Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мента Ф в высшей (рис.

3).

 

ф

Совместное

использование об­

ОМ

ш

гонной

и

фрикционной

муфт

автоматически

 

обеспечивает

 

оптимальные значения длитель­

 

•тт

 

 

ности

перекрытия

передач при

 

 

переходе

 

на

высшую

передачу

 

 

и длительности

разрыва

сило­

 

 

вой цепи при переходе на низ­

 

 

шую

передачу,

исключает^ воз­

 

 

никновение

циркуляции

мощ­

 

 

ности

в

КП

и

отрицательных

Рис. 3. Схема коробки пере­

нагрузок,

но

затрудняет

тор­

дач с обгонной и фрикцион­

можение

трактора

двигателем.

ной муфтами.

Этот

способ

может

осуществ­

 

 

ляться и без использования обгонной муфты, в частно­ сти, при соответствующей наладке механизма МБ (см. рис. 2), но при постоянных значениях длительности перекрытия передач (переключение «вверх») и разрыва силовой цепи (переключение «вниз»).

Применение трансмиссий с переключением под на­ грузкой связано с дополнительными потерями мощности,, поскольку предполагает использование таких узлов, как работающие в масле гидравлически управляемые фрик­ ционные многодисковые муфты и уплотнения, обеспечива­ ющие подвод масла под давлением к вращающимся гид­ роцилиндрам муфт, а также масляный насос с приводом к нему.

Поскольку муфты переключения передач, как прави­ ло, многодисковые и работают в масле, то «чистое» их выключение затруднено. Обычно в выключенном состоя­ нии они передают некоторый остаточный крутящий мо­ мент, что и приводит к дополнительным потерям мощ­ ности в коробке передач.

Для оценки величины этих потерь в НАТИ были про­ ведены специальные исследования с имитацией на стенде условий работы муфт коробки передач трактора Т-150. Исследования показали, что величина потерь мощности во фрикционных муфтах в наибольшей степени зависит от относительных скоростей вращения дисков, зазора между ними и количества подводимого для смазки и ох­ лаждения дисков масла. В муфтах коробки передач трак­ тора Т-150 максимальная величина потерь составляет 0,8—1% от мощности двигателя (порядка 1—1,5 л. с) и


имеет место на V I I I передаче. На

остальных передачах

эти потери существенно меньше — от 0,3 до 0,7%.

Общие потери, связанные с применением новых уз­

лов, с учетом потерь на привод

насоса гидросистемы,

К.П и на трение в металлических

кольцевых уплотнени­

ях, а также с учетом указанных выше дисковых потерь для коробки передач трактора T-I50 могут быть оценены приблизительно в 4—4,5 л. с , или в 2,5—3% от мощно­ сти двигателя. В более простых конструкциях коробок передач, например тракторов Т-150К, эти потери сущест­ венно ниже и не должны превышать 2—2,5%. Во избе­ жание повышения общих барботажных потерь, связан­ ных с наличием в конструкции вращающихся фрикцион­ ных муфт, необходимо обеспечивать достаточно низкий уровень масла в картере КП (ниже поверхности бара­ банов муфт).

Испытания тракторов с переключением передач под нагрузкой проводили в различных зонах страны (таб­ лица) .

Испытания показали следующее.

Безразрывное переключение существенно снижает работу буксования фрикционных элементов переключе­ ния передач (в 3—6 раз) и повышает их долговечность.

Безразрывное переключение существенно повышает стабильность скоростного режима двигателя и трактора. При переключении с разрывом потока мощности колеба­ ния скорости вращения вала двигателя составили 300—

600

об/мин. При переключении

с

перекрытием

передач

они

не превышают 150 об/мин,

а

в большинстве

случа­

е в — лишь 100 об/мин. Скорость

трактора

при переклю­

чении с

перекрытием изменяется

лишь

в

пределах от

vK-i

до

vK или обратно соответственно

цели переключе­

ния.

 

 

 

 

 

 

 

Переключения под нагрузкой при правильном

выборе

параметров механизма переключения позволяют умень­ шить динамические нагрузки в силовой передаче. По дан­ ным НАТИ, это снижение составляет в среднем 30%. По данным МТЗ и Воронежского СХИ, снижение динами­ ческих нагрузок было значительно большим (в 1,7—2,3 и в 1,5—2 раза) . Вместе с тем к оценке динамических нагрузок и сопоставлению их величины при различных способах переключения следует подходить с определен­ ной осторожностью, так как сокращение длительности разрыва силовой цепи, а также перекрытие передач спо-


Результаты испытаний по определению производительности трактора, снабженного коробками передач с переключением передач на ходу

