Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
Д и р » ), так и фирмы и заводы ГДР , Чехословакии, Шве ции, Австрии, ФР Г и др., не имевшие таких трансмиссий.
Заметна тенденция к уменьшению передаточного чис ла £ УКМ. Если на первых образцах этого механизма (1954—1960 гг.) i=l,45-f-l,50, то сейчас в большинстве случаев £=1,2-7-1,3.
Не получают дальнейшего распространения более сложные и дорогие коробки передач со всеми передача ми, переключаемыми на ходу, которые уже более десяти лет применяются на тракторах фирм «Форд» и «ДжонДир».
В последние годы некоторые зарубежные фирмы на чинают применять наряду с УКМ диапазонные коробки передач, в которых так же, как и на отечественных трак торах, три-четыре передачи в диапазоне переключаются под нагрузкой. В такой коробке обеспечивается возмож ность переключения на ходу как на высшую, так и на низшую ступень в зависимости от условий работы. Кроме того, конструктивно блок переключения под нагрузкой выполняют обычно отдельно от основной коробки пере дач, что позволяет устанавливать его только по заказу и обеспечивает взаимозаменяемость с УКМ или с про стым шестеренным удвоителем. Так, фирма «Оливер» вы пускает приставную трехступенчатую коробку передач с переключением под нагрузкой для колесных тракторов мощностью 53—130 л. с. Стандартная комплектация этих тракторов содержит только шестискоростную короб ку передач. По заказу на эти же тракторы фирма уста навливает дополнительно трехступенчатую коробку или УКМ. Трехступенчатая коробка имеет замедленную, пря мую и ускоренную ступени. При совместном использова нии обеих коробок, приставной и шестискоростной, по следняя выполняет роль диапазонной.
В 1969 г. фирма «Кейс» сняла с производства единст венный в мире серийно выпускавшийся колесный трактор сельскохозяйственного назначения с гидромеханической трансмиссией (с блокируемым гидродинамическим транс форматором), а взамен его начала выпуск тракторов с ме ханической трансмиссией, имеющей в каждом диапазоне три переключаемые на ходу передачи и четыре диапазо на, т. е. 12 передач переднего хода с интервалом скоро стей от 1,8 до 17 миль/ч.
Блок переключения на ходу фирмы «Кейс» также устанавливается по заказу. Он взаимозаменяем с про-
стым шестеренным удвоителем, входящим в стандарт ную комплектацию и обеспечивающим совместно с основ ной КП восемь передач переднего хода.
Трансмиссии с приставной (преимущественно трехсту пенчатой), переключаемой на ходу коробкой передач (с малыми перепадами скоростей между смежными сту пенями), взаимозаменяемые с УКМ или другими пристав ными узлами, будут, видимо, находить дальнейшее рас пространение. В качестве варианта приставного узла может, в частности, применяться гидрообъемный преоб разователь крутящего момента.
Возможно также введение в трансмиссию с переклю чением на ходу гидродинамической муфты, позволяющей снизить динамические и циклические нагрузки в силовой передаче.
Развитие схем трансмиссий оказывает существенное влияние на выбор способов переключения передач под нагрузкой.
Кратко рассмотрим процесс переключения передач. Под трансмиссией с переключением под нагрузкой
понимается ступенчатая трансмиссия, в конструкции ко
торой предусмотрена |
возможность перехода с одной сту |
|
пени на другую без |
предварительного снятия |
нагрузки |
с двигателя посредством, например, выключения |
главной |
|
муфты сцепления. |
|
|
В настоящее время находят применение три способа переключения передач под нагрузкой: с кратковременным разрывом силовой цепи; без разрыва силовой цепи (с пе рекрытием передач); с перекрытием передач при пере ключении на высшие передачи и с кратковременным разрывом силовой цепи при переключении на низшие пе
редачи. |
|
|
|
Каждый из |
этих способов имеет |
свои |
преимущества |
и недостатки. |
Применение того или |
иного |
способа обус |
ловлено конструктивными особенностями трактора. Первый способ переключения применен на тракторе
К-700. Длительность разрыва силовой цепи при пере ключении 1—2 сек. При выполнении пахотных работ та кое переключение вызывает остановку трактора. Доста точная эффективность достигается в том случае, если при работе с большими тяговыми нагрузками длительность разрыва может быть снижена до 0,1—0,2 сек. Такое со
кращение длительности разрыва обеспечено, |
например, |
в УКМ трактора «Аллис-Чалмерс», имеющем |
механиче- |
ский привод управления двумя работающими в масле фрикционными муфтами. Осуществление подобного типа управления фрикционными элементами многоскоростной коробки передач встречает большие конструктивные трудности. Использование гидравлического привода для сокращения длительности разрыва потока мощности (фирмы «Рокфорд», «Кларк») сопряжено с некоторым усложнением конструкции фрикционных муфт с гидрав лическим нажатием.
