Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
Технико-экономическая эффективность агрегатирования |
трактора Т-150 (заводской № 0-3) на пахоте |
(WCM — сменная производительность агрегата; |
Q—погектарный расход топлива) |
Глубина вспач ки, см
20—22
25—27
27—30
30—35
|
и- |
|
|
Число |
я |
|
|
и |
я» |
|
|
(^корпусов 3 |
S |
о |
|
|
Бм |
||
|
о |
и |
>, |
|
|
Си |
|
|
& |
и |
СІ |
|
|
О1 |
|
4 |
1,43 |
14,2 |
2,25 |
5 |
1,71 |
14,0 |
1,91 |
6 |
1,87 |
12,5 |
1,81 |
7 |
2,0 |
11,2 |
1,68 |
8 |
2,02 |
11,0 |
1,66 |
4 |
1,46 |
15,8 |
2,32 |
5 |
1,58 |
14,4 |
2,1 |
6 |
1,76 |
12,6 |
1,90 |
7 |
1,78 |
12,5 |
1,89 |
4 |
1,42 |
18,0 |
2,4 |
5 |
1,47 |
15,2 |
2,25 |
6 |
1,55 |
14,7 |
2,16 |
4 |
1,21 |
19,4 |
2,74 |
5 |
1,47 |
16,3 |
2,30 |
6 |
1,54 |
15,4 |
2,21 |
А0=0,5кг/см» к0 =0,6кг/см2
« |
|
|
|
|
|
|
'« |
|
|
|
u |
« |
|
СГ |
« |
|
ев |
ее |
|
3" |
|
Р" |
|
|
|
t-T |
|
|||||
|
|
сЗ |
|
|
с- |
|
СО |
|||
К |
и. |
|
rt |
|
|
|
ч |
|
« |
|
|
|
к( |
S |
м |
|
и |
|
8. |
||
s-T |
м |
|
а. |
о" |
CD |
И |
|
|||
3" |
|
с |
|
<& |
|
|
|
О» |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
0,7 |
4,3 |
0,71 |
IV |
1,41 |
16,7 |
2,36 |
0,71 |
4,40 |
0,84 |
IV |
0,59 |
4,3 |
0,89 |
IV |
1,58 |
15,0 |
2,10 |
0,63 |
4,67 |
0,88 |
III |
0,53 |
4,1 |
0,87 |
III |
1,74 |
13,4 |
1,95 |
0,58 |
4,35 |
0,89 |
II |
0,5 |
4,0 |
0,85 |
II |
1,77 |
13,3 |
1,93 |
0,57 |
4,49 |
0,89 |
I |
0,49 |
4,1 |
0,85 |
I |
|
|
|
|
|
|
|
0,8 |
4,26 |
0,85 |
IV |
1,54 |
26,5 |
2,44 |
0,75 |
4,6 |
0,84 |
III |
0,63 |
4,7 |
0,89 |
III |
1,47 |
14,6 |
2,24 |
0,68 |
5,0 |
0,87 |
II |
0,57 |
4,3 |
0,89 |
II |
1,55 |
16,5 |
2,12 |
0,65 |
4,8 |
0,92 |
I |
0,56 |
4,5 |
0,90 |
I |
|
|
|
|
|
|
|
0,70 |
4,38 |
0,93 |
IV |
1,21 |
18,4 |
2,7 |
0,83 |
5,15 |
0,80 |
II |
0,68 |
5,03 |
0,83 |
III |
1,31 |
17,9 |
2,56 |
0,76 |
5,65 |
0,85 |
I |
0,64 |
4,88 |
0,85 |
I |
|
|
|
|
|
|
|
0,82 |
5,1 |
0,84 |
III |
1,21 |
19,2 |
2,73 |
0,83 |
5,14 |
0,87 |
II |
0,68 |
5,0 |
0,91 |
II |
1,31 |
19,5 |
2,62 |
0,76 |
5,64 |
0,95 |
I |
0,65 |
4,9 |
0,93 |
I |
|
|
|
|
|
|
|
В практике для каждого состава агрегатов всякие из менения режимов работы тракторов из-за изменения глубины пахоты и удельных сопротивлений почвы ком пенсируются наличием ряда передач. Однако обеспечить, плавность и полноту загрузки тяговой мощности в этих условиях, как показывают данные таблицы, трудно из-за значительного перепада скоростей, обусловленного сту пенчатостью КПП трактора.
