Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ СКОРОСТНОГО ТРАКТОРА-МАКЕТА ДТ-250
НА ВСПАШКЕ
КОЛЧАНОВ В. П. (СибНИИСХоз)
Трактор-макет ДТ-250 создан на базе серийного трак тора ДТ-75М и двигателя ЯМЗ-238НБ, форсированного до 264 л. с. Номинальные обороты при этом составили 1945 в минуту, часовой расход топлива — 51,5 кг. При эксплуатационном весе около 7000 кг энергонасыщенность трактора равна 40 л. с./т (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Тяговые показатели трактора-макета ДТ-250 на стерне
Показатель |
|
|
|
Передача |
|
|
|
|
I |
п |
Ш |
IV |
V |
VI |
VII |
||
|
||||||||
V, км/ч |
10,0 |
11,6 |
13,1 |
14,3 |
15,7 |
16,8 |
18,8 |
|
Ркр, КГ |
5100 |
4700 |
4380 |
4000 |
3650 |
3250 |
2720 |
|
Сравнительные контрольные |
смены |
были |
проведены |
|||||
в опытном |
хозяйстве |
СибНИИСХоз а |
«Омское» |
25— |
||||
26/IX—70 г. Фон поля — стерня |
после |
пшеницы, |
плот |
|||||
ность почвы 30 кг/см2 , влажность |
17—18%. Опытный па |
хотный агрегат состоял из трактора-макета ДТ-250 и плу
га П-5 |
-35МГА со скоростными корпусами КСБ-01-0003 |
и двух |
зубовых борон. Сравниваемый агрегат состоял |
из трактора ДТ-75М, плуга П-5-35МГА с серийными культурными отвалами и двух зубовых борон.
Результаты контрольных смен (табл. 2) показали, что трактор-макет ДТ-250 может работать с 5-корпусным
плугом на скорости 14,35 км/ч. |
|
|
|
|||||
Производительность |
при |
этом составила |
по |
чисто |
||||
му |
времени |
2,75, |
по |
сменному — 2,30 |
га/ч. В |
сравне |
||
нии |
с трактором ДТ-75М прирост |
производительно |
||||||
сти |
составил |
по |
чистому |
времени |
150, |
по |
сменно |
му — 156%.
Если проследить рост производительности в зависимо сти от роста мощностей двигателей тракторов-макетов по сравнению с ДТ-75М, то увидим следующее. Мощность двигателя трактора Э-151 на 67% больше, чем ДТ-75М, а сменная производительность выше только на 60%. Дл я тракторов ДТ-250 и Э-151 эти показатели следующие: мощность больше на 76%, производительность — на 59%. Различие составляет 17%.
Сравнение же ДТ-250 и ДТ-75М показывает, что эта величина равна 38% (194 и 156%). Это подтверждает, что для высокоскоростных тракторов рост производительно сти непропорционален повышению мощности двигателей. С повышением скоростного диапазона этот разрыв уве личивается.
Погектарный расход топлива трактора ДТ-250по срав нению с ДТ-75М выше всего на 5% (16,8 и 16,0 кг/га). При скорости движения 12,1 км/ч превышение расхода топлива составило 18%. Это объясняется тем, что трак тор работал с недогрузкой, т. е. не на оптимальном ре жиме. Самым экономичным из сравниваемых тракторов является трактор Э-151: он расходует на 6,5% меньше топлива на гектар, чем ДТ-75М.
Полученные материалы по динамометрированию плу гов показывают, что тяговое сопротивление увеличива ется с ростом скорости. Так, при увеличении скорости движения с 12,1 до 14,35 км/ч сопротивление плуга в аналогичных условиях увеличилось на 440 кг, или на 14%. Сопротивление 5-кор,пусного плуга с культурными отвалами на скорости 6,4 км/ч примерно равно сопро тивлению скоростного плуга при 9,28 км/ч.
Опыты, проведенные со скоростным плугом, позволи ли определить зависимость тягового сопротивления от скорости при глубине обработки 24—25 см:
Скорость |
движения, |
6,20 |
8,75 |
12,25 |
14,50 |
км/ч |
сопротивление |
2000 |
2600 |
3050 |
3650 |
Тяговое |
плуга, кг
Наименьшее сопротивление плуга 2000 кг при скоро сти 6,20 км/ч. Скоростной плуг при этом работает не удовлетворительно, т. е. не обеспечивает полного оборо та пласта, оставляет большие гребни. Наименьший при рост тягового сопротивления плуга в диапазоне 8,75—
12,25 км/ч. При повышении скорости на 3,5 км/ч тяговое сопротивление возросло на 450 кг (4,95%) на каждый ки лометр в час повышения скорости. При повышении ско рости с 12,25 до 14,50 км/ч эта величина составила 8,7%.
