Файл: Основы автоматизированного электропривода учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ваться относительная величина падения напряжения на активном сопротивлении обмотки статора ДДц, от тока намагничивания. Действительно, = EJx^, следова­ тельно,

RiI\JEx =

R i _

Ri

 

 

 

J*1

 

 

 

~ =

2яДЕ,^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■(.i

 

Ь

 

) г

Ц

А

Для

более

 

точного

учета

J-fL

 

Ul

 

\

L

падения

напряжения

на

об­

 

 

 

мотке

статора

 

при частотном

 

 

 

1

S

Г

 

 

 

 

 

 

 

регулировании

обратимся

к

Рис.

6-3. Т-образная схема

Т-образной схеме

замещения

асинхронного двигателя, при­

замещения

асинхронного

 

 

двигателя.

 

веденной на рис. 6-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из анализа Т-образной схемы замещения можно найти

значение

приведенного

тока

ротора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

U1*ц

 

 

 

 

(6- 11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R\

 

 

 

 

-х&г — ХцХк) +

 

 

 

 

I2

 

у

Щ

7?1 (а^+яД-Ь - f (*1+*Д|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подставляя полученное значение I', в (2-49) и учиты­ вая, что независимо от частоты xjx^ 1 и x ' J x ^ ^ l , находим:

М

_________ 3ЩЩ

RxЩ,2

(6- 12)

сйп-"[гк + ( Ri + ~f j +

 

 

 

, ) .

 

Аналогично тому, как это было сделано в гл. 2, пз последнего выражения могут быть найдены значения критических скольжения и момента

 

1 + (Ri/X\i)2

(6-13)

 

Ri+ xiT

 

 

_________

иI

(6-14)

“ о [ Й 1 ± V (Ri + -гк) (1 +

/?i'A'-ti)]

При номинальной частоте отношение RJx^ не превы­

шает 0,1—0,15, т. е. (ЯДад)2

1. С учетом этого соотно­

шения (6-13) и (6-14) обращаются соответственно в (2-53)

и (2-54).

При изменении частоты пропорционально ей изме­ няются и индуктивные сопротивления двигателя. Если воспользоваться параметрами двигателя при номинальной

313


частоте, то при любой иной частоте соответствующие индуктивные сопротивления равны:

■T'i =

f i — X m f i * j

2-к,== ®к. ii/ i * >

Я-р. = I н/l * 1

где .r1H,

.г„п, .г„ „,

.г-|Ш—

индуктивные сопротивления дви­

гателя

при / 1Н.

 

 

 

Подставляя полученные значения индуктивных сопро­

тивлений в (6-13)

и (6-14), учитывая, что со0

= соонf vt, и

 

 

 

 

Рис. 6-4. Закоп изменения на­

 

 

 

 

пряжения источника перемен­

 

 

 

 

ной частоты при регулирова­

 

 

 

 

нии

скорости асинхронных

 

 

 

 

двигателей и случае К — const

 

 

 

 

 

 

п М с = . const.

 

 

 

 

 

1 — для двигателя АОЛОМ-4 (50 Вт);

 

 

 

 

г — для

дпигатсля А62-4 (14 кВт).

вводя обозначения

р1([ =

R x/.r(lH

и

р1К

 

ходпм:

 

 

 

 

 

 

 

,

_ _ j _

i/^/i* + Pi|i _

(6-13a)

h

 

/ l* - r l! .ll '

/ l * H - P J ii ’

 

 

Mk1 ______________ Щ

 

 

(6-14a)

2 cooh^k. и

— l

U l* *f"PiK) (/?* Т"Рф)]

 

Тогда из (6-14a)

и условия

 

 

 

 

X

 

M'

М'

 

const

 

 

М с (со)

й/„

 

 

 

 

 

 

можно получить скорректированный закон изменения напряжения при частотном регулировании в виде

■U-

___ / l* P :

i +

V ( / i * + P i k ) (Л* 4"Р ф )

(6-15)

г*

P i k

+ V ( i + Р ;к ) (1 + P iM)

 

 

 

 

где M K.H— значение критического момента при номиналь­ ных частоте и напряжении;

= UJUW\ М с* = M J M R.

314


В (G-15) знак минус перед радикалами числителя и зна­ менателя опущен, так как в данном случае речь идет о поддержании постоянства перегрузочной способности только в двигательном режиме.

На рис. 6-4 показаны зависимости Ur* (Д*), постро­ енные по основному (пунктирная линия) и скорректиро­ ванному (сплошные линии) законам изменения напряже­ ния при частотном регулировании скорости для случая Ме = const = М и. При скорректированном законе (6-15) построены две зависимости соответственно для асинхрон­ ных двигателей единой серин с короткозамкнутым ротором

АОЛ011-4

(50

Вт, р1К = 0,513; pui

- 0,164) и

А62-4

(14 кВт;

р1К =

0,275; pui = 0,0182).

Из анализа

этих

зависимостей следует, что скорректированный закон из­ менения напряжения заметно отличается от основного главным образом в зоне низких частот. При этом указан­ ное отличие тем больше, чем меньше мощность двигателя,

.точнее, чем больше значения р1К и рП1.

6-3. МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЧАСТОТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Из (6-12) может быть получено выражение для механи­ ческих характеристик, аналогичное (2-55)

2Л/к (1+а',к)

(6-16)

s/sk+ sl</s + 2“ '*к ’

в котором М к ы si* определяются по (6-13а) и (6-14а) и

 

■fii/j*

(6-17)

 

Щ UU+p'i

 

 

Значения

М'к, s'K и а' полностью определяют форму

механической

характеристики двигателя.

