Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количество машин в оптимальном составе парка типичных хозяйств при различных вариантах системы машин

Машина

Тракторы классов:

5 т

3 т гусеничные

колесные 1,4 и 2 т

0,6 т Комбайны:

зерноуборочные

с и лосоуборочные кукурузоуборочные

свеклоуборочные

картофелеуборочные

Плуги Дисковые лущильники

захватом 10 м Зубовые бороны

Катки Паровые культиваторы

захватом 4 м Сцепки

Прицепы

Сеялки:

зерновые захватом

3,6 м кукурузные

свекловичные

Картофелесажалки Культиваторы-растение-

питатели

Стогометатели

 

Полесье

 

Лесостепь

 

Степь

 

1961- 1965 гг.

1966- 1970 гг.

1971 - 1975 гг.

1961- 1965 гг.

1966- 1970 гг.

1971 1975 гг.

1961- 1965 гг.

1966- 1970 гг.

1971- 1975 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

11

10

5

9

9

5

13

11

3

3

—•

2

3

15

17

14

15

14

14

16

20

19

11

5

4

9

3

4

 

 

 

 

 

 

 

12

11

9

8

8

6

16

14

10

2

2

1

1

1

1

5

5

3

1

1

1

2

2

1

5

4

3

2

2

2

7

7

5

2

2

1

7

7

5

1

1

—•

6

6

4

5

5

4

10

9

5

4

3

3

2

2

1,5

2

2

2

168

144

106

189

174

147

252

234

190

6

6

6

6

6

6

3

3

3

11

10

8

8

8

7

8

8

7

14

13

11

15

13

9

18

16

10

16J

19

14

15

19

18

14

24

23

10

10

9

6

6

6

6

6

4

2

2

1

2

2

1

5

4

4

1

1

1

5

4

4

1

1

1

6

6

5

3

2

1

9

7

5

10

9

7

10

7

6

4

3

3

4

3

3

5

5

5

на 21 % по сравнению с расчетами по системе машин 1961 — 1965 гг. и на 36% по системе машин 1971—1975 гг.

В типичном хозяйстве степной зоны по расчетам на 1971—1975 гг. количество пахотных тракторов уменьши­ лось на 2. Вследствие перераспределения работ большая часть пахоты, лущение стерни, транспортировка органи­ ческих удобрений должны выполняться агрегатами с трак-


тором К-700. На этих операциях обеспечивается повы­ шение производительности на 100% и более по сравнению с тракторами Т-74 и автомобилями-самосвалами. В оп­ тимальном плане операции по уборке кукурузы на зер­ но и силос, а также некоторые из операций по обработке почвы будут выполняться колесными тракторами Т-150К класса 3 т. На этих операциях применение более мощно­ го трактора повысило производительность на 40—45%. Гусеничные тракторы класса 3 т планируются для убор­ ки сахарной свеклы, трамбования силосной массы, боро­ нования всходов и других операций. В расчетах на ос­ нове системы машин 1966—1970 гг. увеличилось коли­ чество тракторов класса 1,4 т вследствие применения поточной уборки зерновых. На транспортировке прице­ пов с измельченной соломой и на ее скирдовании повы­ шение мощности колесных тракторов не приводит к зна­ чительному росту производительности агрегатов. Поэто­ му в расчетах для этого хозяйства на 1971—1975 гг. количество тракторов этого класса существенно не из­ менилось.

Расчеты последовательных вариантов системы машин показывают, что применительно к типичному хозяйству степной зоны происходит снижение потребного количе­ ства тракторов, обусловленное повышением их мощности

ипроизводительности: для системы машин 1966—

1970 гг.— на 6% и для системы машин 1971—1975 гг.— на 15% по сравнению с системой машин 1961—1965 гг.

Как видно из данных таблицы 3, повышение энерго­ насыщенности тракторов позволяет значительно умень­ шить затраты труда, требующиеся для выполнения про­ изводственных процессов. По расчетам на 1971 —1975 гг., снижение затрат труда механизаторов произойдет в ти­ пичном хозяйстве полесья главным образом на следую­ щих операциях: пахоте, транспортировке навоза в ре­ зультате применения на этих операциях большегрузных прицепов, агрегатируемых с колесными тракторами клас­ са 3 т, внесении удобрений, посеве зерновых, уборке кар­ тофеля, транспортных операциях, выполняемых автомо­ билями.

Снижение общих затрат труда механизаторов в ти­ пичном хозяйстве лесостепной зоны достигается главным образом на пахоте, культивации, посеве зерновых, убор­ ке сахарной свеклы за счет повышения производитель­ ности агрегатов с энергонасыщенными тракторами клас-


 

Балансовая стоимость машинно-тракторного

парка и затраты труда

на выполнение работ

 

 

 

 

в растениеводстве по расчетам

на основе различных вариантов системы машин

 

 

 

 

 

 

 

Полесье

 

 

Лесостепь

 

 

Степь

 

 

Показатель

 

1961 —

1966—

1971 —

1961-

1966-

1971 —

19«1-

1966-

1971 —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1965 гг.

1970 гг.

1975 гг.

1965 гг.

1970 гг.

1975 гг.

1965 гг.

1970 гг.

1975 гг.

