Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

500 1000 1500 2000 2500 WOO 3500 ШО ШО 5000 5500 6000 6500 7000 Ркр,кг

Рис. 1.

Совмещенные

тяговые характеристики тракторов ТМ'-250

(

) и Т-4 (

), полученные на стерне озимой пшеницы.

9r

0,Ь%0

0.760

от

NKBAC

160

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

220

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

6

б

10 12

/4

tftyr«/v

 

5

10 12

14 16V.KM/4

Рис. 2. Зависимость тяговых показателей

тракторов ТМ-250

и Т-4 от

а — стерня

 

 

 

скорости:

 

 

 

 

 

озимой пшеницы;

б — поле, подготовленное

под посев.

(Остальные

 

 

 

обозначения те же, что на рис. 1).

 

 

 

На

поле, подготовленном под посев, к. п. д. трактора-

макета

 

находится

в

интервале

0,705—0,765,

серийного

Т-4 — 0,672—0,748. Наибольшее значение

к. п. д. тракто­

ра-макета на этом фоне (0,798) получено

при

скорости

11,5 км/ч на V передаче, тяговом

усилии 4800 кг, буксо­

вании 3% и удельном расходе топлива

232

г/л. с. ч.

Максимальное значение к. п. д. серийного

трактора Т-4

составляет

0,70 на скорости 6,5 км/ч при тяговом

усилии

3600 кг, буксовании

1,3% и удельном

расходе

топлива

229 г/л. с. ч.

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом,

значения условного

тягового

к. п. д.

сравниваемых тракторов на обоих фонах остаются при­ мерно одинаковыми, однако значения скоростей, при кото­ рых они получены, имеют значительный перепад и раз­ ница составляет 80—85%. Разница значений тяговых уси­ лий равна 1100 (стерня) и 1200 кг (поле, подготовленное под посев).

Необходимо также отметить и более высокий коэффи­ циент использования веса трактора-макета во всем диапа­ зоне передач. При номинальной крюковой мощности он


T-4M; К-701.
Э-151; Т-4;
!0 У,пм/ч
Рис. 3. Тяговый к. п. д. тракто­ ров, оборудованных колесными и гусеничными движителями (фон — стерня колосовых):

равен 0,552 по сравнению с 0,5 серийного трактора. Наб­ людается смещение значений коэффициента использова­ ния веса трактора-макета в зону более высоких скоро­ стей.

Топливная экономичность трактора-макета с повыше­ нием рабочих скоростей ха­ рактеризуется следующим. При одинаковой топливной экономичности двигателей сравниваемых тракторов удельные расходы топлива на 1 л. с. практически оди­ наковы (229—232 г/л. с. ч.).

В диапазоне рабочих скоростей трактора-макета отме­ чается довольно пологое протекание кривой удельного расхода топлива в функции скорости. При этом в скоро­ стном диапазоне, предшествующем зоне максимальных значений тягового к. п. д., трактор-макет обладает лучшей топливной экономичностью, чем серийный трактор. После максимального к. п.д. топливная экономичность тракто­ ров практически одинакова. В диапазоне рабочих скоро­ стей по передачам трактора-макета отмечается также пологое протекание кривых удельного расхода топлива.

Фактическая производительность агрегата, затраты труда и другие эксплуатационные показатели зависят не только от мощности двигателя, установленного на тракто­ ре, но и от значений тягового к. п. д. трактора.

Сопоставление

значений

тяговых к.п. д. тракторов

с различными движителями

показывает

(рис. 3),

что

к. п. д. трактора,

оборудованного гусеничным движите­

лем, при тяговом усилии, близком к номинальному,

на

8—10% выше, чем колесного

трактора.

Следовательно,

при создании мощного пахотного трактора, который будет выполнять основные работы на тягах, близких к номи­ нальной, предпочтение следует отдавать трактору, обору­ дованному гусеничным типом движителя.

Таким образом, анализ тяговых и топливно-экономи- ческих показателей высокоэнергонасыщенного тракторамакета класса 4—5 т и сопоставление их с показателями серийных тракторов дают основание считать, что увеличе-


ниє энергонасыщенности гусеничного трактора 4—5 т тяги в 2 раза (с 14,5 до 27,8 л. с./т) в целях повышения его рабочих скоростей не оказывает заметного влияния на показатели, характеризующие тягово-сцепные свойства и топливную экономичность.

При этом общие закономерности изменения энергети­ ческих показателей с повышением рабочих скоростей дви­ жения такие же, как и энергонасыщенных тракторов клас­ сов 1,4 и 3 т.

У К А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. А н т ы ш ев Н. М., К а ц В. X. Опыт применения автоматической измерительной аппаратуры при тяговых испытаниях тракторов. Научно-технический бюллетень ВИМ, вып. 7—8. М., 1970.

О СОЗДАНИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭНЕРГОНАСЫЩЕННЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ КЛАССА 0,9 т

И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИНАМИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СКОРОСТНЫХ ТРАКТОРОВ

ПЛЯСОВ А. М.

(Липецкий тракторный завод)

Липецкий тракторный завод выпускает универсальные колесные тракторы Т-40 и Т-40А, энергонасыщенность ко­

торых позволяет выполнять

полевые сельскохозяйствен­

ные работы

на скоростях 6—10 км/ч, а транспортные —

до 27 км/ч.

 

 

Тракторы

Т-40 и Т-40А

экспортируются во многие

страны мира, в том числе во Францию, Бельгию, Швецию и др. На международных выставках им были присужде­ ны три золотые медали. На международных испытаниях тракторов, выпускаемых странами — участниками СЭВ, было отмечено, что наиболее высокий коэффициент эк­ сплуатационной надежности имеет трактор Т-40.

