Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
Рд.кг
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
Мпрк,кгм
350
300
250
200
150
100
50
О |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
ЬОЬ.град. |
Рис. 2. Зависимость Pa |
= f(6) |
и Mnp.K |
= f(S) |
для I , II, V I схем пружинных компенсаторов.
повороте сницы на угол б ролик рычага, перекатываясь по беговой дорожке кулачка, обеспечивает различное усилие Р'я. При определенной величине б усилие Р'д становится равным нулю. При изменении угла є установки кулачка характеристика роста и снижения МПр.к меняется.
Схема V I (рис. 1, е) . Точка присоединения тяги в дан ном случае находится на оси симметрии трактора. В про цессе поворота тяга I7D проходит над точкой О прицепа сницы, и при этом плечо создаваемого компенсатором момента Мпр.к становится равным нулю.
Графики зависимости Ря и МПр.к от утла б показывают (рис. 2), что применение схемы I I облегчает условия ле вого поворота, так как при 6 = 45° величина Лїп р .к в срав-
нении со схемой I уменьшается на 30%. Устраняя необ ходимость в сложной консольной ферме, схема I I рацио нальнее эталонной с различных точек зрения. В то же вре мя она не требует существенного изменения конструктив ной схемы жатки ЖРС-4,9. Более сложная схема V обес печивает практически такие же условия левого поворота, как и идеальная схема. В зависимости от угла є установки кулачка момент А4Пр.к становится равным нулю при 6 = = 18-^26°. При большем б момент М п р . к становится отри цательным, т. е. не препятствующим, а способствующим левому повороту трактора. Но при прямолинейном движе нии агрегата отклонения жатки предотвращаются этим компенсатором более эффективно (в связи с большей скоростью увеличения Мпр.к при углах б < 1 0 ° ) .
Экспериментальная проверка показала, что рацио нальные схемы компенсаторов, кроме уменьшения попе речных колебаний, обеспечивают снижение тягового со противления жатки на 10—15% (за счет уменьшения уг лов увода ее шин).
На основе анализа динамики и кинематики всех пру жинных стабилизирующих устройств и результатов ис пытаний их новых конструкций ВНИИМЭСХ подготовил необходимые методики расчета и рекомендовал устанав ливать на модернизированные жатки ЖРС-4,9 один из новых вариантов компенсаторов со сжатыми пружинами. Тросовые схемы компенсаторов (в частности, схема V) целесообразно использовать для оснащения вновь проек тируемых несимметричных прицепных машин, конструк ция рамы которых должна обеспечивать возможность ра боты основного звена на растяжение. Эти рекомендации и методики использованы КБ Первомайского завода сель скохозяйственных машин при модернизации скоростных жаток.
Следует отметить, что способ уменьшения поперечных отклонений несимметричной прицепной машины с по мощью пружинных компенсаторов может быть использо ван в определенных пределах. Ограничения обусловлены тем, что момент Мпр.к передается только на трактор. Как отмечено выше, в ряде случаев целесообразно использо вать устройства, создающие сопротивление JV поперечно му отклонению машины, пропорциональное угловой ско рости горизонтальных колебаний. Сопротивление N = f{b) создают обычные сферические диски лущильных секций. При этом момент, отклоняющий трактор, уменьшается.
Дополнительно следует отметить, что наиболее есте ственным способом повышения устойчивости прямолиней ного движения несимметричной машины является полное или частичное уравновешивание систематического откло няющего момента.
При существующей схеме агрегатирования прицепной жатки с трактором уравновешивание отклоняющих ее моментов наиболее целесообразно осуществлять путем совмещения различных технологических операций, т. е. путем создания комплексных агрегатов, обеспечивающих скашивание хлебов и одновременную поверхностную об работку почвы в межвалковых промежутках. Применение скоростных жатвенно-лущильных агрегатов может быть обосновано тремя аргументами:
необходимостью предотвращения повышенных потерь влаги из почвы, резко увеличивающихся после скашива ния хлебов (потери воды в первые шесть дней после среза стеблестоя достигают 40—100 т/га в сутки);
необходимостью повышения загрузки двигателей скоростных тракторов, работающих с одиночными жат ками;
возможностью взаимного уравновешивания отклоняю щих моментов, создаваемых жатвенной и лущильной ча стями комплексного агрегата.
В процессе выполненных во ВНИИМЭСХе специаль ных экспериментально-теоретических исследований рабо ты жатвенно-лущильных агрегатов на базе скоростной жатки ЖРС-4,9 разработаны основные технические тре бования к схеме жатвенно-лущильного агрегата, методи ки расчета общей ширины захвата лущильных секций и обоснования размеров околовалковых защитных зон с учетом вероятностных характеристик различных опера ций, методика расчета оптимального соотношения между рабочими захватами правых и левых лущильных секций, а также методика расчета перераспределения вертикаль ных реакций на опорных точках комплексного жатвеннолущильного агрегата.
