Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по мостовой схеме, на одну из диагоналей которой подается напряжение источника питания, а к другой диагонали подключен якорь двигателя. В этой схеме возможны два варианта режимов работы ключей. В первом варианте ключи Кх и К3 работают одновременно, а ключи К 2 и Ki— в противофазе с н и м и , т . е. если на первом интервале tL замкнуты К1 и К3 и верхний зажим якоря соединен с по­ ложительным полюсом, то на втором интервале t2 при замкнутых К2 и Кх к верхнему зажиму якоря будет прн-

LL

*

ti ч

г

6)

Рис. 5-66. Принципиальная схема реворспвиого электропривода с ИPH (а) и диаграмма изменения напряжения па якоре двигателя (о)

при одновременной коммутации ключей It\,

Н3 и К,, Я,.

соединен отрицательный полюс сети. Очевидно, что прп указанной работе ключей среднее напряжение на зажимах двигателя равно:

Uср

^с('1-<а)

 

Тк

 

 

 

Считая по-прежнему у = ty!TK и учитывая t2 =

Т,{

tx, находим:

Ucp = ( 2 y - i ) U c.

(5-87)

 

Отсюда уравнения скоростной и механической харак­ теристик могут быть представлены в виде

®ср — (2у — 1)У С- Д Я/.ер

 

(5-88)

 

АФн

 

 

2V-1

Дя

М

(5-89)

01ср ■ *ФВ и а

(*Фи)а

ср‘

С изменением у можно изменить не только значение,,

но и знак скорости двигателя.-Действительно,

при 1

304


у > 0,5 скорость идеального

холостого

хода coj =

= (2у — 1) со0> 0; при 0,5 > у ^

0 — со3 <

0. Следует

обратить внимание, что в данном случае под у понимается относительное время замкнутого состояния ключей Кг и К3, т. е. у1|3; соответственно для ключей К2 и Кл у,г 1 —

- 1 — Yi,*-’

На рис. 5-67, а показаны механические характеристики рассматриваемого электропривода. На этом рисунке пунк­ тирными линиями выделена зона переменного тока. Для

Рис. 5-67. Скоростные (.механические) характеристики ревер­

сивного электропривода

с ИРН.

а — при одновременной коммутации Н„ К3

н К», И,; б — при ком­

мутации в противофазе И , н К ,

или К . п К 3.

определения граничного значения знакопостоянного тока можно воспользоваться тем же методом, который был использован при выводе (5-82) и (5-82а). Однако при этом следует учесть, что при рассматриваемом здесь способе коммутации ключей

 

 

Uс

 

АФцШСр

(5-78а)

 

 

тп

 

щ г

h

Uc

АФцСОср

: 2 /к .з 4~ ^ 2 -

(5-79а)

пя

Дя

 

Подстановка этих значений токов и / 2

в уравнение

i2(72) = / 2- [ / 2-

/ 1(l

е ldTя)]е 'а/тя = о

позволяет найти:

 

 

 

 

 

 

СО,гр -

; со, ,(2V_

1

- Ty

^ r

(5-90)

И

 

 

У (1-Т)

 

 

 

1гр • ■■In,

 

(5-91)

 

1

? У к

305


Сопоставление (5-91) с (5-83) показывает, что в данном случае при одном и том жо значении у граничный ток оказывается в 2 раза больше, чем в случае подключения якоря двигателя к источнику с постоянной полярностью напряжения. Для рассматриваемой схемы также в 2 раза возрастает и пульсация тока. Действительно, из (5-78а) и (5-79а) следует:

7(1—V)

TnfK '

(5-92)

Всвязи с этим заметно увеличиваются потери энергии

вцепи якоря двигателя. С целью уменьшения потерь в.схеме рис. 5-66, а может быть изменена последователь­ ность коммутации ключей. Для одного направления

вращения включаются в противофазе ключи К 1 и К л при постоянно закрытом К3 н открытом К.,. При этом получается схема, аналогичная схеме на рис. 5-64, а, когда якорь подключается к однополярному источнику питания. Для получения обратного направления вращения включаются в противофазе ключи К 2 и К3 при постоянно закрытом К ,j п открытом К 1. Соответствующие механиче­ ские характеристики показаны на рис. 5-67, б. Ширина зоны переменного тока н уровень пульсаций тока для рассматриваемого варианта такие же, как и для схемы нереверсивного электропривода на рис. 5-64, а, но при этом несколько усложняется схема управления ключами.

