Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Стерня

 

 

 

<?г> кгс

 

 

 

 

Пшеницы

 

 

 

 

200

 

160

 

 

Суданки

 

 

 

 

400

 

205

 

 

 

 

 

 

400

 

265

 

 

Подсолнечника и

 

430-450

400—500 и более

 

кукурузы

 

 

 

 

 

 

 

 

Во всех случаях

скорость v движения была

1,3

м/сек,

а колесо двигалось без отрыва от почвы, т. е. с

Qz(t)>0.

При повышении

скорости

дви­

Д..

 

 

 

жения

от 1,3 до 3,8 м/сек

с со­

При КМ/СеК:

1

 

хранением

величины

средней

см2

 

реакции

на

колесе

 

жесткость

 

 

 

 

опоры

возрастала

на 8—15%.

 

 

 

 

Сопоставление

этих

данных с

 

 

 

 

зависимостями,

полученными в

 

 

 

 

типичных

условиях

Краснодар­

 

 

 

 

ского

края

(рис. 1), показыва­

 

 

 

 

ет, что навесной плуг с жестким

 

 

 

 

опорным

колесом не позволяет

 

 

 

 

использовать

до

конца

воз­

100 200

С0. М/с»

можности

скоростной

вспашки,

Рис.

1. Зависимость

диспер­

а значительный

положительный

сии глубины пахоты DA от

эффект от снижения

жесткости

жесткости опоры плуга С0

опоры

до известных

пределов

при

различной

скорости его

может быть получен лишь на

 

движения.

 

высоких

скоростях.

 

 

 

 

 

 

 

У навесного плуга с обще­ принятой компоновкой наиме­ нее устойчив по глубине по­ следний корпус (рис. 2). С уменьшением жесткости опоры и увеличением скорости движе­ ния происходит выравнивание колебаний глубины пахоты от­ дельными корпусами, однако неравномерность глубины вспашки последним корпусом наибольшая.

Всоответствии с типовой

операционной технологией [6, 9] равномерность глубины вспашки оценивается макси­ мальными отклонениями от средней, поэтому далее рас-

0А

Л

 

см2

4

\

1

>

-

г

 

100 200

С0, кг/см

Рис. 2. Зависимость диспер­ сии глубины пахоты отдель­ ными корпусами плуга от

Ж е С Т К О С Т И

ОПОрЫ При £>р =

=4 м/сек

(/—4 — номера

корпусов).


сматриваются лишь колебания глубины пахоты послед­

ним

корпусом,

которые

удобно

характеризовать в дан­

ном

случае дисперсией

DA.

 

 

 

 

 

Колебания глубины пахоты вызываются колебаниями

микрорельефа

поля

h(t)

и

колебаниями составляющих

сопротивления почвы: горизонтальной Rx(t)

и вертикаль­

ной Rz(t) [8], причем дисперсию

DA

можно

представить

составляющими

DAj(\

h, х, z,

R),

соответствующими

каждому воздействию:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я , = 2

оА;=УоА].

 

 

( і )

Значения DAj

определяются

выражением:

 

 

 

 

°АІ==J W

I ^

H I

2 ^ .

 

(2)

 

 

 

 

 

оо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— CO

 

 

 

 

 

где

Sj(co)

спектральные

плотности

воздействий

 

 

 

(i=h,x,z,R);

 

 

 

 

 

 

| Wj (їсо) f2

квадрат

модуля

передаточной

функции

 

 

 

/-воздействия.

 

 

 

 

Используя

значения

функции

| № > і ( н о ) | 2

и

учитывая

кинематические параметры навесного агрегата, проана­ лизируем схему формирования процесса колебаний глу­ бины пахоты и физический смысл зависимости его от

жесткости опоры. При С о = 4 0 0 кгс/см (рис.

3, а) значе­

нию (о = ©ь например, соответствует | Wh(iai)

| 2 > 4 . Лег­

ко показать, что для навесного агрегата с оптимальным положением МЦВ плуга это возможно в одном случае: когда колебания профиля дна борозды B(t) = В sin [ o ) i ^ + -т-ф(соі)] превышают по амплитуде Я колебания микро­

рельефа h{t) = # s i n ant, т. е. В>Н

и процессы B(t)

nh(t)

противоположны по фазе: ф(соі) л; it. Непосредственно

от­

сюда

следует, что улучшить равномерность глубины па­

хоты

A(t)

при малой

передаче

колебаний трактора

на

плуг

в

общем случае

можно за счет изменения

массы

плуга, демпфирующих

свойств почвы (и опоры)

и жест­

кости опоры, а в конкретном — за счет уменьшения

по :

следней

[ 2 ] . При

С о = 1 0 0

кгс/см

(рис. 3, б)

значению

(Oi соответствует

| Wh(i(d\|2~

1. Это

возможно

лишь

при

В(Y)~const

и ф ( ( 0 і ) « 0 , т.

