Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкий производственный опыт позволил выявить фактическую реализацию предусмотренного диапазона рабочих скоростей тракторов (табл. 5).

Т а б л и ц а 5

Рабочие скорости машинно-тракторных

агрегатов

на полевых работах,

км/ч, (по данным

Центральной

 

нормировочной

станции МСХ РСФСР)

 

Операция

К-700

Т-4

ДТ-75

MT3-50

(Т-74)

Лахота

сплошная

6,1—8,7

5,3—7,6

5,1-7,0 6,7-7,4

.Культивация

8,1

6,1

6,3

8,0

Безотвальная

обработка

8,2

6,9-7,9

6,8—7,2

•Сев зерновых

 

7,8-9,4

6,5—7,3

6,5—6,8

7,1-7,9

•Боронование

 

8,9

8,0

7,0

Дискование

 

8,3

7,9

6,8

'Снегозадержание

12,4

8,2

7,6

-Междурядная

обработка

8,2

Уборка силосных культур

5,4—6,5

4,6—6,7

 

 

 

 

Таким образом, диапазон скоростей 6—9 км/ч реали­ зован на многих видах работ, исключая уборочные.

Десятилетний опыт эксплуатации скоростных трак­ торов позволил сделать выводы о фактической реали­ зации потенциальных возможностей повышения их про­

изводительности. Д л я этой

цели обычно используют по­

казатели

годовой,

дневной

и сменной

выработки.

 

Следует отметить, что процесс повышения

энергона­

сыщенности тракторов совпал по времени с другим

про­

цессом— значительным увеличением тракторного

парка:

больше чем в 1,5 раза за десятилетие. В результате

этих

двух процессов

тракторообеспеченность

увеличилась

с 8,5 до 18 условных тракторов на 1000 га пашни

(с 12,5

до 27 тяговых л. с. на 100 га пашни). Объем

механизи­

рованных

работ, определяемый технологией,

увеличился

в меньшей степени. Так, в колхозах и совхозах

РСФСР

уровень

тракторообеспеченности

на

100

га

пашни

за

5 лет увеличился

в 1,3 раза, а объем

механизированных

работ — на 19%. Таким образом,

произошел

не

только

абсолютный, но и относительный рост насыщения сель­ скохозяйственного производства техникой.

Специфика растениеводства заключается в высокой неравномерности распределения объема полевых работ в течение года. Поэтому потребность в тракторах опре-



деляется не по среднегодовым объемам работ, а по ра­ ботам, выполняемым в наиболее напряженный, «пико­ вый» период. При увеличении насыщения техникой со­ кращаются сроки полевых работ. По данным ЦСУ,, в Западной Сибири, например, сроки сева зерновых со­ кратились с 19—22 до 11—14 дней, подъема зяби — с 70 до 40 дней.

Абсолютный и относительный рост тракторного пар­ ка сопровождается уменьшением годовой занятости тракторов. Занятость гусеничных тракторов за 5 лет со­ кратилась на 15—50 дней в году. И только занятость пропашных тракторов за 5 лет практически не измени­ лась (табл . 6) .

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

Занятость тракторов основных

марок по годам, дни

 

Трактор

Хозяйство

1962

1966

1968

1969

ДТ-75 (Т-74)

Колхозы

210

212

202

147

ДТ-54

Совхозы

190

185

174

167

Колхозы

220

214

201

195

МТЗ

Совхозы

182

188

179

174

Колхозы

201

197

198

206

 

Совхозы

169

175

177

175

Соответственно изменению годовой занятости изме­

нилась и годовая выработка

тракторов:

сократилась

у гусеничных

тракторов

и

увеличилась

у

колесных

(табл. 7).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

 

 

 

 

 

Годовая выработка тракторов основных марок по годам,

 

га

м. п.

 

 

 

 

Трактор

 

Хозяйство

1964

 

1966

1969-

ДТ-75 (Т-74)

Колхозы

 

1221

1299

1134

ДТ-54

Совхозы

 

1170

1023

90Ї

Колхозы

 

1349

1163

1002:

МТЗ

Совхозы

 

1123

984

895

Колхозы

 

755

782

818

 

Совхозы

 

738

605

614

Таким образом, эффективность использования ско­ ростных тракторов не может быть оценена по годовой


выработке, поскольку последняя зависит от их занято­ сти. Более справедливо для оценки использовать пока­ затели сменной и дневной выработки.

