Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
Широкий производственный опыт позволил выявить фактическую реализацию предусмотренного диапазона рабочих скоростей тракторов (табл. 5).
Т а б л и ц а 5
Рабочие скорости машинно-тракторных |
агрегатов |
||||
на полевых работах, |
км/ч, (по данным |
Центральной |
|||
|
нормировочной |
станции МСХ РСФСР) |
|
||
Операция |
К-700 |
Т-4 |
ДТ-75 |
MT3-50 |
|
(Т-74) |
|||||
Лахота |
сплошная |
6,1—8,7 |
5,3—7,6 |
5,1-7,0 6,7-7,4 |
|
.Культивация |
8,1 |
6,1 |
6,3 |
8,0 |
|
Безотвальная |
обработка |
8,2 |
6,9-7,9 |
6,8—7,2 |
— |
•Сев зерновых |
|
7,8-9,4 |
6,5—7,3 |
6,5—6,8 |
7,1-7,9 |
•Боронование |
|
8,9 |
8,0 |
7,0 |
— |
Дискование |
|
8,3 |
7,9 |
6,8 |
|
'Снегозадержание |
12,4 |
8,2 |
7,6 |
— |
|
— |
|||||
-Междурядная |
обработка |
— |
— |
— |
8,2 |
Уборка силосных культур |
— |
— |
5,4—6,5 |
4,6—6,7 |
|
|
|
|
|
Таким образом, диапазон скоростей 6—9 км/ч реали зован на многих видах работ, исключая уборочные.
Десятилетний опыт эксплуатации скоростных трак торов позволил сделать выводы о фактической реали зации потенциальных возможностей повышения их про
изводительности. Д л я этой |
цели обычно используют по |
||||||||
казатели |
годовой, |
дневной |
и сменной |
выработки. |
|
||||
Следует отметить, что процесс повышения |
энергона |
||||||||
сыщенности тракторов совпал по времени с другим |
про |
||||||||
цессом— значительным увеличением тракторного |
парка: |
||||||||
больше чем в 1,5 раза за десятилетие. В результате |
этих |
||||||||
двух процессов |
тракторообеспеченность |
увеличилась |
|||||||
с 8,5 до 18 условных тракторов на 1000 га пашни |
(с 12,5 |
||||||||
до 27 тяговых л. с. на 100 га пашни). Объем |
механизи |
||||||||
рованных |
работ, определяемый технологией, |
увеличился |
|||||||
в меньшей степени. Так, в колхозах и совхозах |
РСФСР |
||||||||
уровень |
тракторообеспеченности |
на |
100 |
га |
пашни |
за |
|||
5 лет увеличился |
в 1,3 раза, а объем |
механизированных |
|||||||
работ — на 19%. Таким образом, |
произошел |
не |
только |
абсолютный, но и относительный рост насыщения сель скохозяйственного производства техникой.
Специфика растениеводства заключается в высокой неравномерности распределения объема полевых работ в течение года. Поэтому потребность в тракторах опре-
деляется не по среднегодовым объемам работ, а по ра ботам, выполняемым в наиболее напряженный, «пико вый» период. При увеличении насыщения техникой со кращаются сроки полевых работ. По данным ЦСУ,, в Западной Сибири, например, сроки сева зерновых со кратились с 19—22 до 11—14 дней, подъема зяби — с 70 до 40 дней.
Абсолютный и относительный рост тракторного пар ка сопровождается уменьшением годовой занятости тракторов. Занятость гусеничных тракторов за 5 лет со кратилась на 15—50 дней в году. И только занятость пропашных тракторов за 5 лет практически не измени лась (табл . 6) .
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
Занятость тракторов основных |
марок по годам, дни |
|
|||
Трактор |
Хозяйство |
1962 |
1966 |
1968 |
1969 |
ДТ-75 (Т-74) |
Колхозы |
210 |
212 |
202 |
147 |
ДТ-54 |
Совхозы |
190 |
185 |
174 |
167 |
Колхозы |
220 |
214 |
201 |
195 |
|
МТЗ |
Совхозы |
182 |
188 |
179 |
174 |
Колхозы |
201 |
197 |
198 |
206 |
|
|
Совхозы |
169 |
175 |
177 |
175 |
Соответственно изменению годовой занятости изме
нилась и годовая выработка |
тракторов: |
сократилась |
|||||
у гусеничных |
тракторов |
и |
увеличилась |
у |
колесных |
||
(табл. 7). |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Годовая выработка тракторов основных марок по годам, |
|||||||
|
га |
м. п. |
|
|
|
|
|
Трактор |
|
Хозяйство |
1964 |
|
1966 |
1969- |
|
ДТ-75 (Т-74) |
Колхозы |
|
1221 |
1299 |
1134 |
||
ДТ-54 |
Совхозы |
|
1170 |
1023 |
90Ї |
||
Колхозы |
|
1349 |
1163 |
1002: |
|||
МТЗ |
Совхозы |
|
1123 |
984 |
895 |
||
Колхозы |
|
755 |
782 |
818 |
|||
|
Совхозы |
|
738 |
605 |
614 |
Таким образом, эффективность использования ско ростных тракторов не может быть оценена по годовой
выработке, поскольку последняя зависит от их занято сти. Более справедливо для оценки использовать пока затели сменной и дневной выработки.
