Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
К ВОПРОСУ СНИЖЕНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ НАГРУЗКИ НА ДВИГАТЕЛЬ
ТОКАРЕВ Н. А. (ВНИИМЭСХ)
Увеличение скоростей движения машинно-тракторных агрегатов позволяет существенно повысить производи тельность труда в сельскохозяйственном производстве. Однако с повышением скорости движения изменяются условия работы агрегата, в частности динамическое воз действие внешней среды (почвы) на тракторы и сельско хозяйственные машины. Одним из показателей внешнего воздействия является неустановившийся характер нагруз ки, который с повышением скоростей изменяет свои пара метры: степень неравномерности и частоту' изменения момента сопротивления. Эти параметры определяются в основном тяговым сопротивлением сельскохозяйствен ных машин-орудий как наиболее энергоемкого звена в со ставе машинно-тракторного агрегата.
Результаты обработки экспериментальных значений тягового сопротивления плуга на различных скоростях движения показывают, что степень неравномерности 6 и основная частота © колебаний сопротивления изменя ются пропорционально скорости движения агрегата v (рис. 1). Степень неравномерности получена как разность между среднеыаксимальными и среднеминнмальнымн значениями тягового сопротивления. Основная частота колебаний нагрузки определялась по спектральной плот ности процесса. Экспериментальные данные обрабатыва лись на электронно-вычислительной машине <Мянск-14>.
Аналогичные данные получены и по тяговому сопро тивлению культиваторов.
Учитывая, что с ростом скорости движения агрегата растут сопротивление машин-орудий и степень его нерав номерности, амплитуда колебаний тяги возрастает про порционально квадрату скорости движения. Это значит, что с повышением скорости движения машинно-трактор ных агрегатов имеется явно неустановившийся характер нагрузки.
Известно, что неуста новившийся характер на грузки существенно влия ет на динамические и эко номические показатели работы двигателя.
По данным В. Н. Болтинского [1], при колеба
нии числа оборотов двига теля, вызываемом неуста новившимся характером нагрузки, мощность и эко номичность его могут сни зиться до 20%.
Для обеспечения устой чивой работы двигателя
при неустановившейся нагрузке уменьшают степень его загрузки, что приводит к снижению производительности агрегата.
Отрицательное влияние неустановившейся нагрузки на работу двигателя уменьшают путем увеличения махо вых масс агрегата, в том числе и двигателя, а также со вершенствованием системы регулирования. Оказывая по ложительное влияние на работу двигателя во время рабо чего хода агрегата, дополнительные маховые массы во время разгона агрегата требуют затрат энергии на рас кручивание их. Увеличение маховых масс, разработка более совершенных регуляторов — это путь приспособле ния двигателя для работы при неустановившейся на грузке. А нельзя ли изменить сам характер этой на грузки?
Из теории колебаний известно, что характер колеба ний, передаваемых от одного тела к другому, можно су щественно изменить введением между ними упругой свя зи определенной жесткости. В сельскохозяйственном машинно-тракторном агрегате колебания от одного тела (орудия) передаются другому (трактору, двигателю) при довольно высокой жесткости связи между ними, которую принимаем для теоретического анализа абсолютно жест
кой. Сравним законы движения |
агрегата при жесткой |
||
и упругой связях между двигателем и орудием. |
|
||
Движение машинно-тракторного агрегата определя |
|||
ется разностью между |
движущей |
(касательной) |
силой |
тяги трактора и силами |
сопротивления движению |
трак- |
тора и сельскохозяйственной машины. Силы сопротивле ния обусловлены характером условий работы агрегата и самим технологическим процессом. Движущая сила трактора определяется характеристикой двигателя, рабо той регулятора, действием внешних сил сопротивления и другими параметрами агрегата. Дл я упрощения теоре тического анализа движущую силу трактора принимаем постоянной. Это позволит выяснить закономерности влия ния только переменных внешних сил сопротивления на движение агрегата.
С учетом принятых допущений движение машиннотракторного агрегата при жесткой связи и неустановив шейся нагрузке определяется уравнением [3] :
С |
— г,, 4- I |
А Р к |
Р |
[sin(toK p* + а к р ) - Sin a K p ] | |
|||
"Ja — ^ о |
г "1 |
|
|
: |
Г |
||
|
|
|
|
|
|
и2кр(Мт+Мс) |
|
|
|
_ j _ |
АРС |
[sin |
(шсі -f- а с ) — sin a c ] |
^ |
|
|
|
|
|
co c |
2 (M T +M c ) |
|
|
где |
Sa |
—перемещение агрегата (трактора и ору |
|||||
|
|
|
дия) ; |
|
|
|
|
|
и 0 |
— средняя |
скорость движения, |
соответст |
|||
|
|
|
вующая движению при постоянной уста |
||||
|
АРС |
|
новившейся нагрузке; |
|
|||
Д Р к р , |
— амплитуды колебаний крюкового усилия |
||||||
|
|
|
и силы сопротивления движению трак |
||||
|
|
|
тора; |
|
|
|
|
е»кр, «с — круговая |
частота изменения |
крюкового |
|||||
|
|
|
усилия и сопротивления движению трак |
||||
ащ>, а0 |
|
тора; |
|
|
|
||
— начальные фазы изменения сил; |
|||||||
ЛІТ , М с |
—приведенные массы трактора |
и сельско |
|||||
|
|
|
хозяйственных машин-орудий; |
||||
|
t — текущая |
координата времени. |
|||||
Из уравнения |
следует, |
что движение агрегата пред |
ставляет собой сложное колебательное движение, состоя щее из суммы двух простых. Амплитуды составляющих колебаний прямо пропорциональны амплитудам возму щающих сил и обратно пропорциональны массе агрегата и квадратам частот изменения внешних сил сопротивле ния. Отсюда понятно, что при увеличении массы агрегата (или маховых масс двигателя) снижается влияние не установившегося характера нагрузки.
