельскохозяйственных

работ агрегатами с

энергонасыщенными гусеничными

тракторами

класса

З т и с колесными класса 1,4 т и указанном выше

повы­

шении производительности затраты труда и капиталовло­ жения снизятся на 12,1%, прямые эксплуатационные зат­ раты на 11,2%, приведенные затраты на 11,5% и метал­ лоемкость системы машин на 14,2%.

Следует отметить, что расчеты экономической эффек­ тивности машинно-тракторных агрегатов проведены на основании результатов испытаний, полученных не на всем комплексе сельскохозяйственных работ из-за от­ сутствия полного шлейфа скоростных машин, а также при недоиспользовании потенциальных возможностей энер­ гонасыщенных тракторов класса 3 и 1,4 т (мощность

двигателей этих тракторов была повышена на 100

и 60%,

а увеличение производительности составило лишь

50—70

и 27—39% соответственно). Исследованиями установле­ но, что основными причинами значительного недоисполь­ зования потенциальных возможностей новой высокопро­ изводительной техники являются несоответствие пара­ метров промышленных образцов тракторов их научно обоснованным значениям; ограничение скорости движе­ ния и ухудшение качества выполняемых работ из-за не­ достаточной выровненности и подготовки полей; отсут­ ствие полного комплекта машин-орудий, обеспечивающих качественную работу на повышенных скоростях, комби­ нированных агрегатов, совмещающих выполнение ряда сельскохозяйственных операций, широкозахватных бороновальных, лущильных и других агрегатов; недостаточ­ ная обоснованность рядности системы машин и ширины междурядий.


К числу наиболее актуальных задач в области даль­ нейшего исследования работы высокопроизводительных машинно-тракторных агрегатов, по нашему мнению, не­ обходимо отнести следующее: обоснование рациональ­ ных составов, нагрузочных и скоростных режимов работы агрегатов при выполнении всего комплекса сельскохозяй­ ственных работ в различных почвенно-климатических зо­ нах Украины; определение места и сферы их наиболее рационального использования -в сельском хозяйстве; уточнение параметров перспективных тракторов и их типажа; установление необходимого соответствия между массами агрегатов и их рабочей скоростью с учетом не­ установившегося характера нагрузок; изучение динами­ ки машинно-тракторных агрегатов, особенно их разгон­ ных качеств, маневренности, управляемости и устойчи­ вости прямолинейного движения.

Необходимо расширить и углубить исследования по технико-экономическому и технологическому обоснова­ нию данной проблемы, а также решить ряд организаци­ онных вопросов, связанных с внедрением в сельское хо­ зяйство новой высокопроизводительной техники.

Исключительную важность приобретает расширение поисковых исследований по обоснованию конструктив­ ных и технологических схем и рабочих параметров мо­ бильной сельскохозяйственной энергетики на ближайшие 15—20 лет.

Решение этих задач позволит существенно повысить технический уровень и техническое совершенство пер­ спективной мобильной сельскохозяйственной энергетики, что явится одним из важных резервов дальнейшего по­ вышения производительности и экономичности работы агрегатов, снижения трудовых и денежных затрат на про­ изводство сельскохозяйственной продукции, сокращения сроков и улучшения качества выполнения сельскохозяй­ ственных операций.

К РАСЧЕТУ ЭФФЕКТИВНОСТИ СКОРОСТНЫХ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ

В УСЛОВИЯХ БССР

КАЦЫГИН в. в., КРИНКО м с.

(ЦНИИМЭСХ)

Естественно-производственные условия эксплуатации МТА в БССР характеризуются небольшими размерами производственных площадей, имеющих сложные очерта­ ния и неправильную конфигурацию. В среднем на 10 га пашни приходится 31 контур. Рельеф полей неровный. Пахотные участки расчленены лесами, кустарниками, бо­ лотами, оврагами. Почвы засорены камнями.

Исследования возможности использования в этих ус­ ловиях скоростных МТА проводят с 1964 г. по единой программе и методике. Одновременно осуществлялось ис­ следование влияния естественно-производственных фак­ торов на эффективность применения скоростных агрега­ тов с энергонасыщенными тракторами-макетами Э-151 и МТЗ-80.

Для обработки экспериментальных данных были при­ менены методы теории подобия, позволяющие обобщать имеющиеся исследования и распространять полученные результаты на другие объекты и условия. Рассмотрим для примера работу пахотного агрегата, выработка в гек­ тарах которого не отражает действительных затрат энер­ гии. Критериальное уравнение подобия пахотных агрега­ тов с гусеничными тракторами Э-151 и Т-74 и прицепны­ ми плугами П-5-35МГА-1 и П-5-35МГА имеет вид:

где

s — площадь обработанного поля;

b

и I — ширина захвата агрегата

и коэффициент ис­

 

П0

пользования ее;

 

 

— критерий подобия естественно-производст­

 

 

венных

условий и других

неучтенных фак­

 

 

торов;

 

 

 

РК р — сила тяги на крюке;

 

 

t

— средняя

продолжительность одного рабоче­

го хода;