Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рд.кг

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

Мпрк,кгм

350

300

250

200

150

100

50

О

5

10

15

20

25

30

35

ЬОЬ.град.

Рис. 2. Зависимость Pa

= f(6)

и Mnp.K

= f(S)

для I , II, V I схем пружинных компенсаторов.

повороте сницы на угол б ролик рычага, перекатываясь по беговой дорожке кулачка, обеспечивает различное усилие Р'я. При определенной величине б усилие Р'д становится равным нулю. При изменении угла є установки кулачка характеристика роста и снижения МПр.к меняется.

Схема V I (рис. 1, е) . Точка присоединения тяги в дан­ ном случае находится на оси симметрии трактора. В про­ цессе поворота тяга I7D проходит над точкой О прицепа сницы, и при этом плечо создаваемого компенсатором момента Мпр.к становится равным нулю.

Графики зависимости Ря и МПр.к от утла б показывают (рис. 2), что применение схемы I I облегчает условия ле­ вого поворота, так как при 6 = 45° величина Лїп р .к в срав-


нении со схемой I уменьшается на 30%. Устраняя необ­ ходимость в сложной консольной ферме, схема I I рацио­ нальнее эталонной с различных точек зрения. В то же вре­ мя она не требует существенного изменения конструктив­ ной схемы жатки ЖРС-4,9. Более сложная схема V обес­ печивает практически такие же условия левого поворота, как и идеальная схема. В зависимости от угла є установки кулачка момент А4Пр.к становится равным нулю при 6 = = 18-^26°. При большем б момент М п р . к становится отри­ цательным, т. е. не препятствующим, а способствующим левому повороту трактора. Но при прямолинейном движе­ нии агрегата отклонения жатки предотвращаются этим компенсатором более эффективно (в связи с большей скоростью увеличения Мпр.к при углах б < 1 0 ° ) .

Экспериментальная проверка показала, что рацио­ нальные схемы компенсаторов, кроме уменьшения попе­ речных колебаний, обеспечивают снижение тягового со­ противления жатки на 10—15% (за счет уменьшения уг­ лов увода ее шин).

На основе анализа динамики и кинематики всех пру­ жинных стабилизирующих устройств и результатов ис­ пытаний их новых конструкций ВНИИМЭСХ подготовил необходимые методики расчета и рекомендовал устанав­ ливать на модернизированные жатки ЖРС-4,9 один из новых вариантов компенсаторов со сжатыми пружинами. Тросовые схемы компенсаторов (в частности, схема V) целесообразно использовать для оснащения вновь проек­ тируемых несимметричных прицепных машин, конструк­ ция рамы которых должна обеспечивать возможность ра­ боты основного звена на растяжение. Эти рекомендации и методики использованы КБ Первомайского завода сель­ скохозяйственных машин при модернизации скоростных жаток.

Следует отметить, что способ уменьшения поперечных отклонений несимметричной прицепной машины с по­ мощью пружинных компенсаторов может быть использо­ ван в определенных пределах. Ограничения обусловлены тем, что момент Мпр.к передается только на трактор. Как отмечено выше, в ряде случаев целесообразно использо­ вать устройства, создающие сопротивление JV поперечно­ му отклонению машины, пропорциональное угловой ско­ рости горизонтальных колебаний. Сопротивление N = f{b) создают обычные сферические диски лущильных секций. При этом момент, отклоняющий трактор, уменьшается.



Дополнительно следует отметить, что наиболее есте­ ственным способом повышения устойчивости прямолиней­ ного движения несимметричной машины является полное или частичное уравновешивание систематического откло­ няющего момента.

При существующей схеме агрегатирования прицепной жатки с трактором уравновешивание отклоняющих ее моментов наиболее целесообразно осуществлять путем совмещения различных технологических операций, т. е. путем создания комплексных агрегатов, обеспечивающих скашивание хлебов и одновременную поверхностную об­ работку почвы в межвалковых промежутках. Применение скоростных жатвенно-лущильных агрегатов может быть обосновано тремя аргументами:

необходимостью предотвращения повышенных потерь влаги из почвы, резко увеличивающихся после скашива­ ния хлебов (потери воды в первые шесть дней после среза стеблестоя достигают 40—100 т/га в сутки);

необходимостью повышения загрузки двигателей скоростных тракторов, работающих с одиночными жат­ ками;

возможностью взаимного уравновешивания отклоняю­ щих моментов, создаваемых жатвенной и лущильной ча­ стями комплексного агрегата.

В процессе выполненных во ВНИИМЭСХе специаль­ ных экспериментально-теоретических исследований рабо­ ты жатвенно-лущильных агрегатов на базе скоростной жатки ЖРС-4,9 разработаны основные технические тре­ бования к схеме жатвенно-лущильного агрегата, методи­ ки расчета общей ширины захвата лущильных секций и обоснования размеров околовалковых защитных зон с учетом вероятностных характеристик различных опера­ ций, методика расчета оптимального соотношения между рабочими захватами правых и левых лущильных секций, а также методика расчета перераспределения вертикаль­ ных реакций на опорных точках комплексного жатвеннолущильного агрегата.

