Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

снижения энергоемкости

и тяговых

сопротивлений;

повышения

прочности,

надежности

и износостойко­

сти машин и их рабочих органов;

 

улучшения

качества изготовления

сельхозмашин;

универсализации и унификации сельскохозяйственных

машин;

 

 

 

снижения

затрат времени на техническое и техноло­

гическое обслуживание машинно-тракторных агрегатов; более широкого применения гидроприводов в конст­

рукциях сельхозмашин; механизации вспомогательных работ: загрузка семян

и удобрений, разгрузка уборочных машин, комплектова­ ние агрегатов и перевод их в транспортное положение и обратно;

создания и внедрения средств автоматизации и конт­ роля выполнения технологических процессов;

улучшения условий эксплуатации скоростных агрега­ тов и т. д.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И АГРОТЕХНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СКОРОСТНЫХ КОРПУСОВ ПЛУГОВ

БУРЧЕНКО П. Н., ИВАНОВ А. Н., КАШАЕВ Б. А., МАМЕДОВА Л . В., ПЕЙСАХОВИЧ Б. И.

(ВИМ),

КИРЮХИН В. Г., ОРЛОВ н. м

(ВИСХОМ)

Одна из главных задач при решении проблемы повы­

шения

рабочих скоростей

МТА —создание корпуса плу­

га для работы «а скоростях 8—12 км/ч.

В

1970 г. на полях

КНИИТИМ а были проведены

сравнительные энергетические и агротехнические иссле­

дования корпусов следующих марок

(табл. 1):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1

 

Техническая характеристика

плужных

корпусов

 

 

 

 

 

 

Показатель

 

 

о

 

о

о

 

00

 

 

 

со

 

th

а

>.

 

W

 

 

 

 

 

и

о

и

о

5

 

 

 

 

 

 

 

•&

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

Рабочая

скорость, км/ч

4 - 7 ,6—9! 8-12 8-12 8-12 6—9

6 - 9

Ширина захвата, см

35

35

35

35

35

35

 

35

Угол лемеха со стенкой борозды,

42

38

45

45

42

38

 

45

град

 

 

 

47

43

39

34

42

39

 

49

Максимальный

угол верхней обра­

 

зующей,

град

40

36

35

28

35

 

42

Минимальный

угол образующей,

 

град

 

 

лемеха, мм

574

617

545

545

574

617

 

540

Длина лезвия

 

Высота

полевого обреза, мм

355

355

300

300

350

 

 

250

Высота

отвала, мм

430

430

430

430

450

494

 

375

Расстояние

от носка лемеха до

323

323

300

300

300

 

423

направляющего шаблона, мм

30

30

23

23

25

26

 

25

Угол лемеха с дном борозды, град

 

Вылет

направляющего шаблона,

170

170

212

 

200

217

 

225

мм

 

 

 

115

115

 

ПО

 

Угол раствора касательных направ­

 

 

ляющего

шаблона, град

350

350

370

370

375

 

350

Высота

направляющей, мм

 


стандартного культурного корпуса К-35; серийного скоростного корпуса КС-11; скоростного корпуса КСЭ-01

с нормальной полевой доской шириной 100 мм, с уширенной до 160 мм доской,

типа «Джон-Дир» с углоснимами и без предплуж­ ников;

скоростного корпуса КСЭ-11 с широкой (160 мм) по­ левой доской, имеющего одинаковые с корпусом КСЭ-01 параметры лемешно-отвальной поверхности, но отличаю­ щегося от него конструктивным оформлением (утолщен­ ный трапециевидный лемех, уширенная полевая доска,

сменная грудь отвала);

 

 

 

скоростного

корпуса КСЭ-21

с нормальной (100 мм)

полевой доской;

 

 

 

 

скоростного

корпуса

КСШ-01,

разработанного

в 1962 г. и представляющего

собой разновидность кор­

пуса КСЭ;

 

 

 

 

скоростного

полувинтового корпуса ПЛУ-01 (АСМ);

скоростного

полувинтового

корпуса

ПЛЕ-81 с угло­

снимами, изготовленного СКВ З О Р по образцу корпусов «Джон-Дир».