Балансовая стоимость

200,5

235,6

281,1

158,5

191,1

229,3

228,1

242,7

293,5

машинно-тракторного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

парка

без

учета

авто­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мобилей,

тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тракторов

 

 

73,8

79,0

103,4

66,9

65,5

89,8

73,7

81,4

132,5

прицепор

 

 

16,5

22,5

31,3

5,9

24,6

35,4

13,8

29,9

37,9

Затраты

труда

на выпол­

158,3

105,1

88,2

123,7

103,7

83,1

89,0

63,2

50,3

нение

работ

в

расте­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ниеводстве, тыс. чел.-ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

механизированных

65,7

59,0

45,5

51,3

46,6

28,0

55,8

44,4

32,8

ручных

и

вспомога­

92,6

46,1

42,7

72,4

56,1

55,1

33,2

18,8

17,5

тельных


са 3 т, на уборке зерновых вследствие увеличения про­ пускной способности комбайнов, на транспортировке органических удобрений. В типичном хозяйстве степной зоны на затраты труда механизаторов оказало влияние использование тракторов класса 5 т (на пахоте, культи­ вации, лущении стерни), комбайнов с увеличенной про­ пускной способностью, автомобилей большой грузоподъ­ емностью, транспортных агрегатов с колесными тракто­ рами .классов 3 и 5 т.

Проведенные расчеты показали также, что, несмотря на уменьшение количества тракторов и машин, про­ исходит увеличение балансовой стоимости парка (см. табл. 3). Эти данные следует рассматривать как приближенные, так как цены многих перспективных ма­ шин известны пока только ориентировочно.

СОЗДАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СКОРОСТНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

ОРЛОВ Н. М., ШЕМЯКИН В. и.

(ВИСХОМ)

Научно-исследовательские поисковые работы, прове­ денные по проблеме «Повышение рабочих скоростей ма­ шинно-тракторных агрегатов», показали техническую возможность и экономическую целесообразность увели­ чения рабочих скоростей агрегатов до 9—-15 км/ч в це­ лях значительного повышения их производительности. В настоящее время идет завершающий этап: государст­ венные испытания, доработка конструкций и освоение производства скоростной сельскохозяйственной техники.

Комплексы перспективных скоростных сельскохозяй­ ственных машин проходят испытания со скоростными энергонасыщенными тракторами общего назначения клас­

са

3 т (Т-150, Т-150К)

и пропашными

универсальными

тракторами класса 1,4

т (МТЗ-80, МТЗ-82).

 

 

Первоочередной комплекс сельхозмашин к тракторам

Т-150, Т-150К определен в количестве

26 наименований.

В

число этих машин

входят:

почвообрабатывающие —

13,

посевные —4, сцепки — 2,

уборочные — 2,

для внесе­

ния удобрений — 4, для орошения — 1.

 

 

 

Конструкторскими

организациями

отрасли,.

ВИСХОМом совместно с тракторостроителями и специа­ листами сельского хозяйства проведены эксперимен­ тально-конструкторские работы по доводке машинно-

тракторных агрегатов и сельскохозяйственных

машин.

В результате совместных испытаний, проведенных

ОНИС

НАТИ, ВИСХОМом, ХТЗ и ЗОР, определены оптималь­ ные положения навесных устройств на тракторах Т-150,. Т-150К и плугах ПЛН-5-35 и ПЛП-6-35 с различным ко­ личеством корпусов. Полученные рекомендации внедре­ ны ХТЗ и ЗОР . Кроме того, разработан корпус ПЛЖ-31 для установки на унифицированные плуги, которые

представлены

на госиспытания;

доработана

конструк­

ция предплужника для улучшения заделки

раститель­

ных

остатков;

разработан сошник

сеялки,

обеспечиваю­

щий

заделку

семян на скоростях

свыше 12

км/ч.


Все проверенные и получившие положительную оцен­ ку новые элементы конструкций сельскохозяйственных машин были внесены в техническую документацию, под­ готовлявшуюся для выпуска сельскохозяйственных ма­ шин сериями к испытаниям 1971 г.

Агротехнические показатели сельхозмашин, предна­ значенных для работы с энергонасыщенными трактора­ ми, в основном соответствуют агротехническим требо­ ваниям при работе на следующих скоростях:

пахота плугами ПЛН-5-35 и ПЛП-6-35 — до 12 км/ч; дискование почв боронами БДТ-7, БД-10 и лущиль­ ником ЛДГ-15 — до 10 км/ч. При большей скорости об­ разуются развальные борозды и свальные гребни, кото­ рые ухудшают качество выполнения последующих опе­

раций; сплошная культивация культиваторами КПС-4 — до

11—12 км/ч; междурядная культивация — до 8—10 км/ч;

боронование зубовыми боронами БЗСС-1 и БЗТС-1—

до 10—12 км/ч;

 

 

прикатывание

кольчато-шпоровыми

катками

ЗККШ-6 — д о 12 км/ч; посев зерновых колосовых унифицированными сеял­

ками СЗ-3,6, СЗА-3,6, СЗУ-3,6, СЗП-3,6—до 10—12 км/ч; обработка почв, подверженных ветровой эрозии, пло- скорезом-глубокорыхлителем и культиватором-плоскоре­

зом КПГ-2,2 (КПП-2,2) — до

10 км/ч, штанговым куль­

тиватором

КШ-3,6М — до 10

км/ч,

бороной

игольчатой

БИГ-3 — д о

10—14

км/ч,

 

сеялкой-культиватором

СЗС-2,1 — до 10 км/ч;

 

 

 

 

 

внесение

удобрений

разбрасывателями

КСО-9 — до

12 км/ч, РУП-8 и

РЖТ-8 — д о

10

км/ч, РУН-15А — д о

8,5 км/ч;

 

 

 

 

 

 

 

уборка

силоса

и кукурузы

на

зерно

комбайнами

КС-2,6А и «Херсонец-7В» — до 10— 11 км/ч.

Применение сцепок СГ-21 и СП-11 способствует уве­ личению производительности агрегатов.

Энергоемкость сельскохозяйственных операций и рас­ ход топлива с увеличением скорости движения возрас­ тают.

Научно-исследовательские институты и конструктор­ ские организации провели значительные работы по уменьшению закономерного прироста энергоемкости про­ цессов, выполняемых на повышенных скоростях, в целях