На основе всех этих материалов разработано несколь­ ко рациональных макетных схем комплектований агрега­ тов, которые могут служить прототипом для проектиро­ вания промышленных образцов жаток-лущильников или могут быть рекомендованы в качестве образцов для под­ готовки комплексных агрегатов непосредственно в хозяй­ ствах (рис. 3).

Рис. 3. Основные схемы комплексных жатвенно-лущильных агрегатов на базе скоростной жатки ЖРС-4,9.

Все схемы оборудованы устройствами для выключения дисков с сиденья тракториста (путем установки нулевого угла атаки при движении на поворотной полосе).

Лабораторно-полевые исследования и хозяйственные испытания экспериментальных образцов жатвенно-лу­ щильных агрегатов показали, что при работе с таким аг­ регатом на скорости 9 км/ч двигатель трактора МТЗ-50ПЛ загружен на 90—93% против 45—55% с одиночной жат­ кой (трактор МТЗ-80 соответственно на 75—80% против 35—40%). Качество формирования валка и их подбора при этом не ухудшилось. Вертикальные и боковые на­ грузки на опорные колеса жатки при комплектовании жатвенно-лущильных агрегатов по рациональной схеме уменьшились. Предельные отклонения прицепной части агрегата по сравнению с одиночной жаткой снизились на 25—40%- Значительно уменьшился момент, перекаши­ вающий трактор.

Расчеты экономической эффективности жатвенно-лу- шильного агрегата показали, что их применение может обеспечить экономию в размере 3—5 руб/га.

ВЫ В О Д Ы

1.Применение рациональных схем пружинных ком­ пенсаторов, стабилизирующих прямолинейное движение жатки, дает возможность снизить тяговое сопротивление


несимметричных машин, уменьшить их ширину и вес

иулучшить условия левого поворота агрегата.

2.Комплектование жатвенно-лущильных агрегатов на базе скоростных жаток обеспечивает рациональное сов­ мещение технологических операций, а также возможность взаимного уравновешивания систематических отклоняю­ щих моментов и целесообразного повышения загрузки

двигателей энергонасыщенных колесных тракторов.

У К А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы

 

1. Г а с п а р ь я н ц

Г. А. Боковой увод автомобильного

колеса. В сб.:

Вопросы машиноведения. М., Изд-во АН СССР, 1950.

 

2. М е щ е р я к о в

В. А. Некоторые особенности прямолинейного

движения несимметричных прицепных машин.

«Механизация

 

и электрификация процессов сельскохозяйственного производст­

3.

ва», вып. 14. Зерноград, ВНИИМЭСХ, 1971.

Ф е д о с е е в

П. Н., М а к с и м ч у к

В. К- Потери молотилки ком­

 

байна СК-4 при движении его со смещением от оси валка. В сб.:

 

Пути улучшения и использования МТП. Новосибирск, СибВИМ,

4.

1969.

Д. А. Основы теории

трактора и автомобиля. М.,

Ч у д а к о в

Сельхозиздат, 1962.

О ГЛАВНЫХ ФАКТОРАХ, УПРАВЛЯЮЩИХ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ХЛЕБНЫХ ВАЛКОВ

НЕДОВЕСОВ В. И. (ВНИИМЭСХ)

Формирование валка — это сложный, многоэтапный процесс. Современными жатками сформировать качест­ венные валки невозможно, так как процесс валкообразования жатками неуправляем. С этой целью проведены исследования, позволившие установить основные факто­ ры, влияющие на процесс валкообразования, определить закономерности формирования валка.

Критериями оценки эффективности различных при­ емов управления процессом валкообразования служили основные параметры валка. Резкое изменение ширины валка, объемного веса, связности, распределения колосьев по ширине и др. обусловлено ориентацией его стеблей. Следовательно, управление ориентацией стеблей в валке позволит изменять его основные параметры. Поэтому при теоретическом анализе процесса валкообразования ориен тация стеблей была главным критерием оценки различ­ ных приемов управления параметрами валка. Второй критерий — ширина валка.

Исследование процесса формирования валка проведе­ но применительно к валкообразующему устройству, пред­ ставляющему собой плоский транспортер, сбросная кром­ ка АВ которого (линия отрыва хлебной массы от тран­ спортера) может быть произвольно расположена в про­ странстве (рис. 1). Транспортирование срезанных стеблей осуществлялось поперек движения жатки. Теоретические исследования процесса формирования хлебного валка выполнены на модели потока, сходящего с транспортера жатки, который состоит из цилиндрических, параллельно уложенных, не связанных между собой стержней, утол­ щенных на одном конце. На модели были исследованы все этапы формирования валка:

первый — падение стеблей на транспортер жатки; второй — поворот стеблей на транспортере жатки;