 

Как указывалось выше, значение М к при изменении частоты определяется также законом изменения напря­ жения. При изменении последнего в соответствии с (6-15) для любой частоты будет соблюдаться условие X = const. Если же с изменением частоты напряжение регулируется в соответствии с (6-4), то при Д -v 0 и М'к-+0. Это озна­ чает, что перегрузочная способность двигателя умень­ шается при снижении Д. На рис. 6-5 показаны зависимости М к (/]), построенные для двигателей АОЛ011-4 (50 Вт) и А62-4 (14 кВт) при условии £Д/Д = const. Там же пунк­ тиром нанесена зависимость М'к (Д) для случая, когда

315


0,8
' 1,0
U

при М с = const напряжение источника питания изме­ няется по скорректированному закону (6-15). Сопоставле­ ние приведенных зависимостей показывает, что с умень­ шением/х до (0,6 -г- 0,5) / 1Нзначение критического момента снижается на 15—30% значения М'к при номинальной частоте. При этом со снижением мощности двигателя

(точнее, с ростом значения Ри,- и Phi) указанное откло­ нение М'к от Мк.п стано­ вится более заметным. При /1 > fiu отклонения Мк

0,8

 

 

 

 

от Мк.к несколько мень­

0,4

 

 

 

 

ше,

чем

при

 

 

 

 

 

Отсюда может быть сделан

 

 

 

 

 

0,2

 

 

 

 

вывод,

согласно которому

0

0,2

0,4 0,6 0,8

1,0

1,2 1,4 1,6

закон

изменения напря­

жения

£7j//i =

const

мо­

Рис. 6-5. Зависимости изменения

жет использоваться

для

критического (максимального) мо­

двигателей средней п боль­

мента при частотном регулирова­

шой мощности при изме­

нии

асинхронных

двигателей в

нении частоты в пределах

случае изменения иаиряжеиия ио

(0,5 -к 1,5) /щ.

При

этом

 

закону Ul/fL — const.

J — для

АОЛОИ-4 (5U 13т);

2 — для

X — (0,8 -ч- 1,1) Л„,

где

 

 

А62-4 (14 кВт).

 

Хи — перегрузочная

спо­

 

 

 

 

 

собность

при

/1Н и

С/1Н.

Для двигателей же малой мощности при тех же условиях

этот закон применим

в диапазоне частот (0,7 -к 1,3)/ 1Н.

Значения sK н я',

как это следует из (6-13а)

н (6-17),

зависят только

от / х, причем

со снижением Д

значение

sH растет, а я'

уменьшается.

Отметим, что рост

при

уменьшении Д не означает еппжоння -жесткости механи­ ческих характеристик. Действительно, падение скорости по сравнению с синхронной в критической точке механи­ ческой характеристики, определяемой координатами Мк, $к, равно:

а

^

л / ~Д * + Р ч 1

Дшк—®0sK— ®он——

у

.

 

А К.Ч1

'

JlH="rPlH

Из приведенного выражения видно, что со снижением

частоты Дсйк также уменьшается и при Д = 0

Дсо _

Pl^‘ 1 /^l+PlK

А

" “

PiK V i+P:v

K'n’

где Дсок н — паДеннескорости в критической точке механической характеристики при ДИ.

316


Следует обратить внимание на особенности расчета механических характеристик при Д 0, т. е. в режиме динамического торможения. В этом случае стоящее в числителе и знаменателе (6-16) произведение a'sД как это следует из (6-13а) и (6-17), обращается в нуль. С дру­

гой

стороны, согласно

(6-13а) при Д

0

скольжение

s,'( ->

оо, a s —>■— оо (по

определению,

за

исключением

случая со = 0). Однако содержащееся в (6-16) отношение этих величин будет вполне определенным. Действительно,

Шп 4 =

Нш co9iiZi» -

co

г

/г» + Р|к =

U SK

/,*-► () co0 1 i/ l*

 

/ Г * + Р 1 ц

 

ш х'н. i i P i i ;

М

р11; Г

1 -f- p j|,

 

шо п-Дргц

й<Ок.ы

Рхц '

1 4" P i к

Для оценки жесткости механических характеристик при частотном регулировании асинхронных двигателей можно воспользоваться тем свойством, что рабочий уча­ сток характеристики близок к прямой. В этих условиях жесткость рабочего участка механической характеристики может быть определена по точке холостого хода (s .= 0)

2Мк (1 + а'*к) M tf-*® )

2Л/к(1+ «',;;)

.cou(^H-s;/ + 2a'^s)2

s_o

Подстановка в полученное выражение значений входя­ щих в него величин по (6-13а), (6-14а) и (6-17) после ряда преобразований дает:

Рх.

3щ

(6-18)

ШдН-й;.' (/1* +Pi(l)

 

С целью оценки изменения жесткости механических характеристик, связанного с изменением частоты, удобнее отнести рх- х к значению жесткости при номинальной частоте. Тогда

Рх.х

и U (А*)

1 + p'ijx

(6-18а)

Рх.х.и

(/Д+РцД

 

Из полученных выражений следует, что значение жест­ кости рабочего участка механической характеристики при частотном регулировании определяется главным образом законом изменения напряжения £Д (Д) источника пита-

317