Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 1
V, |
|
|
Показатель |
|
|
|
|
|
|
км/ч |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,20 |
0,25 |
0,33 |
0,4 |
0,5 |
|
В том числе: |
4,76 |
3,6 |
3,88 |
5,52 |
4,72 |
|||
|
|
двойников |
|||||||
|
|
тройников |
0,52 |
0,08 |
0,4 |
0,68 |
0,36 |
||
|
Количество |
семян на |
33,84 |
34,72 |
32,2 |
33,68 |
33,56 |
||
|
1 пог. м, шт., |
|
|
|
|
|
|||
|
при |
распределении: |
10,16 |
10,12 |
9,12 |
8,92 |
5,68 |
||
|
|
загущенном |
|||||||
8 |
|
изреженном |
4,44 |
4,72 |
5,56 |
5,08 |
5,68 |
||
|
расчетном : |
19,24 |
19,88 |
17,52 |
19,68 |
22,20 |
|||
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|||
|
|
двойников |
3,76 |
5,04 |
4,64 |
3,76 |
2,96 |
||
|
|
тройников |
0,12 |
0,44 |
0,32 |
0,24 |
0,20 |
||
|
Количество |
семян на |
29,00 |
27,96 |
28,32 |
28,68 |
26,70 |
||
|
1 |
пог. м, |
шт., |
|
|
|
|
|
|
|
при |
распределении: |
7,88 |
6,68 |
7,52 |
8,08 |
5,76 |
||
|
|
загущенном |
|||||||
10 |
|
изреженном |
6,08 |
6,44 |
5,80 |
6,40 |
6,48 |
||
|
расчетном |
15,04 |
14,84 |
15,00 |
14,20 |
14,48 |
|||
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|||
|
|
двойников |
3,72 |
3,32 |
2,56 |
3,88 |
2,60 |
||
|
|
тройников |
0,28 |
0,28 |
0,16 |
0,36 |
0,16 |
||
|
Количество |
семян на |
23,76 |
22,16 |
23,28 |
23,00 |
21,00 |
||
|
1 пог. м, шт., |
|
|
|
|
|
|||
|
при |
распределении: |
5,04 |
5,52 |
4,72 |
5,12 |
4,56 |
||
|
|
загущенном |
|||||||
12 |
|
изреженном |
6,96 |
6,80 |
6,80 |
6,76 |
6,32 |
||
|
расчетном |
11,76 |
9,84 |
11,76 |
11,12 |
10,12 |
|||
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|||
|
|
двойников |
2,08 |
1,16 |
2,44 |
2,00 |
1,60 |
||
|
|
тройников |
0,12 |
|
0,12 |
0,08 |
0,12 |
||
|
Количество |
семян на |
18,92 |
18,64 |
17,08 |
19,00 |
14,44 |
||
|
1 пог. м, |
шт., |
|
|
|
|
|
||
|
при |
распределении: |
3,96 |
3,76 |
3,68 |
4,40 |
2,44 |
||
|
|
загущенном |
|||||||
15 |
|
изреженном |
6,76 |
6,28 |
6,60 |
6,24 |
6,40 |
||
|
расчетном |
8,20 |
8,60 |
6,80 |
8,36 |
5,60 |
|||
|
В том числе: |
1,92 |
1,60 |
1,60 |
1,48 |
1,40 |
|||
|
|
двойников |
|||||||
|
|
тройников |
0,24 |
|
|
|
0,08 |
лика.процент заполнения ячеек диска семенами не умень шается, а при снижении ее несколько падает, так как при малой скорости ролик выталкивает из ячеек семена,, неплотно в них вошедшие.
Изменение окружной скорости счищающего ролика заметного влияния на качество распределения семян не оказывает.
С повышением скорости ленты количество высеянных на 1 пог. м семян заметно снижается. Уменьшается так же количество семян в расчетном интервале и увеличи вается количество семян с изреженным распределением. Объясняется это тем, что с повышением скорости дви жения ленты и, следовательно, окружной скорости вы севающего диска семена не успевают попадать в ячейки диска.
Для изучения влияния повышенных скоростей на нор му высева различных высевающих дисков проведены ла бораторные исследования.
На специальном стенде для испытания высевающих аппаратов проверены два варианта дисков на разных скоростях движения: в первом увеличено количество яче
ек |
со |
140 (2-рядный) до 210 |
(3-рядный); теоретическая |
||
норма |
высева |
при этом 51,7 шт. на 1 пог. м; во втором, |
|||
кроме |
того, |
было |
изменено |
передаточное отношение |
|
с |
Ї = 0,396 до 0,507; |
теоретическая норма высева 64 шт. |
|||
на |
1 пог. м. |
|
|
|
В опытах использованы семена свеклы Кубанский по- лигябрид-9 фракции 4,5—5,5 мм. Семена из аппарата вы севали на липкую ленту.