Производственные испытания скоростных тракторов, проведенные в 1957—1960 гг. в масштабе бригад и отде­ лений хозяйств, показали на полевых работах повыше­ ние сменной выработки гусеничных тракторов на 20—

22%,

колесных — на

12—15%

(без учета

землеройных

работ

и эксплуатации

в зимних

условиях).

Фактическое

повышение сменной выработки за 1962—1969 гг. по стране составило 9—12% (табл. 8). Наибольшее повы­ шение сменной выработки в 1969 г. отмечено в хозяйст­ вах Молдавии (16—23%) и Прибалтики (7—34%).

Т а б л и ц а 8

Значения сменной выработки тракторов класса 3 т по годам

 

1962

1966

 

 

1968

 

1969

 

Трактор

 

 

Сменная выработка

тракторов

 

 

 

га м.п.

%

га м.п.

%

га

м.п.

%

га м.п.

%

ДТ-75 (Т-74)

4,7

112

4,6

109

4,7

112

4,6

109

ДТ-54

4,2

100

4,2

100

4,3

100

4,3

100

Представляет интерес анализ данных ЦСУ по смен­ ной выработке сопоставляемых тракторов в 114 областях РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана (68 областей отнесены к степным и 46 — к лесостепным). При анализе

установлено, что в степных областях сменная

выработка

тракторов ДТ-75 в 15% случаев не превышает

выработ­

ку ДТ-54, в 64% превышает

ее на 12%, а в 21% случа­

е в — более чем на 12%. В

лесостепных областях эти

цифры равны соответственно

25; 55 и 20%. Таким

обра­

зом, прирост выработки свыше 12% встречается

одина­

ково редко в обеих группах,

а отставание — чаще

в ле­

состепных областях.

 

 

 

Приведенные данные показывают, что внедрение ско­ ростной техники (5—9 км/ч) дает повышение производи­ тельности, однако потенциальные возможности скорост­ ных тракторов использованы не в полной мере.

Одной из причин недоиспользования потенциальных возможностей скоростных тракторов является нестабиль­ ность мощности двигателей. Отклонение мощности от но-


минальных значений влияет на дневную выработку трак­ торов (табл . 9) .

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

Нестабильность мощности двигателей тракторов, %

 

Поволжская

Армавирская

опытная

Сев.-Кав.

Мощность двигателя, %

МИС

станция ВИМ

мис

 

СМД-14

СМД-14

Д-54

Д-50

121 и более

23

111—120

77

106—110

9

100-105

18

17

.—

100

9 5 - 99

10

2

90— 94

9

3

8 5 - 89

27

29

84 и менее

27

49

Из данных таблицы 9 следует, что 73—83% двигате­ лей СМД-14 не развивают номинальную мощность. Дви­ гатели Д-54 развивают мощность, превышающую номи­ нальную, поэтому в период внедрения тракторов Т-75 (1960—1961 гг.) научно-исследовательские институты и заводы рекомендовали повышение мощности этих дви­ гателей. В колхозах и совхозах эти рекомендации реа­ лизованы в широких масштабах, что подтверждается ма­ териалами ряда институтов. По данным НИИМЭСХа Северо-Запада, после выработки трактором Т-74 600— 800 га мощность двигателя снизилась на 11%. По дан­ ным СибВИМа, в совхозе «Красноярский» Новосибир­ ской области двигатели СМД-14 и Д-54 развивают при­ мерно одинаковую мощность — 61—62 л. с. По данным ВНИИМЭСХа, мощность двигателя Д-54 составляет 64—68 л. с.

Попытка заводов объяснить нестабильность мощности двигателей СМД-14 условиями эксплуатации явно непра­ вомочна, поскольку в аналогичных условиях показатели двигателя Д-54 остаются стабильными. Причиной неста­ бильности мощности двигателя СМД-14 являются повы­ шенная форсировка по скорости вращения коленчатого вала и топливоподаче и, как следствие, напряженность процессов. Естественно, что если разница в мощности двигателей СМД-14 и Д-54 не превышает 10%, мало­ вероятно ожидать большого прироста производитель­ ности.

2 Заказ 6827

33