Техническая экспертиза наиболее перспективных кор­ пусов КСЭ-11 и КСЭ-21, проведенная с помощью профилографа, позволяющего вычертить направляющие шаб­ лоны рабочей поверхности корпуса, показала, что основ­ ное их отличие заключается в размерах по сечению АВ (рис. 1). Максимальный размер АВкорпуса КСЭ-21, характеризующий степень отбрасывания почвы в боко­

вом направлении, больше максимального размера

Л і В и

корпуса КСЭ-11 для V I , V I I , V I I I шаблонов

на

вели­

чину

29—44 мм, а средний — на

величину

22,5—32 мм.

Это

свидетельствует о том, что

крыло отвала

корпуса

КСЭ-21 больше повернуто относительно полевого

обре­

за, чем КСЭ-11, что способствует

уменьшению

величины

отброса почвы в сторону, а следовательно, и

уменьше­

нию тягового сопротивления.

 

 

 

 

Для энергооценки корпусов были оборудованы два

агрегата, состоящие из тензометрического

трактора-ма­

кета с прицепным 4-корпусным плугом «Труженик» (аг­ регат ВИМа) и с навесным плугом ПЛН-5-35 с четырьмя корпусами (агрегат ВИСХОМа).

На этих агрегатах испытывали корпуса каждого ти­ па. Перед испытаниями лемехи были заточены, а по-


Рис. 1. Шаблоны плужных

корпусов КСЭ-11

и КСЭ-21.

 

верхности отвалов прошлифованы

в специальном кана­

ле с песком.

В агрегате ВИМа в качестве измерительного звена

устанавливали тензокольцо

между

прицепом

плуга

и скобой трактора,

а в навесном агрегате ВИСХОМа —

между тензорамой

(с навеской) и рамой трактора.

 

Энергооценку и агрооценку корпусов проводили на по­

ле из-под озимой

пшеницы

с ровным

рельефом.

Тип

почвы — предкавказский чернозем. После уборки пшени­ цы поле было продисковано лущильником ЛДГ-15. Вес растительных остатков на 1 м 2 равнялся 57,8—68,9 г.

Каждый участок разбивали на четыре делянки (по 100 м) «туда» и «обратно». На каждой делянке динамометрирование проводили на одной из намеченных ско­ ростей.

ПЪ тяговому сопротивлению плуга при определенной скорости движения, глубине пахоты и ширине захвата подсчитывали среднее значение удельной мощности kv (произведение удельного сопротивления на скорость движения) для трех 30-метровых участков на каждой 100-метровой делянке. Всего на одной скорости для каж­

дого варианта корпусов с учетом направления

движе­

ния — туда и обратно — -было получено шесть

реализа­

ций сопротивления и шесть средних значений удельной мощности, а для всего диапазона скоростей, на которых проводили исследования, таких реализаций было 24.


Д ля корпуса каждого типа на ЭВМ «Наири» опреде­ ляли коэффициенты корреляции а и Ь эмпирического вы­ ражения: kv = av-\-bvz.

По рассчитанным на ЭВМ значениям kv определяли удельное сопротивление корпусов на соответствующих скоростях движения:

k = — = а + bv2 кг/см2 .

V

Характер изменения удельного сопротивления от ско­ рости для различных корпусов различен и зависит от формы корпуса и почвенных условий (рис. 2, 3).