е. когда

плуг при

наезде

его


 

 

6

 

 

 

Рис. 3. Процесс изменения

глубины пахоты и его ди­

 

 

сперсия

DA:

 

 

 

й - С 0 = 4 0 0 кг/см; б — С0 =100 кг/см; 1 — h(t); 2 — A(t)\

3 —

B(t).

 

колеса на неровность не успевает выглубиться

(или

за-

глубиться), так

как в отличие от условий

работы

при

С 0 = 400 кгс/см

сила, препятствующая вертикальному

пе­

ремещению плуга, больше силы, необходимой для де­ формации его опоры. В первом случае часть дисперсии

глубины ADAII,

приходящаяся на интервал

частот

toi^-coi + Асо, превышает соответствующую часть

диспер­

сии микрорельефа AD/j более чем в 4 раза, во втором —

они равны (см. рис. 3). Работа плуга с несколькими

опор­

ными колесами

(прицепного,

полунавесного)

при

пери­

оде

колебаний

микрорельефа

Т\(Ti^2n/(d\),

меньшем

или

равном длине плуга,

соответствует | Wh

( і а ц )

| 2 « 1.

 

Физическая

сущность

влияния уменьшения жестко­

сти опоры на составляющую дисперсии Д А Н проста: опо­ ра меньшей жесткости оказывает меньшее сопротивле­ ние вертикальным перемещениям плуга при действии на

него приращений сил

Rx(t) и Rz(t). Величина этого пе­

ремещения при С о > 5 0

кгс/см практически обратно про­

порциональна жесткости опоры. Навесной плуг, свобод­

но сочлененный

с трактором, должен работать

при

Ср>0. И с этой

целью необходима установка на

нем

опорного колеса, а колесо будет выполнять свои функ­ ции при условии:

<Ш>о. (3)


о

Рис. 4. Зависимость со­ ставляющих дисперсии глубины пахоты от жест­

кости

С 0

опоры

плуга:

1

DA

=

Dh +

D Alt'

 

при

j=R.

 

При повышении скоростей вспашки до 15 км/ч это требова­ ние, сформулированное в свое время Д. А. Чудаковым [10], остается в силе. Проверка (рас­ четная и экспериментальная) влияния снижения жесткости опоры на частотный спектр дис­ персии D A показала, что при ра­ боте навесного агрегата в реаль­ ных условиях оно невелико и про­ является лишь при малых, много меньших допустимого, уровнях дисперсии глубины пахоты.

Таким образом,

при

большой

жесткости

опоры

D A

h > > D A R

и можно принять D A R = 0, при ма­

лой — картина обратная,

зависи­

мость DA=f(C0)

имеет

минимум

(рис. 4).

 

 

 

Аналитическое решение задачи подрессоривания плу­ га в общем виде очень сложно, если вообще возможно, поэтому при исследовании были проанализированы за­ висимости составляющих дисперсии D A I от параметров, характеризующих взаимодействие органов плуга с поч­ вой и входящих в выражение | Wj(m) | 2 , рассмотрены характеристики воздействий и сделаны на основании этого обоснованные допущения, получено решение с ис­ пользованием численных методов интегрирования выра­ жений вида (2).

Анализ показал, что для полей, существенно разня­ щихся по удельному сопротивлению, твердости и влаж­ ности почвы, отличиями кривых | Wj(iu)) | 2 можно прене­ бречь: отклонения их ординат лежат в пределах 3—7%.

Вбольшинстве случаев корреляционные функции

микрорельефа разных зон страны

имеют вид [ 1 , 5, 7]:

 

 

 

 

/?(x) =

Z)A e-«cos?x,

 

(4)

с коэффициентами

а = 0,1-оо 7м,

|3 =

0-М Ум

и диспер­

сией

Z ) / i =

1-^6

см2 .

Встречаются

и

значения

£>/Ї= 10-7-16

см 2

[1], однако в этих

случаях,

вероятно,

учтены

колебания

микрорельефа

с

частотой

со<0,3-т-

-^0,5 '/м, не оказывающие

заметного

влияния

на коле­

бания

глубины

пахоты

[ 3 ] .

Спектр

дисперсии

располо-