Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

снижения общего сопротивления и уменьшения прироста сопротивления с увеличением скорости. Например, сни­

жение тягового сопротивления

плугов достигнуто за

счет новой лемешно-отвальной

поверхности, в меньшей

степени деформирующей и отбрасывающей пласт; диско­

вых орудий — за

счет постановки

подшипников

качения

и рационального использования веса орудий для

заглуб­

ления

рабочих органов; культиваторов — путем

увеличе­

ния расстояния между рядами лап и т. д.

 

В

результате

проведенных

мероприятий

тяговые

(удельные) сопротивления новых плугов, дисковых лу­ щильников и культиваторов оказались равными тяговым сопротивлениям серийных орудий, но на скоростях более высоких (на 13 км/ч).

Поскольку разность скоростей энергонасыщенных тракторов класса 3 т и серийных больше, чем достигну­ тое повышение скорости без увеличения тягового сопро­ тивления, то энергоемкость процесса и погектарный рас­ ход топлива новыми агрегатами выше, чем серийными. Однако в общем балансе стоимости выполняемых работ некоторое увеличение расхода топлива не оказывает большого влияния на общую эффективность.

Конструкторские организации отрасли совместно

с научно-исследовательскими институтами провели зна­

чительные работы по улучшению износостойкости, на­

дежности

и долговечности

сельхозмашин, работающих

на повышенных скоростях. С этой целью были улучше­

ны сварные соединения рам плугов для устранения кон­

центраций напряжений, усилена конструкция дискового

ножа, усовершенствована конструкция механизма зад­

него колеса плуга ПЛП-6-35, улучшено качество изго­

товления

крепежа, закалены

отвалы плужных корпусов,

предназначенных

для широкой хозяйственной

про­

верки.

 

 

 

Упрочнены основные узлы культиватора: рама, сница

с прицепом, опорно-ходовые колеса, поводковые

гряди­

ли и стойки лап,

доработано приспособление

для на­

вески борон.

 

 

 

В зерновых сеялках усилены корпус сошника, при­

цеп, конструкция загортача, механизм заглубления.

Для повышения

износостойкости лемехов

и

дисков

потребовалось увеличить их толщину. Наработка в гек­

тарах на

один лемех скоростного плуга стала не мень­

ше, чем

серийного. Улучшена технология изготовления


ряда деталей путем применения термообработки, наплав­ ки твердых сплавов на рабочие органы и т. д.

Коэффициент готовности плугов ПЛН-5-35 и ПЛП-6-35, рекомендуемых к выпуску опытной парти­ ей в 1970 г., составил 0,96 и 0,95 при норме 0,99; плуга

лущильника ППЛ-10

-25 — 0,96 и бороны

БДТ-7 —0,95

(по испытаниям

1969

г.), сеялок СЗ-3,6 — 0,84.

 

Технический

уровень

сельскохозяйственных

машин

первоочередного

комплекса при доведении

их

коэффи­

циентов готовности до норм, предусмотренных

техниче­

скими заданиями, будет

соответствовать

современным

требованиям.

Производительность тракторов Т-150 и Т-150К с сель­

скохозяйственными

машинами

первоочередного

ком­

плекса в 1,5—1,7 раза выше, чем производственных

агре­

гатов,

что соответствует основным

направлениям разви­

тия тракторного

и сельскохозяйственного

машинострое­

ния на 1970—1975 гг.

 

 

 

 

 

Результаты испытаний в КНИИТИМе и ОНИС

НАТИ

показывают,

что на пахоте

производительность

возрастает в 1,6—1,8 раза, на культивации — в

1,6—1,7,

на дисковании — в

1,6—1,9, на

посеве — в 1,5—1,6, на

уборке силосных

культур — в 1,6—1,8 раза

и т. д.

 

Оптимальное

агрегатирование,

сокращение

времени

на комплектование агрегатов, переезды, перевод в транс­ портное положение и обратно позволяют дополнительно повысить сменную производительность.

Производительность машинно-тракторных агрегатов с тракторами МТЗ-80, МТЗ-82 увеличивается в 1,3 раза по сравнению с производственными агрегатами.

Использование тракторов Т-150 и Т-150К с машина­ ми первоочередного комплекса в сравнении с трактором Т-74 и используемыми с ним серийными машинами в хо­ зяйственных условиях может обеспечить при достижении

нормативной надежности

и правильном

агрегатировании

(данные ОНИС

НАТИ

и КНИИТИМа) экономию, %:

 

 

 

Т-150

T-150K

По металлоемкости агрегатов

31

28

По затратам

труда

 

27

44

Капитальных

вложений . . .