Второй способ переключения — без разрыва силовой цепи — начинает находить применение как у нас, так и за рубежом в многоскоростных коробках передач. При его использовании скорость трактора в процессе переключе ния не становится меньше скоростей, соответствующих передаточным отношениям переключаемых передач, обес печивается высокая стабильность скоростного режима двигателя, снижаются работа буксования фрикционных элементов и динамические нагрузки, связанные с пере ключением.
Безразрывное переключение достигается за счет при менения перекрытия передач. Под перекрытием понима ется часть процесса переключения, в течение которой обе передачи — выключаемая к—1 и включаемая к — передают крутящие моменты, т. е. часть процесса, в тече ние которой работают две передачи одновременно
(рис. 1).
При переключении на высшую передачу перекрытие обеспечивает непрерывный подвод мощности к ведомому валу коробки передач в процессе переключения.
В общем случае перекрытие передач состоит из двух пе риодов. В первом периоде (оп тимальное перекрытие) мощ ность подводится к ведомому валу КП одновременно двумя передачами — включаемой и выключаемой, т. е. двумя па раллельными потоками. В этот период одна включаемая пере дача не может полностью обес печить движение трактора, поскольку она включена лишь частично. В связи с этим ос тается еще нагруженной и вы-
ключаемая передача. Но по мере увеличения момента трения включаемой муфты Ф к выключаемая передача к— 1 разгружается. К концу периода поток мощности че рез нее обращается в ноль даже в том случае, если она еще полностью включена. Это происходит в тот момент, когда передача к включилась настолько, что подводи мая ею мощность уже достаточна для обеспечения дви жения трактора со скоростью v к - х соответствующей пе редаче к—1.
Таким образом, в первом периоде перекрытия передач автоматически, соответственно увеличению момента тре ния включаемой муфты, обеспечивается перераспределе ние потоков мощности между обеими передачами, их со гласованная совместная работа.
Во втором периоде перекрытия (избыточное перекры тие) включаемая передача подводит к ведомому валу большую мощность, чем требуется для обеспечения дви жения агрегата со скоростью Излишняя часть мощ ности отводится через передачу к — 1 обратно на ведущий вал КП (циркулирует в контуре коробки передач, обра зованном двумя работающими передачами). Однако в период избыточного перекрытия мощность двигателя, необходимая для обеспечения движения тракторного аг регата, полностью подводится к ведущим колесам трак тора.
К наиболее существенным особенностям такого пере ключения следует отнести также постепенность изменения передаточного отношения. Вначале в первом периоде пе рекрытия изменяется лишь силовое передаточное отно шение КП (от ік соответственно изменению соот ношения потоков мощности, проходящих через две пере
дачи). Затем во втором периоде перекрытия |
или |
по |
его |
|||||
окончании |
происходит разгон трактора от vK-iRO |
в«,т. е |
||||||
изменение |
кинематического |
передаточного |
отноше |
|||||
ния. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Следует |
отметить, |
что |
дополнительная |
нагрузка |
на |
|||
двигатель, |
связанная |
с |
одновременной |
работой |
двух |
передач, незначительна.
Переключение на низшую передачу с перекрытием протекает менее естественно, чем на высшую. Сразу с на чала перекрытия оно сопровождается циркуляцией мощ ности в КП. Это приводит к некоторым особенностям нагружения деталей контура циркуляции мощности, а также входного и выходного валов КП.
Опасения о возможности перегрузок и заглохания дви гателя, обусловленные одновременной работой двух передач, не подтвердились. Выявлено, что в процессе переключения на низшую передачу с перекрытием вклю чаемая передача оказывает двигателю хотя и кратковре менную, но существенную помощь, способствуя ускоре нию вращения вала за счет снижения кинетической энер гии поступательного движения тракторного агрегата. Не подтвердились также опасения о чрезмерном увеличении работы буксования фрикционных муфт одновременно включенных передач. Наоборот, работа буксования фрик ционных муфт уменьшилась в несколько раз по сравне нию с буксованием при переключениях с остановками трактора. Вместе с тем, сокращая длительность разрыва силовой цепи или применяя перекрытие передач для пе рехода с высших передач на низшие, следует учитывать особенности нагружения деталей, вытекающие из крат ковременной передачи энергии в обратном направле нии — от трактора к двигателю. В связи с этим парамет ры механизма безразрывного переключения передач должны выбираться с учетом конструктивных особен ностей и условий эксплуатации трактора.
