Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ СКОРОСТНОГО ТРАКТОРА-МАКЕТА ДТ-250

НА ВСПАШКЕ

КОЛЧАНОВ В. П. (СибНИИСХоз)

Трактор-макет ДТ-250 создан на базе серийного трак­ тора ДТ-75М и двигателя ЯМЗ-238НБ, форсированного до 264 л. с. Номинальные обороты при этом составили 1945 в минуту, часовой расход топлива — 51,5 кг. При эксплуатационном весе около 7000 кг энергонасыщенность трактора равна 40 л. с./т (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Тяговые показатели трактора-макета ДТ-250 на стерне

Показатель

 

 

 

Передача

 

 

 

I

п

Ш

IV

V

VI

VII

 

V, км/ч

10,0

11,6

13,1

14,3

15,7

16,8

18,8

Ркр, КГ

5100

4700

4380

4000

3650

3250

2720

Сравнительные контрольные

смены

были

проведены

в опытном

хозяйстве

СибНИИСХоз а

«Омское»

25—

26/IX—70 г. Фон поля — стерня

после

пшеницы,

плот­

ность почвы 30 кг/см2 , влажность

17—18%. Опытный па­

хотный агрегат состоял из трактора-макета ДТ-250 и плу­

га П-5

-35МГА со скоростными корпусами КСБ-01-0003

и двух

зубовых борон. Сравниваемый агрегат состоял

из трактора ДТ-75М, плуга П-5-35МГА с серийными культурными отвалами и двух зубовых борон.

Результаты контрольных смен (табл. 2) показали, что трактор-макет ДТ-250 может работать с 5-корпусным

плугом на скорости 14,35 км/ч.

 

 

 

Производительность

при

этом составила

по

чисто­

му

времени

2,75,

по

сменному — 2,30

га/ч. В

сравне­

нии

с трактором ДТ-75М прирост

производительно­

сти

составил

по

чистому

времени

150,

по

сменно­

му — 156%.


Качество пахоты скоростными корпуса­ ми КСБ-01-0003при до­

стижении

скорости

14 км/ч резко

ухудша­

ется: увеличивается ши­ рина борозды, почва начинает фонтаниро­ вать, остается большое количество пожнивных остатков на поверхно­

сти

поля. Поэтому ско­

рость плуга

по техно­

логическим

причинам

пришлось

ограничить

12

км/ч. Качество рабо­

ты

плуга с

предплуж­

никами и боронами на этой скорости отвечало агротехническим требо­ ваниям. Сменная про­ изводительность трак­ тора-макета ДТ-250 на

этой скорости на

108%

выше,

чем

ДТ-75М.

Для сравнения

про­

изводительности

трак­

торов

различной

энер­

гонасыщенности

ис­

пользованы

материалы

контрольных

смен, про­

веденных в

Новоураль­

ском ОПХ с трактороммакетом Э-151 и плу­ гом П-5-35МГА со ско­ ростными корпусами.

Прирост сменной про­ изводительности трак­ тора Э-151 по сравне­ нию с ДТ-75М составил 60%- Производитель­ ность трактора-макета ДТ-250 выше, чем Э-151, тоже на 60%.

 

И1ЭОНГПОИ

 

И080Н0КІН OU

 

BdaiHBdi HHEidj

 

- B E хнзипиффєон

 

 

•D-if , I J H A ;

 

 

B J / J H

»

'вяиішої IOX0B<J

 

 

о

Производи­ тельность, ra/ч

квюиь

н

Си

 

ввннэиэ

о

 

 

н

 

 

св

 

 

о.

 

 

X

 

h/ИЛ

в

 

S

'эяювьХ WOHJ3h.

а

-ве вн qiaodojQ

си

и

 

ЕИЭ/JS

S

 

У.