Эффективность агрегатов, тяговая мощность которых загружается за счет скорости, остается, как правило, ни же возможностей тракторов данного класса. С увеличе нием ширины захвата производительность пахотных агрегатов при равных значениях коэффициента использо вания тяговой мощности выше, чем агрегатов с постоян ной шириной захвата при переменной скорости, кроме того, максимальная производительность, достигаемая тракторами всех классов, обеспечивается в большинстве случаев за счет предельно увеличенной ширины захвата при минимально возможных скоростях движения. Дру гими словами, загрузка тракторов за счет повышения скорости менее эффективна, чем за счет увеличения ши рины захвата. Это объясняется, во-первых, ростом тя говых сопротивлений и, во-вторых, пониженными значе ниями к. п. д. гусеничных тракторов в области повышен ных скоростей. Колебания максимальных значений производительности, достигаемой за счет увеличения ширины захвата или скорости, лежат в пределах 15— 20%. Это скрытый резерв, реализация которого принци пиально возможна.
Сравнительные характеристики экономической эф фективности тракторов показывают (рис. 3), что при равном использовании тяговой мощности и загрузке по ширине захвата снижение издержек по сравнению с за
грузкой по |
скорости |
для ДТ-54 равно 6%, |
для Т-150 — |
|||
18%, |
снижение затрат |
труда — соответственно |
15 и 14%. |
|||
Таким |
образом, |
из |
приведенного анализа |
следует, |
||
что |
максимальный |
экономический эффект |
достигается |
при рабочей загрузке тракторов в зоне номинальных тя говых усилий.
Скачкообразное изменение эффективности различных вариантов агрегатирования тракторов обусловлено каче ственной взаимосвязью четырех факторов: глубиной па хоты, исходным удельным сопротивлением почв, выбран ной шириной рабочего захвата и соответствующей ско-
0,4 0.6 OJB 1 „
Рис. 3. Сравнение |
технико-экономических |
|||
показателей тракторов при |
загрузке |
их за |
||
счет изменения |
скорости |
( |
): |
) |
и ширины захвата ( _ _ |
|
а —Т-150; б — ДТ-54.
ростью движения. Другими словами, оптимальность агрегатирования—величина случайная, зависящая от ря да конкретных производственных условий.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что агрегатирование ДТ-54 с 4-корпусным плугом, а ДТ-75, Т-4 и Т-150 с 5-корпусным не единственный вариант ис пользования этих тракторов и что такая ширина захва та, как наиболее эффективная, неизбежна лишь на тя желой пахоте при &о=0,65 кг/см2 и а = 2 7 - ^ 3 0 см.
Характерной тенденцией для тракторов ДТ-75, Т-4 и Т-150 при типовом их агрегатировании является явное недоиспользование тяговых усилий, что приводит к бес цельному перекатыванию излишних масс тракторов по полям, большим колебаниям степени использования тя говой мощности при изменениях сопротивлений на обра батываемых участках. При переходе с одного вида пахо ты на другой их эффективность при разном агрегатиро вании также носит случайный характер.
Анализ показал также, что различные характеристи ки передаточных отношений коробок перемены передач не устраняют вероятностного характера полноты ис пользования тяговой мощности пахотных тракторов раз ных классов и не обеспечивают экономической оптималь ности их агрегатирования при производстве годового объема пахотных работ, а следовательно, не обеспечива ют максимального технико-экономического эффекта на всем комплексе пахотных работ.