На основе всех этих материалов разработано несколь ко рациональных макетных схем комплектований агрега тов, которые могут служить прототипом для проектиро вания промышленных образцов жаток-лущильников или могут быть рекомендованы в качестве образцов для под готовки комплексных агрегатов непосредственно в хозяй ствах (рис. 3).
Рис. 3. Основные схемы комплексных жатвенно-лущильных агрегатов на базе скоростной жатки ЖРС-4,9.
Все схемы оборудованы устройствами для выключения дисков с сиденья тракториста (путем установки нулевого угла атаки при движении на поворотной полосе).
Лабораторно-полевые исследования и хозяйственные испытания экспериментальных образцов жатвенно-лу щильных агрегатов показали, что при работе с таким аг регатом на скорости 9 км/ч двигатель трактора МТЗ-50ПЛ загружен на 90—93% против 45—55% с одиночной жат кой (трактор МТЗ-80 соответственно на 75—80% против 35—40%). Качество формирования валка и их подбора при этом не ухудшилось. Вертикальные и боковые на грузки на опорные колеса жатки при комплектовании жатвенно-лущильных агрегатов по рациональной схеме уменьшились. Предельные отклонения прицепной части агрегата по сравнению с одиночной жаткой снизились на 25—40%- Значительно уменьшился момент, перекаши вающий трактор.
Расчеты экономической эффективности жатвенно-лу- шильного агрегата показали, что их применение может обеспечить экономию в размере 3—5 руб/га.
ВЫ В О Д Ы
1.Применение рациональных схем пружинных ком пенсаторов, стабилизирующих прямолинейное движение жатки, дает возможность снизить тяговое сопротивление
несимметричных машин, уменьшить их ширину и вес
иулучшить условия левого поворота агрегата.
2.Комплектование жатвенно-лущильных агрегатов на базе скоростных жаток обеспечивает рациональное сов мещение технологических операций, а также возможность взаимного уравновешивания систематических отклоняю щих моментов и целесообразного повышения загрузки
двигателей энергонасыщенных колесных тракторов.
У К А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы |
|
|
1. Г а с п а р ь я н ц |
Г. А. Боковой увод автомобильного |
колеса. В сб.: |
Вопросы машиноведения. М., Изд-во АН СССР, 1950. |
|
|
2. М е щ е р я к о в |
В. А. Некоторые особенности прямолинейного |
|
движения несимметричных прицепных машин. |
«Механизация |
|
и электрификация процессов сельскохозяйственного производст |
||
3. |
ва», вып. 14. Зерноград, ВНИИМЭСХ, 1971. |
||
Ф е д о с е е в |
П. Н., М а к с и м ч у к |
В. К- Потери молотилки ком |
|
|
байна СК-4 при движении его со смещением от оси валка. В сб.: |
||
|
Пути улучшения и использования МТП. Новосибирск, СибВИМ, |
||
4. |
1969. |
Д. А. Основы теории |
трактора и автомобиля. М., |
Ч у д а к о в |
Сельхозиздат, 1962.
О ГЛАВНЫХ ФАКТОРАХ, УПРАВЛЯЮЩИХ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ХЛЕБНЫХ ВАЛКОВ
НЕДОВЕСОВ В. И. (ВНИИМЭСХ)
Формирование валка — это сложный, многоэтапный процесс. Современными жатками сформировать качест венные валки невозможно, так как процесс валкообразования жатками неуправляем. С этой целью проведены исследования, позволившие установить основные факто ры, влияющие на процесс валкообразования, определить закономерности формирования валка.
Критериями оценки эффективности различных при емов управления процессом валкообразования служили основные параметры валка. Резкое изменение ширины валка, объемного веса, связности, распределения колосьев по ширине и др. обусловлено ориентацией его стеблей. Следовательно, управление ориентацией стеблей в валке позволит изменять его основные параметры. Поэтому при теоретическом анализе процесса валкообразования ориен тация стеблей была главным критерием оценки различ ных приемов управления параметрами валка. Второй критерий — ширина валка.
Исследование процесса формирования валка проведе но применительно к валкообразующему устройству, пред ставляющему собой плоский транспортер, сбросная кром ка АВ которого (линия отрыва хлебной массы от тран спортера) может быть произвольно расположена в про странстве (рис. 1). Транспортирование срезанных стеблей осуществлялось поперек движения жатки. Теоретические исследования процесса формирования хлебного валка выполнены на модели потока, сходящего с транспортера жатки, который состоит из цилиндрических, параллельно уложенных, не связанных между собой стержней, утол щенных на одном конце. На модели были исследованы все этапы формирования валка:
первый — падение стеблей на транспортер жатки; второй — поворот стеблей на транспортере жатки;