Результаты приведены в таблице 4.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
4- |
|
|
Влияние повышения скорости на норму высева |
|
|
|||||
|
2-рядный |
диск |
|
3-рядный |
диск |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
(і =0,396, |
1=0,396, |
|
|
|
|
||
V, км/ч |
yVT=34,5 шт./пог. м) |
/=0,507, |
|
|
||||
|
|
|
TV =51,7 |
шт./пог. м |
/VT =64 шт./пог. м |
|
||
|
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
|
|
|
5 |
32 |
100 |
37,9 |
100 |
44,3 |
|
100 |
• |
7 |
24 |
75 |
30,3 |
80 |
29,3 |
' |
67 |
|
9 |
14 |
44 |
26,6 |
70 |
21,2 |
47 • |
|
|
Как видно из |
полученных |
данных, при скорости |
||
5 |
км/ч фактическое |
количество |
Nc |
семян, |
высеваемых |
на |
1 пог. м, близко |
к теоретическому |
с |
увеличением |
скорости движения происходит резкое снижение нормы высева, в среднем 12—14% на каждый километр повы шения скорости.
Трехрядный диск с / = 0,396 по количеству фактически высеянных семян несколько предпочтительней. При уве
личении |
і до 0,507 |
(Л/т = 64 шт./пог. м) значительно |
воз |
|||||||
растает окружная |
скорость |
высевающего |
диска |
(с |
0,28 |
|||||
до 0,52 м/сек), что резко снижает норму высева |
семян. |
|||||||||
Полевой опыт проводили в двух вариантах с исполь |
||||||||||
зованием |
3-рядного |
(Л/т = 51,7 |
шт./пог. |
м) |
и 2-рядного |
|||||
(NT=34,5 |
шт./пог. м) дисков |
(табл. 5). |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
||
Фактическая норма высева семян диском, |
кг/га |
|
||||||||
|
V, км/ч |
|
|
2-рядным |
3-рядным |
|
|
|||
|
5 |
|
|
27,3 |
|
32,0 |
|
|
||
|
7 |
|
|
22,5 |
|
24,6 |
|
|
||
|
9 |
|
|
19,3 |
|
22,3 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 6 |
||
|
Количество всходов, |
шт. пог. м. |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
При посеве диском |
|
|
|
|
||
V, км/ч |
|
2-рядным |
|
|
3-рядным |
|
|
|||
|
шт. |
|
|
% |
|
шт. |
|
|
% |
|
5 |
30,3 |
|
|
100 |
|
41,4 |
|
100 |
|
|
7 |
32,8 |
|
|
75,3 |
35,7 |
|
|
86,3 |
|
|
9 |
18,8 |
|
|
62,2 |
31,4 |
|
|
75,9 |
|
|
Лучшим оказался трехрядный диск. С увеличением |
||||||||||
скорости |
посева с 5 до 9 км/ч наблюдалось |
уменьшение |
||||||||
глубины заделки семян до 1 см. |
|
|
|
|
|
|||||
С повышением |
скорости густота всходов при посеве |
|||||||||
3-рядным |
диском |
снижалась |
значительно меньше, чем |
|||||||
2-рядным |
(табл. 6), |
и |
на скорости 9 км/ч |
находилась |
||||||
в пределах допустимой |
нормы |
(31,4 шт./пог. |
м) . |
|
|
К ВОПРОСУ ОПТИМАЛЬНОГО АГРЕГАТИРОВАНИЯ ТРАКТОРОВ
ЛИШНИЙ А. г., КРИВОНОСОВ В. В.
(ВНИИМЭСХ)
Необходимость наиболее эффективного использова ния тягово-мощностных возможностей тракторов, осо бенно в связи с повышением их энергонасыщенности, вы двигает вопрос об оптимальном агрегатировании.
Целесообразность исследований, уточняющих условия оптимального агрегатирования, вызывается уже тем, что установившийся состав агрегатов с рядом тракторов, на пример на пахоте, сохраняется почти повсеместно в на шей стране. А если учесть, что энергоемкость пахотных работ чрезвычайно дифференцирована, так как пределы изменения пахоты по глубине широки (от 18 до 35 см), а сопротивление почв колеблется от 0,35 до 1 кг/см2 , то становится сомнительной однотипность агрегатирования многих тракторов.
В связи с этим проведен анализ эффективности ис пользования тяговой мощности тракторов в разных про изводственных условиях (четыре значения глубины па хоты при дискретно изменяющемся исходном сопротив лении в диапазоне от 0,5 до 0,7 кг/см2 ).
Сложность теоретического определения производи тельности тракторов конкретных марок в разных вари антах их агрегатирования состоит в том, что значение скорости определяется набором имеющихся передач. Вы бор той или иной передачи обусловлен тяговым сопротив лением сельскохозяйственных машин, которое, в свою очередь, является функцией скорости.