Учитывая повышенные требования к скоростной тех­ нике, коллектив завода непрерывно совершенствует вы­ пускаемые тракторы.

Ресурс трансмиссии тракторов Т-40 и Т-40А повышен до 6000 ч, остальных механизмов и двигателя — до 5000 ч. Срок гарантии увеличен до 2 лет.

Проведен ряд мероприятий по улучшению условий труда: снижены усилия на педалях, увеличена высота ка­ бины, улучшена обзорность, установлены подрессоренное сиденье и глушитель шума выхлопных газов. Для пред­ отвращения смятия кабины при опрокидывании трактора установлен жесткий каркас.

Трактор, оборудованный передним ведущим мостом, обладает лучшей проходимостью, что обеспечивает ис­

пользование его в любое время года,

гарантируя

постоянную занятость

тракториста,

не

зависящую

от сезоца. По данным

завода, трактор

Т-40А

пользуется

наибольшим спросом для работ во многих отраслях сель-



ского хозяйства, в частности в животноводстве. В настоя­ щее время тракторов Т-40А выпускается в 2 раза боль­ ше, чем Т-40.

Исследования показали, что применение шин 12—38" типа Д на тракторе Т-40 повышает его тяговые и эксплуа­ тационные показатели до уровня показателей трактора Т-40А. Установка шин 12—38" типа Р на тракторе Т-40А также улучшает его показатели.

Эффективность этого мероприятия

определена НАТИ

в сумме 900 руб/год на один трактор

при повышении це­

ны трактора на 46 руб.

Государственные испытания проходят тракторы Т-40 и Т-40А, рассчитанные на более высокие скорости. На эти тракторы установлены двигатели мощностью 50 л. с. и унифицированная с МТЗ кабина. Одновременно прово­ дятся работы по дальнейшему увеличению мощности до 60 л. с. при сохранении веса трактора.

Для нужд горного земледелия в 1968 г, созданы низкоклиренсные тракторы Т-40АН (4X4) мощностью 40 л. с. Испытания показали, что они могут работать на склонах до 20°, заменяя на сеноуборке конно-ручной труд. Трактор Т-40АН может также работать на равнине, выполняя все другие сельскохозяйственные работы наряду с базовыми тракторами Т-40А.

Применение тракторов Т-40АН на сеноуборке на одну треть снижает стоимость сена и в 4 — 5 раз повышает производительность труда.

При обеспечении потребности страны в таких трак­ торах (по данным НАТИ, 50 тыс. шт.) в напряженный период сеноуборки будет высвобождаться 180—200 тыс. чел.; суммарный народнохозяйственный эффект составит 48,6 млн. руб.

Завод сейчас приступил к серийному выпуску этих тракторов.

На Л Т З создана конструкция и выпущены образцы универсального трактора Т-5 с ведущими и управляемы­ ми колесами одинакового размера. При весе, равном весу трактора класса 0,9 т, он развивал тяговое усилие, соот­ ветствующее классу 1,4 т.

Трактор Т-5 обеспечивал значительно лучшие по срав­ нению с обычными тракторами условия труда, так как ширину кабины не ограничивали колеса, сиденье водите­ ля располагалось в зоне комфорта и все колеса были подрессорены.

Наличие свободного пространства над задним мостом

ибольшой запас грузоподъемности открывали широкие возможности агрегатирования (размещение на тракторе бункеров для семян и удобрений; выполнение совмещен­ ных операций, например культивация, внесение удобрений

ипосев; применение седельных прицепов большой грузо­ подъемности и др.).

Внастоящее время изготовлены и проходят испыта­ ния новые тракторы такого же типа на базе МТЗ-80. Они предназначены для лесохозяйственных и промышленных агрегатов, а также сельскохозяйственных работ.

Вцелях лучшего использования тракторов необходимо изучить возможности увеличения ширины захвата. Усло­

вия для использования сельскохозяйственной техники в различных зонах страны неодинаковы. В нечерноземной полосе ширина захвата агрегатов для возделывания про­ пашных культур, сеноуборки и других полевых работ ограничена размерами и конфигурацией участков, поэто­ му увеличение ее пока не имеет перспективы. Для степных зон, наоборот, доказана бесспорная выгодность увеличе­ ния количества рядков и ширины захвата при возделыва­ нии кукурузы, подсолнечника, картофеля, свеклы и т. п.

Между

тем системой машин для нечерноземных

и степных

зон рекомендуются сельскохозяйственные ма­

шины одинаковой ширины захвата. По-видимому, целе­

сообразно выпускать сельскохозяйственные

машины

и с изменяемой шириной захвата (по примеру

машин для

ХЛОПКОВОДСТЕЭ) , а также устройства, позволяющие уве­ личивать захват машин, уже имеющихся в хозяйствах.

В этой связи необходимо в последующих работах больше внимания уделить исследованию преимуществ универсальных пропашных тракторов, выполненных по схеме 4X4, в том числе и с колесами одинакового раз­ мера.

Для рационального использования мощности энерго­ насыщенных тракторов следует уделить самое серьезное внимание использованию активного привода сельскохо­ зяйственных машин.

Весьма вероятно, что новые возможности для реализа­ ции запаса мощности может дать использование ревер­ сивного управления тракторов Т-40 и Т-40А, например, со скоростными широкозахватными жатками, косилкамиплющилками и др. Поэтому целесообразно направить по­ иски ученых и в этом направлении.