Трактор

Тип трактора

Тип коробки

Место испыта­

передач

ний (область)

 

 

МТЗ-50 (опытный)

Т-5 (опытный)

Т-150К (опытный)

«Аллис-Чалмерс» Д-17

Э-151 (опытный)

ДТ-75

К-700

Колесный

Диапазонная

Московская

»

»

Воронежская

»

»

Одесская

»

С УКМ

»

Гусеничный

Диапазонная

Московская

»

С УКМ

»

Колесный

Диапазонная

Ростовская

Повышение произво­ дительности по срав­ нению с трактором

Вид работы с коробкой передач без переключения

на ходу, %

Пахота

 

работы

7,6—19,2

Транспортные

3-14

Сплошная культивация

10,5

Уборка картофеля карто­

14

фелекопателем

 

Пахота

зяби

 

6,5-8,2

Посев

озимых

 

15

Пахота

 

 

1—7

Посев

 

работы

2

Транспортные

3,5—6

Пахота

 

 

5-5,5

Сплошная культивация

До 11

Транспортные

работы

1,5

Пахота

 

 

7-11

Транспортные

работы

16—21

Пахота

 

работы

2—5

Транспортные

3,6—6

Сплошная культивация

6,5

Уборка

картофеля

1,8

Пахота

 

 

0—7


собствуют воздействию отрицательных нагрузок на де­ тали силовой передачи. Только совместное использование обгонной муфты и фрикционного элемента исключает появление этих нагрузок и циркуляции мощности.

При использовании трансмиссии с переключением под нагрузкой облегчаются условия труда тракториста, поскольку нет необходимости выключать и включать главную муфту сцепления (или заменяющий ее меха­ низм). Частота использования главной муфты уменьша­ ется на 25—75%. Кроме того, переключение посредством перемещения золотника маслораспределителя значитель­ но легче и быстрее.

Большое различие в результатах испытаний по по­ вышению производительности агрегата является следст­ вием двух причин: различия условий, в которых прово­ дили испытания (рельеф местности, длина гона и др.), и недостатков методики испытаний. В некоторых случаях методикой испытаний было предусмотрено, чтобы трак­

тористы обеих

машин

механизмом

безразрывности

и без

него) переключали

передачи

в

одних

и тех же

точках

поля. Количество

 

переключений

выдерживалось

строго одинаковым на обоих сравниваемых

тракторах.

На контрольных

сменах

в

отдельных

случаях

количест­

во переключений передач обычным способом оказалось больше, чем переключений на ходу. В этих случаях не бы­

ли

использованы преимущества переключения передач

на

ходу.

 

Несомненно, что практика и опыт внесут коррективы

в методику испытаний тракторных агрегатов с новыми типами трансмиссий, позволят выявить новые резервы повышения производительности агрегатов на различных работах.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ СКОРОСТНОГО

іТРАКТОРА КЛАССА 3 т

АНТЫШЕВ Н. М.

(ВИМ)

Несмотря на общую, твердо установившуюся тенден­ цию повышения рабочих скоростей движения машиннотракторных агрегатов, в целом количество сельскохозяй­ ственных машин, технологический процесс которых тре­ бует пониженных скоростей движения, не уменьшилось, а в некоторой степени даже возросло. Так, если в нача­

ле внедрения уровня рабочих скоростей

5—9

км/ч в тя­

говом

классе 3 т значилось 19 сельскохозяйственных ма­

шин

[ 2 ] , требующих ходоуменьшителя,

то в

настоящее

время при освоении рабочих скоростей 9—15 км/ч их около 50. Вызвано это в основном следующими причи­ нами.

Сельскохозяйственное производство все более интен­ сивными темпами перестраивается на индустриальную основу, в результате чего количество механизированных работ возрастает.

Рабочие органы ряда машин по своей принципиаль­ ной схеме не допускают повышения скорости движения. Новых схем рабочих органов для этих машин и техно­ логических схем, позволяющих работать на более высо­ ких скоростях, пока не создано.

Существующие типы рабочих органов серийных ма­ шин при повышении скоростей движения, как правило, не обеспечивают удовлетворительных агротехнических показателей, и требуется определенное время на их мо­ дернизацию, усовершенствование и внедрение.

Для удовлетворения потребностей комплексной ме­ ханизации растениеводства необходимо наличие тракто­

ра

класса 3 т

с диапазоном скоростей движения 0,2—

15

км/ч. Общее

количество машин, с которыми должен

агрегатироваться этот трактор, составляет 218 наимено­ ваний.

Анализ показателей машин, предназначенных для работы на скоростях ниже 9—15 км/ч, выявил чрезмер-

6 Заказ 6827

161