Истинное значение скорости тракторного агрегата в том или ином варианте агрегатирования на любой пе редаче определяется в результате совмещения двух энер гетических характеристик: тяговой характеристики трак торов, построенной в координатах vP, и характеристики сопротивлений машин-орудий. Точки пересечения кривых сопротивлений агрегатов разного захвата с кривыми
изменения скорости на передачах и дают |
фактиче |
скую скорость отдельных МТА. Одновременно |
находится |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
В |
.9 |
10 |
11 V.A-M/V |
Рис. 1. Совмещенная тяговая характеристика гусеничных тракторов
иплугов.
итяговое усилие. Оно необходимо для оценки фактиче ского расхода топлива и степени использования номи нальной тяги. Этот метод дает возможность также оце нить степень использования мощности двигателя и тя гового усилия на выбранной передаче. Изменение тяговых сопротивлений машин-орудий в функции ско рости определяли по формуле В. П. Горячкина.
Оценивали плуги конкретных конструкций разной ширины захвата с известными весовыми и стоимостными показателями. На рисунке 1 представлены графики тя говых сопротивлений плугов с числом корпусов п от 2 до 10, построенные на основе расчетных данных при на чальном удельном сопротивлении плуга &о=0,50 кг/см2 , глубине пахоты а = 22 см и темпе прироста тягового со противления плуга на 1 км/ч повышения скорости, рав ном 4,8%.
По характеристикам определяли значения скорости для принятой ширины b захвата на возможных переда чах, а затем — техническую и среднесменную производи тельность. Последнюю находили с учетом известных из менений коэффициента использования смены T C M = f ( 6 , v)
возможных |
агрегатов. |
По |
С.руб/га |
|
|
|
|
|
|
|||||||
этим же характеристикам ус |
кОО |
|
|
\ |
|
|
|
|||||||||
танавливали |
степень |
ис |
3.50 |
к |
|
\ |
|
|
|
|||||||
пользования |
тяговой мощно |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
3.00 |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
сти и тягового усилия трак |
|
|
ч ч |
v. |
|
|
||||||||||
2,50 |
|
|
|
|
||||||||||||
тора. Экономическая оценка |
|
|
"чХ |
|
|
|
||||||||||
различных |
видов |
агрегати |
2.00 |
|
|
I |
|
|
|
|||||||
рования |
|
общепринятая. |
Ре |
1,50 |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
зультаты |
расчетов |
по |
агре |
Т,чел.-ч/га |
|
\ |
|
|
|
|||||||
гатированию |
|
тракторов |
|
\ |
|
|
|
|||||||||
ДТ-54, ДТ-75 и Т-150 пока |
t.6 |
|
|
|
|
|||||||||||
зывают, что и экономическая |
|
|
|
ч |
|
|
|
|||||||||
эффективность |
тракторов |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
всех типов прямо пропорцио |
1.2 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
нальна |
степени |
использова |
|
ч |
|
|
|
|
||||||||
ния тяговой мощности. В ка |
0.8 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
честве |
примера |
в |
таблице |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
•• |
|
||||||||||
приведены |
результаты |
рас |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
чета |
технико-экономической |
OA |
|
|
|
|
|
|
||||||||
эффективности |
агрегатиро |
м, кг/га |
|
|
|
|
|
|
||||||||
вания трактора |
Т-150 на па |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
хоте. |
|
Действительно |
рост |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
использования |
мощности |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
трактора |
ДТ-54 |
с 4-корпус- |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ным |
плугом |
от 0,5 |
до |
1 со |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
провождается |
снижением |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
эксплуатационных |
издержек |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
с 3,4 до 2,25 руб./га, умень |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
шением затрат труда с 1,7 до |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
1,05 |
чел-ч/га |
и |
снижением |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
удельнбй |
|
металлоемкости с |
0,2 |
OA |
|
0,8 |
0,8 |
ї м |
||||||||
9,5 до 6 кг/га. Для тракторов |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Т-4 и Т-150 с 5-корпусными |
Рис. 2. |
Зависимость |
издержек |
|||||||||||||
плугами |
|
издержки |
умень |
эксплуатации |
|
С, затрат труда Г, |
||||||||||
шаются |
с 2,5 до 1,95 руб./га |
металлоемкости М от |
степени |
|||||||||||||
использования |
тяговой |
мощно |
||||||||||||||
и с 2,75 до 2 руб., снижение |
||||||||||||||||
|
сти Т]м . |
|
|
|
||||||||||||
эксплуатационных |
издержек |
|
|
|
|
|
|
|
составляет 34—28%. затрат труда — 38—30%, металло емкости процесса —39—35%. Представленные на рисун ке 2 зависимости отражают важность полноты использо вания имеющейся мощности и потенциальные возможно сти агрегатирования тракторов ДТ-54 с 4-корпусными, а Т-4 и Т-150 — 5-корпусными плугами, т. е. показывают использование мощности за счет изменения скорости.