' Н Я Ь О І І ЭИНЭ1Г8И1

3

-oduoo

зончігзЕх

X

 

JH

н

 

о

'BJjCFU ЭИНЭ1Г8И1

о

о-

-oduoo эоволвх

о

о

 

ИЭ 'И М

X

 

BHH<)Xirj

-твиоа

S

 

 

л

ИЭ 'BjXlfU

вхвахвЕ

втиЗипл

X

 

 

А

 

 

о

 

 

а

 

 

н

 

 

х

 

 

о

 

 

е-

Плуг

«

 

 

J3

 

 

ч

 

 

>>

 

 

«

 

 

а.

 

 

 

•о-if 'BifaiBj

 

- и аї Ч І О О Н Г П О Щ

 

Трактор

0,880

0,617 0 800 0^875

191,0

14?,0 98,5 67,0

ООО О О

СО О Ю СО

2,30

1,87 1,44

0,90

2,75

2,19 1,57 1,11

14,35

12,10

9,28 6,40

0,766

0,686 0,673

0,690

3600

3160 2860

2820

24,5

24,5 24,0 23,1

см

оо t4 - со

сл

оо t~- t—

,-Н

Г-4 1—* Г—*

П-5-35МГА со'скоро- стными корпусами

То же

 

П-5-35МГА с серий­ ными корпусами

СО

СО LO ОЭ

ДТ-250

ДТ-250

Э-151 ДТ-75М


Если проследить рост производительности в зависимо­ сти от роста мощностей двигателей тракторов-макетов по сравнению с ДТ-75М, то увидим следующее. Мощность двигателя трактора Э-151 на 67% больше, чем ДТ-75М, а сменная производительность выше только на 60%. Дл я тракторов ДТ-250 и Э-151 эти показатели следующие: мощность больше на 76%, производительность — на 59%. Различие составляет 17%.

Сравнение же ДТ-250 и ДТ-75М показывает, что эта величина равна 38% (194 и 156%). Это подтверждает, что для высокоскоростных тракторов рост производительно­ сти непропорционален повышению мощности двигателей. С повышением скоростного диапазона этот разрыв уве­ личивается.

Погектарный расход топлива трактора ДТ-250по срав­ нению с ДТ-75М выше всего на 5% (16,8 и 16,0 кг/га). При скорости движения 12,1 км/ч превышение расхода топлива составило 18%. Это объясняется тем, что трак­ тор работал с недогрузкой, т. е. не на оптимальном ре­ жиме. Самым экономичным из сравниваемых тракторов является трактор Э-151: он расходует на 6,5% меньше топлива на гектар, чем ДТ-75М.

Полученные материалы по динамометрированию плу­ гов показывают, что тяговое сопротивление увеличива­ ется с ростом скорости. Так, при увеличении скорости движения с 12,1 до 14,35 км/ч сопротивление плуга в аналогичных условиях увеличилось на 440 кг, или на 14%. Сопротивление 5-кор,пусного плуга с культурными отвалами на скорости 6,4 км/ч примерно равно сопро­ тивлению скоростного плуга при 9,28 км/ч.

Опыты, проведенные со скоростным плугом, позволи­ ли определить зависимость тягового сопротивления от скорости при глубине обработки 24—25 см:

Скорость

движения,

6,20

8,75

12,25

14,50

км/ч

сопротивление

2000

2600

3050

3650

Тяговое

плуга, кг

Наименьшее сопротивление плуга 2000 кг при скоро­ сти 6,20 км/ч. Скоростной плуг при этом работает не­ удовлетворительно, т. е. не обеспечивает полного оборо­ та пласта, оставляет большие гребни. Наименьший при­ рост тягового сопротивления плуга в диапазоне 8,75—


12,25 км/ч. При повышении скорости на 3,5 км/ч тяговое сопротивление возросло на 450 кг (4,95%) на каждый ки­ лометр в час повышения скорости. При повышении ско­ рости с 12,25 до 14,50 км/ч эта величина составила 8,7%.

Коэффициент загрузки тракторов (см. табл. 1), под­ считанный как отношение фактической крюковой мощ­ ности к максимальной крюковой мощности по переда­ чам трактора, довольно высок и колеблется от 0,80 до- 0,88. Исключение составляет работа трактора ДТ-250 на I I I передаче (скорость 12,1 км/ч), что объясняется недо­ грузкой трактора в связи с технологическим ограничени­ ем скорости.