Г л а в а ш е с т а я

ЧАСТОТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

6-1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Применение частотного регулирования скорости зна­ чительно расширяет возможности использования асин­ хронных электроприводов в различных отраслях промыш­ ленности. В первую очередь это относится к установкам, где производится одповремеппое изменение скорости не­ скольких асинхронных двигателей, приводящих в дви­ жение, например, группы текстильных машин, конвейе­

306


ров, рольгангов и т. гг. Используется частотный принцип регулирования скорости асинхронных двигателей гг в шгднвпдуальных установках, особенно в тех случаях, когда необходимо получить от механизма высокие угловые скорости, например, для центрифуг, шлифовальных стан­ ков и т. д. Питание асинхронных двигателей осуществ­

ляется при этом не от общей

 

сети; а от преобразователя

 

частоты ПЧ,

показанного на

 

рис. 6-1, энергия к которому

 

подводится от сети постоян­

 

ной частоты /1Си напряжения

 

£/1С. На выходе преобразова­

 

теля, как правило, меняется

 

не только частота Д, но и

 

напряжение Uy. Для преоб­

 

разования

частоты

могут

 

быть использованы электро-

Рис. 6-1. Схема включения

машиниые или полупровод­

асипхроиных двигателей, по­

никовые устройства, разли­

лучающих питание от преоб­

чающиеся по принципу дей­

разователей частоты.

ствия и конструкции.

'

 

Возможность изменения скорости асинхронного дви­ гателя при регулировании частоты Д следует непосредст­ венно из выражения

со0 = 2я;Д/р,

из которого видно, что синхронная скорость асинхронного двигателя прямо пропорциональна частоте напряжения статора. При регулировании частоты возникает также необходимость регулирования напряжения источника пи­ тания. Действительно, э. д. с. обмотки статора асинхрон­ ного двигателя пропорциональна частоте и потоку

£ i = c®/i.

(6-1).

С другой стороны, пренебрегая в первом приближении падением напряжения на сопротивлениях обмотки ста­

тора, т. е. полагая Д£Д = Д УЩ + Х1*=*=*0, можно запи­ сать:

и г ^ Е г

или с учетом (6-1)

(6-2)


Из приведенного выражения следует, что при неизмен­ ном напряжении источника питания U1 и регулировании его частоты изменяется магнитный поток асинхронного двигателя. В частности, уменьшение частоты Д приводит к возрастанию потока и как следствие к насыщению ма­

шины п увеличению тока намагничивания,

что связано

с ухудшением энергетических показателей

двигателя,

а в ряде случаев и с его недопустимым нагревом. Увели­ чение частоты Д приводит к снижению потока двигателя, что при постоянном моменте нагрузки па валу в соответ­ ствии с выражением М = кФ1« cos ср., приводит к возра­ станию тока ротора, т. е. к перегрузке его обмоток по току при недоиспользованной стали. Кроме того, с этим связано снижение максимального момента и перегрузочной способности двигателя.

Для наилучшего использования асппхрониого двига­ теля при регулировании скорости изменением частоты необходимо регулировать напряжение одновременно в функции частоты и нагрузки.

Регулирование напряжения лишь в функции одной частоты с учетом характеристики механизма может быть реализовано в разомкнутых системах частотного управ­ ления.

Регулирование напряжения в фупкцпп нагрузки можно осуществить, как правило, лишь в замкнутых системах, в которых при использовании обратных связей напряже­ ние прп данной частоте может изменяться в зависимости от нагрузки.

Изменение частоты источника питания позволяет регу­ лировать скорость асинхронного двигателя как выше, так п ниже основной. Обычно прп регулировании выше основ­ ной скорости частота источника питания превышает номинальную не более чем в 1,5—2 раза. Указанное ограничение обусловлено прежде всего прочностью креп­ ления обмотки ротора. Кроме того, с ростом частоты питания заметно увеличиваются величины мощности по­ терь, связанные с потерями в стали статора. Регулирова­ ние скорости вниз от основной, как правило, осуществ­ ляется в диапазоне до 10—15. Нижний предел частоты ограничен сложностью реализации источника питания с низкой частотой, возможностью неравномерности вра­ щения и рядом других факторов. Таким образом, частот­ ное регулирование скорости асинхронного двигателя может осуществляться в диапазоне до 20—30. Использование

308