Из конструктивных параметров трактора наибольшее влияние на процесс безразрывного переключения и плав ность переключения оказывает величина отношения
д = передаточных чисел переключаемых передач.
При «7^1,12-^1,15 безразрывное переключение протекает достаточно плавно. При ^^1,3 плавность переключения ухудшается, повышается уровень динамических нагрузок, что требует принятия специальных мер.
Из эксплуатационных параметров на переключение в наибольшей степени влияет сопротивление движению агрегата. При малых нагрузках при движении трактора холостым ходом без нагрузки на крюке условия безраз рывного переключения ухудшаются, переключение мо жет сопровождаться сильными рывками, особенно при больших значениях q. При работе с полной нагрузкой процесс переключения протекает более плавно. Уровень динамических нагрузок при переключениях можно сни зить за счет регулирования темпа включения и выключе ния фрикционных муфт, а также длительности перекры тия передач.
Переключение с перекрытием передач осуществлено
І
н з - з с - л . - - • От насоса
Рис. 2. Схема механизма безразрывности.
на отечественных тракторах Т-150, Т-150К и К-701. При этом в схеме использован механизм безразрывности МБ (рис.2).
МБ предназначен для переключения передач без раз рыва силовой цепи. Механизм состоит из гидроаккумуля тора и клапанного устройства. Основное назначение гид роаккумулятора— задерживать выключение предыдущей передачи, пока частично не включится последующая пе редача. На схеме показано подключение механизма без разрывности к четырем поочередно работающим фрик ционным элементам 6, 8, 9 я 10. Гидроаккумулятор 14 подключен через клапанное устройство 7, 11, 13 к масло проводам, соединяющим маслораспределитель 1 с фрик ционными элементами. Устройство обеспечивает соедине ние гидроаккумулятора с тем из гидроцилиндров, в кото-
ром давление масла выше, чем в других, т. е., в частности, с гидроцилиндром включенной муфты (на схеме — с гидроцилиндром муфты 9, к которому масло подводится от распределителя / по каналу 4). Д л я переключения на другую передачу, управляемую, например, муфтой 10, зо лотник 2 распределителя следует повернуть против ча совой стрелки так, чтобы масло от насоса по каналу 3 на чало поступать к муфте 10. При этом канал 4 и муфта 9 будут сообщены через канал 5 золотника 2 со сливом. Гидроаккумулятор 14 также будет сообщаться со сливом. Разряжаясь, он задерживает выключение муфты 9, так как поддерживает давление в ее гидроцилиндре. Задерж ка выключения, а следовательно, и перекрытие передач заканчиваются в тот момент времени, когда гидроци линдр включаемой муфты 10 заполнится маслом, посту пающим от насоса, давление в нем возрастет, т. е. частич но включится муфта 10. При этом давление масла в тру бопроводе 3 (по схеме — сверху от золотника 12) станет выше, чем давление, поддерживаемое аккумулятором (снизу от золотника 12). В результате золотник 12 пере местится вниз, отключит гидроаккумулятор от муфты 9
(прекратится |
задержка ее выключения) |
и подключит |
его к муфте |
10. Гидроаккумулятор снова |
зарядится мас |
лом, поступающим от насоса. Одним из существенных преимуществ данного механизма является то, что зависа
ние любого из автоматически действующих |
золотников |
12, 15, 16 не приводит к нежелательному |
длительному |
одновременному включению двух передач. Длительность перекрытия передач в этом случае ограничена временем разрядки гидроаккумулятора. В конструкции механизма предусмотрена^ возможность регулирования параметров. Он позволяет, например, изменять темп включения фрик ционных муфт в зависимости от условий эксплуатации трактора, обеспечивать перекрытие передач только для случая перехода с низших на высшие передачи, а для об ратного перехода — кратковременный разрыв силовой цепи и др. Схема механизма оригинальна и имеет суще ственные преимущества по сравнению с механизмом ана логичного назначения фирмы «Джон-Дир».
Третий способ переключения под нагрузкой — с пере крытием при переключении на высшую передачу и с раз рывом силовой цепи при обратном переключении. Этот способ может осуществляться при использовании обгон ной муфты ОМ в низшей передаче и фрикционного эле-