О ВЛИЯНИИ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРСПЕКТИВНОЙ СКОРОСТНОЙ ТЕХНИКИ

ГАСПАРОВ А. С, АРОФИКИНА И. Л. (ВИМ)

При создании новой сельскохозяйственной техники первостепенное значение имеет оценка экономического эффекта от ее внедрения в сельскохозяйственное произ­ водство. Это также необходимо для экономического обо­ снования уровня цен на новые машины, приемлемого в сфере как потребления, так и производства.

Широкая хозяйственная проверка макетных образ­ цов перспективной скоростной техники на базе модель­ ных хозяйств, государственные испытания первых про­ мышленных тракторов Т-150 и МТЗ-80 позволили полу­ чить необходимые данные для расчета ожидаемой экономической эффективности от внедрения комплекса скоростной техники в сельское хозяйство.

Из всех экономических критериев наиболее полный — приведенные затраты. Величину годового экономическо­ го эффекта от внедрения нового комплекса рассчиты­ вали по формуле:

 

 

 

Эг = {Ux

-U2)

+

£•„(£,-£,),

 

 

 

где

U2, Би

Б2 — годовые

эксплуатационные

издерж­

 

 

 

ки и балансовая стоимость тракто­

 

 

 

ров с

сельскохозяйственными

ма­

 

 

 

шинами нового и эталонного ком­

 

 

 

плексов, руб.

 

 

 

 

 

 

£ ^=0,25 нормативный

коэффициент

окупае­

 

 

 

мости

капиталовложений

в

сель­

 

 

 

ское хозяйство.

 

 

 

Эксплуатационные издержки на 1 га определяли по

выражению:

 

 

 

 

 

 

 

U

.

1

I Бт Рт

. Б-1 ат

. БнРи

і Бмаы

, БсРс

і

 

Э

100№с м [ Гт.ф

Тт. я

Гм.ф "1" Гм.н

' Гс.ф

~ Г

 

 

 

/с. Н /

WcM

 

 

 

 


где

см

часовая сменная произво­

 

 

дительность, га/ч;

 

 

 

балансовая

стоимость

 

 

трактора,

сельскохозяй­

 

 

ственной

машины

и сцеп­

 

 

ки, руб.;

 

 

 

 

 

ежегодные

отчисления на

 

 

реновацию

трактора,

 

 

 

сельскохозяйственной

ма­

 

Рit Рм, Рс

шины и сцепки, %;

 

 

ежегодные

отчисления на

 

 

ремонт

и

технический

 

 

уход трактора,сельскохо­

 

 

зяйственной машины,

 

 

 

сцепки, %;

 

 

 

т.н> 1

 

годовая

нормативная

и

м.н. і с.н< і т.ф> * м.ф< і с.ф

 

 

 

 

 

 

фактическая загрузка

 

 

 

трактора,сельскохозяйст­

 

 

венной

машины

и сцеп­

 

 

ки, ч;

 

 

 

 

Л— количество механизато­ ров, занятых на агрегате;

Зт — величина тарифной став­

ки, руб/смена;

q — расход топлива, кг/га;

Ят — комплексная цена 1 кг топлива, руб.

Влияние каждого из перечисленных факторов на эко­ номическую эффективность рассмотрено на примере внедрения трактора Т-150 с комплексом сельскохозяйст­ венных машин взамен трактора Т-74. При расчете базо­ вого варианта использовали данные КНИИТИМа по производительности и расходу топлива. Экономический расчет проведен методом наложения основных произ­ водственных показателей агрегатов на модельное отделе­ ние колхоза им. В. И. Ленина Новокубанского района Краснодарского края, которое типично для зоны Север­ ного Кавказа. При сложившейся структуре посевных пло­ щадей объем работ в этом хозяйстве следующий, га:

Боронование

4470

Культивация сплошная

7100

Лущение: корпусное

800

дисковое

2070

Дискование тяжелыми боронами

400

Посев озимых колосовых

1600