13

5

Эксплуатационных издержек .

8

9

Приведенные затраты на один трактор в год состав­ ляют 1421 руб.. (Т-150) и.1347 руб. (Т-150К).


Проведенные расчеты и анализ свидетельствуют об экономической и хозяйственной целесообразности внед­ рения в производство тракторов Т-150 и Т-150К с перво­ очередным комплексом сельскохозяйственных машин к ним.

Экономия приведенных затрат на один трактор МТЗ-80 или МТЗ-82 составляет около 500 руб. в год по сравнению с МТЗ-50 или МТЗ-52, что подтверждает эко­ номическую эффективность их внедрения в сельское

хозяйство

для

работы с сельхозмашинами,

предназ­

наченными

для

использования с тракторами

класса

1,4 т.

 

 

 

В соответствии с планом научно-исследовательских работ на 1971 г. конструкторские организации отрасли и ВИСХОМ проводят дальнейшие исследования по по­ вышению производительности, снижению тягового сопро­ тивления, повышению надежности и улучшению агротех­ нических показателей сельскохозяйственных машин, для чего изыскиваются более совершенные схемы машин

иновые рабочие органы.

В1971 г. будут проведены поисковые испытания кор­ пусов с пластмассовыми покрытиями, способствующими устранению залипання и снижению тягового сопротивле­ ния. Начаты работы по изысканию новых схем полуна­ весных семи- и восьмикорпусных плугов к скоростным тракторам с регулируемой гидронавесной системой, раз­ рабатываемой ХТЗ.

В1971 г. СКВ по культиваторам и сцепкам предста­ вило на испытания культиватор КПС-4, обеспечивающий меньшую энергоемкость процесса и лучшие агротехниче­ ские качества. Прорабатываются новые варианты агре­ гата, в частности бессцепочный агрегат с регулируемой шириной захвата от 8 до 10 м. В целях снижения интен­ сивности роста тягового сопротивления и улучшения аг­ ротехнических показателей продолжаются изыскания скоростных рабочих органов: совершенствуется поверх­ ность лап, используются полимерные материалы й виб­ рирующие стойки.

Ведутся исследования по созданию рабочих органов сеялок, обеспечивающих лучшие агротехнические пока­ затели и меньшую энергоемкость процесса при работе на скоростях свыше 10—12 км/ч. Это будет достигнуто пу­ тем изменения формы рабочих органов, применения уст­ ройств для активной засыпки семян почвой и установ-


ленных в сошниках отражателей. Все эти элементы бу­ дут введены в конструкции сеялок при их модернизации.

Для обеспечения требуемых агротехнических показа­ телей дисковых орудий при работе на скоростях до 12 км/ч совершенствуется форма рабочих органов; соз­ даны и иепытываются плоские наклонные диски; в целях снижения тягового сопротивления разрабатываются са­ мозатачивающиеся диски.

Проводятся работы по изысканию рабочих органов, обеспечивающих лучшую равномерность внесения удоб­ рений, а также увеличение ширины рабочего захвата за счет совершенствования центробежных разбрасываю­ щих дисков и применения пневматических способов рас­ сева через группу пневмошлангов. Прорабатываются схе­ мы разбрасывателей большей грузоподъемности, способ­ ных работать на скоростях свыше 10—12 км/ч. Это осуществляется за счет использования шин повышенной грузоподъемности, улучшения конструкций рам и емко­ стей.

Для устранения потерь измельченной массы из-за не­ согласованности движения транспортных средств с сило­ соуборочным агрегатом на скорости 9—10 км/ч и со­ кращения времени на смену транспорта отрабатывается технологическая схема комбайна с копильником и ав­ томатическим устройством включения и выключения вы­ грузного транспортера. Вводится сигнализация пере­ грузки копильника. Разработан и прошел лабораторные испытания гидропривод с регулированием числа двой­ ных ходов ножа в зависимости от поступательной скоро­ сти движения.

Эффективность перечисленных узлов будет определе­ на на заводских и ведомственных испытаниях.

Задачей дальнейшего совершенствования сельскохо­ зяйственных машин к внедряемым энергонасыщенным тракторам является увеличение рабочих скоростей с 10— 12 до 15 км/ч. Для этого конструкторским организаци­ ям, заводам сельхозмашиностроения, научно-исследо­ вательским институтам промышленности сельского хо­ зяйства необходимо продолжать интенсивные работы в направлении:

улучшения агротехнических показателей качества вы­ полнения сельскохозяйственных операций;

изыскания более совершенных схем сельхозмашин и новых рабочих органов;