6

7

в

9

Ю

11У,""/ч

Рис. 2. Зависимость удельного тягового сопро­ тивления 4-корпусного прицепного плуга от скорости движения и типа плужных корпусов:

/ — К-35;

2 — КС-11: 3—КСЭ-11;

4 — КСЭ-21;

5 —

КСЭ.01;

6 — типа «Джон-Дир»;

7 АСМ ПЛУ;

8 —

 

КСШ-01,

 

 

п,

иг/см*

0,55

 

 

 

 

 

 

0,50

 

 

 

 

 

 

^

5

6

7

8

9

V.KM/ч

Рис. 3. Зависимость

удельного

тягового

сопротивления

4-корпусного навесного плуга

от скорости

движения и типа

плужных

 

корпусов:

 

/ — К-35; 2 — КС-11;

3 —КСЭ-11;

4 КСЭ-21.

Однако во всех случаях наблюдается общая тенден­ ция взаимного расположения кривых удельного сопро­ тивления от скорости для различных корпусов: наиболь­

шее удельное

сопротивление имеет

стандартный

корпус

К-35, за ним

в порядке уменьшения — КС-11,

КСЭ-11,

КСЭ-01, КСЭ-21.

 

 

Результаты

динамометрирования

скоростного

корпу­

са КСЭ-01 с полевыми досками шириной 100 и 160 мм показали, что применение широкой доски увеличивает тяговое сопротивление прицепного плуга в среднем на 4%, а навесного при скорости 6 км/ч — на 3%, 9 км/ч — на 5%.

Эти данные свидетельствуют о том, что при выборе размеров полевой доски следует учитывать не только устойчивость хода пахотного агрегата, но и обеспече­ ние благоприятных условий работы плужного корпуса. Увеличение ширины полевой доски создает препятствие слою пласта, сдвигаемому предплужником, что ухудша­ ет условия его работы и отражается на качестве задел­ ки растительных остатков.

Корпуса типа «Джон-Дир», ПЛУ-01, КСШ-01 в боль­ шинстве опытов по удельному сопротивлению уступали корпусу КСЭ-01 с широкой полевой доской.

Полученные при динамометрировании данные повы­ шения скорости Av показывают, что удельное сопротив­

ление

скоростных

корпусов

КСЭ-21

на

скоростях

8—12

км/ч такое же, что и стандартных

К-35

на

скоро­

сти 5—7 км/ч и серийных КС-11 на скорости

6—9

км/ч.

Агротехнические

диапазоны

скоростей

сравниваемых

корпусов находятся в следующих пределах, км/ч: 4—7 — стандартного К-35, 7—9 —серийного КС-11, 8—12 — всех экспериментальных скоростных корпусов.


Т а б л и ц а 2

Удельные сопротивления k сравниваемых корпусов при средних агротехнических скоростях движения

Корпус

Скорость, к

Й

о

и

а

I

процент к К-35

Агрегат ВИМа

участок

процент к КС-П

и

М

И участок

процент к К-35

процент к КС-П

о

и,

к

 

Агрегат ВИСХОМа

 

 

I участок

 

 

II участок

процент КСк

процент 35-Кк

процент

к

я

процент 35-Кк

 

KC-11

 

 

 

 

 

 

 

 

К-35

 

6

0,585

100

87

91

0,688

100

106

0,567

100

97

104

0,549

100

99

КС-П

 

8

0,670

115

100

100

0,650

95

100

0,588

104

100

100

0,554

101

100

КСЭ-01:

 

0,647

111

 

 

 

 

0,542

96

 

 

 

 

10

 

 

96

100

 

 

 

0,533

94

91

98

 

 

 

с нормаль­

 

 

 

 

 

 

 

 

ной

поле­

 

0,648

111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вой

дос­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кой

 

10

 

 

102

105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с широкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полевой

 

0,680

116

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

доской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

104

10

 

 

 

 

0,657

96

101

 

 

 

 

0,576

105

КСЭ-11

 

 

 

 

 

 

 

 

КСЭ-21

10

0,562

96

84

87

0,628

92

97

0,492

87

84

90

0,517

94

94

КСШ-01

10

0,658

112

98

101

0,566

100

96

104

ПЛУ-01

10

0,675

115

101

104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛЕ-81

10

0,721

123

108

112