Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технико-экономическая эффективность агрегатирования

трактора Т-150 (заводской № 0-3) на пахоте

(WCM — сменная производительность агрегата;

Q—погектарный расход топлива)

Глубина вспач ки, см

20—22

25—27

27—30

30—35

 

и-

 

 

Число

я

 

 

и

я»

 

(^корпусов 3

S

о

 

Бм

 

о

и

>,

 

 

Си

 

&

и

СІ

 

 

О1

 

4

1,43

14,2

2,25

5

1,71

14,0

1,91

6

1,87

12,5

1,81

7

2,0

11,2

1,68

8

2,02

11,0

1,66

4

1,46

15,8

2,32

5

1,58

14,4

2,1

6

1,76

12,6

1,90

7

1,78

12,5

1,89

4

1,42

18,0

2,4

5

1,47

15,2

2,25

6

1,55

14,7

2,16

4

1,21

19,4

2,74

5

1,47

16,3

2,30

6

1,54

15,4

2,21

А0=0,5кг/см» к0 =0,6кг/см2

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

u

«

 

СГ

«

 

ев

ее

 

3"

Р"

 

 

 

t-T

 

 

 

сЗ

 

 

с-

 

СО

К

и.

 

rt

 

 

 

ч

 

«

 

 

к(

S

м

 

и

 

8.

s-T

м

 

а.

о"

CD

И

 

3"

 

с

 

<&

 

 

 

О»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

0,7

4,3

0,71

IV

1,41

16,7

2,36

0,71

4,40

0,84

IV

0,59

4,3

0,89

IV

1,58

15,0

2,10

0,63

4,67

0,88

III

0,53

4,1

0,87

III

1,74

13,4

1,95

0,58

4,35

0,89

II

0,5

4,0

0,85

II

1,77

13,3

1,93

0,57

4,49

0,89

I

0,49

4,1

0,85

I

 

 

 

 

 

 

 

0,8

4,26

0,85

IV

1,54

26,5

2,44

0,75

4,6

0,84

III

0,63

4,7

0,89

III

1,47

14,6

2,24

0,68

5,0

0,87

II

0,57

4,3

0,89

II

1,55

16,5

2,12

0,65

4,8

0,92

I

0,56

4,5

0,90

I

 

 

 

 

 

 

 

0,70

4,38

0,93

IV

1,21

18,4

2,7

0,83

5,15

0,80

II

0,68

5,03

0,83

III

1,31

17,9

2,56

0,76

5,65

0,85

I

0,64

4,88

0,85

I

 

 

 

 

 

 

 

0,82

5,1

0,84

III

1,21

19,2

2,73

0,83

5,14

0,87

II

0,68

5,0

0,91

II

1,31

19,5

2,62

0,76

5,64

0,95

I

0,65

4,9

0,93

I

 

 

 

 

 

 

 



В практике для каждого состава агрегатов всякие из­ менения режимов работы тракторов из-за изменения глубины пахоты и удельных сопротивлений почвы ком­ пенсируются наличием ряда передач. Однако обеспечить, плавность и полноту загрузки тяговой мощности в этих условиях, как показывают данные таблицы, трудно из-за значительного перепада скоростей, обусловленного сту­ пенчатостью КПП трактора.

Эффективность агрегатов, тяговая мощность которых загружается за счет скорости, остается, как правило, ни­ же возможностей тракторов данного класса. С увеличе­ нием ширины захвата производительность пахотных агрегатов при равных значениях коэффициента использо­ вания тяговой мощности выше, чем агрегатов с постоян­ ной шириной захвата при переменной скорости, кроме того, максимальная производительность, достигаемая тракторами всех классов, обеспечивается в большинстве случаев за счет предельно увеличенной ширины захвата при минимально возможных скоростях движения. Дру­ гими словами, загрузка тракторов за счет повышения скорости менее эффективна, чем за счет увеличения ши­ рины захвата. Это объясняется, во-первых, ростом тя­ говых сопротивлений и, во-вторых, пониженными значе­ ниями к. п. д. гусеничных тракторов в области повышен­ ных скоростей. Колебания максимальных значений производительности, достигаемой за счет увеличения ширины захвата или скорости, лежат в пределах 15— 20%. Это скрытый резерв, реализация которого принци­ пиально возможна.

Сравнительные характеристики экономической эф­ фективности тракторов показывают (рис. 3), что при равном использовании тяговой мощности и загрузке по ширине захвата снижение издержек по сравнению с за­

грузкой по

скорости

для ДТ-54 равно 6%,

для Т-150 —

18%,

снижение затрат

труда — соответственно

15 и 14%.

Таким

образом,

из

приведенного анализа

следует,

что

максимальный

экономический эффект

достигается

при рабочей загрузке тракторов в зоне номинальных тя­ говых усилий.

Скачкообразное изменение эффективности различных вариантов агрегатирования тракторов обусловлено каче­ ственной взаимосвязью четырех факторов: глубиной па­ хоты, исходным удельным сопротивлением почв, выбран­ ной шириной рабочего захвата и соответствующей ско-


0,4 0.6 OJB 1 „

Рис. 3. Сравнение

технико-экономических

показателей тракторов при

загрузке

их за

счет изменения

скорости

(

):

)

и ширины захвата ( _ _

 

а —Т-150; б — ДТ-54.