|
С |
повышением |
скорости |
движения |
агрегата |
(см. |
|
рис. |
1) возрастают |
амплитуда и частота колебаний крю |
|||||
ковой нагрузки. Поскольку в уравнении |
(1) |
частота |
стоит |
||||
в |
знаменателе и в |
квадрате, |
то следует |
ожидать, |
что |
||
с |
ростом скорости |
движения |
МТА |
неустановившийся |
характер нагрузки не вызовет резкого ухудшения работы двигателя, хотя отрицательное влияние его останется.
Это отрицательное влияние неустановившегося харак тера нагрузки может быть снижено введением упругой связи в систему трактор — орудие. Если принять характе ристику упругой связи прямолинейной с жесткостью с, то движение трактора с упругой связью в упряжном устрой стве определится уравнением:
5 — D l _|_ с А ^ к Р f s l n ("кр? + а к р ) — Sin акр]
|
|
|
|
[ s i n K f - f - s O |
— sinac ], |
(2) |
М^2С |
[ |
|
Мт{рг-«>1) |
|
|
|
где |
г, |
t / с |
{Мт + |
Мс) |
л |
|
Р= |
Л/ |
—— |
— —круговая частота свободных |
|||
колебаний |
системы |
трактор — орудие. |
|
|
Таким образом, при введении упругой связи движение трактора сохраняет сложный колебательный характер. Амплитуды составляющих колебаний, помимо парамет ров внешних сил АР, ю и массы агрегата Мт, Мс, обус ловлены еще и жесткостью упругой связи, от которой зависит частота свободных колебаний. При определенной жесткости частота свободных колебаний может быть рав на частоте возмущающей силы (разность р2—со2 равна или близка нулю), и тогда амплитуда колебаний возрас тает неограниченно (наступает явление резонанса). Следовательно, жесткость упругой связи следует выби рать такой, чтобы частота свободных колебаний сущест венно отличалась от частоты возмущающих сил.
Анализ амплитуд составляющих колебаний трактора для реальных значений параметров при жесткой (1) и упругой (2) связях показывает, что амплитуда колебаний, вызываемая переменным характером сил сопротивления
движению трактора АРС, |
сос, во много раз |
меньше, чем |
||
сил сопротивления |
орудия |
(на |
один-два порядка ниже), |
|
кроме узкого |
диапазона |
резонансной |
жесткости. |
Это значит, что основные колебания в машиннотракторном агрегате определяются переменным характе
ром сил |
сопротивления |
сельскохозяйственных машин. |
|
Это подтверждает, что упругую связь для изменения |
ха |
||
рактера |
передаваемого |
усилия можно установить |
и |
в упряжном устройстве. Принципиальной разницы не бу дет и при установке упругой связи в трансмиссии тракто ра. В этом случае изменится только соотношение приве денных масс по ту и другую сторону упругой связи.
На основании сказанного третьими членами в правой части уравнений (1) и (2) можно пренебречь. Сравним после этого амплитуды колебаний, вызываемых перемен ным характером тягового сопротивления машин. Чтобы амплитуда колебаний при упругой связи была меньше, чем при жесткой, жесткость упругого элемента необходи мо выбирать из условия
с < |
«А МТМС |
(3) |
"р |
||
которое легко преобразуется к виду |
|
|
Р < 0,7 о)к р . |
(4) |
|
Отсюда следует, что жесткость упругой связи |
должна |
|
быть такой, чтобы частота свободных колебаний |
системы |
трактор — орудие была ниже 0,7 частоты изменения тяго вого сопротивления машин-орудий. В целях снижения ам плитуды колебаний в различных условиях работы агре гата жесткость упругой связи необходимо выбирать по наименьшему значению основной частоты изменения тя гового сопротивления (йКр. Тогда будет обеспечено вы полнение указанного неравенства для более высоких зна чений частоты.
Таким образом, установка упругой связи определенной жесткости в машинно-тракторный агрегат позволит сни зить амплитуду колебаний скорости трактора, что приве дет к уменьшению амплитуды колебаний скорости враще ния двигателя. Это позволит повысить степень его
загрузки, что увеличит производительность |
агрегата и |
|
уменьшит расход топлива. |
|
|
Теоретические данные подтверждены эксперименталь |
||
ными исследованиями пахотного агрегата с |
трактором |
|
ДТ-75 при упругой связи в сцепном |
устройстве (табли |
|
ца), жесткость которой определяется |
соотношением (3). |