Что касается оптимальной скорости движения агре гатов, то она во всех случаях является функцией кон кретных условий производства, состава агрегатов и уров ня энергонасыщенности тракторов. Для тракторов ДТ-54, ДТ-75, Т-4 и Т-150 она колеблется в пределах от 4,5 до 9 км/ч.
Анализ возможных вариантов агрегатирования трак торов при использовании их на пахотных работах в тече ние года проведен в ОПХ ВНИИМЭСХа и 4-м отделении совхоза «Кагальницкий». Анализ показал, что маневри рование шириной захвата в зависимости от вида пахоты и сопротивления почв повышает годовой экономический эффект: по эксплуатационным издержкам для ДТ-54 на 5%, ДТ-75 на 7%, Т-4 на 11% и Т-150 на 5—10%. По за тратам труда соответственно для ДТ-54 на 6%, ДТ-75 на 11%, Т-4 на 12% и Т-150 на 5—10%.
Что касается агрегатирования рассмотренных трак торов на менее энергоемких работах, в частности на по севе, то здесь определялись несколько иные закономер ности (рис. 4).
Для тракторов ДТ-54 и ДТ-75 оптимальны 3-сеялоч- ные агрегаты, для Т-150 — 4-сеялочный агрегат. Агрега
тирование |
этого трактора с пятью или даже с шестью |
|
сеялками |
возможно, но при этом растут стоимость |
работ |
и затраты |
труда. Дл я тракторов Т-4 оптимальны |
на по |
севе 4- и 5-сеялочные агрегаты.
Динамика экономической эффективности агрегатов показывает, что с ростом класса тяги тракторов и их энергонасыщенности имеется тенденция к сохранению стоимости 1 га посева.
В отличие от пахоты на посеве влияние степени ис пользования тяговой мощности на технико-экономиче скую эффективность второстепенно. Это следует из то го, что оптимальное агрегатирование не соответствует максимуму использования тяговой мощности и опреде-
w.
«2/га\
6
5\
1.0
0.8
м,
кг/га
С
руб/га
1,0
0,9
0,7
|
|
80 |
M, |
|
|
|
кг/га |
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
T, чел-ч/га |
|
|
|
У |
Б |
|
|
|
0,9 |
5 |
|
|
m * у ' |
|
|
||
|
0.7 |
С, |
|
|
|
|
руд/га |
|
|
|
|
|
ІО |
|
|
|
|
0.8 |
|
/ |
|
fe-Z |
М, |
|
|
|
|
||
|
90 |
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
70 |
2 |
|
|
|
Т,чея-ч/га |
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
0.7 |
— • |
|
— . - - |
|
0.5 |
руд/га |
|
|
|
0.8 |
— |
|
|
|
|
0,6 |
|
4 5 |
|
В. |
|
|
|
|
|
в
90
80
Т.чел-ч/га
W
0.8
90
80
70
т, чел-ч/га
0,6
•
—OA
Число сеялок в агрегате Рис. 4. Технико-экономические показатели тракторов на посеве
(«0=120 кг/м)
а —ДТ-75; б — ДТ-54; в —Т-4; г —Т-150.
ляется другими параметрами: количеством машин, а сле довательно, и их стоимостью, коэффициентом использо вания времени смены в функции скорости и шириной захвата, количеством обслуживающего персонала. С по вышением ширины захвата производительность агрегатов отстает от роста числа машин и удельная эффективность н а ї м ширины захвата начинает падать.
В противоположность энергоемким работам (пахота, культивация) использование повышенной мощности тракторов на посеве лишь в некоторой степени повыша ет технико-экономический эффект, но не оправдывает значительной их энергонасыщенности. Использование тракторов меньшей мощности сравнительно с Т-4 и Т-150 на малоэнергоемких операциях будет более эффектив но. Мощные тракторы должны использоваться на тяже лых работах, где относительная их эффективность зна чительно выше.