ростью движения. Другими словами, оптимальность агрегатирования—величина случайная, зависящая от ря­ да конкретных производственных условий.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что агрегатирование ДТ-54 с 4-корпусным плугом, а ДТ-75, Т-4 и Т-150 с 5-корпусным не единственный вариант ис­ пользования этих тракторов и что такая ширина захва­ та, как наиболее эффективная, неизбежна лишь на тя­ желой пахоте при &о=0,65 кг/см2 и а = 2 7 - ^ 3 0 см.

Характерной тенденцией для тракторов ДТ-75, Т-4 и Т-150 при типовом их агрегатировании является явное недоиспользование тяговых усилий, что приводит к бес­ цельному перекатыванию излишних масс тракторов по полям, большим колебаниям степени использования тя­ говой мощности при изменениях сопротивлений на обра­ батываемых участках. При переходе с одного вида пахо­ ты на другой их эффективность при разном агрегатиро­ вании также носит случайный характер.

Анализ показал также, что различные характеристи­ ки передаточных отношений коробок перемены передач не устраняют вероятностного характера полноты ис­ пользования тяговой мощности пахотных тракторов раз­ ных классов и не обеспечивают экономической оптималь­ ности их агрегатирования при производстве годового объема пахотных работ, а следовательно, не обеспечива­ ют максимального технико-экономического эффекта на всем комплексе пахотных работ.

Что касается оптимальной скорости движения агре­ гатов, то она во всех случаях является функцией кон­ кретных условий производства, состава агрегатов и уров­ ня энергонасыщенности тракторов. Для тракторов ДТ-54, ДТ-75, Т-4 и Т-150 она колеблется в пределах от 4,5 до 9 км/ч.

Анализ возможных вариантов агрегатирования трак­ торов при использовании их на пахотных работах в тече­ ние года проведен в ОПХ ВНИИМЭСХа и 4-м отделении совхоза «Кагальницкий». Анализ показал, что маневри­ рование шириной захвата в зависимости от вида пахоты и сопротивления почв повышает годовой экономический эффект: по эксплуатационным издержкам для ДТ-54 на 5%, ДТ-75 на 7%, Т-4 на 11% и Т-150 на 5—10%. По за­ тратам труда соответственно для ДТ-54 на 6%, ДТ-75 на 11%, Т-4 на 12% и Т-150 на 5—10%.

Что касается агрегатирования рассмотренных трак­ торов на менее энергоемких работах, в частности на по­ севе, то здесь определялись несколько иные закономер­ ности (рис. 4).

Для тракторов ДТ-54 и ДТ-75 оптимальны 3-сеялоч- ные агрегаты, для Т-150 — 4-сеялочный агрегат. Агрега­

тирование

этого трактора с пятью или даже с шестью

сеялками

возможно, но при этом растут стоимость

работ

и затраты

труда. Дл я тракторов Т-4 оптимальны

на по­

севе 4- и 5-сеялочные агрегаты.

Динамика экономической эффективности агрегатов показывает, что с ростом класса тяги тракторов и их энергонасыщенности имеется тенденция к сохранению стоимости 1 га посева.

В отличие от пахоты на посеве влияние степени ис­ пользования тяговой мощности на технико-экономиче­ скую эффективность второстепенно. Это следует из то­ го, что оптимальное агрегатирование не соответствует максимуму использования тяговой мощности и опреде-


w.

«2/га\

6

5\

1.0

0.8

м,

кг/га

С

руб/га

1,0

0,9

0,7

 

 

80

M,

 

 

 

кг/га

 

 

 

70

 

 

 

7

 

 

 

T, чел-ч/га

 

 

У

Б

 

 

0,9

5

 

m * у '

 

 

 

0.7

С,

 

 

 

руд/га

 

 

 

 

ІО

 

 

 

 

0.8

 

/

 

fe-Z

М,

 

 

 

 

 

90

 

 

 

80

 

 

 

 

70

2

 

 

 

Т,чея-ч/га

 

 

 

С

 

 

 

0.7

— •

— . - -

 

0.5

руд/га

 

 

0.8

 

 

 

0,6

4 5

 

В.

 

 

 

 

в

90

80

Т.чел-ч/га

W

0.8

90

80

70

т, чел-ч/га

0,6

OA

Число сеялок в агрегате Рис. 4. Технико-экономические показатели тракторов на посеве

(«0=120 кг/м)

а —ДТ-75; б — ДТ-54; в —Т-4; г —Т-150.

ляется другими параметрами: количеством машин, а сле­ довательно, и их стоимостью, коэффициентом использо­ вания времени смены в функции скорости и шириной захвата, количеством обслуживающего персонала. С по­ вышением ширины захвата производительность агрегатов отстает от роста числа машин и удельная эффективность н а ї м ширины захвата начинает падать.

В противоположность энергоемким работам (пахота, культивация) использование повышенной мощности тракторов на посеве лишь в некоторой степени повыша­ ет технико-экономический эффект, но не оправдывает значительной их энергонасыщенности. Использование тракторов меньшей мощности сравнительно с Т-4 и Т-150 на малоэнергоемких операциях будет более эффектив­ но. Мощные тракторы должны использоваться на тяже­ лых работах, где относительная их эффективность зна­ чительно выше.