Производственные испытания скоростных тракторов, проведенные в 1957—1960 гг. в масштабе бригад и отде лений хозяйств, показали на полевых работах повыше ние сменной выработки гусеничных тракторов на 20—
22%, |
колесных — на |
12—15% |
(без учета |
землеройных |
работ |
и эксплуатации |
в зимних |
условиях). |
Фактическое |
повышение сменной выработки за 1962—1969 гг. по стране составило 9—12% (табл. 8). Наибольшее повы шение сменной выработки в 1969 г. отмечено в хозяйст вах Молдавии (16—23%) и Прибалтики (7—34%).
Т а б л и ц а 8
Значения сменной выработки тракторов класса 3 т по годам
|
1962 |
1966 |
|
|
1968 |
|
1969 |
|
|
Трактор |
|
|
Сменная выработка |
тракторов |
|
|
|||
|
га м.п. |
% |
га м.п. |
% |
га |
м.п. |
% |
га м.п. • |
% |
ДТ-75 (Т-74) |
4,7 |
112 |
4,6 |
109 |
4,7 |
112 |
4,6 |
109 |
|
ДТ-54 |
4,2 |
100 |
4,2 |
100 |
4,3 |
100 |
4,3 |
100 |
Представляет интерес анализ данных ЦСУ по смен ной выработке сопоставляемых тракторов в 114 областях РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана (68 областей отнесены к степным и 46 — к лесостепным). При анализе
установлено, что в степных областях сменная |
выработка |
||
тракторов ДТ-75 в 15% случаев не превышает |
выработ |
||
ку ДТ-54, в 64% превышает |
ее на 12%, а в 21% случа |
||
е в — более чем на 12%. В |
лесостепных областях эти |
||
цифры равны соответственно |
25; 55 и 20%. Таким |
обра |
|
зом, прирост выработки свыше 12% встречается |
одина |
||
ково редко в обеих группах, |
а отставание — чаще |
в ле |
|
состепных областях. |
|
|
|
Приведенные данные показывают, что внедрение ско ростной техники (5—9 км/ч) дает повышение производи тельности, однако потенциальные возможности скорост ных тракторов использованы не в полной мере.
Одной из причин недоиспользования потенциальных возможностей скоростных тракторов является нестабиль ность мощности двигателей. Отклонение мощности от но-
минальных значений влияет на дневную выработку трак торов (табл . 9) .
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
Нестабильность мощности двигателей тракторов, % |
||||
|
Поволжская |
Армавирская |
опытная |
Сев.-Кав. |
Мощность двигателя, % |
МИС |
станция ВИМ |
мис |
|
|
СМД-14 |
СМД-14 |
Д-54 |
Д-50 |
121 и более |
— |
— |
23 |
— |
111—120 |
77 |
|||
106—110 |
9 |
— |
— |
— |
100-105 |
18 |
17 |
.— |
100 |
9 5 - 99 |
10 |
2 |
— |
— |
90— 94 |
9 |
3 |
— |
— |
8 5 - 89 |
27 |
29 |
— |
— |
84 и менее |
27 |
49 |
— |
— |
Из данных таблицы 9 следует, что 73—83% двигате лей СМД-14 не развивают номинальную мощность. Дви гатели Д-54 развивают мощность, превышающую номи нальную, поэтому в период внедрения тракторов Т-75 (1960—1961 гг.) научно-исследовательские институты и заводы рекомендовали повышение мощности этих дви гателей. В колхозах и совхозах эти рекомендации реа лизованы в широких масштабах, что подтверждается ма териалами ряда институтов. По данным НИИМЭСХа Северо-Запада, после выработки трактором Т-74 600— 800 га мощность двигателя снизилась на 11%. По дан ным СибВИМа, в совхозе «Красноярский» Новосибир ской области двигатели СМД-14 и Д-54 развивают при мерно одинаковую мощность — 61—62 л. с. По данным ВНИИМЭСХа, мощность двигателя Д-54 составляет 64—68 л. с.
Попытка заводов объяснить нестабильность мощности двигателей СМД-14 условиями эксплуатации явно непра вомочна, поскольку в аналогичных условиях показатели двигателя Д-54 остаются стабильными. Причиной неста бильности мощности двигателя СМД-14 являются повы шенная форсировка по скорости вращения коленчатого вала и топливоподаче и, как следствие, напряженность процессов. Естественно, что если разница в мощности двигателей СМД-14 и Д-54 не превышает 10%, мало вероятно ожидать большого прироста производитель ности.
2 Заказ 6827 |
33 |