Коэффициент загрузки тракторов (см. табл. 1), под считанный как отношение фактической крюковой мощ ности к максимальной крюковой мощности по переда чам трактора, довольно высок и колеблется от 0,80 до- 0,88. Исключение составляет работа трактора ДТ-250 на I I I передаче (скорость 12,1 км/ч), что объясняется недо грузкой трактора в связи с технологическим ограничени ем скорости.
О ВЛИЯНИИ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРСПЕКТИВНОЙ СКОРОСТНОЙ ТЕХНИКИ
ГАСПАРОВ А. С, АРОФИКИНА И. Л. (ВИМ)
При создании новой сельскохозяйственной техники первостепенное значение имеет оценка экономического эффекта от ее внедрения в сельскохозяйственное произ водство. Это также необходимо для экономического обо снования уровня цен на новые машины, приемлемого в сфере как потребления, так и производства.
Широкая хозяйственная проверка макетных образ цов перспективной скоростной техники на базе модель ных хозяйств, государственные испытания первых про мышленных тракторов Т-150 и МТЗ-80 позволили полу чить необходимые данные для расчета ожидаемой экономической эффективности от внедрения комплекса скоростной техники в сельское хозяйство.
Из всех экономических критериев наиболее полный — приведенные затраты. Величину годового экономическо го эффекта от внедрения нового комплекса рассчиты вали по формуле:
|
|
|
Эг = {Ux |
-U2) |
+ |
£•„(£,-£,), |
|
|
|
где |
Uи |
U2, Би |
Б2 — годовые |
эксплуатационные |
издерж |
||||
|
|
|
ки и балансовая стоимость тракто |
||||||
|
|
|
ров с |
сельскохозяйственными |
ма |
||||
|
|
|
шинами нового и эталонного ком |
||||||
|
|
|
плексов, руб. |
|
|
|
|
||
|
|
£ ^=0,25 — нормативный |
коэффициент |
окупае |
|||||
|
|
|
мости |
капиталовложений |
в |
сель |
|||
|
|
|
ское хозяйство. |
|
|
|
|||
Эксплуатационные издержки на 1 га определяли по |
|||||||||
выражению: |
|
|
|
|
|
|
|
||
U |
. |
1 |
I Бт Рт |
. Б-1 ат |
. БнРи |
і Бмаы |
, БсРс |
і |
|
|
Э |
100№с м [ Гт.ф |
Тт. я |
Гм.ф "1" Гм.н |
' Гс.ф |
~ Г |
|||
|
|
|
/с. Н / |
WcM |
|
|
|
|
где |
см |
часовая сменная произво |
||||
|
|
дительность, га/ч; |
|
|||
|
|
балансовая |
стоимость |
|||
|
|
трактора, |
сельскохозяй |
|||
|
|
ственной |
машины |
и сцеп |
||
|
|
ки, руб.; |
|
|
|
|
|
|
ежегодные |
отчисления на |
|||
|
|
реновацию |
трактора, |
|
||
|
|
сельскохозяйственной |
ма |
|||
|
Рit Рм, Рс |
шины и сцепки, %; |
|
|||
|
ежегодные |
отчисления на |
||||
|
|
ремонт |
и |
технический |
||
|
|
уход трактора,сельскохо |
||||
|
|
зяйственной машины, |
|
|||
|
|
сцепки, %; |
|
|
|
|
т.н> 1 |
|
годовая |
нормативная |
и |
||
м.н. і с.н< і т.ф> * м.ф< і с.ф |
|
|
|
|
||
|
|
фактическая загрузка |
|
|||
|
|
трактора,сельскохозяйст |
||||
|
|
венной |
машины |
и сцеп |
||
|
|
ки, ч; |
|
|
|
|
Л— количество механизато ров, занятых на агрегате;
Зт — величина тарифной став
ки, руб/смена;
q — расход топлива, кг/га;
Ят — комплексная цена 1 кг топлива, руб.
Влияние каждого из перечисленных факторов на эко номическую эффективность рассмотрено на примере внедрения трактора Т-150 с комплексом сельскохозяйст венных машин взамен трактора Т-74. При расчете базо вого варианта использовали данные КНИИТИМа по производительности и расходу топлива. Экономический расчет проведен методом наложения основных произ водственных показателей агрегатов на модельное отделе ние колхоза им. В. И. Ленина Новокубанского района Краснодарского края, которое типично для зоны Север ного Кавказа. При сложившейся структуре посевных пло щадей объем работ в этом хозяйстве следующий, га:
Боронование |
4470 |
Культивация сплошная |
7100 |
Лущение: корпусное |
800 |
дисковое |
2070 |
Дискование тяжелыми боронами |
400 |
Посев озимых колосовых |
1600 |